Боль моя, Украина...
Высокопреосвященнейший Владыко Митрофан, благословите!
Я раба Божия Ангелина, правнучка расстрелянного за веру священника Тамбовской епархии Иоанна Васильевича Добровольского (1870-20.02.1930) ( http://www.stihi.ru/2012/10/07/1255 ), редактор интернет-сайтов "Святой праведный Иоанн Кормянский" ( http://korma.hram.by ) и "Святая преподобная Манефа Гомельская" ( http://sv-manefa.hram.by ).
С сердечной болью и слезами узнаю о событиях на Украинской земле. Много раз была на ней, несколько раз в Луганске (тогда еще Ворошиловграде) -- там жили мои родственники... Недавно -- в конце октября 2013 года -- я сподобилась побывать на могиле моего дедушки — Тимофея Агафоновича, кавалера медалей За Отвагу и За боевые заслуги (он был разведчиком и из одного задания привел 4 пленных: немецкого офицера и 3-х солдат, за это и получил одну медаль...), погибшего 24 августа 1943 года на Украине. В похоронке, которая пришла бабушке в Тамбов, были указаны одни данные о месте его захоронения, но по ним могилу найти не удалось, несмотря на то, что обращались во все возможные архивы. Только два года назад через сайт Харьковских краеведов удалось установить точное место захоронения (точнее, перезахоронения): с. Долгенькое Изюмского р-на Харьковской области. И вот я оказалась первым человеком из нашей семьи, который там побывал! Спаси Бог организатора паломнической поездки (от паломнического отдела Гомельской епархии) — р.Б. Ирину из Жлобина и водителей — двух Александров. Оказалось, что могила моего деда примерно в 20 км от Изюма, где находится чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы, и в 20 км от Святогорской Лавры! Так что в этой поездке по милости Божией я впервые в жизни была в Изюме, в Святогорской Лавре и в Глинской пустыни... А на обратном пути сподобились в Чернигове приложиться ко святым мощам преподобных Лаврентия, Феодосия и Филарета Черниговских... И еще очень чувствовалось заступничество Пресвятой Богородицы...
Уважаемый Владыко, собираясь в эту поездку мне было страшно. Как только я взяла благословение на нее (после праздника Покрова Богородицы) -- было такое непостижимое ощущение, что это не паломничество, не долгожданная поездка к месту упокоения близкого человека... что я еду на смерть... на войну... Ехать было страшно, а не ехать я не могла. Я живу в Белоруссии, в Минской области (5 лет назад переехали с семьей из Минска в деревню в Пуховичском районе), работаю корректором в Марьиной Горке в редакции районной газеты "Пуховичские новости", с детства пишу стихи. В моей жизни было много чудесных случаев, свидетелем или участником которых я была, но вот это состояние перед поездкой было необъяснимо. Я поделилась своими переживаниями с православными знакомыми (благословение на поездку у меня было от нескольких священников), они удивлялись -- ведь это же просто паломничество!
Мне пришлось отпроситься с работы на час в четверг, 24 октября (поезд из Пухович на Жлобин шел в 16 часов), и на пятницу, 25 октября. Вернуться должны были в воскресенье, 27-го.
У нас в четверг была промозглая осенняя погода: тучи, сильнейший ветер, дождь... Я стояла на перроне в ожидании поезда и молилась -- Черниговским святым (в Чернигове была несколько раз), Глинским старцам (у меня есть их иконы и книги о Глинской пустыни), но больше всего -- Пресвятой Богородице (о Ее Песчанской иконе знала давно, читала ее историю, акафист ей. Знала, что по пророчествам эта икона дана "на последние времена", что в первую мировую войну князь Жевахов привозил ее в ставку, но сначала не был допущен к Государю, и икону, хотя она и находилась во время богослужения в храме, но Государь не видел, хотя несколько раз как бы искал глазами... Короткая встреча князя Жевахова с государем все же произошла, после чего иконы были оставлены в ставке на несколько месяцев до конца 1915 года, но крестного хода с ними по линии фронта не состоялось. Князь Жевахов впоследствии писал, что во время пребывания икон в ставке поражений не было, а наоборот, одерживались победы...).
Подошел поезд. Мой вагон был последним, последнее купе. Я брала самый дешевый билет -- в общий вагон, а он оказался СВ!!! Причем в этом поезде, как мне сказала организатор поездки, ехали трое минчанок -- и мы все вместе оказались в одном купе!!!
В Жлобине нас встретили и проводили на автовокзал, где собирались участники поездки (хотя она организовывалась паломническим отделом Гомельской епархии, но люди были из разных уголков Белоруссии). К сожалению, священники поехать с нами не смогли.
Мы выезали из Жлобина поздно вечером, по дороге на Гомель взяли еще паломников, прошли таможню и въехали на Украину. Ехали всю ночь (два водителя сменяли друг друга). Я забыла взять карту, к тому же сидела слева у окна, поэтому не могла видеть дорожные указатели и ориентироваться. На Черниговщине трасса была хорошая, а потом автобус сильно трясло, мы испугались, исправен ли он, но утром на наши вопросы водители с улыбкой отвечали, что "здесь нет дорог -- здесь только направления!..". Ехали быстро, потому что к обеду должны были быть в Изюме, а к вечерней -- в Святогорской лавре. Погода, в отличие от Белоруссии, была на удивление ясной и солнечной, словно это не середина осени, а настоящая весна: распахнутое бездонное голубое небо, зелень и распаханные черноземные поля (я подумала, что это мне в утешение --за весь отпуск летом я никуда не съездила, а тут такая сказка и красота), придорожные плакаты (кажется, посвященные освобождению Украины от фашистов), работающие на субботнике люди... И все равно мне было страшно... Я не смогла удержать слез.
Через Харьков проехали не останавливаясь, а жаль: из окна видели много храмов, как я читала, в харьковских храмах много чудотворных святынь и несколько святых мощей.
В Изюме меня поразила патриархальность города -- той части, где находится Свято-Вознесенский собор с Песчанской иконой. Словно это девятнадцатый век, а не начало двадцать первого. И еще (как и в остальной части Украины, по которой мы проехали) -- обилие домашней живности прямо на улицах: куры, гуси, утки, овечки и возделанность каждого клочка земли: от заборов и стен домов до самой мостовой.
Нам дали два часа времени на то, чтобы помолиться, приложиться к чудотворной иконе, искупаться в чудесном источнике в купальне. Я попросила Богородицу перед Ее Песчанской иконой о том, чтобы Она помогла мне за это время съездить в Изюмский военкомат и отвезти военкому распечатку документов о моем дедушке и просьбу увековечить его имя на мемориальной плите в Долгеньком (харьковские краеведы прислали мне по интернету фотографии плит, на них были имена однополчан моего дедушки, вместе с ним обозначенных в "Донесении о безвозвратных потерях", но дедушки там не было...). Перед поездкой я звонила в сельсовет Долгенького, там мне объяснили что этот вопрос может решить только военком.
У алтарника храма я узнала, как проехать к военкомату, оказалось, что на площади возле храма останавливается маршрутное такси. Оно подошло почти сразу. Водитель, молодой человек, с которым я поделилась целью своей поездки, по дороге успел рассказать, что в районе за последние несколько лет закрылись почти все промышленные предприятия, и люди выживают как могут -- в основном за счет приусадебных участков или торговли... Меня поразило контраст двух расположенных рядом зданий: деревянного одноэтажного разваливающегося, со скрипучими дверями и прогнившими половицами военкомата (как рассказала женщина-специалист -- одна на все здание, кого мы -- я, призывник и отец другого призывника -- смогли найти, хотя там должна была работать и медкомиссия... -- интернет-связи в военкомате никогда не было, а междугороднюю связь отключили 4 года назад за долги) -- и в 50-ти метрах -- цветущего ухоженного здания районной милиции с подъезжающими-отъезжающими машинами и входящими-выходящими людьми. Мое удивление и недоумение возрасло, когда от той же женщины-специалиста я узнала, что этот военкомат еще и один на два района -- Изюмский и Боровский, и что военком бывает здесь один раз в две недели!!!
Я пыталась объяснить ей (раз уж она оказалась единственным сотрудником этого учреждения) цель своего посещения военкомата и просьбы. Еле удалось уговорить ее продиктовать мне заявление на имя военкома о том, чтобы на мемориальной плите на месте захоронения моего деда было увековечено его имя. Слава Богу, она приняла мои документы и обещала передать их по назначению.
Хоти и задержавшись в военкомате, я успела вернуться к собору вовремя (основная группа наших паломников уже искупалась в купели и теперь была в храме на акафисте Песчанской иконе). По милости Божией смогла окунуться в купель и я, набрать святой воды, поставить свечи, подать записки, купить иконочки в подарок родным. Вот тогда я и поняла, почему Песчанский образ называют "иконой на последние времена": когда люди доведены почти до нищенства -- у них только одна надежда -- на милость Божию и помощь Царицы Небесной. Кстати, в Изюме -- небольшом городе -- кроме кафедрального собора мы видели еще несколько храмов. За то время, пока мы были в Изюме, поклониться чудотворной святыне приехало несколько автобусов с паломниками, издалека.
(Продолжение будет здесь:...)
Фото с сайта Изюмского кафедрального Свято-Вознесенского собора: собор и чудотворная Песчанская икона Божией Матери.
Свидетельство о публикации №114062409265
Летнее Утро 01.11.2014 17:34 Заявить о нарушении