Чай в осенних сумерках

Ну, что же ты, надежда вечная,
Не приходила так давно?
Осенним дождиком зачерчено,
Уже закрытое oкно,
    Как будто печь уже натоплена,
    Как будто ужин разогрет,
    И речь к любимой приготовлена,
    Только любимой нет, как нет.

Обжёгся? Или только кажимость,
Что кружка чая горяча?
Слова любви друг другу скажем мы,
Котомка соскользнёт с плеча,
    И залетают быстро ангелы,
    Любовь у сумерек отняв,
    И упадём мы будто со скалы,
    Сердцебиение уняв.

И прикоснувшись к вечной жалости,
Предвосхищая звездопад,
Попросим Бога, - ну, пожалуйста,
Перенеси меня назад,
    Туда, где лодочка качается
    В призывно голубой волне,
    Туда, где счастье не кончается,
    Где ты сказала это мне.

И будет длиться эта кажимость,
Переливаясь теплотой,
И голоса услышим даже мы,
О щёку опершись рукой,
    Услышим треск в печи пылающей,
    Увидим сполохи огня,
    И поглядим уничтожающе
    Я на тебя, ты на меня.
   
В подзатянувшемся молчании,
В густом настое пряных трав,
Свои желанья замечаем мы,
Сердцебиение уняв,
    Забрезжится надежда прежняя
    Через туманное давно,
    Дождём зачертится небрежно так
    В осенних сумерках oкно.
_______________

Уважаемые читатели, поскольку для меня, помимо удовольствия от самого процесса, интересны и всякие теоретические высказывания по поводу стихосложения, хочу прокомментировать этот текст.
  Форма. Текст построен на большом количестве повторов, придающих ему черты мысленного рассуждения. Имеется также охватывающие текст семантические повторы, образующие вложенные друг в друга кольца.
   Содержание. В нашем сознании существует слой жизни реальной, и слой жизни мыслимой, воспоминаемой и воображаемой. Эти слои трудно разделить, трудно понять, где одно переходит в другое, но заметно, как они движутся друг относительно друга. Вот это движение реального и воображаемого я хотел изобразить.
    Способ написания. Имеется два способа написания стихов - автор ведёт строку, или - строка ведёт автора. Стихотворение написано вторым способом - строки возникают из подсознания, чему я целенаправленно следовал. Кольцеобразные структуры стиха возникали также целенаправленно и естественно - новые восьмистишия возникали в середине того, что уже было в первом приближении готово, и стих при этом как бы расширялся. При этом, помимо движения слоёв сознания, вовнутрь поместилась некая история любви, закончившаяся расставанием и упрёком по поводу такого окончания.
     В тексте заметен символизм, например, "котомка" - символ бродячей неустроенности; имеется звукоподражание - "в призывно голубой волне" слышится лёгкий шум этой самой волны. Имеется и шаблонная рифма - качается, кончается, но я таких рифм не боюсь, более того, я этот шаблон ещё и обыграл, добавив туда cтоль же шаблонное счастье - получился даже и не шаблон, а некая стилизация, и это в общем-то оправдано, поскольку описывается работа подсознания, а оно, увы, не всегда предлагает нам обязательно нестандартные решения. Что принять, а что не принять - выбирает, естественно, автор. Вот мне и показалось. что можно.
    Звуковое единство стиля создаётся неточными, но, зато, глубокими и выразительно выговариваемыми рифмами. Кроме того, каждое восьмистишее в звуковом, в грамматическом и в семантическом плане закончено и обособлено. Это склоняет стихотворение в сторону если не песни, то речитатива, и мелодия этого речитатива явно слышна.
     Вот такие интересные наблюдения за процессом стихосложения. Возможно вам, уважаемые читатели, не понравится общий стиль именно этого стихотворения -  но я пишу и совсем другие стихи, каждый раз нужно уловить стиль, того, что возникает, и не противиться ему, поскольку сие, как говориться, не от нас зависит.
--------
ДОПОЛНЕНИЕ

Понравилось.
Только два рядом стоящих "Как будто"-не очень.
Мурашко Андрей   14.02.2018 20:43   Заявить о нарушении / Удалить

Андрей, повторы в поэтической практике самое обычное дело.
Хорошо, когда поэтическая речь не является описанием некого действия, а сама этим действием является. Данный текст представляет собой размышление на тему "как это было бы, если бы ты пришла". В этом контексте фразы не появляются сразу в законченном виде - "как будто печь уже натоплена, и поздний ужин разогрет", а продумываются, как бы делая несколько попыток с одного и того же места.
Сравните оба варианта. В тексте ощущается живое изображение, а не литературное его описание.
Но и второй вариант, я считаю, возможен. Поскольку эффект повтора сохраняется. Только теперь повтор переходит строкой ниже на союз "И":
И поздний ужин разогрет,
И речь к любимой приготовлена,
Но не иначе. Без повтора будет хуже.
Всё же, пусть остаётся, как в тексте. Спасибо за замечание. Мнение со стороны всегда полезно. Даже если не соглашаешься с ним, то оно наводит автора на ценные для него размышления.
С уважением. Дмитрий.
Маштаков   14.02.2018 23:03   Заявить о нарушении / Удалить

автору видней)
Мурашко Андрей   14.02.2018 23:55   Заявить о нарушении / Удалить

Тут есть ещё такое рассуждение теоретического плана.
Стихи отличаются от прозы своеобразной интонацией чтения, называемой монотонией.
И пока текст соответствует норме, то есть идёт в рифмах и ритме, уловленными читателем в самом начале текста (говорят о создании инерции прочтения), то текст идёт вполне в этой интонации, затуманивая нарративную семантику своим звучанием.
Однако поэзии свойственно иногда отступать от нормы, и тогда на этих местах интонация произнесения возвращается к обыденной речи. При этом возникает семантический акцент.
Сверхсхемное ударение на первом слове сочетания "кАк бУдто" как раз этот акцент создаёт. Тем более, что этот акцент ещё и повторяется.
Но что же собственно акцентируется? Акцентируется по-существу основная мысль - происходящее происходит "как-будто", то есть воображается, а не происходит на самом деле, воспринимаясь, тем не менее, вполне как реальность.
Этого нужно было достичь не прибегая к прозаизмам типа "мне показалось" или "я вообразил себе".

Дмитрий, здравствуйте!
Такое встречается часто и для меня до сих пор остается загадкой, что это: простая небрежность или какой-то неведомый мне смысл. Я о вашей восьмой строке. Явный сбой ритма, ударение на первый слог. Причем это легко исправляется простой перестановкой слов: "тОлько любимой" - "любИмой только".
Почему вы написали именно так?
Артур Леонидович Исаков   16.02.2018 22:53   Заявить о нарушении

Артур, так действительно бывает. Установленная норма в стихах иногда нарушается.
Автор обычно делает это интуитивно, но литературоведы видят в таком нарушении приём и объясняют суть его тем, что в результате, прочтение того слова, на котором происходит нарушение, выделяет слово из монотонного звучания речи. Это слово как бы выпадает из общего потока и произносится с другой интонацией. Обычно, с интонацией более прозаичной и акцентирующей это слово.
В данном случае это слово ТОЛЬКО. Акцентируется ситуация - всё приготовлено, но вот ТОЛЬКО! Сравните, если слова переставить, то такого акцента не будет, и стих потечёт плавно. Излишне плавно, на мой взгляд.
Интересно, что даже без этих специальных приёмов в обычном тексте можно найти акцентирование отдельных слов:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку ЗАНЕМОГ,
Он УВАЖАТЬ себя заставил
И лучше ВЫДУМАТЬ не мог.
Не правда ли, ЭТИ слова с двумя ритмическими ударениями на каждом из них (пиррихии) мы выделяем интонацией и слегка подчёркиваем их смысл при чтении этих стихов.
Конечно, приёмом не следует злоупотреблять. Иногда отступления от нормы читателю представляются неоправданными, а критик указывает на неумение автора, называя подобные нарушения плавного течения стиха "корягами". Иногда критик бывает прав.
Маштаков   17.02.2018 01:25
_______


Рецензии
Понравилось. Особенно, Ваше описание текста прозой! Хорошо написано, понятно, интересно. Я в стихосложение мало смыслю и далеко не всегда понимаю, о чём стих, что хотел сказать автор, тем более, форма, способ написания… А тут прочитала «расшифровку» стиха и такая красивая картина перед глазами: слои сознания, кольцеобразные структуры, Строка ведёт Автора и т.д… Было бы здорово, если бы поэты так поясняли свои стихи прозой! А то спросишь соседа-поэта о форме или содержании его стиха, как правило, отправляют подальше – к Вели́ким. А у меня ве́лика нема…

К слову, Дмитрий, можно Вашу публикацию (стих с пояснительной запиской) скопировать в свой читательский архив? Спрашиваю, потому что не все разрешают брать информацию со своей страницы. А я, как мышка, тащу в свою норку «звёздные припасы»… И в собственных кладовках как-то легче ориентироваться, что, где, зачем, авось пригодится, чтобы понять нечто…

С уважением,
читатель

Ирина Петал   28.06.2019 11:49     Заявить о нарушении
Хорошее название у стиха. «Чай может заменить вино. А вино не заменит чай. Стихи могут заменить прозу. А проза не заменит стихи.» /Чжан Чао, китайский интеллектуал/

Всё же чудесно, когда прозе есть место рядом со стихом! И, когда Автор беседует с читателем… Когда поэт имеет возможность почаёвничать с читателем, но молчит, получается, как в «Незнайке на Луне» Николая Носова, чай без чая, разговор без разговора…

«– Извини, братец, ты, я вижу, хороший парень. С тобой не соскучишься! Только вот жаль, накормить тебя нечем. Хотели наловить раков на завтрак, да сегодня ловля неудачная вышла. Мерзавцы прячутся на такой глубине, что не донырнешь, а вода с утра такая холодная, что терпеть невозможно. Вот, если хочешь, попей с нами чайку…
– Прошу к столу…
– Вот это и есть чай… Он, правда, без чая, но это такой чай без чая. Теперь мода такая… Ну, чай – это действительно предрассудок! Шут с ним! От него организму все равно нет никакой пользы. ..
– Извини, братец, сахару у нас тоже нет. И купить не на что. Мы уже давно пьем чай без сахару…
– Какая же польза простую воду хлестать? … Э, не говори так, братец, есть польза… Вот ты за ночь, к примеру, промерз, организм твой остыл. Надо ему согреться. А как? Вот ты горячей водички попей, горячая водичка растечется по всем твоим жилочкам, организму сразу станет теплей. Да и в желудке будет не пусто. Вода тоже полезна.
– Ведро воды заменяет стакан сметаны… Науке это давно известно.»

Ирина Петал   28.06.2019 12:59   Заявить о нарушении
))) ну, ведро воды выпить непросто, а сметана как бы концентрат.
Воду надо сперва через марлечку процедить, а что останется на марлечке, то съесть. Киты именно так и делают.
Как-то мы с товарищем в поход на велосипедах поехали, и заночевали в лесу. Темнотища, ничего не видно. Палатку наощупь поставили. А воды нормальной поблизости нет. Нашли лужу, воды из неё набрали, прокипятили. Лежим, спим.
И вдруг среди ночи сирена звучит, и прожектора лес освещают!
Оказывается, мы возле воинской части заночевали. И у них как раз учебная тревога случилась.
Наутро мы посмотрели, что это за лужа была - вся солдатскими сапогами истоптана, и в ней головастики плавают, хвостами шевелят. Но это ничего, мы же воду кипятили. ))

Из моих произведений что хотите, то и берите. Я всегда бываю рад, если что-нибудь пригождается. И с программой то же самое, не для себя одного значит трудился. Это очень приятно.
Дм.

Маштаков   28.06.2019 15:45   Заявить о нарушении
Ага, когда в сумерках, не видишь, не знаешь, что за водица, вроде и ничего, так и надо.

Спасибо за информацию!

Ирина Петал   28.06.2019 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.