Чит-й обзор. Филипп Андреевич Хаустов. Апрель-2015

Перенесено из ---> http://www.stihi.ru/rec.html?2015/04/27/13497

Я уже несколько лет по возможности отслеживаю БЛК, давно хотелось написать что-нибудь по поводу одного из здешних лонг-листов. Практически в каждом месяце здесь «выплывает» хотя бы несколько хороших интересных стихов. Вообще, к современной поэзии у меня сложное отношение: большая часть из того, что я читаю даже у продвинутых, умелых авторов, не нравится, но поломать голову и включить воображение заставляет. А ломать голову само по себе интересно в разумных дозах.
Для меня в стихах главное – внутренняя логика, «объём», зримость. Каждое стихотворение – это срез особого мира. Задача поэта (в 90% случаев) – погрузить туда читателя, завести максимально глубоко и убедить, что всё там настоящее. Причём необязательно этот мир будет устроен по закону нашего, даже необязательно, чтобы читателю там было удобно.
Теперь скажу понемногу про понравившиеся стихи из апрельского лонга. Выделить что-то было очень сложно. Подозреваю, что некоторые стихи я не смог оценить из-за недостатка определённого жизненного опыта.
Всё нижеизложенное – результат исключительно моего читательского опыта и видения.
Поехали!

1. СЕРГЕЙ ЧЕРСКОВ «Оранжевый солдатик»
http://www.stihi.ru/2015/04/11/7941 отборочный тур для резидентов

Волшебно – о повседневном. Если честно, я так и не понял наверняка: звезда – это фантастический символ, или за ней стоит что-то материальное? Вопрос открыт, он заставляет меня по многу раз возвращаться к тексту и находить там новые грани.
Видна тонкая игра с пространством. Героиня представляется с одной стороны, крохотной и хрупкой (название отсылает к «Стойкому оловянному солдатику»!), а с другой стороны большой и могущественной: ведь именно она отвечает за маршрут «товарной страны» и в её чайной чашке тонет звезда.
Чувствуется в тексте напряжённое одиночество, но не обречённое и пустое, а то, от которого у человека расширяется сознание. Очень приятно было читать.

2. НИКА БАТХЕН «Баллада капель»
http://www.stihi.ru/2015/03/20/10969 номинатор Алексей Исхаков

Воспринимается одновременно просто и сложно: первоначально прочитывается на одном дыхании, но потом, чтобы понять некоторые образы, приходиться к ним возвращаться (что хорошо!) и читать медленно-медленно. Многие фразы обретают смысл только в контектсте (что нормально!), главное не бросать чтение на «сомнительных» местах. К примеру, поначалу поставила в тупик фраза «Тот прав, как лев». Но всё прояснилось, стоило соотнести её с «По гороскопу дева – рак». Очень многоплановые стихи, которые я прочёл одновременно двумя разными способами: 1. О ностальгии 2. О небесной канцелярии (здесь дополнительное значение приобретает сосед – бес и вода с неба).

3. СВЕТ МОЙ «Мой Мастер»
http://www.stihi.ru/2012/01/09/10183 квота Главной редакции (от Сергея Кудаева)

Написано многослойно и насыщено. Что интересно не весь текст отсылает к . Помимо очевидного;Булгакову, Бог там ещё много чем зачитывался «Евгения Онегина» в последней строчке, я углядел здесь:

«Были злые чужбины милее, чем отчие храмы.
Были войны как дом, а дома походили на клеть,»

- Гумилёва, а здесь:

«где стонали твои Маргариты - и девки, и дамы,
- приземляя тебя, были сами готовы взлететь.
А бывало, ложились года, будто карты - по масти,
и не мучил вопрос "Сколько в этой колоде мастей?.."»

- замаячила «Пиковая Дама».
Интерпретаций у этих замечательных стихов можно найти примерно столько же, сколько Маргарит. Кажется даже, что герой на протяжении короткого текста проживает несколько жизней.

4. ОЛЕГ ПАРШЕВ «Семь ясноглазых прях»
http://www.stihi.ru/2013/10/25/9153 квота Главной редакции

Сказочно, героически, по-доброму. У меня возникает приятная ассоциация с Толкиеном и песнями Бориса Гребенщикова. Только в отличие от БГ, автор не впускает в текст ничего лишнего и расплывчатого. Через весь текст идёт синий цвет и тающий лёд.

5. МИХАИЛ ЗАМЯТИН «варенье»
http://www.stihi.ru/2015/02/11/11674 номинатор «Термитник поэзии»

Яркий пример того, что хорошие стихи не обязательно приятны. Сложно сейчас говорить о художественных достоинствах текста: слишком уж он актуальный и острый сейчас. Честно говоря, с первого взгляда он мне вообще не понравился от начала до центрального образа:

«На рассвете во двор выбегает отлить Фома»;
«И наварят варенья, чтоб мертвым помазать губы…»

Брр! Впрочем, текст на больную тему и ДОЛЖЕН быть неприятным, как сама тема. Спасибо автору, что ни с чем не переборщил! При более детальном рассмотрении даже вспоминается Давид Бурлюк, тоже мастер жёсткого, но талантливого эпатажа. Сравните здесь: «Сгнили звезды, как вишни, когда горизонт померк» - и почти хрестоматийное: «Звезды — черви — (гнойная живая) сыпь!!». Причём у Замятина, на мой взгляд, образ получился намного тоньше, чем у классика.
Интересно, как эти стихи будут восприниматься лет через 20, когда современная ситуация забудется, а посыл и образы автора останутся?

6. ЕВГЕНИЙ ВИТКОВСКИЙ «Не понять не постичь не сберечь»
http://www.stihi.ru/2015/04/02/5207 номинатор Наталья Крофтс

Долго думал, хочу ли я как-то отметить этот текст. Решил не скупиться на похвалу по 2м причинам.
1) Евгений Витковский – замечательный поэт-переводчик, и мне было очень приятно по случайности прочесть в Интернете его оригинальные стихи. Мастер и тут оказался на уровне. (Для сравнения, оригинальные стихи Лозинского, которые я когда-то искал специально, понравились куда меньше).
2) Мне удивительно, что после поэтов русского зарубежья на тему гибнущей России ещё можно написать хорошо и по-своему.
Точка зрения, данная в этих стихах мне не близка, но против мастерства не попрёшь

На этом всё. Спасибо.


Рецензии
Филипп Андреевич, я не стану Вам объяснять про звезду, иначе Вы не вернетесь.) А если серьезно, то спасибо большое за добрые слова и понимание.

Сергей Черсков   01.05.2015 20:59     Заявить о нарушении
Вам спасибо:). Насчёт звезды - наверное, что-то в стихах должно оставаться загадкой.

Филипп Андреевич Хаустов   02.05.2015 17:01   Заявить о нарушении