Майя Плисецкая
Майя Плисецкая родилась в Москве 20 ноября 1925 года. Её отец был расстрелян при Сталине в 1938 года, причём о дате смерти он узнала лишь спустя более полувека, в 1989 году. Её мать также обвинили в предательстве и этапировали в сталинский концлагерь, находившийся где-то в казахских степях. В своей книге "Я, Майя Плисецкая" она вспоминала, что её тётя, Суламифь Мессерер, которую все звали просто "Мита", взяла её на воспитание и не отдала в детский дом для детей "врагов народа".
Именно тётя Мита привела юную Майю в балетную школу при Большом театре, где она сразу же обратила на себя внимание удивительной пластичностью движений. По окончании балетной школы в 1943 году, когда ей было всего 18 лет, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра, где она проработала до 1988 года. Она стала не только гордостью ведущего театра страны, но и фактически его визитной карточкой.
В конце декабря 1949 года ей была оказана честь танцевать на концерте в Большом театре в честь 70-летия Сталина. На том концерте, состоявшемся после торжественного заседания, на котором, среди прочих, присутствовали Берия, Молотов, Хрущёв, Микоян, Мао Цзедун и другие коммунистические бонзы того времени, Плисецкая, по её собственным воспоминаниям, танцевала с полной отдачей, но боялась пуще огня посмотреть в глаза Сталина, который восседал в своей царской ложе и благосклонно аплодировал ей.
Как отмечает интернет-издание Газета.ру, теперь кажется, что у Плисецкой вообще не было периода ученичества. Она вышла на сцену и едва ли не сразу была увенчана всеми мыслимыми лаврами и шумным признанием. Фактически она сама строила свой репертуар, чего в Большом театре до неё никто не мог себе позволить.
Тем не менее, вплоть до 1959 года ведущая балерина Большого театра оставалась невыездной. В том году Хрущев милостиво разрешил ей выехать на гастроли вместе с труппой Большого в Соединённые Штаты, где она имела ошеломляющий успех. В 60-е годы она вместе с кубинским хореографом Альберто Алонсо, который был личным другом Фиделя Кастро, и своим мужем Родионом Щедриным поставила на сцене Большого "Кармен-сюиту". Как позже вспоминала сама Майя Михайловна, высокопоставленные культурные чиновники попытались тогда воспротивиться этой постановке, называя её "чуресчур эротичной".
Как пишет в номере от 3 мая американская The New York Times, ссылаясь на слова самой балерины, она танцевала на многих больших и малых сценах мира, но сцена Большого театра была ей милее всех остальных. Среди наиболее запомнившихся публике ролей были "Умирающий лебедь" Сен-Санса, Одетта-Одилия в "Лебедином озере" Чайковского (в этой роли она выступила в общей сложности 800 раз!), Аврора в "Спящей красавице", Кармен в "Кармен-сюите" и другие. Навсегда останутся в памяти балетоманов и знаменитое "Болеро" Равеля в постановке Мориса Бежара, и её сценическая интерпретация "Дамы с собачкой" Чехова.
Ей посвящали свои стихи многие поэты, в том числе Андрей Вознесенский. Знаменитый кинорежиссёр Сергей Параджанов увековечил её образ в своих коллажах, а не менее знаменитый французский кутюрье Пьер Карден делал для неё костюмы к спектаклям и даже посвятил лично ей несколько своих коллекций. В 1962 году она танцевала в Белом доме для президента США Джона Кеннеди и настолько очаровала "первую леди" Жаклин Кеннеди, что та подошла к ней после выступления и сказала: "Вы - Анна", имея в виду великую русскую балерину Анну Павлову, уехавшую из советской России и скончавшуюся в возрасте 50 лет во время гастролей в Гааге в 1931 году. С 1988 года Майя Плисецкая стала директором Испанского национального балета, получив впоследствии испанское гражданство (в Испании её до сих пор называют "русско-испанская балерина").
Известный французский хореограф Морис Бежар называл Плисецкую "последней живой легендой" балета. Однако, несмотря на это, сама Майя Михайловна относилась к своей профессии и, в частности, к славе с известным чувством юмора и без малейшего пафоса. Она не раз говорила, что "довольно ленива" и не любит много репетировать: может быть, именно поэтому она и сохранила свои ноги и смогла танцевать заглавные роли дольше всех остальных своих коллег по ремеслу. На вопросы о том, как ей удаётся столь удивительным образом сохранить свою фигуру, она неизменно отвечала: "Меньше жрать надо!" Сама она признавалась, что не просто очень любит, а обожает сыр, и поэтому, когда он исчез с прилавков московских магазинов во второй половине 80-х годов, она очень переживала по этому поводу.
Ради своей карьеры она вынуждена была отказаться от деторождения, о чём никогда не жалела. "Я буду танцевать до тех пор, пока мне будут поступать предложения", - говорила она.
Майя Плисецкая неоднократно и в достаточно острых выражениях высказывалась о различных аспектах советской реальности. В 1991 году она переехала вместе с мужем на постоянное жительство в Мюнхен, хотя и приезжала регулярно в Москву и Петербург. По словам Родиона Щедрина, она будет похоронена скорее всего у себя на родине, в России.
20 ноября этого года, в день, когда Майе Михайловне Плисецкой исполнилось бы 90 лет, в Большом театре состоится грандиозный гала-концерт в её честь.
Свидетельство о публикации №115050304380
Спасибо за прекрасную статью. Не сомневаюсь, что подавляющее большинство нашего населения о ней и не знают.. Властям нужно быдло, а это попса,а не Плисецкая.
Светлая ей память.
Василий Коньков 05.05.2015 12:24 Заявить о нарушении
Светлая память Майе Плисецкой.
Валерий Шувалов 05.05.2015 12:29 Заявить о нарушении