И уйду неизгнанной из Рая...

* * * *



   It is devoted to the poetess

                L L  E R S
         MU   Poetess   ON
              * * ^ ^^^^^ * *
            F   Q u e e n   A                             
             E    IRINA     V 
               T    *****   O 
                      I   S 

..И уйду неизгнанной  из Рая ... 
  Адам и  Ева .Первые дни Сотворения Мира... 
   Литературные диалоги. 
   Часть 1

Если я скажу тебе люблю...
[  Ирина Фетисова-Мюллерсон ] 

Если я скажу тебе «люблю» –
Так ли ты поймёшь меня, 
                не знаю...
Я, наверно, двери растворю, 
И уйду неизгнанной из рая,
Где Творец испытывает нас:
Неспроста, невинность сохраняя,
Наливался яблоневый спас
Тихо... никому не угрожая...
Между изумрудною листвой
Зрели страсти, слёзы и измены,
Зрел соблазн, душевный непокой,
Ревности бессмысленные сцены.
Кто признает в яблоке простом
Увлечений дерзких ароматы?
Только тот, с раздвоенным хвостом
Знал, чем все познания чреваты.
Вот они – чуть руку протяни
И вкуси извечное блаженство,
И пройди все тайные пути,
Что людей, бесхитростных младенцев,
Вовлекли в греховный поцелуй,
Что казался слаще винограда
И огонь желания раздул –
Нет, скорее прочь уйти из Сада!
Я поспешно двери растворю
И уйду неизгнанной из рая.
… Если я скажу тебе «люблю» - 
Так ли ты поймешь меня , ...  
      Не знаю...

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

 Адам и Ева .  Первые дни Сотворения  Мира .

 Тезисы религиозной  философии о выходе из Рая  Адама  и Евы .
( Версия  на основе теологических  фундаментальных произведений  .. .  )

[  Вит Талийросса ]
   Часть 2  


      К  эфирной легкости и красоте   стиха   ,  метаний  нашей  Евочки  и дум Адама добавим немного теологии  и  попытаемся ответить на вопрос : " Что делать ?  Убегать  из Рая  ? Или нет ?  ".....Разрешите немного  соразмерить  поэтическую усладу нас   , земных людей   , с  событиями  Сотворения   Мира . Ведь тема,  у  Вас    - И Ф М , опять  - на всю Вселенную !!!!  ..... 
     Откроем священные седые манускрипты ...., и учтите , что я не веду проповеди с амвона  и тем более далек от научений...  и жажды  просветительства  . Цель обозначена сразу  , а выводы   ( мои личные  - не более .....  ) будут представлены  после  теологического " трактата " ... У нас ведь -попытка взвесить на " весах " воздействие  на нас поэзии   с драмой первых дней Сотворения Мира ....   Начнем ....
    В трех базовых религиях : христианство , иудаизм и ислам  подход и оценка  " бегства из  Рая  "  не только самая разные  , но и противоположные по сути . 
       Образ  " запретного плода  " является общим для иудаизма, христианства и ислама, хотя последствия нарушения запрета Бога рассматриваются различными. Сам запрет на вкушение конкретного плода, по мнению Иоанна Златоуста был сделан чтобы Адам знал «что находится под Господом, Которому должен повиноваться и исполнять Его повеления». В христианстве этот образ неотрывно связан с понятием " первородного греха "— в соответствии с христианской доктриной, его результатом стала имманентная греховность человека; искупителем человеческих грехов явился Иисус Христос. В иудаизме и исламе понятие "первородного греха " отсутствует. В Коране дерево не определяется как " древо добра и зла  " а перед спуском перволюдей на землю Бог прощает им их грех.
  Но и здесь нашего " пытливого исследователя  " поджидают подводные камни  во всем , в том числе и с определением понятия  " греховного " яблока , или иного плода , рассматриваемого как символ " искушения " . 
        Термин " яблоко " возник  сравнительно недавно . Судя по всему,  " яблоко " в мифе об изгнании Адама и Евы из рая появилось под влиянием другого древнего мифа. Герой греческой мифологии Парис должен был выбрать среди трех богинь самую красивую, отдав ей золотое яблоко. Парис отдал яблоко Афродите, в результате чего богини рассорились, и что в конечном итоге вообще привело к Троянской войне.
     С тех пор появилось выражение «яблоко раздора» и этот фрукт стал ассоциироваться с неприятностями. И совсем закрепилась за яблоками такая провокационная роль, когда  наши  "  братья - художники  "   эпохи  Возрождения стали активно изображать его в иллюстрациях библейского сюжета об искушении Евы змеем и последующих за этим событиях.       
С легкой  руки мастеров живописи  в массовое сознание " рабов божьих " внедрилась  слегка фривольная  на вид  ассоциативная линия  : Адам - Ева - Змей - Яблоко  - Грех  - Изгнание из Рая ...По понятным причинам нас не было тогда еще на свете   , но сомневаться  в истинности происходивших событий нам положено  и никак не клевать на " сермяжную правду " , предложенную нам  " святыми отцами " и  богемными художниками .... 
     Согласно Библии, Адам и Ева были изгнаны из рая за то, что вкусили яблоко — запретный плод с древа познания Добра и Зла. Однако, если именно «согласно Библии», то это не так. В Библии вообще не называется ни конкретное дерево, ни конкретный плод. 
  А теперь перейдем  к тезисам  , которым  тысячи лет ,    других древних мудрецов , основанных только  на  вере в Творца и на документах , принятых на горе Синай :
 -  Ева и Адам были  " обречены " на то , чтобы съесть   " запретный плод "   с  " Дерева Познания "  ,  и он не обозначен  ни в одном из первоисточников  , как некое " яблоко "  ;  он по текстам  -  только " Запретный  плод "  ; 
-  Змей - искуситель  выступал в  роли "увещевателя "  и говорил им половину правды ;    И действительно, когда человек съел от Дерева Познания Добра и Зла, он приобрел Божественное качество. Змей всего лишь только не упомянул о том, что позже человек тоже получил бы это качество, притом в синтезе со своим другим качеством - властью над миром. Устремившись же к частичной правде немедленно, человек это другое качество потерял. 
-  Творец сам планировал предоставить возможность Еве и Адаму вкусить  Добро и Зло , но змей его опередил  на самую малость ( на один день )  перед шестым Днем Сотворения Мира . 
- Вершитель судеб знал ( а он вообще знает все !!!! )  , что Адам и Ева съедят " запретный плод " ;но Он им дал подарок " от всей души ". ..... -    Право  Выбора  в судьбе , действиях  и решениях ...
   И, как это обычно бывает, катастрофа произошла от того, что одна из аспектов-идей-ценностей, сама по себе безусловно положительная, была абсолютизирована, стала в центр всего и пренебрегла всеми остальными идеями. 
     Вкусив не-вовремя плод Познания Добра и Зла, Адам не смог сохранить равновесие между двумя своими сторонами. Он хотел познавать - на деле даже в ущерб власти, важнейшим элементом которой является умение не брать. Он ринулся познавать все, что видел вокруг себя, - а должен был уметь ограничить себя в этом. Поскольку Адам не смог удержать себя, чтобы не брать плода с Дерева Познания, то он не выдержал экзамена на власть в садах Эдема .
.  И поэтому власть его была уменьшена, что выразилось в изгнании из Сада. 
  - Творец предложил им пройти путь познания - искуплениесодеянного  и удалил их из Сада .
   Суть Изгнания состоит в разрыве познания и  немедленной реализации  (  к чему беспрерывно  рвались   наши герои )  и искуплении   " быстрых решений " на пути к совершенству .   В Саду Адам должен был "обрабатывать мир", т. е. работать, но сама эта работа была в основе своей чисто духовной, работой познания; материальное тут же реализовывалось само как автоматический результат познания. После изгнания ситуация изменилась. Адам должен был "работать в поте лица" ,  а для  Евы  был создан срок беременности  и родовые муки . 
 И то, и другое является по сути одним и тем же изменением: оно является разрывом между познанием и реализацией. 
Вернемся подробнее к всемогуществу Бога и  проблемой  свободой выбора , если она нам дарована ( а может все - таки не дарована ? )  Всевышним . 
 При обсуждении истории с Деревом Познания добра и зла неизбежно возникает вопрос о противоречии между свободой выбора человека и всезнанием Бога. Проблема эта касается, конечно, не только истории Адама в Саду  Эдема ; она имеет прямое отношение к жизни каждого человека. Действительно, одним из принципов монотеизма является представление об Абсолютном Совершенстве Бога, а одним из аспектов этого Абсолютного Совершенства является Всезнание Бога. Следовательно Бог, в частности, знает, что я собираюсь делать в любой следующий момент. Но если это так, то, может быть, я не свободен в своем выборе? Раз Бог уже знает, что же именно я выберу, то, может быть, мой выбор предопределен, и никакого выбора на самом деле нет? С другой стороны, всем нам интуитивно присуще ощущение свободы выбора. Как следует относиться к этому ощущению? Является ли оно лишь иллюзией? А если нет, то как можно согласовать его со всезнанием Бога, которому оно, как кажется на первый взгляд, противоречит? 
    Мы не будем разбирать детально  принципиальные расхождения в этом вопросе  трех религий , а тем более  категорически утверждать о преимуществах того или иного   подхода  в этом вопросе . 
   На выбор нам представлено несколько концепций : от фатализма и детерминизма  до  - действительно  - свободы выбора ! 
Рассмотрение этих вопросов  тянется уже тысячелетия и конца и края этим вопросам и ответам никогда не будет ! Уже написаны миллиарды страниц ... 
   Прикоснемся  только к частностям : 
   В иудаизме , с  одной стороны, однозначно утверждается всезнание Бога. С другой стороны, точно также категорически утверждается, что человек свободен в своем выборе, поскольку Бог предоставил человеку свободу воли, так что человек имеет возможность, благодаря этому, сам определять свою жизнь, и поэтому несет ответственность за принятые решения. 
     Иудаизм категорически выступает против фатализма или детерминизма. Хотя у нас есть предсказания Пророков, дающие нам уверенность в том, что в конечном счете человек сумеет преодолеть существующее в мире несовершенство и создать царство Бога на земле, но конкретная форма реализации этих пророчеств зависит напрямую от наших действий, определяемых свободой  выбора . 
   В исламе и христианстве достаточно широко распространены философские концепции, согласно которым свобода выбора человека иллюзорна, так что человек не властен над своей праведностью или злодейством, и все предопределено сверху. В отличие от них, иудаизм во все времена однозначно провозглашал, что человек свободен, и его праведность или греховность зависят только от него  самого . 
  Итак, представления о свободе выбора человека, а также о всезнании Бога, однозначно декларируются во всех направлениях иудаизма. Однако, что касается собственно проблемы противоречия между всезнанием Бога и свободой выбора человека, то в иудаизме имеется несколько разных подходов к ней. Один из подходов (обозначим его как рационалистический) пытается согласовать эти вещи логически, основываясь на том, что Бог существует вне времени, и поэтому Его Знание (в отличие от обычного, человеческого знания) не лишает нас свободы выбора...
      Остановился на этом в своих  теологических  рассуждениях  и перейдем к выводам  ... 
.... И  вот она -   эврика  !!!!      ИФМ    преподнесла нам ,  изысканный в своей  философии  , дар ,  глубинно связанный  с поэзией , теологией  размышлений   лиризмом и трагедией  проблемы   свободы выбора  нашей  любимой  Евочки , прародительницы  всех живущих на Земле .... Даже в свой самый трудный час - принятие  решений - " что делать  и оставлять ли Рай ?  "  , она по версии ИФМ ( увидевшей в этот миг все страдания  Евы..  ) а по сути  , происходящего в те далекие дни , Сотворения  мира , принимает блистательно решение  ..... " уйти неизгнанной из Рая ! " 
      Какая красота !!! Неземная! А мудрость !  Какое  величественное  великолепие   духа     -    " уйти  - не уходя " !
   И ее поступок вне логического согласования с  Богом , что нужно уйти ! Ее душа разрывается от сознания того , что необходимо уходить на грешную Землю . ... Вот прямо сейчас  взойти на каменный мост , соединяющий  Рай и Землю  и очутиться  над краем  бездны вместе с любимым .... 
     И учтите при этом , что она в этом миг сочетает в своих  мыслях 
рационализм с логикой  и экзистенциализм , разрушающий  первые два понятия на корню . И именно он < экзистенцинализм> порождает  неукротимый дух и свободу  в Праве  Выбора !!!! 
      Представляю  , что даже  Всевышний  в эти минуты , возможно , сожалел о своем решении, радуясь  силе духа  и светлым. мечтам своих любимых созданий . Какие там " греховные " поцелуи  и " ползучие   " Змеи .... . 
  Адам и Ева  -  вот где мечта всех влюбленных следующих поколений  и они выдержали свой самый главный  жизненный  экзамен - Счастье   Любить !!!!!  Это потом теологи ( на то они и " святые отцы " !  )  бросились обвинять в " грехе "  и пороке тех  , кому мы обязаны  жизнью следующих поколений !  Да и мысль подвести Любовь к " греху "  - мракобесна по своему  содержанию.  Вот где интриги и козни того, " кто с раздвоенным хвостом !"  Это он все время подбрасывает  червивые " яблоки " тем  , кто готов  действительно готов впасть в грех , не любя !  И какое счастье найти свое счастливое " яблоко  " для каждого в этом земном , жестоком и несправедливом мире и любить  одной единственной любовью на века и тысячелетия ...!!!! . 
      И это все нам дала Евочка , умная , мудрая , счастливая в своей любви  , которая  только началась  . ....
И  будет всегда  звучать ее величественный манифест  : 

    ....  ..И уйду неизгнанной из рая.
             Если я скажу тебе «люблю» - 
             Так ли ты поймешь меня?   
              Не знаю  ...

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *


     Адам и Ева  .  Первые дни Сотворения Мира . 
     Часть 3 , 4  ( продолжение ) 


  ... "Я салютую Еве за экспериментальность" ..
       [ Ирина Фетисова Мюллерсон   ]
        Часть  3 .

Вы   , Вит , восхитили своими огромными познаниями в этой мудреной области, в которой я пробираюсь на ощупь, почти в потёмках, доверяясь своему чутью и сердцу...
Меня сразило Ваше понимание сути стиха, ведь за годы я получала немало рецензий на него, но такого - никогда. Мои раздумья вылились в неожиданный для меня ответ в поэтической форме, и я должна еще всё хорошенько обдумать, хотя, как Вы правильно сказали, написано на эту тему миллиарды страниц... Что же, добавим и свою лепту в общее дело... Итак -

Адам был человеком и, человеком, Ева – 
Без всех определений, различий и т.д. 
И жили без прописки Король и Королева – 
И их национальность не значилась нигде. 

Эдем служил им домом, где дивно пели птицы,
Где было много места для рыб и для зверья,
И надо же такому несчастию случиться,
Что из всех божьих тварей их предала змея.

Змея – как род живого, змей – персонаж библейский,
/Но суть же не в названье, а в действиях его/,
Он был таким… елейным, в суждениях не резким,
И соблазнял несмело – что плод? Да ничего…

Сменив обличье чёрта (не к ночи будь помянут),
Он искушал созданье, прекрасное из всех!
О, женщина, в тебе ведь не создано изъяна!
Но с Дерева Познанья струился сладких грех…

А любопытство вечно с тех пор живёт на свете,
А с ним – Адам и Ева, но больше – не в раю…
И есть у них прописка… но есть у них и дети,
Живущие с грехами у бездны на краю.

Безгрешных не бывает! Так свет устроен божий,
И мы не понимаем, что значит идеал…
И я несовершенна, и вы, наверно, тоже,
Похоже, что такими нас Бог и создавал! 

И есть народы, расы, и есть национальность,
И языков – без счёта, религий всех не счесть,
Я салютую Еве за экспериментальность – 
Праматери всех наций от нас хвала  и честь  ! .... 

* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Незавершенный эпилог . ..
[ Вит  ТалийРосса ]
Часть 4

 Салют  Евочке ! ....  Стихи прекрасны и   ночное небо над многими столицами  в феерии  огненных  миражей   "  эмпиреев  " .... Но главное - опять в сакральном : имманентность   Евы   , первой начавшей  искупление  греховности человечества  ....   , но только  не   .... в Любви  ! И это священный знак присутствия Бога на Земле ! Наш диалог может быть бесконечным , но  мы не ищем истину  здесь . Замысел Создателя   нам неведом , но  " пурпурное сияние "   Любви  вы ощущаете своим сердцем и благодарность Евочке в этих строках : 
   "   Я салютую Еве за экспериментальность – 
       Праматери всех наций от нас хвала и честь!  " .... 




             * ^ ^ ^ ^ *
          V    | | | | |  
            I    $$$$     
             T  ******
               Talyrossa


Рецензии