Русское солнце

Тени ползут островерхие.
Хвойная,  тяжкая тишь.
Вот и  до места доехали,
где ты,  родная,  лежишь.
Русское солнце морозное.
Гиблого века разъезд.
Памятью тёмной, венозною
вызнан порушенный крест.
Наскоро в ямку положена,
как   прожила  – налегке,
в пекле закона безбожного...
Волчий  поскок  вдалеке:

зверское серое воинство
снова смыкается в  круг  –
в почерк  чекистский,  убористый,
в росчерк  убойных  разлук.
Словно земля эта светлая
с небом, где божьи мосты –
стала бедой заповедною
на мерзлоте мерзоты.

Из поднебесья с прорехою
тянется солнечный свищ
вниз – опоздалой утехою,
в век – где  без края болишь.


Рецензии
1.эксперт Елена Крюкова. Наблюдения по зимнему туру 2014-15
Литературный Фестиваль Рунета
избранные в шорт стихотворения
"русское солнце" http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933
Четкий, жесткий и благородно написанный портрет страны, времени и двух судеб. Без пафоса, без вздохов и причитаний. Вся скорбь - внутри. Превосходный финал: стая волков как почерк приговоров. Звукопись "убористый - убойных" хороша. Точное определение "безбожной воли".
2.эксперт Вера Кузьмина:

– «Впечатление редкой цельности, картины, данной одним, крупным и ярким мазком, подчинения одной идее. Прекрасный образ "венозной памяти". Чуть не хватило нового, силы и остроты в образе "волка-чекиста-серого воинства"». эксперт Вера Кузьмина

Большой Литературный Клуб, май-2018("слепой" эксперимент - прочтение экспертами текстов без обозначения их авторов)
эксперт Лилия Бельская:
Алекс Шубин «Р у с с к о е с о л н ц е» http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933

Казалось бы, это стихотворение посвящено вполне традиционной (от Пушкина и Некрасова до Е.Винокурова и Л.Лосева) теме: посещение знакомых мест, в том числе кладбища, но решается она совершенно по-другому, иначе, чем у предшественников. Во-первых, речь идёт о могиле, затерянной в тайге («Тени ползут островерхие. / Хвойная, тяжкая тишь»), которую находят благодаря «порушенному кресту», узнанному «памятью тёмной, венозною», т.е. давней и кровавой. Во-вторых, не говорится, чья это могила. Очевидно, близкого человека («где ты, родная, лежишь»), – вероятно, матери автора (лирического героя). В-третьих, дано краткое (две строки) описание погребения и погребённой: «Наскоро в ямку положена, / как прожила – налегке». Уже по этим нескольким словам мы понимаем трагизм судьбы умершей (скорее всего в ГУЛАГе). А в дальнейшем это подробно и метафорически объясняется: «в пекле закона безбожного… / Волчий поскок вдалеке». Затем от метафоры автор переходит к прямому высказыванию: «зверское серое воинство / снова смыкается в круг – / в почерк чекистский, убористый, / в росчерк убойных разлук». Вот к чему привёл «гиблого века разъезд», что наша светлая земля «стала бедой заповедною, / на мезлоте мерзота» (оригинальный пароним). В финале вновь проглядывает заявленное в заглавии и в начале текста «Русское солнце морозное», но ещё более безрадостное: не солнечный луч, а «свищ», не с чистого неба, а из «прорехи поднебесья». И хотя несёт он «запоздалую утеху», однако в наш век боль «без края» остаётся. Так, личная трагедия перерастает во всеобщую.
В Списке шорта

Большой Литературный Клуб май -2018
эксперт Михаил Мельников:

Алекс Шубин, «Русское солнце» (http://www.stihi.ru/2015/01/20/3933).
Своеобразная архаизированная лексика – «вызнан», «поскок», «опоздалой» – неожиданно не выглядит неуместной, она помогает автору передать создать атмосферу беспросветности под холодным русским солнцем. Стихотворение идет против задорно-героического тренда отношения к русской истории, и это тоже делает честь автору.
В списке шорта

Алекс Шубин   21.01.2020 05:27     Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.