Читательский обзор РЮМ. Июнь-2014. Кровавая гидра

Источник - http://www.stihi.ru/2014/06/24/4512


Кровавая гидра поэзии

или

[варианты названий]:

/Несколько лишних людей/
/Ловля неуловимого/
/Засиженная мухами Итака/
/Прозрачный стих или Спарбер для чайников/



Действующие лица:

муха – не улетающая
ветка – дискуссионная
щенок – с блакитними глазами
осколок – неопознанный
гидра – кровавая

несколько лишних людей и настоящих стихов


Авторы сего безобразия: РЮМ (Ра, Юревич, Марина)

и примкнувшие к ним творцы


Сначала была [муха]:

В текстах июньского тура есть пара интереснейших меток: мухи и Итака. Буквально, что ни текст, так мухи или Итака, часто авторы ловко маскируют эти метки, но мы разве Итаку не разглядим, или — мух, где надо?!..
(Юревич Сергей   22.06.2014 18:23) 

*
После – шёпот.

{про шёпот, кстати, была интересная цитата Омри Ронена, нашла вот:

“В частной судьбе заданность свершений и данность биографических фактов, будь то внутренний характер или внешние поступки и события, обнаруживают то же взаимоотношение, что в биологии функция и орган. У слона нос, а у человека рука служат одинаковой цели. “Быть может, прежде губ уже родился шепот” ”
http://magazines.russ.ru/zvezda/2003/7/ronen.html}

Прикасаюсь к губам – понимаю, что мой был таким:

шёпотом:
мне вот Спарбер в последнем цикле нравится. там такая прозрачность.
а его грызли
(Марина Гареева   22.06.2014 19:30)

*
прозрачность /Неуловимого/

http://www.stihi.ru/2014/05/14/2613

Река обмелела. Смотри-ка:
рыбёшки снуют меж камней,
барахтаясь в солнечных бликах…

и что-то  мерцает на дне.

Кольцо? Или, может, заколка?
Осколок стекла?  – не поймешь…

Но смотришь. И смотришь так долго,
что будто в пространстве плывешь.

Планете вцепившись в загривок,
летишь неизвестно куда…

Как все это неуловимо –
рожденье, и смерть, и вода

да, неуловимо, случайно –
тропинки, травинки, стихи

и это мерцание тайны
на дне обмелевшей реки

Алесандр Спарбер ©

------------------------

*

Казалось бы, сколько шагов от автобусной остановки к автобусной остановке? А сколько от слова – к слову?:

Ну, так — прозрачность, значит. Сначала я тут накидаю дисклеймеров для порядка. Во-первых, конечно, всё написанное ниже — дело вкуса, а не исключено, что и вкусовщина, потому как никакого вкуса может не оказаться. Во-вторых, творчество А. Спарбера мне, мягко говоря, знакомо мало и может иметь место следование традиции (авторской), очевидное каждому, но, увы, недоступное мне. Если что, наверстаю, вольюсь, вникну, но пока речь о конкретном стихотворении. И, наконец, я придерживаться стараюсь такого: читательская радость и авторская мысль — вещи напрямую не связанные, а прочтение должно рождать новые, субъективно-применимые смыслы.

Так вот, теперь — прозрачность. Тексты, вроде "Неуловимого", это такая ветка поэзии имени поиска тайны бытия. Согласись, именно поиск этой пресловутой тайны является движком текста и изначальной, видимо, мыслью. Мне так кажется, по крайней мере.

Только фокус в том, что упомянутая ветка — сухая, а точнее, искусственная и потом сухая. Заявляя поиск тайны как цель, поэзия с этой ветки всеми доступными (поэтическими, в том числе) средствами стремится, во что бы то ни стало, цели не достичь. И правда, ведь, раскрыв тайну, поэзия отпилит сук, на котором всё держится, упадёт и умрёт. Поэтому — главное ничего не раскрывать, а упиваться с виду тонким процессом как бы поиска и плавными движениями: вроде бы пилить как будто сук. Не ложно ли это?!

Знаешь, мне это напоминает Бурича:
"Автобус идёт не к людям /Автобус идёт к остановке".

И вот этот маршрут безлюдный от остановки до остановки покрыт прозрачной тканью, взвесью даже, чистого (согласен) звука и безупречной (согласен) формы, и движется по маршруту поиска тайны механизм с двигателем внутреннего сгорания вместо сама знаешь чего.
(Юревич Сергей   23.06.2014 10:06)

*
На остановке сидел грустный человек с вербой в руках, задумчиво чертя узоры в лужах:

Нет, мне спарберовская ветка совсем не кажется сухой. Она – не кричащая.
И да, поэзия –  вообще – самоубийственна. Но это самоубийственность гидры.
(Александр Ра 2   23.06.2014 14:07)

*
Когда-то этот человек придумал “след оставленный мокрой лапой”, на которой пришла я:

Про прозрачность и стих Александра

… вот наконец-то. Да, я тоже его мало читала. Щенка читала, щенок был чудесный, но его прибили.

Этот его последний стих почему меня обрадовал. Не только из-за прозрачности, а из-за отсутствия страха – быть не так воспринятым
(Марина Гареева   23.06.2014 14:50)   

*
Я ещё немного постояла, постояла. Отдала грустному человеку шишку, а себе забрала ветку. На память:

Про откровение и ветку ты очень хорошо сказал, Серёжа. Очень.  Только не упивается он ощущением, а полностью в него впадает. Для меня эта ветка тоже не сухая, а такая, что пустила корни или успела листочки распустить за время стиха.

Кстати, о корнях и опоре (в твоём резюме): «Прежде у людей был оплот. Гусар на саблю опирался, Лютер — на Бога, испанка молодая — на балкон.  А где теперь у людей опора?» (Венедикт Ерофеев)

Отвечу строчкой из /Письмовника/:

“Ветка в бутылке с водой пускает корни. Им не за что ухватиться, и они начинают цепляться друг за друга”
(Марина Гареева   23.06.2014 14:57)   

*
Сергей так просто не сдавался. Ветки у него не было, грустный человек быстро удалился, пряча книгу в карман, зато появилась муха:

ох, это мне ещё подумать надо

единственное, что скажу

в "Неуловимом" меня смущает не столько сухость злосчастной ветки, сколько изначальная ложность задачи, что ли. На это и упирал, но не донёс, видимо. Вот эта «тайна бытия», мерцающая. Подойди к верующему/воздержавшемуся, спроси: в чём тайна бытия? Один верлибр символа веры прочтёт, другой про е равно мц квадрат расскажет, может быть, и в рифму. То есть — раскрыта тайна, все в курсе. Так о чём тогда обмелела река и загривок планеты зачем беспокоить? Мне не ясен применимый смысл, рождённый прочтением, мне не шибко верится в красивый процесс ухода от цели.

Ещё я косноязычен и объяснять не горазд, видимо. В отборе был текст автора Оп Павлиний 

-------------

Воробьёвы МГУ против Ноубади СПбГУ
http://www.stihi.ru/2014/06/05/8422

Pro et:
За фундаментальной библиотекой имени гения
разлагается длань Господня.
Не одна выпархивала с пустыря беременной,
а теперь там Камазы и пыль преисподней.

За библиотекой имени Зураба Шувалова,
между Доминионом и новой станцией,
разве не ты меня целовала там,
имя твоё - датчанка, Констанция.

Ни Богданова Лета, ни Мазурова Завета,
ни Кичапина писем любовных с Голландии Света,
ни одна из вас не кончала случайно в эти
воробьиные вальсы под звук простодырой плети.

Contra:
Университетская набережная перезвука.
Разрывало времени. Философский.
Согбенного Сахарова преследует муха.
Пересекает шарманщик его имени плоскость.

Ничего нет трогательней надежды,
что Двенадцать Коллегий оправдают чуда
никогда не хотел, даже Сфинксов между
выходя на лёд зажигать с Нерудой.

А Филфак грозит Геофаку Принцем,
Физмату фигурой: не пью мол млеко.
Библиотека Академии Наук пахнет Битовым и девицей.
Простодырым ветрам распахнутая мастурбирует Стрелка.

Оп Павлиний © 

----------------------

со строчкой: «Согбенного Сахарова преследует муха». Я не могу понять, что с этой строчкой, откуда и как растёт она, но точно знаю: строчка эта делает стих, я вижу согбенного Сахарова, преследуемого мухой, я согбенный Сахаров, я муха, муха не может ничего объяснить. Мне тут тоже, кстати, не нравится процесс, зато ясно, цель — я. И в конкретно собственной ложности я могу пребывать как мне угодно, на первый взгляд, бессмысленно
(Юревич Сергей   23.06.2014 15:50)

*
Я как раз совсем по-другому “Неуловимое” воспринимаю, — сказала я и ушла думать.
(Марина Гареева   23.06.2014 18:19) 
 
*
Когда кто-то уходит, неизбежно появляется новый человек. Готовый поделиться самым сокровенным, впечатлением:

мне-то как неловко, подумаешь строчку мою обсудили, влезать к вам со своим косноязычным синтаксисом, и тем не менее не могу не влезть. что-то как-то дёрнулось внутри и если не скажу здравствуйте будет ещё хуже.
про муху у меня есть одна история. ну все мы читали бродского, а тут я прослышал что мемориальную доску повесили на доме в котором он жил в питере, только со стороны литейного, и я пошёл посмотреть что за доска такая, не помню в 2000 или в 2001 это было. в общем вырезан из камня его портрет в профиль или чуть в три четверти, висит вроде высоко не достать рукой, присматриваюсь - а на ланите сидит муха греется и не улетает. минут двадцать точно стоял, так и не улетела, и я счастливый и прослезившийся ушёл восвояси
(Оп Павлиний   23.06.2014 22:35)

*
Вернулась я налегке:

Вот что хотела сказать. Понимаешь, я же когда говорю, что поэзия – это почти что любовь, то я так и думаю. Извращённо.

И если мне очень нравится твоё сравнение с суком (вообще слово иногда убивает однозначностью), то я действительно не согласна с тем, что конкретно этот стих – это “такая ветка поэзии имени поиска тайны бытия”.

И у меня действительно легкомысленные ассоциации, но.
Серёж, а люди занимаются любовью, для того чтобы было хорошо? Или для продолжения рода? Или всё-таки – третий вариант? Понимаешь, если я вдруг скажу: “хорошо”. Это же не значит, что всё, что я делала до, было ради этого слова. Просто это слово сорвалось.

Вот и у Спарбера слово “тайна” сорвалось, по-моему. То есть это не ради тайны писалось, слово /тайна/ – постфактумно, за ним прячется то неопознанное. Не поднятое со дна. Хотел бы автор – поднял бы, наверное, или написал стих о тайне бытия.

И можно сказать, что оно избыточно. Как и слово “стихи”, к примеру.

Но, по-моему, в этом мире стихи не менее существенны, чем тропинки, травинки (стихи мне ленточками почему-то видятся), они как бы приобретают и плоть и кровь. И не что-то абстрактное прячется за ними, как и за тайной, а такое, когда ты наедине с миром вдруг остался, время остановилось (для всех, что не наедине), а тебя засосало. В отражение это. До тошноты просто. Вот ты и вцепился в загривок планеты (с). Как маленький принц, только у реки. Весь мир сжался до реки этой. А ты летишь. И вряд ли ты летишь, чтобы сказать: хорошо или тайна. Просто в воронку эту попал.

Сито воспоминаний в Гарри Поттере было, помнишь? Вот это оно. Только тут всего мира воспоминания. И маленькая-маленькая жизнь…
(Марина Гареева   23.06.2014 22:39)

*
Мужские рукопожатия:

Класс, вот такое мне очень интересно всегда, спасибо вам, Оп Павлиний, за хорошее стихотворение
(Юревич Сергей   23.06.2014 23:01)

*
И пауза на:

'всего мира воспоминания и маленькая жизнь'.. да, умеешь ты Маринка расшатать устои и сомнения взбодрить. пауза нужна, ну не может мой угол зрения быть настолько развёрнут, чтобы не прочесть
(Юревич Сергей   23.06.2014 23:14)

*
… непрожитое поле:

Про муху классно. Вообще эти истории написания (и не только) нужно бы как-то хранить, но как? Когда мы пережили время дневников и все пишут без полей. А вообще я рада, что вы появились, а мы встретились.

Серёжка теперь будет долго искать угольник.
 
Учвалала я дрыхнуть пока. А то я так кофе напилась, что сама лечу неизвестно куда, но в загривок никому не вцепилась, а это травматично.

Унесла с собой гидру Саши. А то она тут затерялась, а он ведь про гидру очень хорошо сказал. Гидрушку: “И да, поэзия - вообще - самоубийственна. Но это самоубийственность гидры” ыы
(Марина Гареева   24.06.2014 00:35) 

*
После зимы – осень. А после любой – даже самой кофейной ночи – утро:

В общем так. Конечно, твоё прочтение "всего мира воспоминания и маленькая жизнь" мощно и имеет право, но разделить его я не могу — слишком много придётся натягивать подгонять дописывать. Если бы лг нырнул, что называется, за мерцающим на дно, опровергнув знание или подтвердив догадку — да. Или, утоп, пополнив обмелевшую реку (всего мира воспоминания) маленькой жизнью (до следующего героя) — тоже да. Но ничего этого в тексте нет, если не читать его твоими глазами.
(Юревич Сергей   24.06.2014 09:33)

[Про гидру] хорошо сказал, да — только в конкретном тексте Геракл с гидрой договорились на берегу, кажется.
(Юревич Сергей   24.06.2014 09:42 )

*
В это время Щенок идёт к Юревичу и грустно смотрит в глаза. Серёжка такого не выдерживает – и сдаётся в плен воспоминаний:

Эх как. Прочёл эпиграф, строчку Бунина, и вспомнил прекрасное Булгакова, вспомни тоже:

ПСАЛОМ

Куплю себе я туфли к фраку,
и буду петь по ночам псалом.
И заведу себе собаку.
Ничего, как-нибудь проживем.

Кстати, в рассказе Булгаков же использовал стих Вертинского, вот оттуда исходник, так сказать:

Вот в субботу куплю собаку,
Буду петь по ночам псалом,
Закажу себе туфли к фраку...
Ничего. Как-нибудь проживем.

Если бы ты знала, как я расстроился в своё время, когда узнал, что это Вертинского слова, блин, что-то рухнуло и завалило меня, потом ничего, опустило. "Псалом" так и остался родным каким-то рассказом, тёплым и настоящим.

Это так, к слову всё пришлось.

Стих хороший, "Щенок", честную эмоцию не скрыть даже поэту, всё видно, честный стих, человеческий.

Вообще стихи Спарбера, наверное, скорее хорошие, вон на сколько дум меня сподвигло одно "неуловимое" только )

Не обиделся бы Спарбер, а, как думаешь? Ладно, обидится – значит, сам захотел, я ж без фиг в кармане всё писал вроде... нет, точно без фиг.

*

В то время, Спарбер

не обижаясь, тревожно оглядывается по сторонам в поисках блакитноокого, но встречает меня:

пришла сдаваться Спарберу

мы вас там обсудили немного. не планировали, но, думаю, надо показать
(Марина Гареева   23.06.2014 21:06)

Ага, очень интересно. Юревич во многом прав, конечно. По-своему ) Но там не все ясно с функцией цели )) По мне, поэзия, как и искусство вообще, хороша только тогда, когда она оставляет тайну. Но это не есть цель
(Александр Спарбер   23.06.2014 22:06)   

хм, а в открытия вы не верите? я когда-то думала, что плохо, если нет открытия.
но их вообще очень мало

у вам там, по-моему, не было цели вообще открыть тайну. но у меня очень вольные ассоциации, оспаривающие Сергея ) уже даже писать их неловко) ладно, позже всё-таки напишу
(Марина Гареева   23.06.2014 22:11)   

*
По дороге открывая надтекстовое небо:

Открытия создаются, но не в тексте. Мне так кажется
(Александр Спарбер   23.06.2014 22:20)   

В смысле создаются только в жизни? Тогда текст наследует? Это немного печально (Марина Гареева   23.06.2014 22:22)

Нет, я имею в виду - над текстом.

Возвращаясь к мысли Юревича - он, по сути, говорит о том, что авторы, говорящие о тайне, спекулируют на этом. Что когда цель стиха - сказать, что жизнь - тайна (грубо) - это беспроигрышный вариант. И это, возможно, правда. Просто автор, когда пишет, вовсе не всегда имеет эту цель. И вообще вовсе не всегда имеет какую-то цель ))
(Александр Спарбер   23.06.2014 22:33)

я там дописала ) как раз об этом ) сорри за вольные ассоциации, но они иногда лучше позволяют передать. мне по кр. мере
(Марина Гареева   23.06.2014 22:40)

Ага, хорошо сказали. Спасибо ))
особенно про постфактумно ))

(Александр Спарбер   23.06.2014 23:01)




PS

Грустный человек погладил за ухом гидру, “кровавую гидру поэзии”, на берегу и выпустил спрятанный листочек. Зелёный кораблик пробежал по прозрачным волнам – и скрылся за первым порогом. Щенок бросился догонять листок, смеясь голубоглазым небом. Никем не раскрытая тайна подмигнула солнечному зайцу и скрылась на дне. И только муха обняла солнце всеми лапами, оставляя маленькое пятнышко буквы на.

Белом листе бумаги.


Рецензии
А муха, пролетев над БЛК,
Вздохнула философски – что тут спорить?
Известно же, что взгляды с потолка
Намного шире, чем со стен и пола))

Юлия Ловыгина   27.06.2014 12:12     Заявить о нарушении
Юль, про муху есть интересная статья
http://newlit.ru/~bondarenko_oleg/3344.html

забавно, что читала её давным-давно, а в 2012, собирая любопытные статьи вместе, написала о ней следующее: муха, «которая, на самом-то деле, не видит большого различия между Вами и столом, нарушая все человеческие представления о референтности слов. Невольно начинаешь задумываться: не имеющий языка, чтобы их описать, – более слеп или, всё же, глазаст?»

наверное, всё-таки глазаст )

спасибо за эксп!

Марина Гареева   28.06.2014 17:08   Заявить о нарушении
хм, ссылка почему-то не проявляется рабочей. но копипастом открывается

Марина Гареева   28.06.2014 17:08   Заявить о нарушении
Марина, спасибо за ссыль)) изучила с интересом)) слышала и читала раньше что-то похожее, сама размышляла над такими вопросами, но здесь очень четко сформулированы выводы, что позволило разложить мысли по полочкам)) с автором статьи согласна в большей части, но нет ответа на главный вопрос - а как быть в конкретных ситуациях, когда все понятно, но изменить ситуацию нет сил)) например, человек, которого отправили в психиатрическую больницу, что он мог изменить, даже если понимал причины? Или другой приведенный пример - семья против новой жены. Легче ли мужчине от того, что он поймет подоплеку? Ведь отношения с близкими людьми все равно напряженные)) но это уже как размышления дальше, за статьей))

Юлия Ловыгина   28.06.2014 18:53   Заявить о нарушении
Когда всё понятно, но изменить ситуацию нет сил – нужно просто жить дальше (согласно этому пониманию). Потом парадоксальным образом силы откуда-то берутся. Звучит наивно, но это так. Иногда это мужество – жить, понимая, и всё равно жить.. Да и если вы понимаете ситуацию, вы уже её немного меняете своим пониманием. Главное не поддаваться соблазну: забыть обо всём, что понял/а, и стать себе чужим. Но это уже мои личные страхи

Марина Гареева   28.06.2014 19:57   Заявить о нарушении
Ну да, если понять, то можно или попытаться изменить, или просто принять)) появляется выбор:)

Юлия Ловыгина   28.06.2014 20:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.