Лучшее стихотворение сайта 2015. Победители

ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ принять участие в конкурсе Этот День Победы. Конкурс военной лирики
http://www.stihi.ru/2016/05/07/4200

Уважаемые участники конкурса и гости нашей Творческой Мастерской!

Мы рады представить вам победителей конкурса ЛУЧШЕЕ СТИХОТВОРЕНИЕ САЙТА 2015 г.
Итоги:
1 место:

- АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Санскрит» http://www.stihi.ru/2015/07/10/3091
2 место:

- ЯН БРУШТЕЙН «Вечер лошади» http://www.stihi.ru/2015/10/24/24
3 место разделили:

- ЛИПА ЛИПОВАЯ «жимолость» http://www.stihi.ru/2015/02/06/2780

- ФИМА ЖИГАНЕЦ «Весенняя баллада о небесной Бухаре» http://www.stihi.ru/2015/03/12/812

================ КОММЕНТАРИИ И КВОТЫ СУДЕЙ ================

~~~~~~~~~~~~~~~~~ АЛЕКСАНДР КРУПИНИН ~~~~~~~~~~~~~~~~~

- АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Санскрит» http://www.stihi.ru/2015/07/10/3091

Читая много стихов на разных конкурсах, стихирских и не только, часто становлюсь жертвой иллюзии, что все стихи написаны одним и тем же автором, настолько неотличимы и содержание их, и форма, как будто всё это одна бесконечно тянущаяся унылая жалоба. Такие стихи, как "Санскрит" - редкость. Хорошо, если есть одно на весь лонг. В настоящем конкурсе есть, поэтому без сомнения поставил его на первое место. Александр поставил перед собой трудную художественную задачу - показать угасающее сознание, причём не описать, как это выглядит снаружи, а именно изнутри. При этом Александру удалось пробудить в читателе не отвращение, как часто бывает, когда дело касается патологии, а сочувствие к человеку, который сталкивается с непреодолимой, на самом деле, силой, но сопротивляется ей, и в этом проявляется его человеческое достоинство.

Как это удаётся автору? Вот одна строчка, вроде бы бессмысленная: "Ленивые, как знамя". Но за этой фразой больного человека проступает его культура. Он читал Сельвинского, а, скорее всего, Олешу, который так восхищался этой относящейся к тигру фразой в своих заметках.

И, конечно, санскрит. Не английский, не ещё какой-нибудь язык, а санскрит. Самый бесполезный и самый аристократический язык на свете. Даже почти такую же аристократическую латынь можно было бы использовать для чтения хотя бы медицинских рецептов, а санскрит точно ни для чего. Это чистое познание ради познания - аристократизм духа. Среди всех этих ужасных бумажек на стенах, несмотря на это не эстетичное незакрывающееся веко.

Мне вспомнился, когда я читал это стихотворение, Рональд Рейган, который, узнав, что у него начинается болезнь Альцгеймера, прощался с американцами. Сколько в этом было любви, благородства, и какое щемящее сочувствие это вызывало!


- ЯН БРУШТЕЙН «Вечер лошади» http://www.stihi.ru/2015/10/24/24

Интересно, что по сути та же тема, что в стихотворении Александра Спарбера, но насколько другими художественными средствами она решена! Классический анапест с обязательно усечённой последней стопой, элегантные шестистрочные строфы. И рифмы, то самые обыкновенные, как лугу-кругу, крикливо-пугливо, то такие не простые, как оваций - расставаться, то уж совсем смелые, как выси - выли. Благодаря всем этим мастерски использованным приёмам вроде бы совсем не оригинальная история про старую цирковую лошадь приобретает свежесть и способность волновать читателя. И что ещё делает стихотворение Яна интересным и важным - это последняя строфа с её совсем не тривиальной моралью. ;Лошадь довольна своим положением, она нарезает круги по воображаемой арене в своё удовольствие, а не ради аплодисментов или куска хлеба. Она отдала все долги, поэтому её старость счастливая, несмотря на ухмылки жеребят. И даже смерть (даже смерть!) ничего не значит.


- ЛИПА ЛИПОВАЯ «жимолость» http://www.stihi.ru/2015/02/06/2780

Очень интересное стихотворение и по содержанию, и по исполнению. Очень важная первая строчка "Я выживаю". А после неё изумительный пейзаж, в отдельных строчках напоминающий столь любимого мной Заболоцкого (не подражание, а такая мягкая отсылка). Пока читатель наслаждается этим пейзажем, первая строчка вроде бы забывается. Но в конце стихотворения оказывается, что это городской житель, которого цивилизация. загоняет в свои жёсткие рамки, выживает, возвращаясь, может быть, к воспоминаниям детства, и эта природа, эти водомерки, эта жимолость только и дают возможность выживать.

Мне уже приходилось рецензировать это стихотворение, и могу только снова сказать, что не нравится мне этот трюк "лягу - шат/ры травы". Это и при чтении глазами мешает, и особенно при чтении вслух будет вносить смысловую невнятицу. Тоже не нравится мне "футлярный житель городского рода" - выражение понятное по смыслу, но то ли корявое, то ли слишком выпендрёжное. В целом, стихотворение так хорошо, что эти недостатки (возможно, кажущиеся таковыми только мне) не помешали мне включить его в свой шорт-лист.

- ФИМА ЖИГАНЕЦ «Весенняя баллада о небесной Бухаре» http://www.stihi.ru/2015/03/12/812

Превосходные стихи. Особенно впечатляет присущая автору лёгкость работы со словом. Кажется, что слова сами встают у Александра на свои места, не требуя от него никакой работы. Понятно, что это не так, и работа проведена адская, но то, что она не заметна читателю, говорит о прекрасной поэтической технике.

Другое дело, мне показалось, что представлены всё же два стихотворения, а не одно. Да, они связаны темой весны: в первом - ожидание весны, во втором её приход и буйство. Но по настроению это разные стихи. Причём, по богатству образов и по языку второе стихотворение мне нравится гораздо больше.

-------------------------------------------


Ещё по квоте АЛЕКСАНДРА КРУПИНИНА:


- ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «акулина» http://www.stihi.ru/2015/01/18/5246


Не все любят стилизации, но я их нежно люблю. Стилизация очень трудный жанр. Здесь не должно быть ни одного не точного слова, всё должно соответствовать избранному стилю. Одно не точно употреблённое слово способно испортить всё стихотворение. В произведении Ольги нет ни одного не точного слова, все работают на создание этой страшноватой атмосферы сибирской зимы. Прекрасно описана акулина - олицетворение зимней вьюги.


- НАИЛЬ МЕЛИХАНОВ «Петанк» http://www.stihi.ru/2015/03/05/3329


Очень люблю это стихотворение. Кажется, тоже приходилось писать о нём. О чём стихотворение? Всего лишь о фаянсовой чашке, на которой два изображения игроков в петанк, во время игры и во время отдыха. Но эта чашка переносит нас в Древнюю Грецию с её теплом, Средиземным морем, кофе, спаржей, мандариновым деревом. Хотя, постойте, откуда кофе в Древней Греции? Так это Прованс семнадцатого века? Но откуда там вальс? Выходит это Вена девятнадцатого? В Вене дичок мандарина? В том-то и суть, что этот петанк не где-то и когда-то, а в вечности.

;Это бессмертные, запечатлённые навсегда.
Но Корфу? Может, это автор там держит вневременную чашку из фаянса?

-------------------------------------------

Также в моём предварительном списке были:

- ИРИНА КУЗНЕЦОВА 17 «Медь» http://www.stihi.ru/2015/11/08/6773

- БЕРТА ЛУЧЕВА «кто лучше всех изобразит...» http://www.stihi.ru/2015/11/24/6874

- НИНА ЗЛАКАЗОВА «как ветка» http://www.stihi.ru/2015/01/12/11354


~~~~~~~~~~~~~~~~~ BOR_G ~~~~~~~~~~~~~~~~~ 

- АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Санскрит» http://www.stihi.ru/2015/07/10/3091

А в каком стиле и каким размером написан этот стих? 
А не важно. Хотя вопрос, конечно, интересный.
А не превалирует ли здесь форма над содержанием, не первична ли она? 
Может быть. А может быть и наоборот.
А не о том ли, не так же ли сказал много лет назад известный поэт и бард, когда спел: «Пятьдесят – это так же, как двадцать, ну а семьдесят – так же, как десять»? 
Местами о том же, но во многом не так.
А почему именно санскрит, а не какой-то другой из древних (мёртвых) языков, как рекомендуют специалисты? 
Ну, наверное, у автора были причины, может фонетические, может быть связанные с теми свойствами личности и организма, для укрепления которых и советуют использовать санскрит, а также «здоровый (где его взять?) сон» и «попробовать сочинять стихи». Кстати, не оттого ли нынче так много народу крутится в сетевой поэзии и около того (или просто «спит в оглоблях»)?..
А не связан ли стих с какими-то личными моментами автора? 
Думается, что собственно написание этого стиха, непосредственно эта филигранная, где-то даже неповторимая вещь – лучшее подтверждение того, что нет. Или, точнее, «не дождётесь».
А не сложен ли этот стих для восприятия? Не требуется ли изначально настроиться на его волну, может быть, сначала мозгом понять и принять, а потом уже сердцем (или что там отвечает за чувства и душевное созвучие)? 
Да, разумеется. И тем он ещё в большей мере самобытен. 
А не забыл ли что-то ещё?
Да, кажется. Надо идти. Потихоньку изучать этот, как его, ну, в общем, как стих называется...


- ЯН БРУШТЕЙН «Вечер лошади» http://www.stihi.ru/2015/10/24/24

История одной лошади. Но отнюдь не Бабель. И даже не Лев Толстой в постановке Товстоногова. Вечерний (в каком-то смысле) звон. Но отнюдь не романс. Смертельный (может быть и без смысла) номер. А только ли цирковой? На вечерней (пустой) арене (лугу, задворках большой державы). А где же ещё?
И это только мне одному здесь слышится: «да это ж про меня, про нас про всех, какие к чёрту волки»? И кажется, что девчонка, которая «вертелась юлой ... на широкой её спине», и тот, кто реально погоняет (строфой выше) – суть единые сущности, всё зависит только от изображения, представления, внушения?
И это только мне одному хочется, чтобы вся эта история осталась только историей одной лошади, исключительно цирковой? На смену которой, конечно же, придут другие. Молодые и забавные. И чтобы снова «пели скрипки и трубы выли». Причём последние – исключительно в такт весёлым мелодиям, а не чему-то более беспросветному и печальному, в широком диапазоне, от Агапкина до Шопена...
Да, разумеется, индивидуальное, связанное с судьбой творческой (вообще говоря) личности здесь присутствует. И во многом даже первично. И куда от этого денешься, правда ведь?..

Признаюсь честно. Выбор между первым и вторым местом был весьма непрост. Да и как вообще можно сравнивать столь непохожие произведения? Скажем так, выбор был осуществлён по очень сильно дополнительным соображениям. Которые даже субъективными назвать сложно. Скорее, метафизическими...


- ЛИПА ЛИПОВАЯ «жимолость» http://www.stihi.ru/2015/02/06/2780

Нет, неспроста. Совершенно неспроста Венедикт Ерофеев написал в своё время эти эпические, где-то даже пророческие строки:

«Иные, правда, утверждают, что в случае необходимости можно жимолость заменить повиликой. Это неверно и преступно. Режьте меня вдоль и поперек - но вы меня не заставите помешивать повиликой "Слезу комсомолки", я буду помешивать ее жимолостью. Я просто разрываюсь на части от смеха, когда вижу, как при мне помешивают "Слезу" не жимолостью, а повиликой...»

Видимо, что-то чуял легендарный Венечка, что-то предвидел, знал, что обязательно будет расти сквозь прописи...
А если чуть более серьёзно (но всё же не с тем выражением лица, с которым, как говорил Григорий Горин устами барона Мюнхгаузена, делаются все глупости на земле), то здесь имеет место совершенно чарующее объединение фонетики, стилистики, слегка прикрытых смыслов и бессмысленной с виду ностальгии. Даже нарочитая орфоэпия и не менее нарочитая, вполне такая себе пейзанская пейзажность, «лягушачье-шатровая» игра слов на изломе и правящие (нас и нами) годы – они тоже представляют собой полномерные части этой мозаики, кадры этого диафильма, лучи выживающей памяти в темноте «с узором ночника и звёздной крошки».
А футлярный житель городского (даже не среднего) рода, конечно же, нем. В надежде, что «сквозь прописи» что-то прорастёт...


- ФИМА ЖИГАНЕЦ «Весенняя баллада о небесной Бухаре» http://www.stihi.ru/2015/03/12/812

Наверное, лучше небесной Бухары может быть (а может и не быть) только небесный Самарканд. Или такой же небесный Джизак (Жиззах), где как-то в командировке мой коллега по поездке случайно встретил товарища, с которым служил – и этот приём дорогих гостей вылился в двое суток, вырванных из жизни, но с продлением командировки. Или вполне земные базары, хоть сам Алайский в Ташкенте, хоть базары вдоль сказочной, идущей через предгорья дороги Бекабад-Фергана, виляющей по Узбекистану, Таджикистану и Киргизии в те времена, когда СССР вроде ещё был, но и блок-посты на той дороге тоже уже были, а в предгорьях и рядом постреливали.
Что можно сказать об этом стихотворении? Да ничего не надо говорить, надо просто получать удовольствие. От чтения. Можно даже не расслабляться. Это как раз тот случай, когда размер имеет значение. Ибо многообразие смыслов, мелодий, акцентов, прямых и опосредованных ассоциаций, а также оттенки всего этого – все они с трудом вмещаются даже в такой размер.
Причём что здесь поразительно. Каждое новое прочтение открывает какие-то новые слои и горизонты, в которые, при желании, можно как зарыться, так и вознестись. От стоимости слезы ребёнка до особенностей бурления анаши в кальяне, от подробностей процесса секир-башка (лучше – старого Анвара) до уместности ношения гроба и бросания оного на полдороге, от кражи (индивидуально, группой лиц по предварительному сговору или в составе организованной преступной группы) космических созвучий до выхода из состояния «с бодуна» с помощью достаточно перфекционистского метода «пойти и снова набухаться».
Особенно, если пришла весна. И «за всё уплочено». Большего хэппи-энда мировая история ещё не знала... 

-------------------------------------------

Ещё по квоте BOR_G:

- ИННА ЗАСЛАВСКАЯ «Письмо из деревни Дальней» http://www.stihi.ru/2015/01/21/104

Очень сильная, весьма пронзительная вещь. Автору с этой темой удалось мастерски пройти по тонкой грани, отделяющей сиюминутную публицистику от вечных, философских, цивилизационных ценностей. 

Это, наверное, должно было быть написано именно так. Такими словами. Даже в такой форме. Каждый, наверное, здесь найдёт и услышит своё. Мне, например, слышится что-то от Ремарка, что-то от Брехта, даже что-то от Оруэлла. Впрочем, и это здесь по большому счёту вторично. И уж тем более вторично, даже скорее ничтожно всё преходящее и наносное на фоне самых важных и неотъемлемых общечеловеческих категорий.


- ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА МИХАЙЛОВА «В тени воображаемых олив» http://www.stihi.ru/2015/08/19/9936

Вы только вслушайтесь в звучание этих слов: «В тени воображаемых олив моей души раскинулись базары». Это же практически: «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения». Или же старинная мудрость от Армянского радио: «Пчёл – это такой полосатый мух, который летает и даёт мед, а ос – это воображаемый линий, вокруг который крутится наша земля». В общем, практически сюрреализм. Но мудрый. Старинный даже.
 «И только чёрт, хорош и говорлив, захаживает, грош в кармане грея...» Чёрт (вышеупомянутый) возьми, это же звучит просто божественно. И ещё будоражащий сознание и воображение образ этой торговки, смуглой и высокой, прекрасной и... (короче, мадам, причём здесь возраст) – это вообще... И в частности тоже.

-------------------------------------------

Также в моём предварительном шорт-листе были:

- ЮРИЙ КОЛОБОВ «дождистое» http://www.stihi.ru/2015/08/09/1842

- ТАТЬЯНА ШКОДИНА «А ёжики опять уйдут в туман» http://www.stihi.ru/2015/12/21/7723

- ЖЕНЯ КАЗАЗИДИ «Маме» http://www.stihi.ru/2015/02/12/8647

- ЮЛИЯ ДОЛГАНОВСКИХ «Латынь, латунь и катехизис» http://www.stihi.ru/2015/05/09/4936

ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, А СУДЬЯМ И НОМИНАТОРАМ ОГРОМНОЕ СПАСИБО ЗА ТРУД И ВЛОЖЕННУЮ ДУШУ!


ПРИГЛАШАЕМ ВСЕХ принять участие в конкурсе Этот День Победы. Конкурс военной лирики
http://www.stihi.ru/2016/05/07/4200


Рецензии
Я тоже не увидел стихов, так как я их понимаю с детства. Очевидно, это понятие претерпело какую-то трансформацию, и теперь стихом называется фарш из русских слов, не имеющий никакого отношения к русской литературе. А что же тогда творил русские классики? Надо же и их творениям придумать какое-нибудь общее название. А то неудобно получается: у них стихи, и у вас стихи. А общего ведь ничегошеньки.

Евгений Латаев   06.06.2016 15:18     Заявить о нарушении
Да нет же)) просто лучшие стихи стихиру 15 года, ну это не стихи, сотрясение воздуха.эти конкурсы здорово портят вкус))

Галина Алексеевна Горбачева   18.08.2016 23:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.