Загадка. Старинная русская баня по чёрному. Ответ

   Автор произведения поэт Михаил Илларионович Михайлов \ 1829-1865\ публицист,
общественный деятель, переводчик. Его переводы Гейне и Гёте являются классикой
перевода этих замечательных поэтов.В своих произведениях изобличал трудности русской жизни и жестокость самодержавия. За это в 1861 году был сослан на каторгу в Сибирь.
   Стихотворение о бане называется "Апостол Андрей".
Привожу его полностью.

Апостолы носят учение Христа
   По свету стопой неустанной,
Идёт и славянские наши места
   Апостол Андрей Первозванный.
По северным дебрям,холмам и топям,
Забрёл он к туманным Ильменским водам.

Стоит деревянная дальше изба.
   Обуглены срубы, - и паром
Все щели дымятся,а сбоку труба
   Погибельным дышит угаром.
В избе всё клокочет, шипит и кипит,
И дымная туча над кровлей висит.

Зияет, как пасть, почерневшая дверь,
   Вся мокрою сажей одета.
Подумал апостол, -Погибну теперь.
   Но верой душа в нём согрета.
"Спасся Даниил и от хищных зверей,
Изми  меня, боже, из рук дикарей".

Всё ближе толпа подступает к нему,
   С обеих боков нажимает,
Теснит его к двери, и в грозную тьму,
   Как жертву, с собой увлекает.
Зловонным и знойным туманом объят,
Апостол подумал, что ввергнулся в ад.

На миг у него помутилось в глазах,
   И дух захватило от жара.
Хотел закричать он, - ни звука в устах!
   И видит сквозь облако пара:
Стоит раскалённая печь, а при ней
Хлопочет толпа обнажённых людей.

Растрескались красные камни жерла,
   И искры дождём с него прыщут:
В потёмках угара два страшных котла
   Шипят и клокочут, и свищут,
Припомнил Андрей вавилонскую печь
\В которой трёх отроков думали сжечь\

Он хочет спросить о вине их своей.
   Все разом кричат, не внимая.
Опять обступили, -Скорее, скорей!
   Толпятся, его раздевая...
По скользкому полу волочат к печи,
В жерло ей плеснули водой палачи.

Пары над каменьями шумно встают
   Удушливой белою тучей.
Андрей содрогнулся:его обдают
   Ушатами влаги кипучей.
Едва удержаться он мог на ногах...
И видит, у всех уже прутья в руках.

Запрыгали лозы по мокрым спинам,
   се сами себя они хлещут,
Смеясь, и апостола бьют по бокам,
   Смеясь в него щёлоком плещут.
От скорби великой лишаяся сил,
Отчаянным голосом он возопил.

"Скажите, ред ем я из ас виноват?
   За что мне такое мученье",
Те хлещут и плещут, хохочат, кричат,
   Какое мученье, - мовенье.
Тут замертво на пол апостол упал,
И как его вынесли вон не слыхал.

Но вот окатили студёной водой.
   Он ожил. Толпа суетится,
Его одевая, - и снова с собой
   Зовёт, н зовёт подкрепиться.
Хотел из них каждый его угостить,
И начал апостол по людям ходить.

Отведав их соли и хлеба, Андрей
   На холм из села удалился.
Прилёг там и нравам славянских людей
   Смущённой душлю дивился.
И думал о том, что в будущем ждёт
И сторону эту и этот народ.

Казалось бы, молвил он, славно им жить,
   У всех есть и хлеб и свобода.
Откуда ж привычка самих себя бить
   Явилася здесь у народа.
Никто их не мучит, никто их не бьёт.
Так сами придумали, странный народ.

Да, любит побои, пристрастен к битью!
   Пожалуй народу такому
ЗАХОЧЕТСЯ СПИНУ ПОДСТАВИТЬ СВОЮ
   ПОД РОЗГИ ПАЛКИ ДРУГОМУ.        /выделено мной\
Но баней славянской вконец истомлён
Андрей погрузился в дремоту, - и сон.


Рецензии
Прочёл с интересом! Спасибо Георгий!
Банные старинные обычаи сейчас переросли в науку.
Назывется это лечение РОЗГОТЕРАПЕЙ. (См. в интернте.)

С уважением!

Анатолий Лукьянович Козин   06.04.2016 19:57     Заявить о нарушении
В тексте есть ошибки. (Скажите, ред ем я из ас виноват?)

Анатолий Лукьянович Козин   06.04.2016 19:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.