Оскар Строк. Чёрные глаза. История создания

           6 января день рождения
           Короля Танго.

Ах, эти чёрные глаза,
      Всегда вы рядом,
То завлекая, то дразня,
      Невинным взглядом.

Я снова молод и влюблён.
      Душа пылает.
Навек очами покорён,
      А сердце тает.

Я дам тебе волшебный рай
      Средь этих крыш.
Скорей на край земли, на край,
      Скорей в Париж.

Я подарю тебе его.
      Он будет мой.
Париж же, видевший всего,
      Не первый,ты, герой.

Опустошил и разорил,
      И выплюнул во тьму,
Оставив нераскрытым пыл
      У нищеты в плену.

А эти чёрные глаза,
      Забыв про жалость,
Ушли, покинув навсегда.
      Лишь боль осталась.

Появлению знаменитого Танго "Чёрные глаза" способствовали два внешне не связанных события. В 1926 году знаменитый аргентинский музыкант и певец Карлос Гардель
создал новый жанр - Танго-песню. Сразу получивший огромную популярность. В 1928 году он был с концертами в Париже. В это время там был и Строк и они познакомились. Оскар до этого писал только музыку.
     В том же 1928 году Строк владел рестораном в Риге и влюбился в свою кассиршу Лени Либман. Женщину с неимоверно красивыми чёрными глазами. Любовь казалась взаимной и они из Риги уезжают в Париж, где Строк начинает издавать музыкальный журнал.Но коммерсант он был всегда плохой и очень быстро обанкротился. "Вечная" любовь испарилась. Либман ушла к другому. Осталась только боль. Ему пришлось вернуться на прежнюю должность, аккомпаниатора в знаменитом на всю Европу оркестре Марека Вебера.
     Будучи отверженным, он просит своего хорошего знакомого  поэта Александра Перфильева написать стихи о эго чувствах. Так появился текст "Чёрных глаз".В Советское время имя автора стихов умалчивалось и даже фальсифицировалось, так как Перфильев был сыном царского генерала.
     Танго было написано за одну ночь. Утром он отнёс его к себе в оркестр и оно впервые было исполнено солистом ансамбля Мареком Белоусовым. Тут же выходит и пластинка с  записью. Вскоре Танго пела вся Европа, приподнеся Строку корону Короля Танго. Исполнение этого Танго заметно прибавило популярности певцу Петру Лещенко.В СССР первое исполнение в 1930 году. Казимир Малахов \ оркестр под управлением  Цфасмана\ и Иван Миловидов
 \джаз Якова Скоморовского. Лениград\
     22 июня 1975 года Оскара Строка не стало. Но исключённому из всех творческих союзов знаменитому композитору, было отказано даже в последних ритуальных почестях
Были запрещены все речи у могилы и не был допущен на кладбище оркестр.
И вдруг в глубокой тишине зазвучала скрипка. Это известный музыкант Павел Муллер
заиграл "Очи чёрные" и затем " Спи моё бедное сердце".
     Официально Оскар Строк был восстановлен в Союзе композиторов Латвии только в 2003 году при активном участии Раймонда Паулса. 6 января 2013 года \наконец-то\
на доме, где в Риге с 1945 по 1975 год жил Оскар Строк, установлена мемориальная доска.
 

 


Рецензии
Из воспоминаний Галины Вербицкой, вдовы композитора Леонида Вербицкого:
"Вспомнила один интересный случай в начале 60-х годов. После одного из концертов к музыкантам подошел немолодой, элегантный мужчина и спросил, кто руководитель ансамбля (при Укрэстраде - прим.), они подозвали Леонида. Этим господином оказался композитор из Прибалтики. Он поблагодарил за выступление и очень тепло отозвался об оркестровках и профессионализме музыкантов. Затем обратился с просьбой сделать инструментовку для малого состава его произведения, так как оно уже было известно, но исполнялось только в больших эстрадных оркестрах. Он согласился и автор с благодарностью вручил ему клавир, на первой странице которого было написано: Оскар Строк "Черные глаза"... Через пару дней они встретились, автор с благодарностью оценил качество инструментовки и с тех пор это знаменитое танго приобрело еще большую популярность, так как его могли исполнять более мобильные коллективы."

Сергей Поздняков 5   11.05.2017 17:11     Заявить о нарушении
Сергей. Это воспоминание звучит очень странно. Во-первых Танго "Чёрные глаза" было написано для исполнения именно малыми формами \под рояль, под гитару, под любой вид ансамбля\ и только потом оно вышло в большие оркестры. Во-вторых Оскар Строк был до предела щепетилен по отношению к своему творчеству, и обращение к другому автору \показывающую собственную некомпетентность\ для него просто не реально.
В-третьих, он в это время был исключён из всех Союзов Композиторов, он с трудом зарабатывал себе на хлеб. И ни о каком варианте творчества речи не могло быть. Да и само Танго было в разделе "Не рекомендовано" по указанию идеологического отдела ЦК КПСС. Так что вдова в своих воспоминаниях выдаёт дезинформацию. Для чего? Это ясно только ей одной.
Спасибо за внимательное прочтение и поиск дополнительных материалов.
С уважением. Георгий.
Если интересно, зайди в папку "Оскар Строк" Там много интересных
и абсолютно достоверных материалов.


Георгий Родд   12.05.2017 18:43   Заявить о нарушении
" Сереженька! Прочитала замечания Георгия по поводу танго Оскара Строка. Мне очень неприятно, что кто-то усомнился в правдивости моих сообщений. Во-первых, я никогда не лгу и моя совесть и фантазия не позволили бы мне даже придумать это. Я слишком дорожу доверием и уважением Вашим и читателей, которым интересно творчество моего мужа, чтобы сочинять несуществующие факты. Вы хорошо знакомы с его творчеством, подтвержденным фотографиями, клавирами и печатными материалами. Мне вполне достаточно его реальных заслуг, чтобы придумывать какие-то несуществующие факты.
Во-вторых, я не думала, что любые воспоминания, о которых я писала нуждались в деталях и подробностях. Но из уважения к Вам, я хочу сообщить кое-какие детали.
В 50-е - 60-е годы были популярны маленькие эстрадные ансамбли (квартеты, квинтеты), которые выступали в кинотеатрах перед началом сеансов. В одном из таких коллектив работал Леонид. Там и произошла его встреча с замечательным композитором Оскаром Строком. К сожалению, я точно не помню в каком году это было. Незадолго до этого Леонид был на гастролях в Прибалтике, где проходил фестиваль эстрадных инструментальных ансамблей. Кажется, это происходило в Таллине. Там он встретился с Раймондом Паулсом, с которым был знаком прежде, когда он приезжал со своим оркестром на гастроли в Киев.
Он познакомил его со сборником-дирекционом (по-моему, я не ошиблась в названии), который он издавал в Прибалтике. В этом сборнике печатались готовые оркестровки популярных песен для небольших ансамблей. Когда Леонид вернулся в Киев, он предложил музыкальному издательству "Музычна Украина" тоже издавать такие пособия, в которых эти коллективы очень нуждались. С тех пор в Киеве стали выпускаться такие дирекционы - готовые оркестровки. Во время встречи Леонида с Оскаром Сроком я не присутствовала, поэтому дословного разговора воспроизвести не могу.
Но думаю, что он рассказал автору танго об этих изданиях и его могло это заинтересовать. Я ни в коем разе не хочу умалить ни таланта, ни профессионализма прекрасного композитора, но помню , что он через день должен был уезжать и у него просто не было времени, чтобы самому делать оркестровку. Поскольку Леонид издавал эти сборники, возможно, он доверил ему сделать оркестровку. Я полностью отвечаю за свои поступки и слова. С искренним уважением Галина Вербицкая."

Сергей Поздняков 5   13.05.2017 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.