И уйду неизгнанной из Рая...
It is devoted to the poetess
L L E R S
MU Poetess ON
* * ^ ^^^^^ * *
F Q u e e n A
E IRINA V
T ***** O
I S
..И уйду неизгнанной из Рая ...
Адам и Ева .Первые дни Сотворения Мира...
Литературные диалоги.
Часть 1
Если я скажу тебе люблю...
[ Ирина Фетисова-Мюллерсон ]
Если я скажу тебе «люблю» –
Так ли ты поймёшь меня,
не знаю...
Я, наверно, двери растворю,
И уйду неизгнанной из рая,
Где Творец испытывает нас:
Неспроста, невинность сохраняя,
Наливался яблоневый спас
Тихо... никому не угрожая...
Между изумрудною листвой
Зрели страсти, слёзы и измены,
Зрел соблазн, душевный непокой,
Ревности бессмысленные сцены.
Кто признает в яблоке простом
Увлечений дерзких ароматы?
Только тот, с раздвоенным хвостом
Знал, чем все познания чреваты.
Вот они – чуть руку протяни
И вкуси извечное блаженство,
И пройди все тайные пути,
Что людей, бесхитростных младенцев,
Вовлекли в греховный поцелуй,
Что казался слаще винограда
И огонь желания раздул –
Нет, скорее прочь уйти из Сада!
Я поспешно двери растворю
И уйду неизгнанной из рая.
… Если я скажу тебе «люблю» -
Так ли ты поймешь меня , ...
Не знаю...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Адам и Ева . Первые дни Сотворения Мира .
Тезисы религиозной философии о выходе из Рая Адама и Евы .
( Версия на основе теологических фундаментальных произведений .. . )
[ Вит Талийросса ]
Часть 2
К эфирной легкости и красоте стиха , метаний нашей Евочки и дум Адама добавим немного теологии и попытаемся ответить на вопрос : " Что делать ? Убегать из Рая ? Или нет ? ".....Разрешите немного соразмерить поэтическую усладу нас , земных людей , с событиями Сотворения Мира . Ведь тема, у Вас - И Ф М , опять - на всю Вселенную !!!! .....
Откроем священные седые манускрипты ...., и учтите , что я не веду проповеди с амвона и тем более далек от научений... и жажды просветительства . Цель обозначена сразу , а выводы ( мои личные - не более ..... ) будут представлены после теологического " трактата " ... У нас ведь -попытка взвесить на " весах " воздействие на нас поэзии с драмой первых дней Сотворения Мира .... Начнем ....
В трех базовых религиях : христианство , иудаизм и ислам подход и оценка " бегства из Рая " не только самая разные , но и противоположные по сути .
Образ " запретного плода " является общим для иудаизма, христианства и ислама, хотя последствия нарушения запрета Бога рассматриваются различными. Сам запрет на вкушение конкретного плода, по мнению Иоанна Златоуста был сделан чтобы Адам знал «что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления». В христианстве этот образ неотрывно связан с понятием " первородного греха "— в соответствии с христианской доктриной, его результатом стала имманентная греховность человека; искупителем человеческих грехов явился Иисус Христос. В иудаизме и исламе понятие "первородного греха " отсутствует. В Коране дерево не определяется как " древо добра и зла " а перед спуском перволюдей на землю Бог прощает им их грех.
Но и здесь нашего " пытливого исследователя " поджидают подводные камни во всем , в том числе и с определением понятия " греховного " яблока , или иного плода , рассматриваемого как символ " искушения " .
Термин " яблоко " возник сравнительно недавно . Судя по всему, " яблоко " в мифе об изгнании Адама и Евы из рая появилось под влиянием другого древнего мифа. Герой греческой мифологии Парис должен был выбрать среди трех богинь самую красивую, отдав ей золотое яблоко. Парис отдал яблоко Афродите, в результате чего богини рассорились, и что в конечном итоге вообще привело к Троянской войне.
С тех пор появилось выражение «яблоко раздора» и этот фрукт стал ассоциироваться с неприятностями. И совсем закрепилась за яблоками такая провокационная роль, когда наши " братья - художники " эпохи Возрождения стали активно изображать его в иллюстрациях библейского сюжета об искушении Евы змеем и последующих за этим событиях.
С легкой руки мастеров живописи в массовое сознание " рабов божьих " внедрилась слегка фривольная на вид ассоциативная линия : Адам - Ева - Змей - Яблоко - Грех - Изгнание из Рая ...По понятным причинам нас не было тогда еще на свете , но сомневаться в истинности происходивших событий нам положено и никак не клевать на " сермяжную правду " , предложенную нам " святыми отцами " и богемными художниками ....
Согласно Библии, Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что вкусили яблоко — запретный плод с древа познания Добра и Зла. Однако, если именно «согласно Библии», то это не так. В Библии вообще не называется ни конкретное дерево, ни конкретный плод.
А теперь перейдем к тезисам , которым тысячи лет , других древних мудрецов , основанных только на вере в Творца и на документах , принятых на горе Синай :
- Ева и Адам были " обречены " на то , чтобы съесть " запретный плод " с " Дерева Познания " , и он не обозначен ни в одном из первоисточников , как некое " яблоко " ; он по текстам - только " Запретный плод " ;
- Змей - искуситель выступал в роли "увещевателя " и говорил им половину правды ; И действительно, когда человек съел от Дерева Познания Добра и Зла, он приобрел Божественное качество. Змей всего лишь только не упомянул о том, что позже человек тоже получил бы это качество, притом в синтезе со своим другим качеством - властью над миром. Устремившись же к частичной правде немедленно, человек это другое качество потерял.
- Творец сам планировал предоставить возможность Еве и Адаму вкусить Добро и Зло , но змей его опередил на самую малость ( на один день ) перед шестым Днем Сотворения Мира .
- Вершитель судеб знал ( а он вообще знает все !!!! ) , что Адам и Ева съедят " запретный плод " ;но Он им дал подарок " от всей души ". ..... - Право Выбора в судьбе , действиях и решениях ...
И, как это обычно бывает, катастрофа произошла от того, что одна из аспектов-идей-ценностей, сама по себе безусловно положительная, была абсолютизирована, стала в центр всего и пренебрегла всеми остальными идеями.
Вкусив не-вовремя плод Познания Добра и Зла, Адам не смог сохранить равновесие между двумя своими сторонами. Он хотел познавать - на деле даже в ущерб власти, важнейшим элементом которой является умение не брать. Он ринулся познавать все, что видел вокруг себя, - а должен был уметь ограничить себя в этом. Поскольку Адам не смог удержать себя, чтобы не брать плода с Дерева Познания, то он не выдержал экзамена на власть в садах Эдема .
. И поэтому власть его была уменьшена, что выразилось в изгнании из Сада.
- Творец предложил им пройти путь познания - искуплениесодеянного и удалил их из Сада .
Суть Изгнания состоит в разрыве познания и немедленной реализации ( к чему беспрерывно рвались наши герои ) и искуплении " быстрых решений " на пути к совершенству . В Саду Адам должен был "обрабатывать мир", т. е. работать, но сама эта работа была в основе своей чисто духовной, работой познания; материальное тут же реализовывалось само как автоматический результат познания. После изгнания ситуация изменилась. Адам должен был "работать в поте лица" , а для Евы был создан срок беременности и родовые муки .
И то, и другое является по сути одним и тем же изменением: оно является разрывом между познанием и реализацией.
Вернемся подробнее к всемогуществу Бога и проблемой свободой выбора , если она нам дарована ( а может все - таки не дарована ? ) Всевышним .
При обсуждении истории с Деревом Познания добра и зла неизбежно возникает вопрос о противоречии между свободой выбора человека и всезнанием Бога. Проблема эта касается, конечно, не только истории Адама в Саду Эдема ; она имеет прямое отношение к жизни каждого человека. Действительно, одним из принципов монотеизма является представление об Абсолютном Совершенстве Бога, а одним из аспектов этого Абсолютного Совершенства является Всезнание Бога. Следовательно Бог, в частности, знает, что я собираюсь делать в любой следующий момент. Но если это так, то, может быть, я не свободен в своем выборе? Раз Бог уже знает, что же именно я выберу, то, может быть, мой выбор предопределен, и никакого выбора на самом деле нет? С другой стороны, всем нам интуитивно присуще ощущение свободы выбора. Как следует относиться к этому ощущению? Является ли оно лишь иллюзией? А если нет, то как можно согласовать его со всезнанием Бога, которому оно, как кажется на первый взгляд, противоречит?
Мы не будем разбирать детально принципиальные расхождения в этом вопросе трех религий , а тем более категорически утверждать о преимуществах того или иного подхода в этом вопросе .
На выбор нам представлено несколько концепций : от фатализма и детерминизма до - действительно - свободы выбора !
Рассмотрение этих вопросов тянется уже тысячелетия и конца и края этим вопросам и ответам никогда не будет ! Уже написаны миллиарды страниц ...
Прикоснемся только к частностям :
В иудаизме , с одной стороны, однозначно утверждается всезнание Бога. С другой стороны, точно также категорически утверждается, что человек свободен в своем выборе, поскольку Бог предоставил человеку свободу воли, так что человек имеет возможность, благодаря этому, сам определять свою жизнь, и поэтому несет ответственность за принятые решения.
Иудаизм категорически выступает против фатализма или детерминизма. Хотя у нас есть предсказания Пророков, дающие нам уверенность в том, что в конечном счете человек сумеет преодолеть существующее в мире несовершенство и создать царство Бога на земле, но конкретная форма реализации этих пророчеств зависит напрямую от наших действий, определяемых свободой выбора .
В исламе и христианстве достаточно широко распространены философские концепции, согласно которым свобода выбора человека иллюзорна, так что человек не властен над своей праведностью или злодейством, и все предопределено сверху. В отличие от них, иудаизм во все времена однозначно провозглашал, что человек свободен, и его праведность или греховность зависят только от него самого .
Итак, представления о свободе выбора человека, а также о всезнании Бога, однозначно декларируются во всех направлениях иудаизма. Однако, что касается собственно проблемы противоречия между всезнанием Бога и свободой выбора человека, то в иудаизме имеется несколько разных подходов к ней. Один из подходов (обозначим его как рационалистический) пытается согласовать эти вещи логически, основываясь на том, что Бог существует вне времени, и поэтому Его Знание (в отличие от обычного, человеческого знания) не лишает нас свободы выбора...
Остановился на этом в своих теологических рассуждениях и перейдем к выводам ...
.... И вот она - эврика !!!! ИФМ преподнесла нам , изысканный в своей философии , дар , глубинно связанный с поэзией , теологией размышлений лиризмом и трагедией проблемы свободы выбора нашей любимой Евочки , прародительницы всех живущих на Земле .... Даже в свой самый трудный час - принятие решений - " что делать и оставлять ли Рай ? " , она по версии ИФМ ( увидевшей в этот миг все страдания Евы.. ) а по сути , происходящего в те далекие дни , Сотворения мира , принимает блистательно решение ..... " уйти неизгнанной из Рая ! "
Какая красота !!! Неземная! А мудрость ! Какое величественное великолепие духа - " уйти - не уходя " !
И ее поступок вне логического согласования с Богом , что нужно уйти ! Ее душа разрывается от сознания того , что необходимо уходить на грешную Землю . ... Вот прямо сейчас взойти на каменный мост , соединяющий Рай и Землю и очутиться над краем бездны вместе с любимым ....
И учтите при этом , что она в этом миг сочетает в своих мыслях
рационализм с логикой и экзистенциализм , разрушающий первые два понятия на корню . И именно он < экзистенцинализм> порождает неукротимый дух и свободу в Праве Выбора !!!!
Представляю , что даже Всевышний в эти минуты , возможно , сожалел о своем решении, радуясь силе духа и светлым. мечтам своих любимых созданий . Какие там " греховные " поцелуи и " ползучие " Змеи .... .
Адам и Ева - вот где мечта всех влюбленных следующих поколений и они выдержали свой самый главный жизненный экзамен - Счастье Любить !!!!! Это потом теологи ( на то они и " святые отцы " ! ) бросились обвинять в " грехе " и пороке тех , кому мы обязаны жизнью следующих поколений ! Да и мысль подвести Любовь к " греху " - мракобесна по своему содержанию. Вот где интриги и козни того, " кто с раздвоенным хвостом !" Это он все время подбрасывает червивые " яблоки " тем , кто готов действительно готов впасть в грех , не любя ! И какое счастье найти свое счастливое " яблоко " для каждого в этом земном , жестоком и несправедливом мире и любить одной единственной любовью на века и тысячелетия ...!!!! .
И это все нам дала Евочка , умная , мудрая , счастливая в своей любви , которая только началась . ....
И будет всегда звучать ее величественный манифест :
.... ..И уйду неизгнанной из рая.
Если я скажу тебе «люблю» -
Так ли ты поймешь меня?
Не знаю ...
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Адам и Ева . Первые дни Сотворения Мира .
Часть 3 , 4 ( продолжение )
... "Я салютую Еве за экспериментальность" ..
[ Ирина Фетисова Мюллерсон ]
Часть 3 .
Вы , Вит , восхитили своими огромными познаниями в этой мудреной области, в которой я пробираюсь на ощупь, почти в потёмках, доверяясь своему чутью и сердцу...
Меня сразило Ваше понимание сути стиха, ведь за годы я получала немало рецензий на него, но такого - никогда. Мои раздумья вылились в неожиданный для меня ответ в поэтической форме, и я должна еще всё хорошенько обдумать, хотя, как Вы правильно сказали, написано на эту тему миллиарды страниц... Что же, добавим и свою лепту в общее дело... Итак -
Адам был человеком и, человеком, Ева –
Без всех определений, различий и т.д.
И жили без прописки Король и Королева –
И их национальность не значилась нигде.
Эдем служил им домом, где дивно пели птицы,
Где было много места для рыб и для зверья,
И надо же такому несчастию случиться,
Что из всех божьих тварей их предала змея.
Змея – как род живого, змей – персонаж библейский,
/Но суть же не в названье, а в действиях его/,
Он был таким… елейным, в суждениях не резким,
И соблазнял несмело – что плод? Да ничего…
Сменив обличье чёрта (не к ночи будь помянут),
Он искушал созданье, прекрасное из всех!
О, женщина, в тебе ведь не создано изъяна!
Но с Дерева Познанья струился сладких грех…
А любопытство вечно с тех пор живёт на свете,
А с ним – Адам и Ева, но больше – не в раю…
И есть у них прописка… но есть у них и дети,
Живущие с грехами у бездны на краю.
Безгрешных не бывает! Так свет устроен божий,
И мы не понимаем, что значит идеал…
И я несовершенна, и вы, наверно, тоже,
Похоже, что такими нас Бог и создавал!
И есть народы, расы, и есть национальность,
И языков – без счёта, религий всех не счесть,
Я салютую Еве за экспериментальность –
Праматери всех наций от нас хвала и честь ! ....
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Незавершенный эпилог . ..
[ Вит ТалийРосса ]
Часть 4
Салют Евочке ! .... Стихи прекрасны и ночное небо над многими столицами в феерии огненных миражей " эмпиреев " .... Но главное - опять в сакральном : имманентность Евы , первой начавшей искупление греховности человечества .... , но только не .... в Любви ! И это священный знак присутствия Бога на Земле ! Наш диалог может быть бесконечным , но мы не ищем истину здесь . Замысел Создателя нам неведом , но " пурпурное сияние " Любви вы ощущаете своим сердцем и благодарность Евочке в этих строках :
" Я салютую Еве за экспериментальность –
Праматери всех наций от нас хвала и честь! " ....
* ^ ^ ^ ^ *
V | | | | |
I $$$$
T ******
Talyrossa
Свидетельство о публикации №115041100995