Экспертный обзор. Юрий Чайка. Итоги года-2014

Поэтический конкурс. Обоснование выбора.

В задачу не входило расставлять отобранных авторов по местам с первого по пятое. Но лично для себя я все-таки определился, поэтому комментировать буду в порядке убывания предпочтений.
Как и почему именно эти пятеро и как происходил отбор? Сначала я прочел всю подборку. И тут же отметил двоих, понравившихся безоговорочно (№6 – сразу, №7 – после ознакомления со стихами всех представленных поэтов).
Сразу же были отмечены отдельные стихи у №1 и №5. Это в конечном итоге и сыграло роль в пользу их выбора в число претендентов.
Для отбора пятого кандидата пришлось пойти методом отсеивания. Он был выделен из троих, и здесь на выбор повлияло не столько предпочтение, сколько «претензии» к конкурентам.


Автор №6*.
ТЕЙТ ЭШ
1. Балтийская хореография http://www.stihi.ru/2014/10/08/4347
2. Волхв http://www.stihi.ru/2014/10/08/10757
3. Калипсо. Хроники отставных http://www.stihi.ru/2014/10/23/11083

Человека, которому пошел седьмой десяток, трудно не только чем-то удивить – даже привлечь его внимание не так просто. Даже если собеседник поставит себе такую задачу, обратится к арсеналу технических приемов и наработок предшественников, толку все равно не будет.
АВТОР №6 предстал в своей подборке как собеседник, которому не только веришь – ему сопереживаешь.
Что впечатляет?
Образность. Поэзия, не в пример журналистике, воздействует через образы, и когда читаешь «человек человеку – волхв, если к ночи не станет волком», это впечатляет.
Драматургия: каждое из представленных стихотворений динамично, подводит к эффектной кульминации.
Язык, тезаурус – вплоть до словотворчества («иудит», «шаталый»), до как бы парадоксов («вода не живей воды»).
Эрудиция (всего-то три стихотворения, но даже в них появляются Навсикая, Барышников, волхвы наконец). Кстати, «равноудалены» написано раздельно – по-моему, это описка, скорее всего – самодеятельность компьютера при наборе.
Ритмика – очевидно, что АВТОР ею владеет прекрасно. С этой точки зрения подборка из трех стихотворений сделана очень выигрышно.
Аллитерация, метафоричность, рифмы у АВТОРА настолько профессиональны и убедительны, что не воспринимаются как технический прием, а представляются неотъемлемой естественной частью его поэтического языка.
Правда. С этого надо было бы начать. Не надуманность или, наоборот, затасканность тем, а самая что ни на есть правда, изложенная поэтическим языком.
Можно ли говорить об узнаваемости автора по его собственному стилю, ритмике, языку – той узнаваемости, благодаря которой мы безошибочно определим авторство Маяковского, Левитанского, Твардовского, Бродского? Вопрос, конечно, интересный. К счастью, отвечать на него не входит в задачу эксперта конкурса.


АВТОР №7
ЧЕПУРНЫХ ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ
1. Зеркальце http://www.stihi.ru/2014/10/23/7056
2. Пиросмани http://www.stihi.ru/2014/05/24/116
3. Партбилет http://www.stihi.ru/2013/11/12/144

Этот конкурсант расположил стихи в своей подборке «по нарастающей». «Зеркальце», как по мне, определенно не шедевр. Проще описать, что в нем не нравится, чем то, что привлекает. Я это сделаю, только если сам АВТОР попросит.
Но уже в «Пиросмани» обратило на себя внимание авторское видение мира, его горькая ирония, его активная жизненная позиция. И уже даже речь, куда более приближенная к разговорной (в частности,  «нету плохих»), чем «в зеркальце заменит образ мой» из предыдущего стихотворения, располагает к диалогу.
И, наконец, «Партбилет» стал окончательным аргументом в пользу отбора именно этого АВТОРА в число моих личных приоритетов. За стихами отчетливо прорисовалась личность, напрочь исчезла преграда между языком, на котором говорит АВТОР, и моим собственным, а то, о чем говорится, особенно с учетом яркой концовки «тут не только рукописи, тут и партбилеты не горят», перевесило достоинства конкурентов.   


АВТОР №1
АЛЕКСАНДР КРУПИНИН
1. Она была хорошим второстепенным поэтом http://www.stihi.ru/2014/06/02/484
2. Молитвы Глеба Суходрокова http://www.stihi.ru/2014/06/30/2955
3. Мистическое путешествие http://www.stihi.ru/2014/03/22/251

На самом деле, в подборке представлено 4 стихотворения вместо трех. Да, можно объединить под вывеской «Мистическое путешествие» два  самостоятельных стихотворения, но точно так же можно рассматривать и венок сонетов, и каждый сонет в отдельности.
Как бюрократ с большим стажем работы, не могу не отметить нарушения условий конкурса. Организаторы, по-моему, должны были изъять из подборки одно стихотворение на усмотрение АВТОРА. А так – получается очевидная несправедливость по отношению к другим участникам конкурса.
Так или иначе, но именно четвертое, «лишнее» стихотворение в подборке произвело на меня наибольшее впечатление. Настолько яркое, что перевесило претензии к двум первым.
В двух словах, «претензии» сводятся к некоей – возможно, неосознанной – вторичности в стихотворчестве АВТОРА. Я поясню.
«Она была хорошим второстепенным поэтом». Первая же строчка первого конкурсного стихотворения – и сразу лично мой активный внутренний протест. Дело в том, что после асадовского «Они студентами были», после «Она любила летать по ночам» Макаревича, появилась масса стихотворений и песенных текстов, начинающихся с «Она» и каким-нибудь глаголом впристежку. В данном случае АВТОРу не повезло с экспертом, которого это раздражает. Еще больше ему не повезло с тем, что эксперт привык к словосочетанию «в шезлонге», а не «на шезлонге». Я даже подумал, что у АВТОРа изначально стояло «полулежа в шезлонге в саду, она умерла» - а потом какой-то редактор надоумил его исправить «в» на «на», причем ритмика строки при этом погибла.
Не понравилась мне и концовка, да и вообще создалось впечатление, что сама конструкция стихотворения – не новинка, что ритмика тоже мне кого-то напоминает – как минимум, Бродского…
Дальше – больше. Читаешь «Молитвы Глеба Суходрокова», а память тут же услужливо подсказывает старика Козлодоева (Борис Гребенщиков). Ну, как будто специально!
Впрочем, по размышленьи зрелом остываешь. Ну, в конце концов, может, и специально. В конце концов, аллюзии – не криминал. А сами-то стихи, пожалуй, интересны? Ну, неровные с точки зрения техники. Есть интересные рифмы типа «Свердлова-ведомо, Суходрокове-гороховым», а есть и «зеркало-Вселенную», «истинный-тысячи». Ну, так и в предыдущих стихах рифмы, хоть и ровненькие, да совсем банальные: «море-сикоморе», «труда-никогда», «сад-назад». А здесь зато «Суходрокова-одинокого»! Надо же: как будто разные люди писали. И темпераменты – как будто разные люди. И вот этот, второй, мне как будто ближе – даже, пожалуй, близок. И то, о чем пишет, пожалуй, и близко, и понятно. Ну, может, тоже не так, чтоб уж очень самостоятельно, может, угадываются где-то нотки предшественников, – да ладно, придираться-то не обязательно. Главное – эмоция, душа живая, она-то присутствует. Рисуется, рисуется картинка, никто не скажет: «не верю!»
«Мистическое путешествие». Здесь трудно оставаться просто экспертом. С одной стороны, понимаешь, что представлено два отдельных стихотворения, с другой стороны как бы благодарен за то, что размещены оба. Потому что, при желании, можно единой драматургией оба связать в один спектакль, а кроме того, потому что оба нравятся безоговорочно. Поэт, написавший эти стихи, не должен бы участвовать в конкурсах. Для такого поэта конкурсы – если они вообще нужны, что можно обсуждать – давно пройденный и позабытый этап.
Более того, такой человек в состоянии устроить и мистификацию: собрать в одной подборке стихи трех разных авторов – а вы, эксперты, ставьте свои оценки, комментируйте… Устраивайте конкурсы для поэтов с Сатурна или из созвездия Псов. А он потом выходит, читает три строчки – и все.


АВТОР №5
ПЕТРА КАЛУГИНА
1. с высоты http://www.stihi.ru/2012/12/09/7565
2. Не боги обжигают пальцы http://www.stihi.ru/2014/07/05/8974
3. Бордо http://www.stihi.ru/2014/09/29/8549

Этот АВТОР опередил конкурентов в моем восприятии из следующих соображений. Во-первых, я уже сходу отметил потрясающее «так близко, в пяти шагалах» и «Не боги обжигают пальцы» целиком. Потом уже, во-вторых, я оценил и «Бордо» за доверительную интонацию, поначалу мною не прочувствованную – как я думаю, из-за того, что, на мой взгляд, АВТОР не везде в стихотворении ее выдерживает.
Мне прежде всего импонирует владение АВТОРа русским языком. Это же великолепно:
Они кричат ему: «давай же!»
И «обернись!» и «у-ла-ла!»
И карнавально валят дальше
Весёлой кучею мала.   
Мне кажется, у АВТОРа нет никаких проблем с ритмикой. Техника, как по мне, тоже его не подводит.
Но и содержание стихов я тоже отметил. В силу этого мне очень симпатичен сам автор, а это немаловажно.
В конце концов, любой автор – это целый мир, и чем этот мир объемнее, тем интереснее в нем читателю. А в данной подборке мир открылся разными сторонами, как и его творец.


АВТОР №2
ВЛАДИМИР МАРКИН
1. Водолей http://www.stihi.ru/2011/01/20/1824
2. Близнецы http://www.stihi.ru/2013/11/27/2404
3. Диптих http://www.stihi.ru/2013/01/30/2469

Предложенный организаторами подход, когда можно отметить менее пяти наиболее понравившихся поэтов, мог бы избавить от необходимости выбрать одного из троих. И все-таки я этот выбор сделал.
Исходил я, помимо прочего, из того, что «Водолей» и «Близнецы», видимо, являются частями общего цикла «Знаки зодиака», а значит, связаны некоей общей пуповиной. Но это создает и препятствия задаче раскрыть себя, по возможности, с разных сторон. Как по мне, АВТОРу правильнее было бы вместо одного из этих двух стихотворений представить что-то другое.
Лично мне «Близнецы», пожалуй, ближе. Но я украинец и обостренно воспринимаю тему «предавших всхлип волны у сонного причала» в реалиях аннексированного Крыма. На самом-то деле, каждый найдет в этих стихах то, что лично он там разглядит.
Вообще-то, ни стиль этого АВТОРа, ни его темперамент лично мне не близки. Речь местами кажется излишне вычурной, драматургия – расхлябанной, многословие неуместным. Выставлять на конкурс стихи с рифмами «косогору-гору», «несложно-невозможно» тоже не стоило бы.
Но я старался быть объективным по отношению к АВТОРу и отметил для себя ряд симпатичных моментов.
АВТОР не агрессивен, не обрушивает на меня глаголы в повелительном наклонении, даже и вообще как бы не ко мне обращается – а между тем контакт происходит и, если захотеть, можно примерить внутренний мир АВТОРа на себя – и это не вызовет отторжения. Правда, надо захотеть.
А если захотеть, то окажется, что в этом внутреннем мире можно найти привлекательные, комфортные состояния души, можно поразмышлять о чем-то высоком, нащупать подходы к гармонии – внутренней и внешней, а кому-то, возможно, и указатели – как пройти. Да и почувствовать себя эрудированным, образованным, грамотным человеком, пребывая в ипостаси АВТОРа, тоже приятно.

В заключение добавлю, что, поскольку комментарии я начал с АВТОРа №6, то, возможно, кому-то уделил меньше внимания, о ком-то не написал того, что уже писал о других. Кроме того, в мою задачу не входило давать характеристики авторов, оставшихся за пределами пятерки отобранных.


*При публикации обзора были восстановлены полные ссылки на конкурсные стихотворения.


Рецензии
Юрий, здравствуйте.
Спасибо за такой лестный для меня отзыв. Есть над чем поразмыслить...

Хочу сказать пару слов по поводу равноудаленности. Первый смысл (назову его геометрическим) считывается автоматически: "на равное расстояние удалены от". Здесь вы правы: мой вариант почти на грани ошибки. Но при раздельном написании появляется и второй, более прозрачный акцент: одинаково удалены = уже не существуют у обоих в равной мере. Мне показалось важным обозначить именно эту особенность взаимоотношений.
Да, тестировать такие нюансы во время финального забега - излишне смелая затея, но уж очень велик оказался соблазн рискнуть :)

Тейт Эш   08.01.2015 14:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.