Интервью с Пагыном

    Оригинальное название - "Пять вопросов Сергею Пагыну".

Итак... Сегодня мой собеседник - Сергей Пагын. Поэт, автор сборников «Обретения», «Прогулка в ноябре», «Сверчок в радиоприёмнике», «Перед снегом». Член Ассоциации русских писателей Республики Молдова. Живёт в городе Единцы.

Стихи публиковались в молдавских изданиях, газетах «Литературная Россия», «Литературная газета», журналах «Знамя», «Дружба народов», «Дети Ра», «День и ночь», «Юность», «Эмигрантская лира», «Северная Аврора», «Европейская словесность», «Литературный меридиан», сетевых литературных журналах, антологиях «Современное русское зарубежье» (Москва), «Поэзия третьего тысячелетия» (Берлин), в «Антологии Григорьевской премии» (Санкт-Петербург). Финалист и дипломант международного конкурса имени Н. Гумилёва «Заблудившийся трамвай» (2010), лауреат премии «Молодой Петербург» (2011), победитель международного конкурса «Эмигрантская лира-2013» (Бельгия) в номинации «Не оставленная страна».

Для меня знакомство с творчеством Сергея началось с рекомендации, увы, покойного уже, друга и поэта - Кирилла Казакова.

- Нестор! Почитай Пагына!
- Почитаю, Кирилл!

Я думал, что Пагын - это такой никнейм, псевдоним красивый. Но... Оказалась - фамилия. А стихи... Стихи Сергея Пагына произвели на меня впечатление неизгладимое. У него - свой голос, свой мотив, свои особенные, присущие только ему, очень простые, той простотой, которая доступна только большим мастерам, строки, понятные и созвучные, пожалуй, каждому - и простому работяге от станка, и убелённому сединами профессору филологии.



* * *

Приходит час и страху увядать

иль рваться пряжей в темноте сердечной,

и скрипке сипло за окном играть

в глухом дворе о временном и вечном,

где плакальщиц воронья суета

у красного раскрытого футляра.

И станет вдруг доступна простота

твоим стихом зашептанного дара

неспешно жить,

смотреть в свое окно,

лущить фасоль,

тянуть за словом слово

и наблюдать как светится вино

меж пальцами в стакане стограммовом.

Все хорошо...

Еще хранит тепло

сиротское, беспамятное, птичье

карман глубокий старого пальто,

в котором ты найдешь лишь пару спичек

да медный грош с табачинкой сырой,

прилипшей крепко к полустертой решке.

Все хорошо...

Над бездною с тобой

чертополох,

боярышник,

орешник.
Sergei Pagin



Нестор Иванович (далее Н. И.):

- Сергей! В общении с коллегами по перу, я всегда стараюсь понять очень важный для меня вопрос - Как? Как поэты приходят к мысли писать? И, имея уже не малый опыт такого рода общения, я сделал вывод, что, при всём разнообразии этих путей-дорог, при всей уникальности каждого, отдельно взятого литератора, начало, исток, кроется где-то в детстве или юности. С первых стихов не написанных, нет, а прочитанных им.

Для меня это был "хулиганский" цикл Есенина. Именно познакомившись с его:

"Я обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом..."

Я понял, что стихи могут быть не просто набором красивых рифмованных строк, но - созвучны мне, читателю и их, оказывается можно читать не по указу учительницы литературы, а - вот - просто читать и перечитывать.

Расскажите, пожалуйста, был ли подобный опыт у Вас и если да, то какие стихи, какого автора поразили Вас в сердце впервые?

Сергей Пагын (далее С. П.):
- Для меня тоже – стихи Есенина. Правда, не только хулиганский цикл. Увлечение было серьезное. И первые стихи – посвящение Есенину. Помню, писал его ночью, а утром был в восторге не столько от стихотворения, сколько от самого факта написания чего-нибудь в рифму – «вот, я пишу, и, стало быть, я – поэт!». Что-то близкое к эйфории. Стихотворения, конечно, не помню, а вот это необыкновенное ощущение не забыл до сих пор. Оно было очень сильным, потом такого не повторялось.

Н. И.:
- Теперь, если можно, расскажите о своих первых читателях. Кто это были - родня, любимая девушка, одноклассники, друзья?

С. П.:
- Долго скрывал это ото всех. Кажется, в 10-м классе показал свои «творения» друзьям. Они похвалили, сказали: «Молодец!». Не думаю, что после этого я намного вырос в их глазах.

Н. И.:
- Тем не менее, Вы стали поэтом. Для многих юношеское увлечение так и остаётся - увлечением. А Вы вот - продолжили писать и пишете до сих пор. И радуете читателя, и - дай Бог - будете радовать долго!

Впрочем, я отвлёкся... Не удержался от выражения своих чувств. Продолжим.

Итак - вы показали друзьям свои стихи, те похвалили. Что было дальше? Ведь в то время, когда Вы начинали, никакого интернета не было и в помине. Не было ни "Стихов. Ру", ни "Изб Читален"... Расскажите о первой публикации своих стихов. Где и как это произошло? Кто-то поддержал и помог, порекомендовал Вам к кому обратиться, или Вы сами дерзко и смело отправили свои произведения к примеру в "Комсомольскую правду"?

С. П.:
- Дальше я имел неаккуратность показать свои вирши учительнице по литературе. И это было ошибкой. Меня начали заставлять писать стихи для школьной газеты, к разным праздникам и т.д., что было для меня сущим мучением.

Не умел и не умею писать стихи на заданную тему, экспромты или всевозможные импровизации. И потом - мне это просто неинтересно. И вообще - я весьма косноязычен как в общении, так и в творчестве. Наверное, это плохо. Но все-таки считаю, что необходимо некое расстояние между словом и стихотворцем, если не страх, то трепет перед словом. Оно – не просто материал, который поэт мнет, ломает, выкручивает по своему усмотрению, в зависимости от поставленной задачи. Оно – нечто самоценное и самодостаточное. Поэтому всегда относился с некоторым подозрением к поэтам, свободно им владеющим и пишущим много, быстро и легко. Конечно, это не является мерилом качества стихотворного текста и ни о чем не говорит. Это мое личное восприятие. Просто я думаю, что слово должно вести за собой поэта, а не наоборот. Оно - как Сталкер в фильме Тарковского. Впрочем, и я отвлекся....

Что до первой публикации - несколько моих стихов опубликовали в районной газете. Это было настоящим праздником!

Н. И.:
- Я тоже помню свою первую публикацию. Тоже в районной... Скажу по секрету - до сих пор её храню. Первый прорыв к читателю - это важно. Чаще всего - в первую очередь не для читателя, для поэта, которому, на мой взгляд, свойственно сомневаться, особенно на первых порах.

Вот об этом давайте и поговорим. О сомнениях. Что Вы, опытный автор, посоветуете начинающим поэтам? Повторюсь - теперь стало проще получить первого читателя. Есть интернет и множество литпорталов. Это хорошо, но есть и обратная сторона. Незрелый рифмотворец может так и не стать творцом, годами писать слабо и даже не пытаться прогрессировать.

Я понимаю, что ни у Вас, ни у кого - нет универсального ответа - таблетки от сомнений и прививки от слабых рифм, но... Возможно, есть какие-то мысли по этому поводу?

Итак - два этапа в судьбе начинающего литератора: этап сомнений и этап «Я звезда»! У меня целых десять читателей и им нравиццо!".

С. П.:
- У меня в полной мере не было ни того, ни другого этапа. Сомнения, конечно, были и есть - куда без них? Но это нормально, это необходимая часть творческого процесса, да и вообще - себя - и мировосприятия. Поэтому «таблетки» тут точно не нужны, даже начинающим.

А вот ощущения себя как "звезды" у меня не было совсем. Это просто смешно. Так что давать какие-то советы начинающим литераторам я не буду. У каждого свой путь...

Н. И.:
- Но в любом случае у Вас есть самое ценное - опыт. Хорошо, советов давать (и искать) мы больше не станем. Поделитесь опытом.

Вы пишете стихи и, так или иначе - участвуете в литературном процессе на протяжении очень долгого времени. Для меня - в первую очередь как поэт и человек, и у меня вопрос сейчас именно к Сергею Пагыну - поэту:

- Что движет Вами? Почему, подобно миллионам жителей планеты Земля, Вы, Сергей, покинув родной завод, пашню, пастбище или душный офис, не заваливаетесь на диван с бутылочкой пивка, включив телек, не погружаетесь в дебри фэйсбука и не торчите там до потери пульса., не болеете за "Спартак", а - пишете стихи? Что Вами движет, что заставляет работать со словом?

То, что это - не тщеславие я понял (и раньше, до нашей беседы, понимал), то, что не щедрые гонорары - догадываюсь. Тогда - что?

Лично я полагаю, что это - поиск того ощущения (японцы называют его "сатори"), которое Вы испытали при написании того, первого стиха, посвящённого Есенину. Но, я уверен - не только это. Я понимаю, вопрос очень личный. Более того - ответить на него всесторонне, скорее всего, невозможно в рамках интервью. Но - просто обозначьте вектор ответа, если это возможно.

С. П.:
- Нет, то ощущение невозвратимо, это я ясно осознаю. Тут уже что-то другое... После написания стихотворения - недолгое чувство удовлетворения, довольно смутное. Но ведь пишешь не только ради этого. Наверное, я сейчас впаду в пафос, если скажу, что поэтическое творчество для меня – лишь одно из средств познания мира и самого себя. Пусть это звучит громко и я не сказал ничего нового. Но только в этом случае оно имеет какой-то смысл.

Хотелось бы думать, что поэт сам при этом меняется в сторону своего человеческого предназначения. Но, к сожалению, это происходит не всегда. Когда пишешь о самом главном, высоком, глубоком и т.д., казалось бы, сам становишься лучше, чище, светлее, жизнь твоя становится более целостной и осмысленной. В идеале так должно и быть, но в реальности иначе. Ты остаешься прежним, и это печально.

Поэтому правильнее было бы назвать творчество - попыткой преображения, которая, как правило, заканчивается поражением – вы понимаете? Не в смысле качества созданного текста, а в плане своего собственного человеческого бытия. Тем не менее, ты снова и снова возвращаешься к творчеству. Надежда остается!

Не знаю… Видимо, я слишком серьезно отношусь к этому делу. Надо бы легче. Ведь в жизни столько всего прекрасного и удивительного, и столько других способов обрести гармонию и утраченную целостность!

Н. И.:
- Спасибо, Сергей! Вы сейчас так ответили... Очень чётко и гармонично подвели к сути всего, о чём я хотел Вас расспросить.

Никакого пафоса в этом нет. Это - попытка выразить невыразимое и я Вас понял. Надеюсь, поймут и читатели!

С. П.:
- Спасибо и Вам! Мне самому нужно было кое-что прояснить - сформулировать - для себя в процессе интервью.


Рецензии
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.