Экспертный обзор. Сергей Лейбград. Итоги года-2014

Итоговый выдох

Не верьте ни одному моему слову.
Я не вправе никого судить. Я не вправе ни в ком и ни в чём разочаровываться. Но попытку высказывания, даже после его полной невозможности, никто мне запретить не может. Поэтому считайте, что я говорю о своих личных отношениях с искусством и литературой. И, прежде всего, с поэзией.
Я не верю, что поэт или тот, кого по неиссякшей до сих пор культурной инерции называют этим именем, может быть вне политики и вне власти. Как её радикальный антипод или скрытый апологет, как манипулятор или пророк, как деконструктор или мифолог.
Я имею в виду не пошлую и банальную политику, как комбинаторскую стратегию социального и карьерного успеха. Не плоский коллаборационизм или заказное мастерство. Не интуитивное понимание конъюнктуры или сознательное конструирование угадываемого ожидания. Не паранойю, рождающую диктаторов и провокаторов.
Я говорю о языке как органическом самовыражении времени и человека, о воплощении биографического и развополощении социального, о событии-современности и бытии в речи. О возможности проговориться. О плене быть и свободе стать. О неизбежности свободы, то есть явленности за пределами или хотя бы на границах политических и культурных трафаретов, архетипов и безличных кодов. Это почти недостижимо. Это всегда недостижимо. И это всегда бунт против себя как культурно-социального "животного".
Я не знаю более политических поэтов, чем Пушкин, Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок и, особенно, Мандельштам. Чем долагерный Заболоцкий, чем Георгий Обалдуев и Ян Сатуновский. Чем не очень любимый мной, но безусловный Бродский. Чем Алексей Цветков и Лев Рубинштейн. Чем Михаил Айзенберг и Геннадий Айги. Чем Лев Лосев и Всеволод Некрасов. Я сознательно сталкиваю два энергетических потока русской поэзии, возвращающих смысл и сущность языка или через новое зрение, или через новую артикуляцию. Через концентрированное переживание классической потенции или через метахимический эксперимент над собой и над языком. Через модернистскую утопию или постмодернистское самоуничижение. Я не о внешней атрибутике, имя которой манера. Я о внутреннем преображении, имя которому стиль.
Спасибо авторам финального этапа БЛК, что добавили ещё одну каплю ненависти и раздражения, каковые я испытываю к самому себе.
Сначала я прочитал десять "анонимных" подборок. Потом десять "авторских".
Первое и второе, и третье впечатление от присланных мне текстов - в каком бункере, на каком придуманном острове, в какой резервации находятся сочинители этих стихов?! На каком сорокинском голубом сале пекутся эти милые и грамотные произведения? Современность, давайте назовём её нелепым словосочетанием "внутренняя Украина" или ещё более нелепым словом "неосредневековье", разрывает меня изнутри и уничтожает, обессмысливает моё, в том числе, нет, в первом числе, языковое и человеческое существование.
Я вовсе не о том, чтобы впрямую отзываться и откликаться на "музыку времени". Я о том, что происходящее, происходимое, надвигающееся находится внутри нас и считывается, сказывается с нашего быта, повседневной жизни, с нашей метафизики и обыденности, с наших любвей и пристрастий, с наших тел и социальных ролей, разрывов и связей.
У меня такое ощущение от этого шорт-листа, как будто меня пригласили на заседание литературного объединения эмигрантских поэтов, воспроизводящих сохранившиеся в них куски замороженной, мумифицированной, но любимой в прошлом словесности. Большинство поэтических практик сформировалось в конце 80-х - начале 90-х на интенциях неоакмеизма, неоклассицизма, чуть-чуть "тихой лирики", "бардовской песни", Арсения Тарковского, "Московского времени" и той части метаметафорической поэтики, за которой всплывают имена Ивана Жданова и Александра Ерёменко. Лишь один Евгений Чепурных "эмигрировал" как будто совсем уж из середины 70-х, из времени, где главной проблемой было стирание нестираемой границы между городом и деревней, где читательниц в окраинных библиотеках гипнотизировали Николай Рубцов и Юрий Кузнецов.
Отсюда эта ориентация на утешение и развлечение себя и читателей стиховыми новеллами, сюжетными конструктами. Этот прозаический, словно переводной нарратив. Отсюда же пластилиновая версификация, внешне безупречная техника с потухшими, часто приблизительными и даже фиктивными рифмами, которые поглощаются культурной инерцией, "духовностью" и общей интеллигентностью авторов.
Со-временность, то есть собственная жизнь лишь изредка обозначается номинативами и тут же тонет в бесконфликтности письма.
Кто-то скажет о моих завышенных требованиях к авторам второго, третьего или четвёртого ряда. А может быть, это бессмысленные и лукавые в своём отчаянии претензии к современной русской поэзии вообще?..
Никто из нас не мыслит себя стихотворцем второго сорта, пусть это за нас делают редеющие читатели и критики. Каждый из нас взрывается изнутри, чтобы изменить строй дыхания, интонации, языка, то есть стать частью воздуха, которым будут дышать.
Сегодня дышать, вспоминая Блока, физически больно...

А теперь я назову трёх авторов, которым отдал бы победу в этом итоговом конкурсе 2014 года. Приношу свои извинения, но только трёх...

1. Александр Крупинин
Эти стихи вполне могли быть написаны верлибром. Но в них есть жестокая и прекрасная точность, очень спокойное, усталое и острое безумие, опирающееся, как на костыли, на узнаваемые просодии. 

2. Владимир Маркин
Этого поэта ведёт инерция, достигающая порой напряжения страсти, прозрачной, но заразительной игры, почти эротического прилипания к языку, к чистосердечным ауканьям с контузившими его поэтами и стихами.

3. Тейт Эш (Калипсо. Хроника отставных)
За своим человеком
Закрываешь себя изнутри.

Этих двух строчек мне достаточно. Спасибо.

Сергей Лейбград


Рецензии
"Я не верю, что поэт или тот, кого по неиссякшей до сих пор культурной инерции называют этим именем, может быть вне политики и вне власти. Как её радикальный антипод или скрытый апологет, как манипулятор или пророк, как деконструктор или мифолог."-----------я б так категорично не стал утверждать, Сергей-)

Есть такая пригорбачёвская пословица: Если других туфлей не видел, то советские самые лучшие". К вам - не хотел бы применить, потому что вы можете мыслить, а значит - сравнивать. Но для того, чтобы сравнить, нужно сначала найти. И только не найдя, можно утверждать, что не бывает поэта вне политики и вне власти.
Но, даже и тогда я вам скажу: плохо искали.
Вот скажите мне, где здесь власть и политика:-?

"Откровение

Алексей Тихомиров Сансара

Предстоит еще много понять,
Только разум здесь вряд ли поможет,
Что, деля, норовит умножать,
Результаты на ноль перемножив.

Увидать, как в висках серебром
Принимая рутину столетий,
Вновь играя во зло и добро,
Ошибаются глупые дети.

И узнать, что пройдет как гроза
Боль, которая нам только снится.
И уметь рассмеяться в глаза,
Встретив взглядом пустые глазницы…

Взаперти все замки отпирать.
Верить, праздному слову не веря.
Обрести, чтобы все потерять.
Попирая потерей потерю.

Не считая ни дни, ни года,
Все пройти, и принять очищенье,
Растворившись уже навсегда
В бесконечной улыбке прощенья…

© Copyright: Алексей Тихомиров Сансара, 2012
Свидетельство о публикации №112021406767"

Я вам на "подобных" "аполитичных" не то что стихотворений - авторов(!) - с десяток, здесь же, на сайте, укажу. Хотите? Причём, не обязательно в "эзотерике" - а вобще - стихи о природе и т.п.
Единственное - вот им точно нет нужды участвовать в каких-либо конкурсах.
Это люди-откровения, это люди-открытия - высочайшего слова и высочайшей мысли.

С другой стороны... конечно - вы ведь работаете с тем материалом, который к вам поступил и потому претензий к вам нет. Почти-). Претензия одна у меня - прежде чем что-то категорично утверждать, подумайте. А потом - ещё раз подумайте... -).

Владимир здесь

Владимир Сачков   23.12.2014 21:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.