О скотстве

В далёкие 70-е мы, московские школьники, по обмену делегациями молодёжи поехали в Польшу. Готовились к поездке, волновались. Нам показали Варшаву, рассказали как восстанавливали город по камешку - полуголодные люди, часто без крыши над головой. Водили по Старому городу - прекрасному и вдохновенно хранимому. Прогулялись мы и по парку Лозенки, где слушали Шопена, сидя на траве, среди благоухающих цветов. Музеи, галереи, встречи и беседы с молодёжью Польши.
 В один из дней поехали в Майданек - концлагерь, в котором погибли тысячи людей, по большей части - поляки и евреи. С нами вместе отправились в Майданек молодые поляки. Вышли из автобусов, пошли по территории лагеря. Тишина там необыкновенная, мёртвая тишина. Даже самые весельчаки среди нас приутихли, когда вошли в один из бараков: по обе стороны от пола до потолка - рваные арестантские робы,человеческие волосы, обувь, на стене напротив входа - фотоархив. Многие из моих однокашек стояли и плакали. Здесь, в этом страшном месте, где даже стены до сих пор кричат и стонут сотнями голосов умученных, мы потеряли счёт времени.
 И вдруг смех взорвал тишину: молодые симпатичные поляки - девушка и парень, целовались и обнимались, совершенно не обращая внимания ни на что и ни на кого. В оторопи от увиденного, задаю вопрос старшему их группы: "Скажите, а что с ними? Почему, КАК ЭТО ВОЗМОЖНО В ТАКОМ МЕСТЕ?.." Пожилой поляк ответил, смутившись: "Мы не хотели, чтобы наши дети ЗНАЛИ О ТОМ, ЧТО ПЕРЕЖИЛИ МЫ, ИХ ДЕДЫ, РОДИТЕЛИ. ОНИ НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ О ВОЙНЕ". Всё прекрасное, что мы узнали и увидели в Польше, померкло в несколько секунд. Тогда я подумала, как важна историческая память, родовая преемственность поколений. Страшно, когда вместо человека встречаешь миловидного пустоглазого мутанта.
                ...
 В пятницу ехала к маме - из Железнодорожного в Жулебино. На Выхино вышла из маршрутки, направилась к метро. Всё как обычно. И вдруг увидела двоих - парень и девушка лет 17 - с Георгиевскими ленточками в руках. Подумала, что хорошо бы принести отцу на могилку этот знак воинской славы и памяти. День Победы наша семья праздновала всегда, был он более торжественным и желанным, чем какой-то иной - благодаря отцу.
 Подошла к молодым: "Ребята, можно мне ленточку?" В ответ слышу:" 20 рублей!" - улыбаются. Я опешила, спрашиваю: "Это что, новый вид бизнеса?" "Ну да, на мороженное собираем". Спрашиваю: "И как это соотносится с Победой в войне?.." Улыбка стала шире, похоже, вопроса моего даже не поняли. Говорю: "Вы бы раздали ленточки старикам. Мало их осталось, ветеранов..." Полное непонимание и неудовольствие на лицах.
Третий день не могу прийти в себя, всё думаю: как мы, народ, потерявший в годы войны десятки миллионов лучших сынов и дочерей Отечества, допустили такое? Где, когда родители настолько упустили своих чад, что они такими циниками скудодушными выросли? А не настанет ли такой день, когда в очередной погоне за новомодной тряпкой или (бери выше!) халявной квартирой эти умельцы не додумаются до продажи своих родителей на органы? Слишком тонка пуповина совести у манкуртов.


Рецензии
Большая тема. С нарастающей актуальностью. Наша память о той Войне. И то, что в головах и душах тех, кто сильно младше...
Почти 10 лет назад были на отдыхе в маленьком польском городке Штутово на Балтике, недалеко от Гданьска. Август, до моря 1,5-2 км через сосновый лес. Светло-серый, чистый до скрипа, песочек пляжей. Запахи прогретого соснового леса мешаются со свежестью морского ветра... Крупинки янтаря. Променады отдыхающих по кромке моря. Много детей. Музыка вдали... Лепота. Идиллия.
А в сосновом лесу, недалеко от дома, где мы остановились - музей концлагеря "Stuthof", который в 1944 освобождала Красная Армия. Посетители есть, поляки в основном. Колючая проволока, сохранившихся несколько бараков, дом коменданта, в котором экспозиция, кинозал. Приятно удивило, что несмотря на известные и давние "трения" между Россией (СССР) и Польшей, большинство экспозиций имели и русский текст, висели явно советские картины. Я могу понимать и польский язык, поэтому когда ходил по баракам еще и читал документы. Ком в горле от увиденного. Какой-то чуть уловимый, но угнетающий запах. И слезы возле "особой печи", когда наполняешься ужасом и болью, читая "рапорты", что творили с собой люди, сходившие с ума в этом лесу... Русские, поляки, евреи...
А потом выходишь на воздух, а он - одуряюще свежий. А там - вот он лес, чуть дальше море... И вот они люди - упитанные, ярко одетые, розовые... Живые.
И смотрел я на поляков и думал: "Вы, панове, понимаете, что если бы..." Сильное впечатление от таких посещения мест. Но, возможно, это дело индивидуальное. Может от того, что в свое детство мы много читали, смотрели хорошего, пронзительного кино о войне и... прониклись?
Теперешние детки загружены гораздо более мощными потоками развлекательного,придуманного, коммерческого... И сколько уже лет вылилось и всякой лжи, и передергиваний о войне. А может, они еще пока по возрасту не ощущают так "ужас войны и смерти"?
Думаю, что надо, чтоб молодые обязательно посещали такие не гламурные места, музеи, нашу Хатынь. Надо придумывать для них не модные квесты, но рассказывать реальные истории. Чтоб с ними говорили знающие, увлеченные, эмоциональные "экскурсоводы". Может тогда достучимся...

Анатолий Екимов   28.03.2017 18:02     Заявить о нарушении
Примечательно, что вы откликнулись на эту мою заметку. Я была в Хатыни. До сих пор молчу о ней. У нас не было "экскурсоводов" и гидов, мы приехали сами, ходили слушали, смотрели. Невероятной, какой-то нереально живописной красоты места. Остовы печей, чернеющих на фоне синего неба. Памятник, берёзки... Шли от одного списка к другому, молча шли, говорить не хотелось... Лёгкий ветер и перешёптывание колоколов. Потом, уже дома читала материалы о Хатыни. Ком в горле. Нет пределов человеческой стойкости и человеческой подлости. Как они шли, понимая, что с ними будет? Как это вообще может уместить разум, когда с тобой рядом ДЕТИ - мал мала меньше?! Не за себя страшно,а именно за них. Там каждый двор - многодетная семья... Надо , надо рассказывать об этом молодым. Иначе - катастрофа. Бездуховные моральные уроды не способны ни любить, ни защитить не только Отечество, но даже своих родных, близких.
А вот , что меня удивило: вы написали про запах. Да, именно, запах смерти - особенный, тяжело, гнёт к земле... В своё время читала о лагере-плахе Треблинке, тоже на территории Польши. И рассказывала своим студентам о нём, о блокадном Ленинграда, о человеческом и бесчеловечном на войне. Это действительно очень большая тема, соглашусь с вами, я бы сказала - одна из основополагающих воспитания нравственности в людях. Но сейчас мы живём в эпоху постмодерна. Правда нивелируется, вместо фактов - фейки наводняют не просто СМИ, но и учебники, а ветераны уходят, уходят. Скоро некому будет говорить о войне как о факте личной биографии. Думаю, что "Бессмертный полк" в этом смысле - замечательная инициатива. Только бы не вылилось всё в сиюминутные акции к датам.
Толя, спасибо вам за доверительный рассказ о своих впечатлениях и уроках памяти. Очень ценно это и радостно, что всё же помним, помним и не даём забыть своим детям. Очень рада вам!


Ирина Цаголова   28.03.2017 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.