Итоги октября. Александр Крупинин

Ксения Ларина приказала себя долго ждать, но Главная редакция БЛК на это пойти никак не могла. На роль спасителя отечества в этот раз выдвинулся славный модератор БЛК и, что самое немаловажное, журналист, точнее, ведущий информационных передач на  радио  Санкт-Петербургской митрополии Русской православной церкви "Град Петров". То, что Александр ещё и достойный поэт, неоднократный победитель больших и малых конкурсов, упоминать, в сущности, моветон.

Надеюсь, вас ждут сюрпризы.

П.С.



Понимаю разочарование тех, кто ожидал обзора от Ксении Лариной, сам отношусь к их числу.  Но ничего не поделаешь, ситуация сложилась  так, что этот обзор пришлось согласиться написать мне.   

 Раньше, когда мне предлагали выступить в роли эксперта, я отказывался.  Оттого что я написал некоторое количество стихов,  я отнюдь не стал специалистом в области поэзии. Все помнят фразу Р. Якобсона о том, что слона не избирают заведующим кафедрой зоологии.  Но, подчеркну ещё раз, сейчас отказаться было нельзя никак.
Эксперты, они, ясное дело, имеют свои критерии оценки стихов, которые им преподают в университетах.  Я ничего такого не знаю, поэтому сначала расскажу, чем руководствуюсь при выборе стихов. 

Мой критерий оценки крайне прост. Как и любая другая вещь, стих оценивается по тому, насколько он  достигает цели своего создания.  А цель создания стиха – впечатлить меня, читателя.  Поэты скажут, что они пишут совсем не для этого, а для самовыражения и тому подобное.  С этим нельзя не согласиться.  Я и сам, когда сочиняю, меньше всего думаю о будущем читателе.  Но если принять, как цель, самовыражение, стих не надо было бы публиковать.  Самовыразился, спрятал стих в стол и успокоился.  Возможно, некоторые так и делают, но о них мы ничего не знаем. А если автор публикует стих, значит,  он рассчитывает впечатлить читателя.  Вот то, насколько автору это удалось, и является для меня критерием качества стиха.

Какие стихи меня впечатляют?  Те, которые  написаны не потому, что, к примеру, приближается время очередного конкурса, и надо что-то написать, а те, которые написаны, не побоюсь этого высокого слова,  по вдохновению.  Если автора переполняют сильные чувства,  у него есть шанс передать их посредством своего произведения.  Если нет, то вероятность  впечатлить читателя невелика,  каким бы превосходным версификатором не был автор.  Это всегда чувствуется,  написан стих,  потому что его нельзя было не написать,  или просто так. Хотя допускаю, что могут быть такие таланты,  которые способны меня обмануть,  сконструировать стих так,  что я и не догадаюсь,  что он сконструирован.  Ну,  что ж, тогда флаг ему в руки.  Хотя я сомневаюсь,  что такие таланты встречаются часто.

Но вдохновения, эмоций, конечно, недостаточно для создания идеального стиха. Надо ещё суметь  эти эмоции выразить.  А.К. Толстой написал когда-то: «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!  Вечно носились они над землёю,  незримые оку». Идеальный стих соответствует  тому, который вечно носился над землёй, соответствует  платоновской идее этого стиха.  В нём  на каждом месте именно то слово, которое должно здесь быть, и только оно.  Причём неважно, это детский стишок  Агнии Барто  «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, потому что он хороший!»   или стих Мандельштама  «И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме»,   с его непростыми смысловыми ассоциациями.

Хотя, возможно,  Толстой не совсем прав,  и не над землёй носятся  произведения искусства ,  иначе любой мог бы уловить  «Уронили мишку на пол»,  а всё-таки у каждого свой стиль. Наверно, находятся  они в глубинах подсознания поэта,  и ему надо уловить некие потоки Божественной (или какой-то другой) энергии,  чтобы вытащить стихи из подсознания на свет.

Но беда в том, что целиком редко удаётся вытащить стих. Три строчки придут,  а четвёртая ни в какую. И тут приходится работать над стихом, мучительно искать эту четвёртую, которая бы хоть как-то соответствовала пришедшим трём.  Это требует и таланта,  и упорства.  Но всё равно, чем больше таких сочиненных строк,  тем дальше стих от своего платоновского первообраза,  тем он хуже.

После этих вступительных замечаний можно перейти к октябрьскому лонгу.
   Тут надо сказать,  что ещё в октябре, когда я и предположить не мог,  что мне придётся писать этот обзор,  я участвовал в Народном голосовании.  Я помню, как-то один и тот же человек участвовал в Народном голосовании,  а потом писал обзор,  как эксперт. И стихи в этих двух случаях он выбрал разные, объяснив это тем,  что читательские предпочтения – это одно,  а экспертные – совсем другое.  Исходя из написанного мною выше, можно понять, что я так не считаю.  Раз главным и единственным критерием  оценки для меня является впечатление,  произведённое стихотворением, то никакой разницы между читательской  и экспертной оценкой для меня быть не может. Другое дело, что экспертная оценка ответственнее. Читатель может проголосовать в Народном  по первому впечатлению,  а эксперт должен  прочитать не раз, снова и снова проверять своё впечатление.
Но я, внимательно перечитав лонг, всё же решил оставить в своём шорте те стихи, за которые я голосовал в октябре.  Во-первых, никаких капитальных  изменений моих оценок в результате нового прочтения не произошло.  А,  во-вторых,  я уже знаю, какие стихи включили в свои шорты два других эксперта.  Не хочется, чтоб кто-то подумал, что я с учётом этого хочу как-то повлиять на общие итоги конкурса.

АРТЕМОНА ИЛЛАХО "Языческой поэзии"
http://www.stihi.ru/2013/10/01/1262 отборочный тур для резидентов

я меньше муравья, дремлю в скорлупке слова
проснусь - и не пойму, во времени каком
какого цвета флаг из воздуха ночного
лишь речь плывёт в крови негаснущим венком

меня встречает лес приливом и отливом
и хвойною стрелой - меня встречает гром
трещит по швам огонь над домотканной нивой
и вьются нити рек на колосе живом ;

"когда окно тюрьмы - последняя тетрадка
и зеркало души - пустой голодный рот
в лучах прожекторов идущих на посадку
а виделось, в пике - снег золотом блеснёт

казённая печать зенита - будет солнцем
и в чаше млечный путь свернется молоком"
- когда найдётся ключ в заброшенном колодце
речь встанет серебром -  и саблей, и щитом

Я люблю поэзию Артемоны за яркость образов,  нетривиальность поэтических ходов, способность  проникать в коллективное бессознательное, когда читаешь и начинаешь понимать, то ли с ужасом, то ли с восторгом, что эти образы они и в тебе, просто ты об этом и не подозревал никогда.  Не думаю, что представленный стих относится к числу лучших у автора.  Чувствуется какая-то усталость что ли. Третий катрен, на мой взгляд, несколько выпадает из общей системы образов. Но  финал очень хорош.


BARRY VERSHOV "Ретро"
http://www.stihi.ru/2002/01/31-723 номинатор Владислав Сергеев

Я тебя не просил мне поклон посылать
из далёкой страны, где когда-то давно
мы делили с тобою чужую кровать,
покупали на Рижском вокзале вино
и сухие грибы в овощном на Тверской,
сумасшедшие деньги — полтинник стакан!..
мы с тобой не могли надышаться Москвой
и срывали в курьерском вагоне стоп-кран,
возвращались, ликуя, в сиреневый рай
и летела в лицо тополей шелуха —
ах, какой это был ослепительный май!..
пропадали ночами на ВДНX,
умывались росою в предутренней мгле,
беззаботно смеялись, считая гроши,
и шагали в обнимку по мокрой земле
под торжественный марш поливальных машин.
И плевать, что кричал нам сосед за стеной,
мир лежал на ладони — доступен и прост,
я был мужем тебе, ты была мне женой,
был Арбат, Маросейка и Каменный мост,
уводящий в кирпичные склепы дворов,
где рассыпчатым эхом кружились слова —
ну и пусть! мы с тобой говорили без слов
и сгорали, друг друга коснувшись едва...
Что он там понимал, этот старый сатир,
заплутав в закоулках недоброй молвы!..—
под кухонной бронёй коммунальных квартир
нам стучало беспечное сердце Москвы
и сердца отвечали ему в унисон,
...и сердца отвечают ему до сих пор...

Это был, — написала ты мне,— только сон...

...расстоянью и времени наперекор
мы идём, укротители сьёмных квартир,
мы теперь неразлучны во веки веков!—
мы идём по Москве в наш сияющий мир
под тугое фанданго твоих каблуков!..

Превосходное, на мой взгляд, стихотворение. Можно, конечно, придираться к каким-то словам. Но дело же не в словах. Никаких сомнений, что автор писал то, что он глубоко переживает.  Поэтому я читал, и казалось, что это всё про меня. Это желание наперекор всему, времени, расставанию, изменам, сохранить то, что было самым лучшим, самым светлым – молодость, любовь. И да, веришь, что всё это не ушло в небытие, а оно есть, оно существует и будет всегда. За эту веру спасибо автору.


STERVA "Пока есть море"
http://www.stihi.ru/2012/08/31/3215 номинатор Анна Асеева

 Пока есть море, волнуют его русалки, плетут на русалок сети.
Заходят гораздо дальше, чем надо, под рваными парусами мои соседи.
Идёт охота, плывёт охота, беснуется синее море и бьют хвостами
Дельфины, которым осталось не больше года, чтоб выжить и стать китами.
А мне тревожно, я вырос, и вроде бы самое время вставать к штурвалу,
Ловить русалок, подвешивать их на реи, чтоб море не штормовало.
Вздымаются волны, кусают борта, похоже, что пишут эпиграф для хроник ада.
Удача! Удача! Усталым сетям достается та, которую им и надо.
Вода затихает послушно, как только её дорогое дитя у неё отнимут.
По капле отчаянно рвётся морская солёная тонкая пуповина.
Расходятся тучи, над палубой реют проклятья извечно голодных чаек.
Русалке швыряют платье как дань уважения суше, к которой нельзя причалить
С русалкой - по правилам моря. Она же такой нереальной тоской красива.
"Скажи своё имя," - я даже сначала не понял, что это она спросила -
"Ты хочешь здоровья, везения, славы, денег? Скажи своё имя - и ты заживёшь иначе".
Но имени не было, видимо, мне от рожденья забыли его назначить.

Прекрасное стихотворение. Такие люблю больше всего. Наполненное реалистическими деталями, да так наполненное, что ощущаешь солёные брызги, когда читаешь, и в то же время  загадочное, фантастическое. По прочтении остаётся долгое послевкусие. Автор – настоящий мастер.


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР "Весенняя ворчалка"
http://www.stihi.ru/2013/04/16/3680 квота Главной редакции

      Не для меня придёт весна
                (из пестни)

Опять весна, чтоб черт ее подрал!
О, как я, бляхамуха, ненавижу
весь этот грязный снег, всю эту жижу,
и шум, и гам, базар-шмокзал-вокзал!

Нет, на природе, может быть, оно
и ничего. А здесь - и воздух спёртый,
и, главное – куда ни бросишь взор ты –
одно говно. Везде одно говно!
Собачье, блин.

На заоконных кронах
гнездятся неопрятные вороны –

ну, вот одна – устроила гнездо
насупротив, аж на верхушке самой,
и смотрит, и кричит:  Я  стану мамой!
Я скоро, скоро, скоро стану мамой!
А ты – ты стар! Ты стар!

- Заткнись! Не то –
как вспомню детство, как возьму рогатку –
ты у меня пойдешь плясать вприсядку
и полетишь, родимая, в траву.
А может, в снег…нет, все-таки на травку…
Да ладно, я шучу. Живи, мерзавка.

И я еще, пожалуй, поживу.

Очень люблю поэзию Александра. Его стихи как раз относятся к тем,  которые вечно носились над землёй. Александр, как мало кто, способен их улавливать и переносить на бумагу. Каждое слово именно там, где должно быть, ни одного ни убавить, ни прибавить, ни заменить. Отличное чувство юмора.  И какой образ лирического героя! Как я понимаю его. Весна вокруг, всё пробуждается, весь мир наполнен эротикой, а ты, кажется, уже отжил своё. Но нет, весна всё же делает своё дело. За это  «и  я еще, пожалуй, поживу» спасибо автору.


АНДРЕЙ МАРТЫНОВ СЛОВО "Остров сокровищ капитана Флинта"
http://www.stihi.ru/2013/03/25/6499 квота Главной редакции

   Дарби МакГроу, подай мне рому                       Шхуна души  моей тонет, любезнейший Дарби.
Боль, как таран, сокрушает шпангоуты рёбер.
Нынче за шкуру свою я и пенса не дал бы,
с дьяволом даже на пару - не взял этот роббер.

Тушка моя - и в пеньковом жабо не повисла,
в схватке не пала, наткнувшись на вражеский кортик -
чтобы в порту околеть без малейшего смысла.
Надо же было так образ геройский подпортить!

*
          
Док под стоянку мне высмотри с видом на море -
к шуму прибоя с рождения слух мой приучен.
Ну, а случится за мной вдруг последовать вскоре,
знай - и тебе там займу я местечко получше.

Шлюх призови. Тех, что в платьях. И этих - в сутанах.
Не поскупись. Пусть душевно над телом повоют.
Да выбирай не искусных, а прежде не званных -
сердце ещё не пресытивших смертью чужою.
            
*

Путь обретёшь - да не будешь и здесь ты в убытке.
Бархатом пусть океан тебе выстелит тропки.
С мёртвого - что ты возьмёшь? а с живых, хоть по нитке -
вот и камзол для того, кто в желаньях не робкий.
               
Впрочем - дерюгой укрыты мы, мягким ли пледом,
то и другое однажды меняем на саван.
Может и был пилигримами мир наш разведан -
только не в том, что окажется  трепетным самым.

*

Помнишь картинку - хитрец, на осле восседая,
манит его, перед носом висящей морковкой?
Так вот и мы, соблазнённые видами рая,
тащим поклажу, что жизнью прикинулась ловко.

Часто в тумане завидя вдруг контур похожий,
думаем - вот он, обещанный остров сокровищ!
Дух затаив, устремляемся ближе. И что же?
Груды монет золотых там находим всего лишь...

Многострадальное  стихотворение Андрея. Уж сколько его критиковали.  И за пиратскую тему, хотя стих, конечно же, не о пиратах, а о тщетности человеческих стремлений. И за шпангоуты рёбер, хотя пират никак не должен быть знатоком этимологии, и для него сравнить ребра со шпангоутами вполне естественно. И за интонации Бродского, хотя вряд ли можно найти хоть один стих, который не перекликается ни с каким другим на свете. На мой взгляд, отличное стихотворение.  В таком большом тексте не придраться ни к одному слову, каждое там, где ему и положено находиться.  Превосходный парадоксальный финал. Думаем, вот он, остров сокровищ, а там всего лишь горы монет.


ИГОРЬ ГОНОХОВ "У насекомых"
http://www.stihi.ru/2013/02/27/11767 квота Главной редакции

это такой мгновенный экзамен
с выжженными кислотой глазами,
с надвое раскушенной головой –
хруст джиу-джитсу в траве луговой.

тут миллионы различных тварей,
что не отыщешь и в «Аватаре»...
чёрный наездник с тончайшим копьём,
речь мотыльков: «не едим и не пьём»...

им не нужны ни счастье, ни горе...
чуда не ждут, с судьбою не спорят,
мёртвых не чтут, не знакомы с виной.
слышат всем телом и видят спиной.

это не фильм (не Финчер, не Форман) –
жёлто-синий изящный трансформер...
в сложности форм изощрённы цвета,
хвост, а на нём – два пунцовых хлыста...

сбиты сачком или мчатся в стае –
не засмеются, не зарыдают.
златки, огнёвки, хрущи – до зимы –
тьмы их взлетят и осыплются – тьмы.


Яркое необычное стихотворение. Сравнение мира насекомых с голливудскими фильмами.  Финал напомнил «Мильоны вас, нас тьмы и тьмы, и тьмы».

АЛЕКСАНДР РА "Утро в сосновом лесу"
http://www.stihi.ru/2011/04/30/2734 номинатор Галинас

Мальчик сидит на веранде и слушает птичку.
Птичка поёт про любовь – а о чём ещё петь-то?
Птичку зовут «соловей» (ради пущего китча).
Мальчика, кажется – Вася. А может быть – Петя.

Ясно, что Петя – в безудержных птичьих руладах
спетое имя несется по белому свету,
стрелами сыпятся звуки в густую прохладу,
падают крики росы с растопыренных веток.

Мир так устроен, что утром сидишь на веранде,
думать не хочешь и слушаешь только кого-то,
кто твое имя твердит, бесконечности ради,
хочешь коснуться – и пусто. А думалось – вот он.
Люблю стихи Александра, внешне простые, изысканные, ироничные, очень глубокие.  Особенно понравились   крики росы, падающие с растопыренных веток. Вместо «сыпятся» мне кажется , лучше было бы «сыплются».
Финал неожиданно перекликается с финалом стихотворения Андрея Мартынова.



АНДРЕЙ ШИРЯЕВ "Я вернулся и умер"
http://www.stihi.ru/2013/10/05/4371 номинатор Света Чернышова

Я вернулся и умер. Оставшись вдовой,
ты опять научилась дышать под водой
и носить облегающий пеплум,
и лежать на спине, наблюдая со дна,
как по тонким ресницам стекает луна,
и становится пеплом.

И становится книгой, в которой о нас
нет почти ничего. Два портрета анфас
друг на друга глядят бестолково.
Я, случайно засушенный между страниц,
погружаюсь в абсурд, сочиняя для птиц
голубиное слово.

Но когда ты читаешь его голубям,
ты читаешь не книгу, а речь по губам,
понимая едва половину.
Молоко убегает из лунки в песке,
ты пугаешься тени моей в молоке
и ложишься на спину.

Прижимая зубами неловкую дрожь,
я смешно обещаю, что ты не умрёшь
никогда. В приозёрном зимовье
нас хватает ещё на короткий разбег,
на какао под вечер и утренний снег
на камнях в изголовье.

Превосходное стихотворение, на мой взгляд, лучшее в лонге. Прекрасная фоника, что является большой редкостью в наше время.  Отточенный стиль. Каждое слово в ткани стиха, как влитое. Странные, необычные образы. Можно часами сидеть и размышлять над ними. И необыкновенная светлая грусть, которая долго не оставляет меня после прочтения стихотворения.


ТАТЬЯНА КОМИССАРОВА "Читая Гиляровского"
http://www.stihi.ru/2012/01/31/12521 квота Главной редакции

Рыбьей косточкой Сретенка
зацепила дома,
вниз по бережку лесенкой
разбежалась с холма
подворотнями чуткими
к забубённой Трубе,
полоснув переулками
по московской судьбе.
Ох, погуляно-попито -
до сумы, но пляши,
до полтины, что попику
на поминки души,
до последнего грошика
за последний глоток.
Что же было хорошего?   
Просто жили, дружок.
И как плат над долиною
убиенной реки
звон пасхальный, малиновый -
сре-тен-ский.

Отличное стихотворение. Автор проявляет отменное чувство стиля,  а это самое главное в стилизациях ( такая тавтология получилась). Не впервые читаю этот стих, ставил ему «да» будучи когда-то редактором.  Вижу в этом стихотворении и недостатки, о них я тогда говорил автору.  Они в  том,  как раз, что некоторые слова  можно было бы заменить другими. Нет уверенности, что на каждом месте именно то слово, которое носится над землёй. . Но это не портит общего позитивного впечатления.

В целом очень интересный, разнообразный лонг.  Уровень стихов один из самых высоких за то время, что я обитаюсь  на БЛК. Это говорит о том, что конкурс жив, и впереди у него всё. самое лучшее.

Есть, на мой взгляд, в лонге и совсем неподходящие стихи, вызывающие удивление, почему они туда попали. Но критиковать в этом обзоре не буду. В самом начале сказал, что не являюсь специалистом в области поэзии. Похвалу-то от любого приятно услышать, а критику только от того, кто считает себя большим знатоком.
Желаю всем участникам БЛК новых прекрасных стихов и личного счастья.

Ваш Александр.



















 
 


Рецензии
Отличный обзор, выбор - словно сам выбирал.

Но отдельное спасибо Саше Крупинину хочется сказать за то, что наконец применительно к стихам введено в оборот ключевое понятие качества стихотворения - "сконструировать стих".

Не слишком жаль после этого обзора, что Ксения где-то затерялась по дороге. Они с Петровской часто заигрываются в критику, "конструируют" отношение к предмету, и что бы они тут сказали - еще большой вопрос.

Яемея   07.12.2013 11:55     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик, Борис. Рад, что не разочаровал вас.

Александр Крупинин   07.12.2013 14:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.