Тамара Носова
Почему мы заговорили о возрождении традиций немого кино? Да потому, что умение создавать внешний рисунок роли, используя чисто мимические средства, — наука, которая сейчас утеряна. Вспомните неподвижное лицо Игоря Ильинского в немых лентах. Это была выразительнейшая маска большого актера, благодаря которой он создал десятки незабываемых образов. Отличная маска была и у Бастера Китона. О маске Чаплина написаны горы литературы. У нас есть маска Носовой, хорошая маска. Это не поиск, хотя совершенствовать ее она, вероятно, будет всю жизнь, это свершившийся факт, признанный и засвидетельствованный в нашем кино работами актрисы последнего десятилетия.
Амплуа Носовой определилось сразу. Если не считать небольшую роль обыкновенной девушки, которую Тамара Носова — студентка Всесоюзного Государственного института кинематографии — сыграла в картине С. Герасимова «Молодая гвардия» — своей ученической работе, то весь ее последующий путь проходил в поисках и выявлении смешного. Носова необыкновенно чувствует природу комического. Она ничего не изображает, она абсолютно сливается с представляемым образом, настолько глубоко проникает в его суть, что это позволяет талантливой артистке несколькими очень точными лаконичными штрихами почти мгновенно создавать образ выпуклый, сочный, предельно ясный и всегда очень разоблачительный. Носова сама издевается над своими героинями и заставляет смеяться над ними зрителей. Ее оружие против мещанства и тупости — смех, и она блестяще владеет этим оружием.
Так уж случилось: героиня Носовой — дура. Казалось бы, так ли страшна глупость, что ее разоблачению надо посвятить всю свою жизнь в искусстве? Носова доказывает своими работами, что глупость, чванливая, ханжествующая тупость — явления социально опасные, с которыми надо бороться.
Вспомним ее раннюю роль в фильме К. Юдина «Беззаконие» — роль кухарки, этого бесконечно тупого, безответственного, блудливого существа. Это она забыла на крыльце своего младенца и причинила таким образом неслыханные огорчения чиновнику, вынужденному покаяться жене в своей супружеской измене. В этой роли как бы эскизно уже появились приметы будущего «лица» Тамары Носовой.
Этот характерный взгляд огромных голубых ничего не выражающих глаз. Слегка приоткрытый рот, с немного отвисшей нижней губой, тяжелый подбородок, вздернутый нос, красное лицо, пышущее здоровьем и контрастирующее с желтыми косицами. Вот, пожалуй, и все внешние приметы актрисы. И все-таки главное не в этом, а в том остановившемся выражении ее лица, в неподвижности его, которое и создает ощущение непроходимой тупости. Маска Тамары Носовой удивительно скульптурна и живописна.
Но еще больший эффект она приобретает в сочетании с голосом актрисы. Как бы ни разговаривала на экране Носова, — это всегда смешно. Говорит ли ее героиня медленно, бесстрастно выкладывая слова, или обрушивает на нас свою торопливую, взволнованную речь, — выражение ее лица неизменно. Актриса умеет произносить самые обычные фразы так, что они в ее устах приобретают гиперболизированный смысл. Как настоящий художник, актриса великолепно владеет элементом повтора. Так, в фильме «Шведская спичка», где она играла «местную Нана», Носова на протяжении целого эпизода, в сущности, повторяет одну только фразу: «Жила я только с вами, больше ни с кем». И как ни умоляет ее местный прокурор (артист Грибов) помочь ему провести следствие и дать показания о подсудимых, с которыми она состояла в близких отношениях, Нана неумолима: «Жила я только с вами, больше ни с кем», — заученно повторяет она. Эта чеховская фраза «в руках» Носовой становится ключевой к разгадке образа героини.
Выбор на роль Т. Носовой предопределяет решение того или иного характера, но все они должны лежать в сфере ее палитры, потому что актриса создала для себя свою единственную маску — обобщенный образ, который хотя и живет в градации в разных ролях, но не может выйти за рамки определенного амплуа. Носова не может быть не Носовой — вот в чем дело. Но то, что она может, — она делает блестяще.
Вполне закономерно, что в фильме «Ревизор» она сыграла гоголевскую Марию Антоновну, а в коротенькой кинокомедии «Секрет красоты» режиссер В. Ордынский именно ей поручил главную роль — выпускницы школы парикмахеров.
В парикмахерской идет экзамен стажирующихся. Героиня фильма страшно взволнована: к ней никто не хочет садиться. Трудно сказать, что отпугивает клиентов от ее кресла — неестественно огромные накрашенные ресницы, ужасающей длины кроваво-красные ногти или громадная ультрамодная булавка, приколотая к халату, как символ моды завтрашнего дня, но результат плачевен: девушка не может сдать экзамен. Конечно, нам не терпится скорее посмотреть, что же умеет делать эта экстравагантная львица. И вот жертва найдена — это ее Эдик, точь-в-точь мужской вариант издания героини Носовой. Стиляга с огромным модным коком и гривой терпеливыми стараниями взрощенных волос садится под ножницы своей возлюбленной. Она стрижет его то ступенькой, то лесенкой. На наших глазах тает голова Эдика. Этот экзамен кончается тем, что от его богатой шевелюры остается крошечный чубчик. Всю роль Носова проводит на одном дыхании. Она доводит свою героиню почти до трагического состояния. Ее герой, чью красоту она так немилосердно изуродовала, уходит гордо, но со слезами на глазах. «А как же наша любовь?» — в отчаянии спрашивает девушка. «Конец», — отвечает Эдик.
Носова почти не играет главных ролей, потому что они еще не написаны для нее нашими сценаристами. Чаще всего она играет в эпизодах. Но эта форма участия в фильмах никак не умаляет огромного значения ее работы в кино. Ее образы — это не мелкая россыпь, а волшебные камни, которые, возникнув перед нашими глазами, наполняют веселым озорным сиянием экран и сверкают столько, сколько мы их видим. Многим запомнились образы, созданные Т. Носовой в фильмах «Карнавальная ночь» и «Новые похождения кота в сапогах». Две совершенно разные картины: одна — новогодняя современная комедия, другая — детская сказка, а актриса и там и здесь находит общие для своей героини параллели, которые позволяют ей, оставаясь верной своему амплуа, создавать далеко не похожие образы.
От роли к роли растет мастерство Тамары Носовой. Это не просто изменение, какой-то перелом. Это накопление опыта актрисы-труженицы, это результат ее огромной работы над образами. Если вначале актриса пользовалась своей внешней «фактурой», то постепенно она проникает в нутро роли и создает по-настоящему глубокие образы. Если в начале она показывала нам просто смешные персонажи, построенные на несоответствии внешних данных и ситуации, на несоответствии мимики и словесного материала, то позднее, накопив мастерство, она создает образы, социально направленные и социально осмысленные. Это особенно явственно в последнем фильме — в «Женитьбе Бальзаминова», где Т. Носова играет купчиху Ничкину.
Если говорить о современном прочтении драматургии Островского, то Носова видит свою задачу прежде всего в осмеянии мещанства, которое живуче и очень похоже на мещанство современное: жить слухами, обо всем рассуждать, суетиться впустую, ничего не делать.
Казалось бы, нас не может сегодня особенно волновать или интересовать образ купчихи, ушедшей для нас в далекое прошлое, но Т. Носова наполняет его современным звучанием, создает портрет не столько тогдашней, сколько нынешней мещанки, глупой, рассуждающей о чем угодно и даже задающей модные, вроде бы исполненные глубокого философского смысла вопросы типа: «Как жить?.. Как жить?» Этими пародийно произносимыми вопросами купчиха Ничкина перекликается со своими прототипами из разных эпох. Она тараторит без умолку, заламывая руки, бегает по комнатам, волнуется. Как же, ведь в дом пришел жених для дочки Капочки, нужно гостя очаровать, показать ему свою образованность, и вот Ничкина старается занять жениха «умными» разговорами.
— Говорят, двужильные лошади бывают. Бегают и никогда не устают, — все фыркают, но Ничкина невозмутимо продолжает:
— Я у вас хотела спросить: не читали ли вы чего про Наполеона? Говорят, опять идти на Москву хочет ...
— Где ему теперь ... Он еще внове не успел у себя устроиться, — отвечает ей Бальзаминов.
Слухи переполняют голову купчихи.
— Да, вот еще скажите мне, говорят еще белый арап на нас с миллионным войском идти хочет.
— А откуда он? — спрашивает Бальзаминов.
— Да из белой Арапии.
И снова восклицания: «Да, такие уж времена ... Как жить? Как жить?»
Вот почти и вся роль Т. Носовой в этом фильме. Но в этом весьма скромном по объему материале актриса изыскала для себя так много возможностей для творчества! Она создала образ филигранной актерской работы.
Возможности актрисы в силу строго обусловленного амплуа, конечно, ограничены. Но там, где происходит удивительное совпадение актерских возможностей Тамары Макаровны Носовой и образа, — она неповторима.
В. Туликова (статья из биографического альманаха «Актёры советского кино», выпуск второй, 1966 г.)
ФИЛЬМОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Тамара Макаровна Носова. Родилась в 1927 г. в Москве. Окончила актерский факультет ВГИКа.
Снималась в фильмах:
1. Молодая гвардия (1948) — Валентина Филатова.
2. Падение Берлина (1949) — Катя.
3. Кавалер Золотой Звезды (1950) — Анфиса.
4. Ревизор (1952) — Марья Антоновна.
5. Беззаконие (1953) — Агния.
6. Шведская спичка (1954) — Акулька.
7. Гость с Кубани (1955) — Дуська.
8. Секрет красоты (1955) — Кукушкина.
9. Она вас любит (1956) — Тамара.
10. Карнавальная ночь (1956) — Тося.
11. Илья Муромец (1956) — Берметовна.
12. Новые похождения Кота в сапогах (1957) — Двуличие.
13. Шторм (1957) —Дуся Савандеева.
14. Страницы былого (1957) — медсестра.
15. Конец Чирвы Козыря (1958) — Параня.
16. Черноморочка (1960) — Вероника.
17. Чистое небо (1961) — курносая девушка.
18. Королевство кривых зеркал (1963) — Аксал.
19. Женитьба Бальзаминова (1964) — Ничкина.
Свидетельство о публикации №113033104097
Елена Лугавцова 06.03.2017 01:48 Заявить о нарушении