Альтернативное прочтение Мастера и Маргариты

   

  Роман не вышел в свет при жизни автора, на долгие 26 лет он был забыт и опубликован только в 1966 году. Многие книги знаменитых мастеров социалистического реализма, массово печатавшиеся в эти годы, ныне попросту  неинтересны современному читателю. У романа «Мастер и Маргарита» совсем другая судьба – роман читают, роману посвящено несчетное количество книг и статей, на сюжет романа сделано множество театральных постановок и несколько фильмов (в Югославии, Польше, Швеции, России).
   В чем причина долголетия литературного произведения? Если сказать совсем коротко, то, пожалуй, главная причина - в степени талантливости автора. О романе до сих пор спорят, по разному объясняют, о чем же хотел сказать Михаил Булгаков. Содержимое романа, несмотря на большое количество посвященных ему исследований, до настоящего времени остается загадкой для булгаковедов.
    Роман, действительно, порядочно зашифрован, ведь это далеко не только роман о «вечной, верной любви» Мастера и Маргариты. Многие персонажи романа имеют вполне конкретные исторические прототипы – известные личности того времени и показаны они далеко не в идеалистическом виде. По большому счету, Булгаков замаскировал в романе сатиру на нравы сталинского времени, но даже в замаскированном виде роман не мог быть опубликованным в то время, современниками  были узнаваемы фигуры, выведенные в романе.
   Роман прочитали, наверное, все, - лично знаю людей, не по одному десятку раз прочитавших книгу. Чтение романа – нелегкое, но увлекательное занятие. Великолепный, сочный язык романа, его крылатые фразы прочно вошли в жизнь общества, значительно повлияли на нравы не одного поколения читателей. Но знаем ли мы истинное содержание романа, и о чем же все - таки хотел поведать читателю Булгаков?
   Чтобы не заблудиться в замысловатых дебрях весьма сложного по конструкции произведения читателю очень пригодится хороший проводник, показывающий   и объясняющий - куда же ведет повествование автора, что же скрывается за той или иной фигурой романа? Рекомендую такого опытного проводника - литератора Альфреда Баркова. В своем исследовании «Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение» (книга вполне доступна любознательному читателю в Интернете - http://www.masterandmargarita.eu/estore/pdf/emru002_barkov.pdf) автор предлагает по другому взглянуть на роман, его фабулу и персонажей и делает это весьма доказательно, ему веришь.
  И уже совершенно другими глазами читается хорошо знакомая книга, ведь Булгаков оставил в романе много пометок, чтобы читатель сам догадался, о чем идет речь.
  Общепринято, что в образе Мастера Булгаков показал себя самого и что этот образ следует воспринимать только в положительном свете. По версии А. Баркова под Мастером подразумевается М. Горький, знаменитый советский писатель, под Маргаритой – вовсе не жена Булгакова, а также весьма знаменитая артистка Художественного театра Мария Андреева, гражданская жена Горького. И образы эти далеко не такие положительные - сегодня Горький нас не очень интересует. По большому счету, роман «Мастер и Маргарита» - это история перерождения талантливого писателя, который когда-то изобличал преступления, но, став на сторону дьявольской системы, стал участником ее преступлений, погубил свой талант и в результате как писатель уходит в небытие, в забвение.
   При внимательном прочтении Маргарита – далеко не идеал «вечной, не проходящей любви», она из породы ведьм. Реальные жизненные прототипы Воланда и Левия Матвея – Ленин и Лев Толстой, что весьма неожиданно. В образе Фагота - Коровьева показан Василий Иванович Качалов, известный артист.
    У каждого действующего лица в романе есть четкий жизненный прототип, каждому из них Булгаков дал две-три характерных черты облика, манеры поведения, или рода деятельности. Кто такой Варенуха? – Немирович-Данченко, а Римский – это Станиславский, Латунский и Семплеярский – это Луначарский, театр Варьете – это МХАТ. Под МАССОЛИТОМ, конечно же, угадывается  Союз Советских Писателей, а расшифровывается эта аббревиатура как МАСтера СОциалистической ЛИТературы.
   Какой же смысл вкладывался в название «мастер» в контексте понятий той эпохи? Очень четкое понятие писателя, принявшего советскую власть и ее идеалогию и взявшего на себя обязанность участия в идеологической обработке окружающих.
   Себя самого Булгаков показал в романе в образе поэта Бездомного – Понырева и, конечно, не отождествлял себя с «мастерами социалистической литературы», роман показывает его отношение к литературному истеблишменту того времени.
    Хочется понять, о чем же все - таки хотел сказать Булгаков? А. Барков дает читателю нить, держась за которую можно совсем по-другому воспринимать повествование романа и его персонажей, делать свои неожиданные выводы и открытия. Исследование А. Баркова как вспышка молнии освещает каждый уголок романа, наполняет новым смыслом каждый жест, каждое слово, каждый взгляд. Роман засветился новыми волшебными красками, раскрывающими потрясающей глубины замысел Булгакова.
Роман многопланов, в нем невероятное количество пластов, подтекстов, великолепен язык романа, он просто притягивает и завораживает.
   Желаю читателю интереснейшего и увлекательного перепрочтения гениального романа.


Рецензии
Спасибо!Действительно неожиданно!))Впереди лето. Придется вернуться к этому роману.

Ида Замирская   24.05.2024 22:03     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.