Сделай умное лицо!

Чем старше становишься, тем яснее понимаешь, как отвратительна правда.

И тем меньше понимаешь, что, собственно, это за пакость такая – правда.

Практически вся наша образованщина помнит вопрос Пилата, обращённый к Христу: «Что есть истина?». Правда, не многие в курсе, что Христос предпочёл промолчать.

В связи с этим вспоминаю давний эпизод со своим двоюродным братом. В молодости он очень любил крепкие загулы. Частенько приходил ночь за полночь, а однажды вообще пропал на пару дней. И когда уже все отделения милиции, больницы и морги наизусть запомнили его биографию и особые приметы, брат вдруг утром нагрянул в родимые пенаты. На встревоженные вопросы матери и супружницы – «Где ты был?!» - он ответил исчерпывающе: «Не спрашивайте, вам же лучше будет…».

Вот так примерно и с истиной.

Но вообще-то хотелось бы поговорить не о ней, а об искусстве и его отношении к действительности.

Когда-то по этому поводу Мыкола Гаврилович Чернышевский сочинил целую диссертацию – впрочем, совершенно невразумительную и пустую, как большинство из того, что он нагородил. За одну только дурацкую, напыщенную фразу «прекрасное есть жизнь» о голову этого нелепого филозофа следовало обломать хороший кий.

Однако речь не о сыне Гаврилы. Речь как раз о прекрасном и о жизни.

Пройдя эту самую жизнь до половины, умный человек обязательно оказывается в сумрачном лесу, как верно отметил в своих комедийных тезисах товарищ Дант. Гражданин, который долгое время был убеждён, что совершенствует себя, соприкасаясь с великими творениями искусства, вдруг начинает понимать, что оказался втянутым в чудовищный лохотрон. Его претензии на образованность, культурность и даже (страшно сказать!) интеллигентность обращаются в прах.

Чем дальше, тем больше гражданин осознаёт своё ничтожество, пытаясь сориентироваться в безбрежном и бездонном океане. Потому что искусства оказывается много, а голова у гражданина одна. И она ооочень маленькая. А мозгу в ней – ещё меньше. А памяти в мозгу – совсем кот наплакал. Между тем имён, дат, событий, произведений - бесчисленное множество. Черепок начинает трещать...

Со стоном душевным гражданин вынужден признать, что не читал, не видел, не слышал почти ничего из тех произведений, названия которых каждый день всуе произносятся им самим и окружающими. Ни-че-го! Зацепилось что-то из школьной программы – князь Родион Напильников из романа «Униженные идиоты», Каштанка под паровозом и Лев Толстой как зеркало русской резервации.

Нет-нет, господин хороший честно прочёл в юные лета «Преступление и наказание», разобрал по образам «Войну и мир» и даже прихватил из «Евгения Онегина» несколько летучих сентенций типа «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей». Некоторые особо продвинутые «пользователи» знакомы с классикой значительно ближе. Хотя и не до той степени, после которой честный человек обязан жениться. Отдельные особи даже способны отличить Ван Гога от Ван Гоголя. Хотя привычно именуют первого «французским художником».

Но на этом достижения многих исчерпываются.

Мало того, что наши лапотные интеллигенты оказываются чудовищными невеждами в датах, биографиях и сюжетах – оказывается, необходимо также знать историю, географию, этнографию и прочую лабуду. А чем больше пытаешься узнать, тем большим идиотом себя ощущаешь. Вместе с объёмом знаний расширяется огромная чёрная дыра твоего невежества.

Ведь пока ты не ведал о каком-нибудь, прости Господи, бихевиоризме, спалось спокойно и бестрепетно. Но когда не только прочёл это слово в умной книжке, а ещё за каким-то хреном выучился правильно его выговаривать, тебя порою гложет изнутри противный скользкий червячок: что же это за штука такая мудрёная?

Да что там бихевиоризм! ты хотя бы вспомни мимодумно, в каком году родился Иван Сергеевич Тургенев. Оно вроде и без надобности (в энциклопедии можно глянуть или в Интернете), однако же осадок неприятный остаётся. Успокаивает лишь то, что хотя бы пока не забыл фамилию автора "Приключений Буратино"...
 
Но, в конце концов, один невежда погоды не делает. Остаются великие критики, знатоки искусства, мудрые исследователи. Они-то уж точно светят нам во мгле!

Увы, мыслящий человек скоро понимает, что господин Ульянов в письме господину Пешкову 15 сентября 1919 года был недалёк от истины, определяя «интеллигентиков, мнящих себя мозгом нации» не как мозг, а как говно. Потому что постоянно убеждаешься В ЧУДОВИЩНОМ НЕВЕЖЕСТВЕ «культурной элиты», которая пытается навязать вкусы обществу.

Причём многие «ынтеллектуалы» «плавают» вовсе не в тонкостях оперы «Мадам Баттерфляй» (с которой я, честно признаться, сбежал во втором действии, поскольку испытал чувство жуткого уныния и захотел громко подвывать исполнителям). Меня, например, перемкнуло после того, как одна известная критикесса, выступая в программе Михаила Швыдкого «Культурная революция», решила процитировать классика и изрекла: «Помните, у Пушкина – «Но панталоны, фрак…»… Тут критикесса немного сбилась, а затем изрекла – «омлет - всех этих слов на русском нет!». Более подходящей рифмы к слову «нет» у неё в мозгу не всплыло…

В другой раз мы присутствовали с моим приятелем – неплохим стихотворцем, филологом и философом – на местечковом сборище пиитов. Мне под руку попалась газетка сборища, где одна из статей называлась «Ах, меня обмануть несложно, я и сам обманываться рад». Далее шло: «Так когда-то написал Александр Пушкин». Меня передёрнуло, и я указал на заголовок приятелю.

-Вот болваны! – радостно хохотнул он. – Ведь правильно – «Я рад обманываться сам»!

Печальнее всего то, что как минимум половина из вас сейчас не вспомнит, как на самом деле звучат эти известнейшие пушкинские строки…

Каждый из нас прекрасно знает: всё, что он прочёл выше – АБСОЛЮТНАЯ ПРАВДА. Но и ныне, и присно и вовеки веков будет корчить из себя знатока и умника.

Потому что для общества мы представляем ценность не такими, каковы есть на самом деле, а таковыми, какими умеем притвориться.


Рецензии
А мне было не смешно...Мне было неловко... Как будто меня на сцене нагишом выставили.Кто-нибудь ещё признался тут, что ему было стыдно за себя? Кишка тонка...
Память услужливо выкидывает то, чем человек долгое время не пользуется.Что для него на данном этапе жизни актуально, то и помнит. И прав был Сократ, сказавший в конце жизни: "Я знаю, что я ничего не знаю"...

Ева Раевская   28.01.2016 02:52     Заявить о нарушении
А невежество человеческое, как бы мы не пыжились его победить, монументально и практически незыблемо.Но,может быть,когда-нибудь... Посмотрите фильм "Люси"(американский, кстати).Там есть ответ на наши поиски. Этот фильм меня потряс.

Ева Раевская   28.01.2016 03:02   Заявить о нарушении
Простите, поясню:пусть начало фильма Вас не смущает, наберитесь терпения и дождитесь момента, когда пакет порвется внутри Люси...))

Ева Раевская   28.01.2016 03:30   Заявить о нарушении
Я смотрел "Люси". Ещё как только он вышел. И потом ещё пересмотрел. Не скажу, что он произвёл на меня неизгладимое впечатление, но идея ухвачена верно.

Фима Жиганец   28.01.2016 12:00   Заявить о нарушении
Задумалась над "неизгладимым впечатлением", стала копаться в памяти на предмет поисков "неизгладимого впечатления" и обнаружила, что такового нет вообще. Впечатлило здесь и сейчас-вот и всплеск эйфории, но любой всплеск быстро успокаивается и...всё...)))
Вы верите, что "Черный квадрат" Малевича впечатляет зрителя? Зачем люди лукавят и льстят? Аааа.., чтобы не показаться некомпетентными. Кто-то первый из знаменитостей(возможно ради прикола) квакнул, что , мол, это шедёвр, а чувство юмора присуще далеко не всем, тонкостей не понимают и понеслась молва по кочкам и каждый проникся пониманием шедёвра...))) Да. И к чему бы это я..?)))

Ева Раевская   29.01.2016 11:09   Заявить о нарушении
Меня не впечатляет и никогда не впечатлял "Чёрный квадрат" как произведение искусства. Это был, скорее, вызов, демонстрация идеи, своеобразный манифест супрематизма. Кстати, вообще-то это должен был быть триптих - "Чёрный квадрат", "Чёрный крест" и "черный круг". Если проще - художник настаивал на том, что искусство должно выходить за рамки реалистического отображения любыми средствами, отстаивал право крайнего поиска и эксперимента.

Но у того же Малевича есть потрясающие картины, подтверждающие истинность этой идеи. Мне нравятся потрясающие "Цветочница", "Самовар", "Утро после грозы", "Корова и скрипка", "Точильщик" и ещё очень многое. Это - фантастический художник, которого можно открывать всю жизнь.

Фима Жиганец   29.01.2016 12:22   Заявить о нарушении
Боюсь показаться дилетантом, поскольку творчество Малевича категорично не принимаю. Все эти разноцветные круги и квадраты, аппликационная живопись, примитивные конструкции и неестественные позы претят моему восприятию прекрасного . Я сама окончила художественную школу и по касательной причастна к художественным кругам, там тоже полный разброд во мнениях, но их лучше не слушать, они ругают даже художников-передвижников, это у них фишка такая-ругать все, что действительно прекрасно и хвалить все, что изображает сдвиг по фазе.)) Но Малевич...Я бы его картину даже в коридоре не повесила бы.))) Можно, конечно, высосать из пальца глубокий смысл в той же корове, или купальщиках(разнокалиберных) , но, как по мне, так он просто НЕ УМЕЕТ рисовать.)))) Помните сказку "Новое платье короля"? Вот, это про Малевича. ))

Ева Раевская   29.01.2016 17:04   Заявить о нарушении
Ерунда. Так можно и Пикассо обвинить в неумении рисовать. Да и передвижники действительно далеко не все являются предметом для восхищения. Для меня Добужинский или Нарбут, или многое из Шагала значительно выше большей части передвижничества. Не беру, конечно, феноменально крупных фигур - Крамской (потрясающий "Христос в пустыне), Серов, Шишкин, Суриков, Левитан, Васнецов - имя им легион :). Но мне не менее близки импрессионисты, к примеру. Да, я обожаю фантастическую, свободную игру форм и цветов, когда из этого выходят шедевры.

Фима Жиганец   29.01.2016 17:20   Заявить о нарушении
)))А вообще, я слышала утверждение, что ВСЕ люди , могущие ТВОРИТЬ (им.вв. искусство) , психически нездоровы.))) И, чем больше в человеке разнообразных талантов, тем больше он с приветом.))) А значит и тараканы в голове эксклюзивные, отсюда и гениальность в виде Малевича и Пикассо.))))Некоторые уши себе отрезают на съедение тараканам.)))Спасибо Вам огромное за беседу.))

Ева Раевская   29.01.2016 19:45   Заявить о нарушении
Нет, всё-таки еще скажу.(( Для меня шедевр и предмет восхищения -Стив Хэнкс. Я могу часами смотреть на его полотна.Или импрессионист Леонид Афремов. Их я понимаю и вижу мастерство. А Малевич, извините, левой ногой и с закрытыми глазами творил...)))

Ева Раевская   29.01.2016 20:01   Заявить о нарушении
не будем так глобально обобщать. Можно, конечно, питаться только помидорами, но дозвольте кому-то и лимончика попробовать. Я, скажем, их ем даже без сахара, а жена - только в чай выдавливает.

Фима Жиганец   29.01.2016 22:29   Заявить о нарушении
Мда..? В таком случае и туалетное творчество тоже имеет право на своего ценителя...)))

Ева Раевская   29.01.2016 23:29   Заявить о нарушении
Я им.вв. туалетную настенную живопись народных умельцев.))А ведь кому-то нравится(параллель с пересказом на фене сказок Пушкина.)))

Ева Раевская   30.01.2016 09:51   Заявить о нарушении
Ева, вы присваиваете исключительно себе право решать, кто является художником, кто нет, что является искусством, что не является. Между тем это - лишь ваше личное мнение, и оно может быть неверным, безграмотным, нелепым. Заметьте: я пишу - "может быть". Искусство слишком сложно и многолико. Кстати, не вем насчёт туалетного творчества, но вот, скажем, "примитивизм" Пиросманашвили - искусство в чистом виде. На мой взгляд и на взгляд десятков миллионов искусствоведов. Допускаю, что все они могут ошибаться, но почему-то глубоко в этом сомневаюсь.

Малевич называл своё искусство (часть его) кубо-футуристическим реализмом. И в чём-то, я думаю, был прав. Вы имеете право на своё мнение, но и я тоже. Ваше мне кажется совершенно не аргументированным. Ну, что поделать...

Фима Жиганец   30.01.2016 12:19   Заявить о нарушении
В принципе верно, но, что поделать, не нравится мне он категорично.Для меня его творчество-мазня.
Извините и не горячитесь пожалуйста.)) Подобные разговоры и в реале обычно заканчиваются форсмажором.

Ева Раевская   30.01.2016 19:05   Заявить о нарушении
я не горячусь. ну, принимаю к сведению, не более того. скажем, кто-то не любит Маяковского или Пастернака - с чего мне горячиться? Ну, вот есть информация - кто-то не любит. Я - люблю.

Фима Жиганец   30.01.2016 23:45   Заявить о нарушении
И я люблю )) Вас радостно читать , господа .

Мила Апрель   11.04.2016 21:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.