Экспертный обзор. Сергей Фаустов. Июль-2015

Это моя вторая попытка написать обзор. Первая ухнула в недрах почтового гугла, не дойдя до Владислава Сергеева. Виноват в этом планшетный Андроид - не было у меня перед собой ноутбука.
Итак*.

Стихотворение 1.
СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА «Соленосное»
http://stihi.ru/2014/07/13/2846 отборочный тур для резидентов БЛК

Начинается эпично, нараспев:
"Луна в созвездии Рака - Время солить огурцы...".
И дальше так же эпично:
"Банки наполняются будущим — вкусом и ароматом...."
Жизнь, середина июля, тривиальные домашние хлопоты. И неожиданно - лирика:
"Как долго я тебя искала... мне только сорок."
Жизнь вообще и всегда одновременно и быстротечна, и эпична. Это её свойство.
И как в неё вместить мгновенность собственного сорокалетия?
Эпика соления вспоминается и в связи с одним стихотворением Олега Чухонцева, написанном еще в 60- годах. Сейчас процитирую фрагмент по памяти.
"Как будто курица-несушка
кудахчет по двору с яйцом.
Гремит дубовая кадушка
С заплесневелым огурцом.
Соли, соли, пока не поздно,
Смурную душу отводи.
Соли, и камень на кадушку клади,
Тяжелый, как судьба."
Тема соления для России неизбывна. Главная роль здесь принадлежит женщине. Назовем ее Женщиной, Солящей Огурцы, в дальнейшем - ЖСО.
Обыкновенная сорокалетняя женщина, не чуждая астрологической моды, занялась солением огурцов. По-видимому, эти огурцы куплены в магазине, потому что у них надо отрезать какие-то части: может быть, это жёлтые засохшие цветочки, может быть, хвостики, а может быть, даже какие-то местечки с гнильцой. И вот эта женщина, кромсая ножом огурцы, думает и о себе, что, мол, надо что-то забыть, очиститься.
Если бы эти огурцы были выращены ею самой, то она бы, конечно, обязательно их любила и отметила бы, какие они зелёненькие, пупырчатые, сладкие и хрустящие, а здесь — только что надо в них что-то отсечь.
И она сочувственно относится к этим огурцам, - им, конечно, плохо от палящего солнца, они вянут, а лето такое короткое!
Но и к специям ЖСО не испытывает особой нежности — просто специи, а ведь так хочется сказать чесночок, укропчик, перчик, лаврушка!
Ну да ладно, что требовать от женщины в плохом настроении, ведь она и сама себя чувствует почти солёным огурцом, в лучшем случае, малосольным.
Она, наверно, представляет того, кто будет есть её солёные огурцы под стопочку.
И то, что ей только сорок — это не хорошо и не плохо. «Мне только сорок» - а я уже солёный огурец! Или «Мне только сорок» - и я ещё вкусна! Всё ли впереди, или всё уже позади?
Из-за этого ли вопроса и написано это стихотворение? Возможно. Думаю, нет, эпика идет от Природы. Чтобы познать Природу, надо засолить огурцы. Чтобы познать cебя - надо написать стихотворение.
Такое объемное вступление по первому стихотворению должно бы задать ритм и методику ко всем остальным. Но этого не произойдет.

Стихотворение 2.
ЛЁША ИСХАКОВ «Инсталляция»
http://www.stihi.ru/2015/07/01/712 отборочный тур для резидентов БЛК

В стихотворении "Инсталляция" очень выраженная композиция, по сути это триптих Люди идут, населяют какие-то пункты. Зевают, размахивают полотенцами и постоянно не обретают счастья, разменивая свои вечности на продукты сгорания. Время казаться младенцами... Хороший образ — жизнь как размахивание полотенцами! Весь смысл стиха, однако, проявляется при обращении к теме птиц в стихах. Я об этом писал в ровно год назад трикстерском обзоре июльского лонга. Тут вывод однозначный - птицы всегда спасают стихи.

Стихотворение 3.
ЛЮСЯ ПИКАЛОВА «нашествие»
http://www.stihi.ru/2015/04/09/8940 отборочный тур для резидентов БЛК

«Лисы по лесу идут – так, что кажется, лес горит»  - это образ, скорее, осени.
Можно представить себе лис как символ тепла и света, только по ассоциации с огнём. Я воспринимаю этот стих как нисколько не преувеличенное явление - нашествие образов лис в статусы молодых женщин и в их ассициативные образы в социальных сетях, и обычной жизни. Молчать об этом уже нельзя. Это очень заметно. Стихотворение об этом нам и повествует.

Стихотворение 4.
МАРИНА ЧИРКОВА  «Бессонница»
http://www.stihi.ru/2015/03/20/4014 отборочный тур для резидентов БЛК

Состояние, похожее на бессонницу.
Где-то между тремя и четырьмя часами — то ли сон, то ли явь.
Вспоминается Льюис Кэррол - «Становитесь строго в беспорядке!» - Приятное ощущение - эта бессонница! Потому что из беспорядка иногда больше шансов извлечь выгоду, чем из порядка.

Стихотворение 5.
ОЛЬГА ХВОРОСТ «Бабушка»
http://www.stihi.ru/2013/11/17/2954 отборочный тур для резидентов БЛК

Всё время вспоминается солящая женщина из первого стиха. Вот это она и есть спустя еще сорок лет. Что толку от её глаженья казённого?
Единственно, что «жалобно ревел», как телёнок, создает обречённость и дегероизацию судьбы. Все той же, продолжение «камня на кадушке».

Стихотворение 6.
СЕРГЕЙ ПИВОВАР «не сбрехал»
http://www.stihi.ru/2014/07/10/3495 отборочный тур для резидентов БЛК

Автор этого стиха очень похож на автора первого. А таких вообще много. И это становится почти закономерностью. Если так дальше пойдёт, то сам собой сложится рассказ с одной историей по нескольким стихам.

Стихотворение 7.
АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Санскрит»
http://www.stihi.ru/2015/07/10/3091 отборочный тур для резидентов БЛК

Вспоминается фраза: «Таданнантара дравьяни хартум Тадгрхам чаура правишта» - "в это время в дом прокрался вор, чтобы украсть имущество». К стихотворению фраза отношения не имеет, но имеет отношение к его выделению от всех.
Я не буду продолжать говорить о том, что описывает стихотворение. В свое время я открыл для себя, что если читать весь лонг-лист целиком, то он образует поэму, и, как только эта мысль приходит, то все стихи тут же сцепляются длинными и короткими связями друг с другом, образуют пространство ризомы, корневища со своей композицией. Такой лонг лист становится маленькой моделью вообще современного поэтического состояния.
Поэтому интересно использовать новейшие идеи для распутывания сложных пространственных связей.
Елена Зейферт (кажется, она не единожды была экспертом на БЛК) придумала гипотезу о дословесных элементах в лирическом произведении. Она пишет: "Метафора является сильным индикатором, проявляющим наличие дословесных элементов в тексте. Под дословесными элементами понимаются элементы, участвующие при рождении произведения до словесного его выражения, но не намеренные затем воплотиться в слово. Но часть из них может сохраниться в тексте. Метафора как скульптор изнутри формирует все стихотворение". Цитирую по ее фейсбуку.
Дословесный элемент, это чувство, побуждающее написать стих, и то чувство, полученное затем реципиентом - читателем, через метафору. Когда ничего не надо объяснять. Поэзию не надо объяснять. Это мое объяснение, не Елены Зейферт.
Если взять три стихотворения - 25 "Гендер", но больше запоминающееся по уточке на голове, 33 - "Мим застывает" и 36 - "Дождь-музыкант", их отличает метафоризация до такой степени, что стихи начинают восприниматься по теме совсем о другом, чем об этом читаешь. Что и говорит о том, что гипотеза Елены Зейферт работает. Как она сама пишет: ""Метафора как скульптор создает стихотворение изнутри".

Осталось выделить шорт:

1). Стихотворение 1:
СВЕТЛАНА ИЛЛАРИОНОВА «Соленосное»
http://stihi.ru/2014/07/13/2846 отборочный тур для резидентов БЛК

-  за обобщающий, притягивающий, эпический посыл, способный впитать в себя много стихов, отвечающих заявленному смыслу.

2). Стих по номером 32:
ВЛАДИМИР ПАУКЧТО «Отчая деревня»
http://www.stihi.ru/2015/02/27/3005 номинатор Руслан Рафиков

Самое смешное, веселое, остроумное. Я его уже почти выучил наизусть. Оно раздвигает границы моего русского языка.

3). Стих 25:
СЕРГЕЙ ИВКИН "Гендер"
http://www.stihi.ru/2015/04/06/8335 номинатор Юлия Долгановских

- показывающий, что в гендере нет ничего серьезного. И это правда.

Далее идет почти весь четвертый десяток целиком.

4). 33. НАГИБИНА «Мим застывает»
http://www.stihi.ru/2015/05/05/106 номинатор «Термитник поэзии»

5). 36. СЕМЕН ОСТРОВСКИЙ «Дождь-музыкант»
http://stihi.ru/2004/11/28-1076 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

6). 35. ОЛЕГ ГОРШКОВ «За румяною корочкой речи»
http://www.stihi.ru/2009/06/19/5407 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

7). 12. ВЯЧЕСЛАВ АРАСЛАНОВ «Пока росе не жалко серебра...»
http://www.stihi.ru/2015/06/30/8531 отборочный тур

8). 13. ДОМЕНИКА83 «2015. Про шута и не только»
http://www.stihi.ru/2015/05/29/4222 отборочный тур

9). 20. АЛЕКС ТРУДЛЕР "По прогнозам "
http://www.stihi.ru/2015/02/12/2209 номинатор Инга Сташевска

10). 10. НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА «Движение воды»
http://www.stihi.ru/2015/05/29/8038 отборочный тур для резидентов БЛК

- золотая концовка стиха: "под утро изумительны прогулки без якорей".


----------------------------
* Стихотворения рассматривались экспертом в обезличенном виде, под порядковыми номерами в лонг-листе конкурса. – ГР.


Рецензии
Сергей, спасибо Вам за цитирование моей работы. Очень рада. Хороший обзор - большая глубокая работа.

Елена Зейферт   26.08.2015 19:21     Заявить о нарушении
Писалось в экстремальных условиях, поэтому очень многое прошло мимо. Но Ваши идеи меня сильно затронули!

Фаустов   26.08.2015 21:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.