137 Метаморфозы

Порою смотришь – рифм не нужно,
Чтоб жизнь воспеть – как та чудна,
Однако сами же слова
Летят в стихи слагаться дружно!
Такое диво наблюдая,
Вдруг замечаешь, как и сам
Взлетаешь с ними к небесам,
Секрет полетов раскрывая:
Исконно жизнь самою рифмой
Когда-то только и была,
Но в прозу переведена
Зачем-то, став земной – тарифной.


Рецензии
Юрий,
в одной из Ваших рецензий
написано:
"Мысль - вполне себе. Но к <...> строфе я бы отнесся более уважительно - она просто обязывает к тому! Видно, как старательно Вы пытались блюсти слог, но, по какой-то причине поленились не допустить плохих рифм:"
жилах - силу
вуалью - шептали
ближе - услышал
долго - волны
бледный - одетый и т.д."
Продолжу аналогичный ряд рифм из Вашей
"137 Метаморфозы":
чудна - слова;
наблюдая - раскрывая;
была - переведена.

Где эти чУдные рифмы,
с которыми Вас поздравляют?
ТАРИФНЫЕ РИФМЫ*/

Тарифный план "Таранный"
Без мыла в жопу влез.
Включаются бараны
В рассылку sms.

Вот истинный маркетинг!
Меркурий с горя пьёт.,-
Ну, право, словно дети
Любой их наебёт.

Тарифные услуги
Как в мышеловке - сыр.
Потом реветь белугой.
Но то - потом, не ссы!

Сейчас же подключайся
Неистово звони!
В сети весь день вращайся
Ведь скидочные дни!

Бабло куда-то делось?
Да ладно, не вникай!
Зато какая прелесть -
Тарифный льготный рай."

© Copyright: Писарчук Дубль, 2012

Евгений Виноградов Юниор   13.11.2017 21:43     Заявить о нарушении
Ри́фма (др.-греч. ῥυθμός «размеренность, ритм») — созвучие в окончании двух или нескольких слов. Наиболее употребительна в стихотворной речи и в некоторые эпохи в некоторых культурах выступает как её обязательное или почти обязательное свойство. В отличие от аллитерации и ассонанса (которые могут возникать в любом месте текста), рифма определяется позиционно (положением в конце стиха, захватывающим клаузулу, или же перед цезурой). Звуковой состав рифмы — или, вернее сказать, характер созвучия, необходимый для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась как рифма, — различен в разных языках и в разное время.
Типы рифм
В зависимости от положения ударения в рифмованном слове различают несколько типов рифмы:
мужская рифма, где ударение стоит на последнем слоге рифмованного стиха. Например, именно такой тип использован в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть»:
Оборвана цепь жизни молодой,

Окончен путь, бил час, пора домой,

Пора туда, где будущего нет,

Ни прошлого, ни вечности, ни лет.
женская рифма, где ударение падает на предпоследний слог. Например, именно такой тип используется в отрывке из поэмы А. С. Пушкина «Жених»:
Везде сребро да злато,

Всё светло и богато.
дактилическая рифма, в которой ударение находится на третьем слоге от конца строки. Так рифмуются 1-я и 3-я строки стихотворения С. А. Есенина «Русь», а 2-я и 4-я являются ещё одним примером мужской рифмовки:
Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избёнки леса,

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.
гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвёртый слог или дальше, — используется значительно реже остальных. Примером может служить строка В. Я. Брюсова:
От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются…
Рифмы различаются также по точности созвучий и способам их создания:
богатые рифмы, в которых совпадает опорный согласный звук. Примером могут служить строки из стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву»:
Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман.
бедные рифмы, где частично совпадают заударные звуки и ударный гласный.
В стихосложении выделяется также группа неточных рифм, являющихся сознательным художественным приёмом:
ассонансные рифмы, в которых совпадает гласный ударный звук, но не совпадают согласные;
диссонансные (контрсонансные) рифмы, где, напротив, не совпадают ударные гласные:
Было
социализм —
восторженное слово!
С флагом,
с песней
становилась слева,
И сама
на головы
спускалась слава.
усечённая рифма, в которой имеется лишний согласный звук в одном из рифмующихся слов.
йотированная рифма, которая является одним из широко распространённых примеров усечённой рифмы; в ней, как видно из названия, дополнительным согласным звуком становится звук «й». Так, этот вид рифмы используется в следующем стихотворении А. С. Пушкина в 1-й и 3-й строках:
Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…
составная рифма, где рифмующаяся пара состоит из трёх и более слов, как во 2-й и 4-й строках Н. С. Гумилёва:
Ты возьмёшь в объятья меня

И тебя, тебя обниму я,

Я люблю тебя, принц огня,

Я хочу и жду поцелуя.
банальные рифмы, например: любовь — кровь, розы — слёзы, радость — младость. Над предсказуемостью подобных, так часто встречающихся у разных авторов рифм подшучивал ещё А. С. Пушкин в «Евгении Онегине»:
И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

Читатель ждёт уж рифмы «розы»,

На вот, бери её скорей…
Обыкновенно стихи с разными родами рифмы чередуются; прежняя версификация даже настаивала на этом, но возможны в стихотворении и сплошь мужские рифмы («К детям» Хомякова), сплошь женские («Не остывшая от зною» Тютчева), сплошь дактилические («Тучи» Лермонтова).
Расположение рифмующих строк внутри строфы может быть упорядочено различным образом. Например, в четверостишии возможны кольцевая (опоясывающая или охватная) рифма abba, смежная (парная) рифма aabb, перекрёстная рифма abab и, реже, сквозная рифма aaaa.
Также существуют следующие поэтические приёмы и термины для них:
Панторифма — все слова в строке и в последующей рифмуются между собой (например — рифмуются соответственно 1-е, 2-е и 3-е слова двух строчек)
Сквозная рифма — рифма, проходящая через всё произведение (например — одна рифма в каждой строке)
Эхо-рифма — вторая строка состоит из одного слова или короткой фразы, зарифмованной с первой строкой.
Воздействие рифмы на слушателя
С психологической точки зрения действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия; разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тождественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому ещё созвучие. В нормирующем характере рифмы и лежит источник её художественного действия. «Ближайшая причина эстетического удовольствия состоит в той лёгкости, с которой предмет нашего восприятия подводится под готовые в нашем уме формы времени и пространства» (Вундт).
Знаменуя собой заключение ритмического ряда (стиха) и связывая его наглядно с другими аналогичными рядами, рифма служит одним из способов объединения отдельных представлений. Приподнятое и вибрирующее в лад с настроением поэта, чувство воспринимающего (слушателя, читателя) ждёт рифмы и поэтому испытывает наслаждение, услышав её. Бессознательно при звуке второй рифмы в нас оживает представление о первом рифмующем слове, и таким образом внутренняя связь содержания закрепляется, уясняется внешним выражением. Поэтому-то в теории иногда выставляется требование рифмовать значительные по содержанию слова стиха: «если рифмуются слова бессодержательные, незначительные, в нас возникает противоречие, неудовольствие: звуки говорят не то, что мысль» (Карьер). В связи с этим находится антиэстетическое действие повторения одного слова в конце двух рифмующих стихов: рифма должна созвучием соединять разнообразное, а не повторять тождественное. Значение рифмы как элемента, связующего разрозненные представления, указывает на пределы, в каких можно увеличивать расстояние между двумя рифмованными стихами: если это расстояние будет слишком велико, то сознание может не уловить рифму. Как на образец умелого увеличения до крайности расстояния рифмического периода можно указать «Koptisches lied» Гёте (обычный способ обозначения последовательности рифмованных стихов: одинаковые буквы означают рифмованные между собой стихи. Например, формула «Песни о вещем Олеге» — ababcc, abcbcadeec) и «Первый лист» Тютчева (формула: abcababcba). Зрение могло бы отметить рифму и при большем расстоянии, но её не уловило бы ухо, а рифма — таково общее и неизменное правило — как явление музыкальное, рассчитана только на слух.
Поэтому рифмовать можно, руководствуясь произношением, а не начертанием[источник не указан 864 дня]. Такого — строго, изобрел — осмотрел — не рифма; наоборот, употребительны вольности, оправдываемые слухом: миг — роковых (Фет), звучат — разлад (А. Толстой), тучи — могучий и тому подобное. Комбинации различных рифм могут быть разнообразны до бесконечности.

Евгений Виноградов Юниор   13.11.2017 20:31   Заявить о нарушении
"Исконно жизнь самою рифмой
Когда-то только и была,
Но в прозу переведена
Зачем-то, став земной – тарифной."
А ЧТО ЕСТЬ ЖИЗНЬ ИСКОННО?
ИСКОННО ЖИЗНЬ - ТО РИФМА!
А ЕСЛИ ПОРЦИОННО?
ТО -- ПРОЗА! ПО ТАРИФУ!..
Исконно жизнь самою рифмой
Когда-то только и была,
Но в прозу переведена
Зачем-то, став земной – тарифной.

Евгений Виноградов Юниор   13.11.2017 20:47   Заявить о нарушении
Начнем с констатации парадоксального факта.

Очень многие люди, пишущие стихи, не могут дать внятного ответа

на вопрос - зачем собственно в стихах нужна рифма.

Умалчивают об этом и пособия для начинающих.

Даже на сайте, специально посвященном рифме, Rifma.com.ru

мне не удалось обнаружить ответа.

Увы даже серьезные люди путаются в этом.

Так в книге "теория рифмы" В.Онуфриева

обнаруживаем следующее бормотание :
..."Рифма - созвучие концов стихотворных строк,

..."создающее ощущение их  единства и родства;

..."одно из наиболее ярких и характерных выразительных средств поэзии.

..."Маяковский  отмечал  её смысловое значение:

..."..."она возвращает вас к предыдущей строке заставляет все строки,"

..."..."оформляющие одну мысль держаться  вместе".

..."Выступая в организационном качестве, рифма  акцентирует

..."концы стихов, образует  после себя паузы,

..."дающие возможность осмыслить строки и насладиться благозвучием слов...
   Кроме явной глупости, что рифма "образует" паузы

все остальное - невнятное бормотание. О создании родства, единства,

наслаждении благозвучием, и возможности осмыслить...
А ответ простой: рифма -  это РИТМИЧЕСКИЙ элемент стиха.

Опять - его величество ритм!

Рифма конечно же может нести и другую нагрузку,

но главное, что делает рифму рифмой - это выполнение

ритмической функции.
Поясним на примере
Так скажем, белый стих можно записать
"Над седой равниной моря ветер тучи собирает...
или
"Над седой равниной моря

"Ветер тучи собирает
или
"Над седой

"равниной моря

"ветер тучи собирает

и.т.д.
Строка - ВАЖНЕЙШАЯ ритмическая единица стиха -

здесь оказывается оформленой только чисто типографски.

Звуковая структура самого стиха допускает весьма неоднозначную

разбивку на строки.

В отсуствие рифмы размывается строковая структура стихов,

резко обедняется важнейший ритмический компонент.

И не только.

Размывается также СТРОФА - ритмический элемент, обусловленый

чредованием строк.
Поэтому белые стихи, после внедрения рифмы,

навсегда оказались на обочине стихосложения.

И сейчас практически в 100% случаев представляют собой суррогат,

производимый неумехами.

(белый стих традиционно используется в драматургии -

но это несколько иная область чем просто поэзия - и здесь

это обстоятельство обсуждать не буду).
Еще раз подчеркнем главное назначение рифмы - РИТМИЧЕСКАЯ функция.

Все остальное - НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.

Теоретически рифма может располагаться где угодно, но в русском

стихосложении традиционно находится на концах строк.

Конечно же, никаких пауз рифма не создает.

Паузы создает ритмическое деление на строки.

(хотя не на 100% обязательно, возможны строки и без пауз после них).
Ну взять ранее разобраный пример:
"Лишь иногда мелькнет на"

"Синей волне дельфинья спина..."

Здесь паузу создает типографское разбиение на строки,

а вовсе не рифма.

Достаточно записать по другому:
"Лишь иногда мелькнет на синей волне дельфинья спина..."

Чтобы увидеть, что здесь наоборот -

- рифма создается делением на строки,

а без него исчезает и рифма, да и стихотворность вообще.
Еще пример из так называемого раешного стиха

"Пошел поп по базару. Посмотреть кой-какого товару"

Здесь ясно слышна рифма "базару-товару".

Но дело вовсе не в созвучии. В конструкции
"Пошел по базару поп. Посмотреть кой-какого товару"  или
"Пошел поп по базару . Кой-какого товару посмотреть"

ощущение рифмы исчезает. Хотя звуки остались те же самые.
Этот пример ясно показывает, что созвучие ощущается как рифма

именно на концах фраз, когда оно используется для подкрепления
строкового (фразового) ритма.

Евгений Виноградов Юниор   13.11.2017 21:06   Заявить о нарушении
Евгений, Вам, конечно же, спасибо за внимание за, наверное помощь мне в качестве эдакого курса ликбеза, но! Есть большущее но: я, как и, уверен, многие непрофессиональные поэты (графоманы, дилетанты, самоучки) и читал, и изучал все эти основы с правилами стихосложения. И ломал голову, и писал что-то строго по правилам... но пришел к выводу - не нужно.
И дело даже не в том, что я никогда не стану ни Пушкиным, ни Лермонтовым; что поэзия вряд ли когда-либо станет моей профессией; что мне не тягаться с лучшими поэтами-современниками даже здесь на стихире, а в том, что стихосложения по всем канонам - это для гурманов. У меня нет цели потчевать их. Моя цель - это обыкновенное недержание реакций на мысли посещающие голову, которые кажутся мне интересными и требуют излить их в строки, и в строки непременно складные. А насколько они складные. согласованные и просто элементарно грамотные - это для меня дело только второе. Пока во всяком случае.
Да Вы и сами привели хорошее определение: "главное назначение рифмы - РИТМИЧЕСКАЯ функция. Все остальное - НЕОБЯЗАТЕЛЬНО" (кстати, Евгений, нет никакой необходимости выделять слова заглавными буквами: я не думаю, что на поэтическом сайте обитают люди не умеющие читать. Особенно несложные тексты).
Но и рифма, по большому счету, тоже в стихах штука не совсем главная - ритмическая функция очень даже присутствует во всевозможных "белых" стихах.
Еще раз большое Вам спасибо!

Юрий Миних   13.11.2017 22:52   Заявить о нарушении
Юрий,
интересных Вам мыслей
и их воплощения в новых стихах
или в делах. Творческого созвучия
и успехов.
С наилучшими пожеланиями

Евгений Виноградов Юниор   14.11.2017 00:31   Заявить о нарушении
С чистейшей, недежурной благодарностью и с такими же позитивными пожеланиями и я!
Ю.М.

Юрий Миних   14.11.2017 00:55   Заявить о нарушении
Источник:
© Copyright: Тимофей Бондаренко, 2003
Свидетельство о публикации №103100800138

Евгений Виноградов Юниор   17.11.2017 01:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.