Ход трикстера. Сергей Фаустов. Сентябрь-2014

Давно заметил, если мне что-то не понятно,  затрудняет восприятие — значит, в этом можно искать новое знание. Значит, произведение содержит нечто, чему надо найти и дать объяснение. И действительно, часто такое объяснение обнаруживаешь, и это придает смысл существованию и последующему любованию.
Как оказалось, известный в эстетике "парадокс искусства или негативный аффект" был еще в 1719 году описан аббатом Жан-Батистом Дюбо (Jean-Baptiste Dubos) в своих попытках объяснить, как люди могут наслаждаться и хвалить работы, которые способны "огорчить" их. Дюбо утверждал, что это вызвано порождением «искусственных» эмоций, обеспечивающих приятное облегчение от скуки, и это объяснял эпистемическими, художественными и моральными выгодами, которые человек после этого приобретал.
На фоне таких представлений любые появляющиеся произведения становятся эстетически интересными и ценными, потому что они являют собой дилемму — действительно ли они  произведения искусства, или нет — то есть просто "цепляют" зрителей или читателей, потому что "им скучно"?  А ценность заложена в самой попытке решить вышеозначенную дилемму.
Тут приходят на память следующие парадоксальные высказывания.
"Можно ли создать произведение искусства, которое не было бы произведением искусства?" (Марсель Дюшам (Marcel Duchamp).
И еще один фундаментальный парадокс Скерсиса: "Важнейшей частью создаваемого произведения искусства есть то, что не является искусством".. (Виктор Скерсис. "Аспекты Метаискусства").
Подойдя вплотную к пониманию ценности искусства, а мы предполагаем, что она заключена в функции познания, обнаруживаешь, что нынешняя ситуация демонстрирует нам то, чему дано название  «аксиологическое затмение», то есть отсутствуют критерии, определяющие ценность.
Драматическая ситуация современного искусства  состоит из размытости различий между подлинными работами и произведениями, в которых выполняется имитация каких-то свойств искусства.

Ваяя скульптуру, скульптор отсекает части от целого, получая нужную объемную фигуру.
Есть и другая технология, получившая название "аддитивной", в которой наоборот, на пустом месте кладется слой, на него добавляется второй, третий... Так работает, например, 3D-принтер. Стихотворение получается по этой же технологии. Строка - слой.
Поэты могут совмещать обе технологии - складывать строки, а потом сокращать, отсекать строки, то есть редактировать, от латинского слова reductio – уменьшать.
Делается это не ради уменьшения строк, а ради отсекания ненужного либо смысла, либо информации или чувства, несомого строкой.
Как будто в стихе не хватает строки. Или как бы строка есть, но она отрицает саму себя. Стихотворение пусто, прозрачно, много написано, но содержит лакуны, которые читатель сам "должен" заполнить (пишу в кавычках, потому что никто ничего не должен).
Это напоминает установленную в Марселе «рваную» скульптуру Бруно Каталоно (Bruno Catalano), приведенную вверху на рисунке. Она очень напоминает памятник скульптора А.Шебунина Николаю Рубцову в Вологде. Его еще в народе называют "памятник сантехнику". В том же концепте выполнены работы британского скульптора Генри  Мура, представлять которого не буду из-за того, что он уже давно известный классик. Его скульптуры состоят из пустот.
От того, чего не хватает, зависит ценность того, что остается.
И, оказывается, что прозрачная скульптура Б. Каталоно  более содержательна, чем сплошная и непрозрачная, а главное - правильная скульптура работы Шебунина.
Я искал пример такого иллюстративного к вышесказанному стихотворения в сентябрьском лонг-листе здесь на БЛК. И не нашел. Существующий редакторский фильтр не пропускает стихи с «недостатками».
Поэтому я взял стихотворение Наты Сучковой в ее самой новой только что вышедшей в издательстве «Воймега» книге «Ход вещей», оно же было опубликовано в Homo Legens. В нем 6 строк.

Намотали километры, и сигналят у дверей:
- Съел я, Боженька, конфетку, накажи меня скорей!
Намотали километры, чей Харлей без тормозов?
- Съел я, Боженька, конфетку, посмотри скорей в глазок!
Намотали километры, баки полны детских слёз:
 - Съел я, Боженька, конфетку, и тебе ещё принёс!

Впечатление таково, что изначально было большое сюжетное стихотворение, описывающее путешествие байкера с приключениями, причем закончившееся детскими слезами. Но поэт Ната Сучкова  взяла секатор и стала обрезать. В результате стихотворение стало состоять из пустот,  из того, чего не хватает, повысилась ценность того, что осталось, и  оказывается, что прозрачное стихотворение в окончательном виде стало более содержательным, чем изначальная заготовка, если только она была.
Содержательно оно не тем, что о чем-то повествует, это мало кому интересно, а тем, что оно вписывается в развивающееся искусство и перестает быть только литературным явлением.
Впрочем, я нашел такое интересное  стихотворение в сентябрьском лонге.

ИГОРЬ БРЕН «Пал»
http://www.stihi.ru/2014/08/28/8018 отборочный тур для резидентов БЛК

вздыхает человеком папироса
последний раз - постылая рука
кричит запястьем.
 
намечались грозы -
ни облачка.
теперь - наверняка.

огонь не тронет
пятипалость веток
и скатерть без винца и пирогов.
 
агония иронии -
на ветхом
плакате из тридцатых сороков -
 
"почаще очищай от сухостоя,
   и домик не достанется врагу!"
 
в горящую палату входит...
  сторож?
    медбрат? 
      не скажет,
за печатью губ
задерживает время,
выбирая -
 
ведь на просторах спорных парусин
такая хрень от рая до окраин,
что несвятых не стоит выносить.

В рецензиях под этим стихом автор написал следующее.
«Доброго Вам времени, читательница или читатель!
Ниже приведен альтернативный вариант.
Если Вас не затруднит - укажите, какой вариант лучше (в комментарии к этой рецензии).
.
Пал
 
огонь не тронет
пятипалость веток
и скатерть без винца и пирогов.
 
агония иронии -
на ветхом
плакате из тридцатых сороков -
 
"почаще очищай от сухостоя,
   и домик не достанется врагу!"
 
в горящую палату входит...
  сторож?
    медбрат? 
      не скажет,
за печатью губ
задерживает время,
выбирая -
 
ведь на просторах спорных парусин
такая хрень от рая до окраин,
что несвятых не стоит выносить».

После изъятия верхней части стихотворение СРАЗУ заговорило на том языке, на котором оно и должно говорить. У каждого слова c первого же прочтения стал появляться  шлейф метафор, стихотворение стало объемным, многомерным.
Ю. Лотман писал:
«Современная молекулярная физика знает понятие «дырки», которое совсем не равнозначно простому отсутствию материи. Это — отсутствие материи в структурном положении, подразумевающем ее присутствие...  С аналогичными явлениями приходится считаться и стиховеду. А из этого следует, что понятие «текст» для литературоведа оказывается значительно более сложным, чем для лингвиста. Если приравнивать его понятию «реальная данность художественного произведения», то необходимо учитывать и «минус-приемы» — «тяжелые» и «легкие дырки» художественной структуры».

Очень интересно, что Игорь Брен сам сделал такой эксперимент и сам показал его. Естественно, что  в ходе данного сентябрьского цикла это стихотворение подтверждает контекст.


Рецензии
Природа уже вынудила физиков признать наличие в своей пустоте темной материи, которая является некой неизвестной сущностью, состоящей, скорее всего, из новых элементарных частиц или частиц, выходящих за пределы Стандартной модели.

Вот таким же образом эстетика вынудит всех людей признать в пустоте наличие материи искусства, выходящей сегодня за пределы стандартной модели его понимания.

Фаустов   27.10.2014 19:21     Заявить о нарушении
Сергей, а не кажется ли тебе это сродни рассуждению, что ноль это разность двух сколь угодно больших, но равных чисел?
А каких именно? Да любых! То есть подобные умозаключения не уменьшают хаос, из них ничего не следует!

Владислав Сергеев   27.10.2014 19:44   Заявить о нарушении
Да существование темной материи уже ставится под вопрос. Есть физики, предлагающие подкорректировать формулы, используемые для рассчетов.

Вольт Юлия   27.10.2014 20:59   Заявить о нарушении
Влад, представляешь ситуацию? Драматизм ее. Она в том, что я не просто могу, а обязан говорить обо всем, что здесь пишу, потому что на русском языке этого больше никто не пишет. Например, вот у меня: "то, чему дано название «аксиологическое затмение»" - на русском языке этого словосочетания нет, в то время, как в современной западной научной мысли это устойчивое выражение, означающее реальную проблему, для которой идет поиск решений. Мы опять начали отставать, как когда-то в кибернетике. Категорическим императивом для русских стало: "Я считаю, что...".
И все, проблемы нет.
Юлия, это очень хорошо, что вы указали на устаревшие сведения о темной материи. Значит вы владеете информацией, которая до России еще не дошла. Потому что я фразу о ней, материи, взял копипастом из русской Википедии, целиком один к одному и не стал проверять в иноязычных.
Другое дело, что русская поэзия развивается по своим собственным законам, и ничего не знает об отставании русской эстетической мысли от объекта своего исследования.

Фаустов   28.10.2014 10:35   Заявить о нарушении
Сергей, возможно, авторы (поэты и теоретики) альманаха "Транслит" будут Вам интересны. Они говорят о близких темах.

Вот пятый выпуск: http://www.trans-lit.info/5issue.pdf

Вот четвертый: http://www.trans-lit.info/4issue.pdf

С редакторами альманаха я познакомился в этом году и немного написал об этом: http://www.stihi.ru/2014/04/24/6757

Павел и Кирилл - лауреаты премии Белого. В этом году они стали и членами жюри премии.

К сожалению, последние выпуски (13, 14) еще не выложены в сети. В последнем номере есть интересная дискуссия о поэзии, которую "нельзя судить по чисто эстетическим критериям".

Арабский Алфавит   28.10.2014 15:05   Заявить о нарушении
Какая разница, стандартная модель или нет? Любая модель понимания является лишь имитацией. Имитация понимания, имитация искусства, имитация понимания искусства, имитация искусства понимания... Меж тем человек создан по образу и подобию Творца, так зачем модели, если понимание присуще изначально? Русскоязычная поэзия скорее категория упоавляемого хаоса

Хазрат   29.10.2014 16:10   Заявить о нарушении
*управляемого хаоса*, прошу прощения.
Моделирование относится к категории познания, что к хаосу неприменимо, тут нужно именно понимание.

Хазрат   29.10.2014 16:15   Заявить о нарушении
Если человек создан "по образу и подобию", значит, он является моделью Творца.
Естественно, не полнофункциональной, а местами даже и не действующей )))

Владислав Сергеев   29.10.2014 19:30   Заявить о нарушении
Разумеется, неполнофункциональной. Творец создал Природу, а человек искусство. Зато творчески переработанной, Господь не халтурил...

Хазрат   30.10.2014 06:41   Заявить о нарушении
То, что неполнофункциональной - это меня угнетает больше всего. Я проверял свои экстрасенсорные способности, дак по тестам даже не вошел в сотню лучших экстрасенсов.

Фаустов   30.10.2014 08:48   Заявить о нарушении
Я думаю, в сотню худших будет попасть не легче )))
Как говорил Даниил Иваныч Ювачев, любые крайности даются с трудом )))
http://stroki.net/content/view/17241/113/

Владислав Сергеев   30.10.2014 17:09   Заявить о нарушении
Это как в психоделике, " Вы не оснащены специальным мыслительным аппаратом, чтобы понять..." А король то в натуре голый....

Исхаков Алексей   30.10.2014 23:56   Заявить о нарушении
Владислав, а что Вы нам рекомендуете

Исхаков Алексей   31.10.2014 00:57   Заявить о нарушении
Король голый

Исхаков Алексей   31.10.2014 01:03   Заявить о нарушении
Рекомендую королеву.

Владислав Сергеев   31.10.2014 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.