Экспертный обзор. Александр Панков. Июнь-2014

ВМЕСТО ПРЕАМБУЛЫ

Во-первых, я хотел бы несколько опровергнуть ту информацию, которая размещена обо мне на странице представления экспертов. Там написано, что я поэт, однако это очень далеко от истины, ибо я в этом слове обычно делаю четыре ошибки, а к людям, которые гордо носят это звание, отношусь по принципу, декларированному еще Есениным в Черном человеке – забавный народ. Просто поэты и поэзия приблизительно так же равноудалены друг от друга, как Бог и религия – но это тема для другого разговора и поэтому сейчас не будем.
Как я успел посмотреть, обычно в преамбуле эксперт пытается объяснить по каким критериям он будет оценивать лонг-лист. Здесь мне особо сказать нечего – я просто буду пытчиво читать собранные в нем тексты, после чего высказывать собственное мнение о каждом из них, а в итоге обязательно будет сформирована десятка (не на корову же играем, чтобы заявлять “А у меня получилось только семь”). Не нужно ждать, что здесь пойдет разговор о дактилях, анапестах и других выдуманных животных, населяющих “фаллехов гендекасиллаб” (с)  х/ф Покровские ворота – меня от них постоянно пробивает на сарказм, а больше всего забавляют пиррихии (чисто по звучанию слова). Я не буду делать вид, что читал все тексты только из присланного мне файла и не знал кто автор – с сайта это было делать удобнее, да и фамилия написавшего для меня особого значения не имеет, потому что я исключительно тексты оцениваю.  Ну а специально для тех (я догадываюсь, что их здесь будет), кто сочтет, что автор обзора несколько оборзел в своих оценках, предлагаю чуть поменять местами буквы и считать данный текст не обзором, а оборзом. А, собственно, давайте сразу так и назовем.


ОБОРЗ ЛОНГ-ЛИСТА ЗА ИЮНЬ

ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА «там»
http://www.stihi.ru/2013/06/04/57 

Собственно, зачем в этом тексте первые три строки? Вот честно - если бы не принятая на себя обязанность отжюрить конкурс, то текст бы до конца просто не дочитал, ибо сбился бы еще в первой трети, плюнул и закрыл бы страницу. А так попробовал читать, начиная с четвертой - да, не без запинок, но вполне себе ощущается слитность текста. В таком виде он получается разломанным пополам, и водораздел проходит по "пусть мне приснится / жизнь не моя"  -  возможно было бы разметить границу пробелом для иного акцента при прочтении. Но вот то, что наверху и особенно это "жи-ши-ча-ща", которое абсолютно стилистически несообразно остальному в этих строчках.... Я понял - Татьяна начала писать один текст, но в результате получился совсем другой, ибо мысли потекли в ином направлении. Так бывает и весьма часто. И такое легко лечится обрезанием. Однако тут, видимо, рука у автора не поднялась, поэтому и текст немножко хворает.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «бывают облака...»
http://www.stihi.ru/2014/05/23/2310

бывают облака-собаки
сбиваются в стаи, готовясь к атаке
и гавкают громом,
к земле прижимаясь как уши у пса,
который завыл от восхода луны колеса

бывают облака-верблюды,
что гордо горбатую спину несут
и, как люди плюют себе под ноги,
с неба плюются дождем
к таким кораблям
подбираться бывает опасно
но с Кэмела пачки
все смотрится, сука, классно

и т.д., и т.п.

Понимаете о чем я, Ольга? У Вас получился текст из разряда тех, что можно писать рулонами.  Выше набранный набор строк сложился за 2 минуты 37 секунд (специально включал секундомер). Вот у трех парней, которые уже долгое время скачут в телевизоре под названием "Иванушки Интернейшнл" есть песня про то, что тучи как люди, у Вас же тучи как звери. И понимаете, какая загогулина получается - каких-то иных существенных отличий окромя несколько большей оборотистости речи я найти не могу, а какую-то текстовую ценность в помянутом творении подопечных Матвиенко искать более чем забавно - они тоже на рулон хорошо помещаются.


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Неуловимое»
http://www.stihi.ru/2014/05/14/2613

Хороший такой текст о зависании. В середине, гам, где полеты на планете. Начало получилось излишне театральным - автор решил, что нужно сделать так же, как в пьесе - то бишь мизансцену описать, хотя всех этих рыбешек можно было бы вполне оставить за скобками, сути тексту они не добавляют и даже выглядят неким аналогом фотообоев. В финале же на сцену вышло другое искусство - а именно кино, причем четко осязаемо, что советское, с его часто применяемым приемом в виде открытого финала. То есть кино кончилось ничем и начало оно так кончаться сразу же с повтора неуловимости (именно тут текст пошел по спирали вниз). И что же мы имеем в итоге? А имеем такую забавность, что у стихотворения как такового судьба оказалась в точности соответствующая названию (как вы яхту назовете, ага) - что-то сверкнуло в середине  и привлекло внимание, но вот стоило приглядеться и стало понятно, что это всего лишь пробка от Клинского.


 ИНГА СТАШЕВСКА «Казалось»
http://www.stihi.ru/2014/06/01/3072
 
Текст из разряда "Вот еще бы чуточку над ним поработать". Потому что заготовка получилась действительно хорошая.  Вот только:
- бесследный повтор в третьей строке. После "почти бесследно" не раскрыта суть того, что вместилось в помянутое "почти" и идет разрыв
- возврат к цветам обернулся ритмическим сбоем
- дубовая дверь это образ одновременно и звучащий, и штампованный. Здесь он не звучит.
- ну и коды не случилось акцентированной.

Вот перечитал придирки и обнаружил, что три из четырех так или иначе относятся к повторам либо к возвращению к уже потревоженным в тексте образам. Инга, может того-этого.... не повторяться, а?


СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «С С СюР – реализм»
http://www.stihi.ru/2013/10/22/6212 

Когда в середине этого текста вдруг зазвучала кавер-версия "Волшебной скрипки" Гумилёва я натурально чуть не рухнул под стол с воплем "Зачет!". И имхуется, что строчки

Что такое – эти краски вперемешку с Солнцедаром ?
Что такое – тёмный ужас пожирателя икры ?

мной не забудутся и перейдут в разряд цитируемых.
Собственно к данному тексту у меня есть только одна претензия, но она представляет из себя всю его вторую часть, ибо начиная с пришествия худсовета градус сюра существенно выветривается (причем, чем дальше, тем больше - содержание полотна уже капитально разочаровывает, потому что на нем совсем не ожидаемый Дали, а банальный соцреализм). Сергей, ну ведь такая ж шикарная подводка была, елы-палы, и развернуться было на чем - а вылилось все в малярные работы по дописыванию.


КУЛИКОВ «А где отец? Да на войне»
http://www.stihi.ru/2014/05/11/3095

Вот очень хорошо, что тут без пафоса, который в подобных темах захлестывает зачастую. И без стремления самостоятельно определить себя как орудие пропаганды, которое готово жечь глаголом и правду, и матку, и другие части тела. Практически по-бытовому получилось, настроенчески очень похоже на тот фрагмент из Гришковца, где он рассказывает про завязанные шнурки немецкого офицера. Любой страх способен стать обыденностью, если он будет повторяться ежедневно и вот эту самую атмосферу автору вполне удалось передать, состыковав в тексте искореженную реальность (а война всегда является таковой с романтикой пейзажной лирики, заправив этот салат соусом буквально физически ощущаемой усталости. Честно признаюсь, что финальные кусты сразу не состыковал с теми, что фигурировали в начале, от чего была маленькая претензия к финалу. Потом догнал и претензий не осталось – просто хорошее стихотворение.


ИЛЬЯ БЕСТУЖЕВ «Грека»
http://www.stihi.ru/2014/05/26/9941

Ну то, что автор сего текста  со словами и рифмами далеко не на Вы становится ясно с самого начала (ну разве что к "большой" больше подойдет не "еще", а его простонародный собрат "ишшо"). И с вокабулярием у автора все в порядке, и читается текст легко и складно,  и т.д., и т.п.  Однако все это не более чем словотворчество - складное, читабельное и даже можно сказать профессиональное словотворчество. Я не буду долго разглагольствовать на тему расхожего принципа "Если можешь не писать - не пиши" ибо писать можно все, что угодно, потому что бумажная промышленность в нашей стране, как известно, работает хорошо. И такие вот поделки тоже время от времени требуются - чтобы форму не терять, к примеру. Но вот лично я не очень люблю подобные плоды ремесленничья, Илья, а именно оно в этом тексте более чем явственно проступает (хоть с послевкусием коньяка, хоть и без оного). Ну а финал звучит вообще как достойная иллюстрация на тему того фрагмента из есенинского Черного человека, который начинается словами "Ах, люблю я поэтов, забавный народ..."


АЛЁНА РЫЧКОВА «Еxitus»
http://www.stihi.ru/2014/04/17/3718

Уже на второй строке сей произведи на ум сами собой пришли легендарные строки Арканова

"Зеленой синевой краснеет сочапыжность,
Белеет чернотой коричневый желток"

Алена, элементалы, которые сгущаются, вполне могут сломать мозг, поэтому и смотрятся, и читаются как та самая помянутая сочапыжность. Нет, суть этой развязки понята, конечно, но вот та напыщенность и пафос, с которыми все это преподносится, поневоле пробивает на иронию, переходящую в сарказм. Следующей остановкой оного являются падшие отцы, которые роятся. Я даже попробовал обратиться к Яндексу, чтобы он объяснил мне, почему роятся отцы, но тот все про пчел отвечал - видимо так и помру неучем, не познав этой тайны. Одно радует - что не сосцы падшие роились.
А собака порылась (хотя в этом случае будет вернее использовать такую конструкцию как "Бобик сдох") в том, что форма не соответствует своему содержанию. Обеспрепинченный текст безо всякой разбивки становится до зубовного скрежета монотонным и как-то совсем не стыкуется с тематикой исхода. Можно было хотя бы пробелами над паузами поработать (тем более что есть над чем).
В итоге по прочтении этого текста я понял, что не готичный я чувак, совсем не готичный. А ну и ладно.


ХАМДАМ ЗАКИРОВ «Новое о текстах, организованных с помощью ритма» 
http://www.stihi.ru/2014/06/20/5711

Хамдам, вот попробуйте представить героя своей произведи, который в предложенной Вами мизансцене начнет внутренне декламировать именно этот Ваш текст? Да парень попросту профессии лишится, ибо его эпилептические дергания никак не подойдут для формата фильмов формата ХХХ (кстати, один крестик в текст добавьте, а то у Вас какой-то Двадцатый век Фокс получился).
Я не буду долго рассуждать, ибо текст из разряда "и так тоже люди самовыражаются ". Идея сама по себе вполне интересная, но совсем не развитая, ибо подобный прогон все же подразумевает некую сюжетность - а вот ее как раз и нетути, есть только мысль "А прикольно будет написать про порноактера- поэта, который, когда трахается, про себя стихи читает". Вот только кроме этого больше ничего, собственно, и нет... а уж заканчивается текст именно так, как хотел его герой - нейтрально, неброско,  ничем и никак (кстати, в этом предложении у слова "кончающимся" просто необходимо было отрезать окончание - гораздо более логично и уместно получится).


АЛЕКСЕЙ МИРОНОВ УРАЛ "хорошо ты купил ту летучую мышь"
http://www.stihi.ru/2013/05/20/4606

Алексей, вот хоть убейте, но нельзя так издеваться над великим и могучим, как Вы сделали прямо сразу, буквально в первой строке. (и, одновременно, в названии текста)  "Хорошо ты купил ту летучую мышь" - а можно было ее купить плохо? Всего-навсего коротенький монтаж в угоду ритму и размеру, исключение из лексической цепочки только лишь одного слова "что" и текст сразу же перешел в разряд материала для пародии.  Тем более что дальше тоже есть, где разгуляться - и на списанном (вероятно в утиль ( камыше, и на сидящим на ветке и занесенным ватой литгероем (прямо-таки "Весь в пуху я"), после чего даже на хорал земляных червяков уже особо внимания не обращаешь. Понимаете  какое дело - существует такая штука как мнимая поэтичность. Это когда вроде бы текст и читается, и звучит хорошо, но вот стоит хоть минимально пытчивым взглядом к нему присмотреться, то понимаешь, что смысел пучина сия поглотила очень давно, причем она уже успела и переварить его, и расстаться с его остатками естественным путем.


САША ЛУРЬЕ "Три тотема"
http://www.stihi.ru/2014/01/10/7823

О, а первая часть как раз про меня выходит (в рамках написания данного текста, разумеется:)) Ну, в таком случае автор уже немножко представляет чего ему ожидать. Есть такое течение, которое можно именовать фотографическими стихами - это когда берется какой-нибудь образ или картинка и описываются без лишних пояснений, такая вот дорога без начала и конца, по которой не бредут Будулаи. Я же считаю подобные тексты не более чем заготовками для будущего стиха, который сейчас по каким-то причинам не пишется, а образ выкидывать жалко - то есть данная конкурсная произведь представляет из себя три полуфабриката.  Причем они разной степени готовности - первый нужно только разогреть, второй потребуется изрядно прожаривать, а у третьего весьма скудная рецептура и настолько мало начинки, что возникает предположение о том, что этот текст пошел в нагрузке к остальным (типа три по цене двух). Вот только ни ложки, ни сковородки, ни микроволновки какой завалящей у читателя нет и ему приходится все сжевывать в сыром виде, от чего весьма возможно получить несварение.  При этом я не говорю Вам, Саша, что Ваши стихи плохие - вовсе нет, в них есть некая  изюминка и собственный стиль - просто Вы их не дописали, оттого ни изюминка не спасет, ни даже целый фунт изюму.


ВЛАДИМИР ЦЮПИН "Мир"
http://www.stihi.ru/2014/05/06/980

По этому тексту прям захотелось расспросить автора о первичности курицы и яйца (то бишь что появилось раньше - картинка или строчки), но раз формат обзора предварительного общения не предусматривает - то ну и ладно.  Вот зачем этому весьма хорошему натюрморту был нужен такой финал?  Чего хотел Владимир, понятно (он и в комментах об этом высказывался), однако дюже коротка кольчужка оказалась, не сыграла последняя строка - уж дюже красочно автор природу описывал, с подробностями и малоупотребимыми  словами, для того, чтобы в последней строке стянуть текст в узел.  Однако и от пейзажной лирики таким финтом Вы, Владимир, уже тоже ушли, поэтому этот текст как ее образчик уже воспринимать не получается, так как видно, что у автора были сны о чем-то большем. Правда итог вышел из разряда "ни два, ни полтора"


ЛАДА ПУЗЫРЕВСКАЯ «Качели»
http://www.stihi.ru/2014/06/19/10187

Вот тут я долго думал, что бы написать и в результате все получалось не то и не так. Поэтому вместо рецензирующих строчек тут будет расположен отрывок одного из моих эссе сколько-то-там-лет-назад давности

"Причем песен о детстве, написанных и исполняемых взрослыми людьми – их достаточно, но вот они совсем не задевают. Да и вообще, зачем их пишут? Просто это уже как-то совсем мимо – они воспринимаются… ну как найденный где-то на антресоли альбом с марками, который забавно повертеть в руках, вспомнить, как когда-то собирал их, регулярно обходя все ближайшие киоски “Cоюзпечати”, а потом положить на то же самое место, забыв о его существовании еще на много лет. Или навсегда. И вот эти песни о детстве, написаны как будто уже сразу туда, на антресоль. Наверное, потому, что ты уже видишь, слышишь и чувствуешь несколько иначе, потому что в твоей жизни уже масса всего простого и сложного, понятного и не очень – и все это нужно как-то расположить в самом себе. Поэтому детству удобнее в тебе находиться где-то в районе альбома с марками.

Но песня звучит, и ты понимаешь что… Что “вдруг” случается. Потому что… Потому что в ней спето о детстве, как о любви. Именно о том чувстве, которое может вращать тебя и двигать тобой, как ему заблагорассудится. Но это – про детство. И тебе становится очень странно, ведь какой-то особой ностальгии по временам своего взросления ты не испытываешь – конечно вспоминаешь с теплотой и конечно все реже и реже. И это нормально – у тебя в жизни с того момента, как детство кончилось, уже происходило достаточно событий, заполнявших тебя без остатка, и все эти внутренние ураганы… они ярче по ощущениям и воспоминаниям. А еще ты взрослый и разумный человек, который твердо уяснил, что волшебной палочки не бывает, а машину времени еще не придумали. Нет, тогда было много интересного и забавного… но это когда-то тогда. Да и ты уже не совсем похож на себя тогда. А вообще-то совсем не похож..

А потом… Вот каждому наверняка хоть раз задавали вопрос “С каких лет ты себя помнишь?” . И ты так напрягаешь память, цепляешься за какую-нибудь картинку, которая абсолютно случайно заблудилась в закоулках тебя, выдаешь ответ и.… И все. Нет, ну разговор продолжится, конечно… Вот только именно этот ответ четко отложится внутри тебя – ты помнишь себя с такого-то возраста. Четкий срок. Можно даже не задумываться, если ещё кто-то спросит – ответ готов. А вот сколько их, этих воспоминаний из тогда? И с какого возраста их становится много? Вот если над этим задуматься, то понимаешь, что это как-то … в районе того времени, как в школу пошел. Но ведь ты регулярно видишь так называемого дошкольного возраста, которые ведут себя вполне осознано… А если у тебя уже есть дети, то ты это видишь постоянно. И замечаешь, что именно в это самое беззаботное время у них есть очень много того, что называется одним простым словом. Счастье. И, наверное, у тебя самого, когда ты был таким же, это счастье было. Но ты этого не помнишь. Ты каждый день, что бы ни делал и чем ни занимался, стремишься к одному и тому же – быть счастливым. И быть счастливым получается далеко не всегда. А когда не получается, то ты зачастую воспринимаешь абсолютно спокойно, потому что это нормально – быть не особенно счастливым. Причем не несчастным, а именно не особенно счастливым… Но ведь тогда… Тогда ты был счастлив каждый день, а сейчас этого даже не помнишь. Вообще не помнишь.

И тебе как-то вдруг захочется туда… Не потому что устал от всех своих забот, от того сколько всего самому можно решать и так далее… А просто потому что захочется такого счастья. Причем так захочется… невыразимо. Ну, это если бы произошло нечто подобное: вот любит один человек другого. По-настоящему, взахлёб. И вот если к нему в этот момент подойти и начать его расспрашивать – а насколько сильно твое чувство, а с чем его можно сравнить, а в каких единицах его можно измерить? А еще, для пущего эффекта, можно какой-нибудь хитрый измерительный прибор с датчиками и проводами и предложить устроить опыт. Вот ничего же такой человек не ответит, потому что это невозможно описать… Вот именно так захочешь. Но только ты помнишь и про волшебную палочку, и про машину времени и понимаешь что это не-воз-мож-но. Потому что этого счастья уже на этой планете нет. Для тебя нет. И не будет. И это уже сравнимо финалом той же самой любви, но с финалом минорным, несчастливым, когда тебе не хватает воздуха и каждый новый вдох через больно…"

Ну и остается еще только выразить благодарность Ладе за стихи.


ЯН БРУШТЕЙН «Святая Анна»
http://www.stihi.ru/2007/12/24/1808

Ян, я прочитал, как Вы поели и попили. Еще в дебрях чревоугодия где-то на заднем плане секс затесался, но он по сравнению со столь красочным описанием наполнения желудка оказался деталью малозначительной. Рад за то, что Вам было вкусно (хотя потуги псевдовиномана в первых строках ничего окромя усмешки не вызвали).  Вот только стихов в этом бытописании не обнаружил,  ибо точно с таким же смаком можно было и процесс дефекации описать или чего еще. Так что приятного аппетита!


ЯКОВ ЦЕМЕЛЬ  «Притча о Войне»
http://www.stihi.ru/2014/04/23/2697

Затянули, Яков, изрядно затянули. Задумка сама по себе была хороша, но в процессе написания Вам, наверное, показалось, что предыдущий кусок недостаточно выписан, от чего приходилось возвращаться назад и добавлять подробностей - а это сбивало с темпа сам сюжет.  Однако стержень сюжета, его основная мысль все-таки тащили внимание вперед вплоть до момента отмены войны. после которого все рассыпалось - если раньше (даже при учете возвратов к уже сказанному) текст все же читался прямонаправленно, то с этого момента он стал постепенно увязать в самом себе (прямо как герои в поминавшейся мгле) пока не увяз окончательно к последним строкам. ( Итого -  главным впечатлением от прочитанного стал вопрос "А зачем здесь было столько заглавных букв?"  Нет, правда, я в самом деле не понял, почему погода, плоды, деревья и еще масса слов здесь написаны с большой буквы - они ж все-таки не имена собственные. Если насчет войны и мира это было бы вполне логично и воспринималось бы спокойно, то все остальное оказалось явным перебором. Возможно Вы, Яков, в это вкладывали какой-то свой смысл, но на практике этот прием просто сбивает восприятие текста как такового.  Так что идея хороша, просто в этой басне оказалось слишком много лишних слов.


АЮНА АЮНА «дикое поле»
http://www.stihi.ru/2011/03/13/9968

Вот давайте попробуем изложить то, что тут написано  - по дикому полю, у которого нет дна (вообще-то поле и море это два разных ландшафта) и которое залито лавой (откуда на поле лава-то?) летят красные волки. Безудержные. Летающие. По полю, а не над ним.
Все это герой (или героиня) данного текста наблюдает в зрачках находящегося напротив и от этого теряет слова. Закрадывается впечатление, что автора попросту пробило на измену, и напрашивается сакраментальный вопрос "А где вы берете такую траву, чтобы летающих в лаве волков можно было посмотреть?"
При этом тексту нельзя отказать в определенной поэтичности - "алая лава", скажем, весьма хорошо звучит или же пламя, которое просыпается в финале. Однако эта самая фрагментарная поэтичность здесь ради себя самой, текста из нее не вышло.


НАДЕЖДА ТРЕТЬЯКОВА «Свинцовый демон»
http://www.stihi.ru/2014/05/17/132

Так и тянет спросить "И чего в итоге-то?" Ну, есть в наличии демон, который по мизансцене скорее винный, нежели свинцовый.  Ну, под воздействием алкоголя видится он сидящим на плече. И чего? Демон здесь как то театральное ружье на сцене, которое в итоге не выстрелило и провисело все действие вхолостую.
И поэтому из текста наиболее запомнились образы, которые с помянутым демоном не связаны - первые три строки и винная западня. Вот если бы вина с луной побольше, демона поменьше и какого-то движения в эту статичную картинку... Ну и без личной призмы, через которую мой угол зрения стал именно таким, здесь не обошлось, ибо, вино, западня, демон как подобие альтер эго, его описание (финал второй строфы) - все это, так или иначе, натолкнет на сравнение с давно и горячо любимым мной Черным человеком. А в подобном сравнении какой угодно текст проиграет


АЛЕКСЕЙ ИСХАКОВ «Бездомье»
http://www.stihi.ru/2014/06/19/6028

Вот тут вообще сложно чего-то написать... Потому как если предыдущие тексты затрагивали чем-то (чаще в минус, реже в плюс), то этот показался конкретно пустым.  И провалов не наблюдается, и вокзальная атмосфера в начале вроде бы выписана осязаема - но вот буквально спустя секунду после прочтения не ощущаешь никакой разницы от того, что ты его читал или же провел эту минуту за мытьем посуды, скажем. Хотя второе было полезнее, пожалуй.  Алексей, я вполне понимаю, что такие тексты временами пишутся с целью не терять навык и не терять навыки стихосложения, однако подобные творения правильнее именовать поделками, а сейчас, в рамках данного лонга мне приходится сравнивать это упражнение с удачными и не очень попытками самовыражения.



ИГОРЬ ГОНОХОВ «Никто»
http://www.stihi.ru/2014/01/22/11163
Все было хорошо и даже псевдоблатняковая стилистика изложения особо глаз не резала (хотя все равно достаточно понятно, что это чуждый автору жаргон) – ровно до того момента, пока Игорю не надоело выписывать сюжет и он, отделив уже написанное чертой, сразу приступил к финалу. Причем первые две строфы, которые идут после отделения, на мой взгляд, являются лучшим моментом всего текста… Вот только текста цельного нет – есть два куска, где у первого нет конца, а у второго начала и даже общность фигурантов этого дела их мало объединяет. Конечно, при полной адаптации размер текста увеличился бы изрядно, но то, как эта история излагалась, читалось легко и с интересом и можно бы было обойтись без монтажа по принципу, изложенному в фильме “Человек с бульвара Капуцинов”.
 

СЕРГЕЙ ДУКОВ «Июль... Жара... Клубника отошла»
http://www.stihi.ru/2014/04/30/5502

Автор умеет придумывать нестандартные и незаезженные образы – это плюс. А вот то, что этим умением он пользуется без меры – это минус. Сергей, я читал Ваш текст как некую демонстрацию умения владения языком и при новых пируэтах был готов зааплодировать, как зритель какого-нибудь авиашоу. Вот только за всеми этими каскадами текст как таковой целиком не читался и все тянуло посмотреть замедленный повтор того, какие выкрутасы были на предыдущей строчке. Когда текст оказывается как бы спрессованным и даже временами перегруженным образами, то вот лично я это воспринимаю более чем хорошо – но при этом текст должен двигаться и развиваться, оставляя при этом пространство для  воздуха между строк, чтобы читающем не стало душно при его прочтении. А у Вас получилось более чем технично, вот только “воздуха мне мало” (с) ВСВ.


МОРИОН «Итака. Ее»
http://www.stihi.ru/2013/06/25/1155

Еще до того, как текст был открыт и было прочитано только название, подумалось “Как странно – насколько в этом лонге популярна родина Улисса и даже нет ни одной Ассоли”. Ну, это так, к слову. Что же касаемо непосредственно произведи… Я никогда не был в описываемом месте, однако по атмосфере его зримо представил себе Финляндию, в которой довелось бывать не единожды – видимо во всех скучковавшихся  вокруг Балтики городах есть нечто объединяющее. И пусть я совсем не поклонник излишней описательности в стихах, но здесь она оказалась вполне к месту и именно через нее основной месседж и идет.  Попридираться, конечно, и тут тоже можно, но вот не хочется – наверное, для того, чтобы не разрушить картинку, когда начнешь выяснять на каком полотне и какими красками она написана.


ИРИНА ЕГОРОВА-КРЕКНИНА «Суд»
http://www.stihi.ru/2014/06/18/5752
 
Я догадываюсь, что к этому моменту среди читающих данный обзор должны быть люди, которые не особо довольны точкой зрения его автора и специально для них я приберег еще один аргумент, который можно этому помянутому автору предъявить – это местечковый патриотизм, ибо сейчас речь пойдет о тексте одного из авторов Рифмы и особых претензий у меня к нему не найдется. Ирина, вот единственное, к чему могу прицепиться, так это к небольшой затянутости  - минимум на строфу его вполне можно было бы сократить, ибо чуть расплывается он (причем не конкретную строфу, а понемножку отовсюду).  В этом лонге уже был более чем удачный римейк Гумилева, здесь же я услышал вполне осязаемые отголоски известного практически всем стихотворения Цветаевой и получилось прямо-таки “послушайте, еще меня судите за то, что я живу”. Более агрессивно? Да, конечно, но и сам текст представляет из себя этакий вызов окружающим, сдобренный гипертрофированной гордостью, поэтому не смотрится ни параллелью, ни переделкой помянутого Реквиема, но в другой ипостаси, а самостоятельным и законченным стихотворением. Вот только бы его немножко сократить, потому как пружина разжимается окончательно еще до финала последней строки.


ЮРИЙ ГОДОВАНЕЦ "Насельники карусели"
http://www.stihi.ru/2014/06/17/9610
 
Вот здесь явные налицо явные страдания поэтчивостью (это такой гипертрофированный вариант поэтичности). Начиная прямо с названия и его “насельников” – интересно, сколько еще человек прочло это слово через “и” и ожидало в тексте историю о совращении деревянных лошадок?  Однако там не про них, там прямо в первой строчке “кругом такое метео” – но раздразненное названием сознание уже рыщет по тексту и подсовывает мысли что “метео” может означать что угодно. К примеру, сокращенный ради поэтчивости метеоризм и тогда действительно проблемно уснуть, когда вокруг такое. Дальше в тексте появляется лирическая героиня, про которую мы узнаем, что она предпочитает сновидения под действием затмения – в остальное время она не спит, похоже, отчего образ ее должен был быть еще тем, Леди Гаге и не снилось. И вот эти два персонажа принимаются раскачивать медиа… Тут можно много трактовок придумать (а автору не мешало бы в словарь заглянуть все же), у меня вот сложилась картинка как герои повествования уперлись руками в дверь Медиамаркта и пытаются ее раскачать, горланя помянутую выше Леди Гагу и ее Poker Face.
Юрий, я не стал читать дальше, дабы не подначивать собственную фантазию к тому, чтобы прокомментировать весь Ваш текст в подобном ключе. Вот как-то так.


ОЛЬГА ХВОРОСТ «Катя»
http://www.stihi.ru/2013/07/10/4871

Небольшое лирическое отступление о картинках. Я  всегда с недоумением относился к тому, что тексты зачастую дополняются неким статичным изображением, ибо автору для донесения того, из-за чего он, собственно, бумагу и царапает должно хватать слов. Через какое-то время я с этим фактом смирился, так как натыкался на действительно удачные иллюстрации, которые становились  составной частью стихотворения.
Ну и что мы видим на картинке здесь? Какую-то мандулу, над которой реет надпись “Лауреат международного фонда чего-то там”. Прочтя текст,  я так и не понял, кто был лауреатом – Катя, ейный бывший муж али свекровь? И к чему этот факт лауреатства  в рамках  данной истории?
Да и сам текст получился таким же, что и помянутый в нем морковный  суп-пюре – вроде и рецептура соблюдена, и вкус есть,  и полезен он для организма, но по закону подлости полезное чаще всего бывает невкусным.  Ольга, у Вас получилась этакая гифка с принудительным кормлением и небольшим флеш-беком о предыстории.  И не стоп-кадр, и не философия,  и не полноценный сюжет – этакое междутемье, причем (несмотря на заметное умение складывать слова в строчки) достаточно пресное.


ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «И пролилась на город тишина»
http://www.stihi.ru/2014/05/06/8275

Мне немножко резанула первая половина последней строфы  - как-то проклюнувшаяся в ней то ли демоничность, то ли ангелоподобность не совсем совпали по ощущениям с предыдущим. Однако к финалу автору  удалось вырулить из этого пике и текст все-таки цельным оказался. И вот задумавшись, почему так произошло, пришел к следующему выводу  - в первых двух строфах автор является созерцателем, в финале тоже, а вот в резанувщем фрагменте проявляется пусть минимальное, но действие и от этого он выпадает из общей картинки, так как подменяет собой проливание на город тишины.
А в остальном очень зримая картинка получилась – спасибо, Юрий.


ГЕННАДИЙ ЛОСИН «Осколкам La Grande Armee»
http://www.stihi.ru/2013/08/18/8974

Вот тут видится стандартная и, можно даже сказать типовая история – после написания первой и весьма неплохой строфы мысль ушла, образы не вписывались в строчки и текст  отказывался себя продолжать. Можно было бы оставить его в виде черновика (авось когда-то допишется), можно было бы переработать первую строфу  с иным ритмом и размером, однако автор выбрал другой способ и присобачил к тексту куцый хвост в виде трех последних строк. Я не скажу, что мне действительно сильно жаль, Геннадий, но текст мог бы получиться весьма достойным, если бы Вы не поторопились его завершить.


МУРАШКО АНДРЕЙ «Не виден мой квартал издалека»
http://www.stihi.ru/2012/10/07/1359

Тут у меня напрашиваются параллели с другим текстом из этого лонга – а именно со стихотворением Морион, ибо схожи они для меня в своей описательности. Правда вот здесь, в отличие от «Итака. Ее», зримой и практически осязаемой картинки не возникло, как будто тебе кто-то просто показал несколько географически связанных фотографий, на которые ты посмотрел и подумал в стиле героя Аксенова “Ну, Лувр – ну и что?”.  Алексей, понимаете какое дело… для того, чтобы донести то, о чем Вы написали, оказалось не обязательно тратить слова и складывать их в какую-то форму – фоток было бы вполне достаточно, потому как текст оказался таким же статичным как стоп-кадр, но его еще и с помощью зрения оценить не получается. Жизни бы в эту картину добавить – тогда все приобретет несколько иной коленкор.


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "сезон шмелей"
http://www.stihi.ru/2014/05/04/6368

Вот зачем здесь эти повторы, а? Они ничего не усиливают, а воспринимаются как заикание в определенно звучащем тексте.  Причем это даже не к тройному “ещё” по большей части относится (там как раз безпрепинаковость формы сыграла злую шутку, потому как вместе со знаками все эти “еще” могли приобрести разные интонации) , а к бессмысленному двойному “пока”.  Надеюсь, что Александра в дальнейшем придумает как переделать этот фрагмент текста, потому что он как таковой получился живым, звучащим и шмели в нем жужжат взаправдашне.


ВЛАДИМИР СОКОЛОВ 4 «Ничего не успел…»
http://www.stihi.ru/2011/02/03/7742

Первоначально хотел высказаться в стиле “Как вы лодку назовете…”, а потом подумалось, что именно в этом есть свой собственный шарм – лирический герой, даже находясь в зале ожидания на своем последнем вокзале, все равно не может высказать что-то важное для себя и вместо этого прилипает вниманием  к яркому образу, который тоже толком осознать не может. Возможно что тут  еще мог иметь место некий итожащий данную мизансцену финал, а не то постепенное затемнение экрана, которым сейчас текст закончился – но это уже дело вкуса, текст состоялся и так.


ДМИТРИЙ АРТИС «Только нет ничего кроме речи моей…»
http://www.stihi.ru/2014/06/11/10432

Не, звучит оно красиво, безусловно.  Только эта красота по мере продолжения текста все больше и больше уходит в напыщенность и, после того как дочитаешь финал, первой возникшей мыслью было желание ответить автору цитатой из уже фигурировавшего в этом обзоре стихотворения
“И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня,
И будет все, как будто бы под небом
И не было меня”.
Дмитрий, все будет и без Вашей речи – Земля не остановит свой ход, ее подружки по Солнечной системе продолжат вращаться по тем же самым орбитам, времена года будут сменяться в той же самой последовательности и так далее, и тому подобное… И даже небу нет никакой надобности всматриваться именно  в Вас – как говаривал один небритый и хромой доктор “Люди хотят получать то, что, как им кажется, они заслуживают, а получают что попало”.
Без речи же не будет исключительно Вашего личного мира (таким, как он существует для Вас) – а вот этого необходимого акцента в тексте как раз и не наблюдается, отчего он больше напоминает мантру для поднятия самооценки … а я как-то не очень подобное внутреннее сектантство жалую.


ПОКОТИЛОВ ИГОРЬ «На деле»
http://www.stihi.ru/2012/06/20/5140

Под этим текстом я свои мысли и оценки оставлять не буду, потому как мою точку зрения на подобные тексты уже очень давно высказал Майк в своей “Оде ванной комнате”.
“О, Боже! Как хочется быть кем-то -
Миллионером, рок-звездой,
Святым, пророком, сумасшедшим
Или хотя бы самим собой...
Самим собой? Это сложно...”

Вот как-то так


ВОДИМЕД АШЁЛА «Из лужи»
http://www.stihi.ru/2014/05/06/8238

Ну, во-первых, данный текст я дочитал до конца исключительно по причине того, что надо было про него что-то в обзоре написать  - если бы подобной необходимости не было, то остановился бы где-то на середине… Притом начало мне вполне понравилось, где-то до семнадцати см включительно.  А вот дальше образы стали наслаиваться друг на друга и превратились в некий бушующий кошмар, который оказался не подвержен первоначальной логике текста.  А дойдя до финала понимаешь, что тут весь пар ушел в свисток и образ воюющего с лужей индивида снова напомнил мне все того же Майка, но на этот раз фрагмент из “Уездного города N”.
“Родион Романыч стоит на углу,
Напоминая собой Нотр-Дам.
Он точит топоры, он правит бритву,
Он охоч до престарелых дам.
Он с интересом наблюдает за дракой -
Это наш молодежный герой
Опять затеял битву с дураками,
Но бьется он сам с собой.”

Как по мне – герой этого текста как раз с дураками  (в виде своих альтер эго)  и бьется. Но итогом все равно будет “Месяц умер, в окошке рассвет…” и так далее (хотя с тем текстом, из которого взята последняя цитата, тут даже и сравнивать нечего).


ОЛЕГ ЖУКОВ «Дон Гуан – Донне Анне»
http://www.stihi.ru/2011/08/30/8191 номинатор Юлия Вольт

“Пьяный мачо лечит меня и плачет”. Хорошо, что хоть небритой слезы не было, только щека в наличии. Собственно на этой штампованной небритости я и сломался при прочтении. Тот, кто внимательно читает  этот обзор, может возразить “Как же так – у Лады Пузыревской тоже более чем клишированное босоногое детство, но там нет никаких претензий?”.  Ну да, там нет – потому что звучащее и читаемое использование шаблонных образов есть близость к эталону, а если они выпирают, то тогда текст начинает выглядеть штамповкой.  Понимаете, Олег, оченно хочется уподобиться тому, чьей визитной карточкой в истории стала фраза “Не верю!”. Стихотворение у Вас получилось хорошее, но душу и жизнь в него Вам вдохнуть не удалось – не веришь в этот монолог, не ощущаешь (несмотря на все попытки построения) той эмоции, которая сложила эти временами сбивчивые слова именно в этом единственно правильном порядке.


TERIOLL и RAELLYN «Суфражистки»
http://www.stihi.ru/2014/06/05/4754

Признаюсь, что этот текст был прочтен первым из лонга, ибо он, собственно, первым на данной странице появился. И оценка его сложилась уже давно, и даже уже забыться успела – сейчас вспоминать буду.
Как ни странно, но мне тут вспомнился такой товарищ как Александр Лаэртский – чисто идейно и сценарно. Но для начала давайте вспомним такую существующую на белом свете субстанцию как безалкогольное пиво – эта такая газировка с пивным вкусом, которой в жару можно уталить жажду, но к пиву она имеет более чем отдаленное отношение. Так вот Суфражистки – это безалкогольная водка и вегетарианский стейк по сравнению с Лаэртским.  Нет здесь мяса, здесь только брокколи. Текст почти по всей его протяженности весьма хорошо эррегирован , но не до конца, и нормальная обсценная  лексика  вполне могла дополнить существующее изящное тильде.
Собственно первое впечатление после прочтения можно было выразить фразой “А чего, прикольно” – таким же оно в финале и осталось.


ГНЕДОЙ "На краешке земли"
http://www.stihi.ru/2011/08/19/4358

Быть может если бы этот текст не был последним по ходу чтения лонга, то я бы написал о нем больше, но уже хочется с этим обязательством, взятым на себя, покончить, ибо несколько утомительно это. Тут у автора были изначально задуманы начало и финал как два пункта А и Б, между которыми нужно было провести прямую. Прямой не сложилось, ибо от пункта А началось описание края света и его достопримечательностей, после чего наспех оказался пристегнут финал, который мог бы не быть финалом – там есть еще пространство для того, чтобы закончить композицию, а сейчас все смотрится как заготовка к потенциально хорошему тексту.


ЭПИЛОГ

Ну что же, этому надоедале осталось только свою десятку сформировать и тогда его можно будет окончательно сплавить и открывать дамский магазин. Для начала те, кто проходит в итоговый шорт сходу и без оговорок  (либо с совсем маленькими)

СЕРГЕЙ МАКСИМОВ 33 «С С СюР – реализм»
http://www.stihi.ru/2013/10/22/6212 

КУЛИКОВ «А где отец? Да на войне»
http://www.stihi.ru/2014/05/11/3095

ЛАДА ПУЗЫРЕВСКАЯ «Качели»
http://www.stihi.ru/2014/06/19/10187

МОРИОН «Итака. Ее»
http://www.stihi.ru/2013/06/25/1155

ИРИНА ЕГОРОВА-КРЕКНИНА «Суд»
http://www.stihi.ru/2014/06/18/5752

ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «И пролилась на город тишина»
http://www.stihi.ru/2014/05/06/8275

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "сезон шмелей"
http://www.stihi.ru/2014/05/04/6368

ВЛАДИМИР СОКОЛОВ 4 «Ничего не успел…»
http://www.stihi.ru/2011/02/03/7742

Итого 8. Остались еще две путевки из разряда lucky loser, которые получают авторы двух текстов, которые хороши по отдельности друг от друга, но не срослись в нечто единое.

ИГОРЬ ГОНОХОВ «Никто»
http://www.stihi.ru/2014/01/22/11163

Ну и девчонки, с которых для меня этот лонг начался, и которых было, несмотря на все, прикольно и интересно прочесть:

TERIOLL и RAELLYN «Суфражистки»
http://www.stihi.ru/2014/06/05/4754


Рецензии
Достойный обзорище! А "воздуха" и в правду мало... Верно поймано настроение:)
Пасибо, Александр

Сергей Дуков   18.07.2014 11:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.