Загадка. Старинная русская баня по чёрному. Ответ
общественный деятель, переводчик. Его переводы Гейне и Гёте являются классикой
перевода этих замечательных поэтов.В своих произведениях изобличал трудности русской жизни и жестокость самодержавия. За это в 1861 году был сослан на каторгу в Сибирь.
Стихотворение о бане называется "Апостол Андрей".
Привожу его полностью.
Апостолы носят учение Христа
По свету стопой неустанной,
Идёт и славянские наши места
Апостол Андрей Первозванный.
По северным дебрям,холмам и топям,
Забрёл он к туманным Ильменским водам.
Стоит деревянная дальше изба.
Обуглены срубы, - и паром
Все щели дымятся,а сбоку труба
Погибельным дышит угаром.
В избе всё клокочет, шипит и кипит,
И дымная туча над кровлей висит.
Зияет, как пасть, почерневшая дверь,
Вся мокрою сажей одета.
Подумал апостол, -Погибну теперь.
Но верой душа в нём согрета.
"Спасся Даниил и от хищных зверей,
Изми меня, боже, из рук дикарей".
Всё ближе толпа подступает к нему,
С обеих боков нажимает,
Теснит его к двери, и в грозную тьму,
Как жертву, с собой увлекает.
Зловонным и знойным туманом объят,
Апостол подумал, что ввергнулся в ад.
На миг у него помутилось в глазах,
И дух захватило от жара.
Хотел закричать он, - ни звука в устах!
И видит сквозь облако пара:
Стоит раскалённая печь, а при ней
Хлопочет толпа обнажённых людей.
Растрескались красные камни жерла,
И искры дождём с него прыщут:
В потёмках угара два страшных котла
Шипят и клокочут, и свищут,
Припомнил Андрей вавилонскую печь
\В которой трёх отроков думали сжечь\
Он хочет спросить о вине их своей.
Все разом кричат, не внимая.
Опять обступили, -Скорее, скорей!
Толпятся, его раздевая...
По скользкому полу волочат к печи,
В жерло ей плеснули водой палачи.
Пары над каменьями шумно встают
Удушливой белою тучей.
Андрей содрогнулся:его обдают
Ушатами влаги кипучей.
Едва удержаться он мог на ногах...
И видит, у всех уже прутья в руках.
Запрыгали лозы по мокрым спинам,
се сами себя они хлещут,
Смеясь, и апостола бьют по бокам,
Смеясь в него щёлоком плещут.
От скорби великой лишаяся сил,
Отчаянным голосом он возопил.
"Скажите, ред ем я из ас виноват?
За что мне такое мученье",
Те хлещут и плещут, хохочат, кричат,
Какое мученье, - мовенье.
Тут замертво на пол апостол упал,
И как его вынесли вон не слыхал.
Но вот окатили студёной водой.
Он ожил. Толпа суетится,
Его одевая, - и снова с собой
Зовёт, н зовёт подкрепиться.
Хотел из них каждый его угостить,
И начал апостол по людям ходить.
Отведав их соли и хлеба, Андрей
На холм из села удалился.
Прилёг там и нравам славянских людей
Смущённой душлю дивился.
И думал о том, что в будущем ждёт
И сторону эту и этот народ.
Казалось бы, молвил он, славно им жить,
У всех есть и хлеб и свобода.
Откуда ж привычка самих себя бить
Явилася здесь у народа.
Никто их не мучит, никто их не бьёт.
Так сами придумали, странный народ.
Да, любит побои, пристрастен к битью!
Пожалуй народу такому
ЗАХОЧЕТСЯ СПИНУ ПОДСТАВИТЬ СВОЮ
ПОД РОЗГИ ПАЛКИ ДРУГОМУ. /выделено мной\
Но баней славянской вконец истомлён
Андрей погрузился в дремоту, - и сон.
Свидетельство о публикации №116040401218
Банные старинные обычаи сейчас переросли в науку.
Назывется это лечение РОЗГОТЕРАПЕЙ. (См. в интернте.)
С уважением!
Анатолий Лукьянович Козин 06.04.2016 19:57 Заявить о нарушении
Анатолий Лукьянович Козин 06.04.2016 19:58 Заявить о нарушении