Итоги января. Александр Спарбер

Здравствуйте всем)
Когда я читал лонг в первый раз, мне понравилось всё. По прочтении во второй и последующие разы что-то стало нравиться еще больше, а что-то, напротив того, разонравилось. Но поскольку первое впечатление самое верное, то лонг хороший. И стихи хорошие. По моему, читательскому, мнению. А мнение моё, разумеется, субъективное.  И сиюминутное, что тоже разумеется.
Однако, дабы уменьшить количество энтропии и удовлетворить тех, что любит слово «критерий», а также придать своему выбору некоторый обманчивый лоск объективности, все же сообщу почтеннейшей публике, какими критериями я руководствуюсь (как бы).
 
1. Из всех определений поэзии – от Кольриджа до не знаю кого – мне больше всего нравится высказывание Мандельштама: «Поэзия – это сознание своей правоты».
Дело в том, что поэзия – самое синтетическое из всех видов искусства (во удивил!). Есть еще, правда, театр (или кино), но там конечный результат достигается именно суммированием отдельных компонентов – текста, режиссуры, игры, музыки, сценографии, etc. Поэзия же на компоненты не делится – она возникает сразу как единство.  И мысль в ней – совсем не основное. Во-первых, потому, что «мысль изреченная есть ложь», во-вторых, потому, что всё, что можно было сказать умного, уже давно сказано; в-третьих, потому, что на любой тезис можно найти антитезис. (Впрочем, это то же, что «во-первых».) А поэзия, в силу своей синтетичности – неопровержима.
Итак, первый критерий настоящей поэзии – ее неопровержимость ))

2. Определение искусства, как « отражения действительности в художественных образах» - мне не очень нравится. Хотя, возможно, так оно и есть. Мне приятнее думать, что искусство (и поэзия в частности) – это создание своей, новой реальности. Которая ничем не хуже той, что дана нам в ощущениях. Разумнее, конечно, говорить об этом на основе всего творчества автора, но и отдельный стих – это отдельный мир со своими законами. Если это удается – хорошо.
У Шекли в Обмене разумов, помнится, было бесконечное количество миров, первый из которых отличается от нашего одной деталью, второй – двумя и так далее. Чем ближе созданная автором реальность (если она вообще создается) к нашей – тем стих становится уязвимей именно в силу опровержимости.
Другое дело, что мир внутри стиха должен быть цельным. Абсолютно неважно – о чем стих, в каком жанре написан, пусть даже он будет сумасшедшим – но пусть в этом сумасшествии будет своя последовательность, как говорил Полоний )
Хотя на самом деле все это фигня, потому что правил без исключений не бывает. Может, ваще, поэзия – суть исключение из правил.
 Кроме того, все критерии, кроме чисто технических – все равно субъективны, поскольку в настоящий момент именно я, например,  определяю, неопровержим стих или нет. Стих пишется заново (не моя мысль, как и все остальные) каждый раз, когда его читают. Ну, вот я сейчас напишу такие ))

О каких-то стихах я скажу кратко, о других – подробнее. Как получится. Не обессудьте.

1. МАРИНА НЕМАРСКАЯ «Этот ребёнок, зачатый за перерыв»
http://www.stihi.ru/2012/11/30/4334  номинатор Юлия Елина

этот ребенок, зачатый за перерыв
между распадом страны и обманом нищих,
давится хлебом и зрелищем с той поры,
как протрезвел и добра от добра не ищет.

этот ребенок течет на свет, что река.
не задает вопросов, слывет калекой.
тридцать восьмой гниет в его днк,
что ему третий срок и язык узбеков.

этот ребенок с богом своим вразброд,
год от года делаясь все паскудней.
может, этот ребенок - простой народ,
что выживает в россии печальных будней.

Сильный стих, правдивый  и горький.  Но есть некоторые вопросы. Вообще гражданская лирика, по моему разумению, требует особой четкости высказывания. Здесь же (по крайней мере, мне) не все ясно, прежде всего, с объектом. Я, конечно, понимаю, что мне скажут, что задаю глупые вопросы, что нельзя так относиться к стиху, и тем не менее…
Какой простой народ имеется в виду? Молодежь? – коли речь идет о зачатых после распада страны? – да нет, конечно.
Тогда вообще о простом народе – но он зачат значительно раньше. Протрезвел (если имеется в виду – избавился от идеологии) – да, теперь в основном. А так получается, что зачали – и сразу протрезвел и стал давиться хлебом и зрелищами (это, кстати, отлично сказано).
Далее – нищие входят в простой народ? Если да, то почему они упоминаются отдельно?
Не очень понятно и почему тридцать восьмой год. Как я и думал, в рецах к стиху этот вопрос тоже задают. Но внятного ответа я не получил.  То ли просто ситуация в стране еще не дошла до 37-го, то ли Марине показалось, что 37 год стишком потрепан… не знаю.
Наконец, мне не совсем понятно, как себя позиционирует автор по отношению к объекту своего повествования.
Но если не обращать на это все внимания (вполне возможно, что я просто не смог влезть в авторскую систему координат), то стих, да, впечатление производит

2. РОМАН ГООГЕ «Они глядели в пыльное окошко»
http://stihi.ru/2009/10/07/6247  номинатор Юлия Елина

   … Они глядели в пыльное окошко,
     Как будто ждали с улицы кого-то –
     Котёнка три и молодая кошка…
                Вот, и всего-то.
    
     Дощатый флигель в ветхой деревушке,
     Забытой Богом на краю болота…
     Они так чутко навострили ушки,
                Но никого там.
 
     И где тот «кто-то»? Потерялся где-то?
     Он трезвый? Пьяный? Молодой ли? Старый?
     Чей пыльный «минск» стоит с начала лета
                С разбитой фарой.
 
     А в прочем, грустных домыслов не надо.
     И хоть не пожелаешь их удела,
     Тем четверым совсем не плохо рядом.
                Не в этом дело….

У меня самого три кошки, так что стих мне близок, как родной. Хотя он, конечно, не о кошках, а о запустении. Кошки только средство. Этим текст и хорош. Но, честно говоря, слишком большого впечатления он на меня не произвел. Какой-то он…как сдувшийся шарик )). Слишком много неопределенностей. Кого-то где-то кто-то всего-то…
Не в этом дело. Когда мне говорят «не в этом дело», я начинаю испытывать дискомфорт. Не в этом – значит – ну-ка, быстро думай, в чем здесь дело! Не люблю насилия ))

3. ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ «одеревенелое»
http://www.stihi.ru/2012/11/18/8420  отборочный тур БЛК

видишь — наступают холода.
веришь — в поздно, в старость, в никогда.
тьмою наливающийся лёд
в озеро подошвою растёт

всем деревьям видимой земли
сказано  суровое «замри»

помнишь — упоение воды,
терпишь — наступающие льды,
одеревеневшую страну,
озеро, идушее ко дну

Я воспринимаю этот текст, как абсолютно трагический. Чем-то он мне напомнил «Начало зимы» Заболоцкого. Но ключевое  слово здесь для меня – страна. Вот здесь есть физическое ощущение одеревенелости и мерзлоты . И загадка есть.
Только мне кажется, что две строки посередине слабее остального стиха. Скорее всего, здесь дело в прилагаке «суровое». Лишним мне кажется этот прилагак. Он торчит, как вставной зуб )

4. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН  «и шумели деревья»
http://www.stihi.ru/2007/09/04/1125  отборочный тур БЛК

... и шумели деревья
покуда хватало глаз
и плакала
плакала выпь
и махала крыльями
покуда хватало уха

и кусты расступались
и тропинка тащила нас
в те края
где не требуется
ни зрения, ни обоняния, ни слуха

в те края
где муравей может ползти по руке
и казаться таким огромным
как будто это не муравей
а росомаха

в те края
где бревно очень похожее на судака
может плыть по реке
а река журчит
и выжурчивает
выжурчивает
что-то похожее на H-mollную мессу Баха

в те края
где будильник встал навсегда
и где стрелки его - все три -
хотя и нежно, но крепко
оплела повилика
в те края
где только и можно услышать  "да"

но выпь всё кричит
и я не слышу 
не слышу "да"
из-за этого крика

и лес шумит 
шумит,  покуда хватает глаз
и мне ничего
не видно, не слышно
из-за этого шороха, шопота, шелеста, шума и грома
 
Мы идём по тропе 
и она уводит, уносит нас
туда, где только и можно жить
где мы будем с тобой всегда
будем дома

Этот стих и похож, и непохож на другие стихи Александра. У этого автора как раз есть свойство в каждом стихе создавать свою реальность, свой мир, в который читатель входит и осматривается. И этот текст не исключение. Что-то мне вспомнилось «Зеркало» - помните, там герой Солоницына падает с плетня в траву – и попадает в другой мир – вот именно почти в такой, где муравьи как росомахи.
Но, в отличие от других, в этом стихе, кажется, отсутствует игровое начало, столь присущее Крупинину.
Тема – моя. Смерть как возвращение домой. Я тоже так хочу думать. Потому я не согласен с теми, кто ругал финал. Он точный и совершенно необходимый (кстати, ассоциируется с булгаковским )
Единственное, что немного режет – покуда хватало уха. Все же что-то здесь не так. Не говоря уже о том, что заранее понимаешь, что это ухо будет рифмоваться непременно со слухом ))

5. ВАЛЕРИЙ НОСУЛЕНКО АПОФИС «Любовь»
http://www.stihi.ru/2011/07/01/6821  отборочный тур БЛК

Утром проснулась - тебя обнимает небо.
Лежишь на кровати  - оно на твоей груди.
Под левой рукой холодят облака со снегом,
Под правой – тепло, там скоро пойдут дожди.

И тикают часики, будто стучат в ладоши,
Что это любовь случилась, что это любовь
Сжигает остатки твоей лягушачьей кожи
И хочется петь, но музыки нет и слов,

А только моря и солнце, и звёзды, звёзды
Тебя наполняют,  и яркий сияет свет
А воздух!  Какой удивительно чистый воздух!
Так хочется жить, что можно и умереть.

Хороший стих, безусловно. Вызывает уважение уже сама попытка выразить моментальный срез счастья. О, это значительно сложнее, чем жаловаться, что жизнь не удалась.
И попытка почти удачная. Здесь есть и чувство единения с миром, и последняя фраза сильная. Правда, такое ощущение, что я где-то ее уже слышал – но, возможно, это как раз оттого, что она почти афористична. Так бывает.
И все же не оставляет чувство, что слишком много слов. Понимаете, дело в том, что такие моменты вообще словами выразить невозможно – здесь нужно, чтобы работало еще что-то. Я тоже не могу. Из тех, кто ближе, это получается у Пагына, иногда у Чена…
Счастье неуловимо и так же не подается описанию, как Дао. И чтобы это преодолеть, нужно совершить хлопок одной ладонью, как любит выражаться Боэций )

6. ЛИЛЯ ШТЕРН «выходи из моря»
http://www.stihi.ru/2013/01/01/1439  отборочный тур БЛК

выходи из моря выходи
сглатывая боль в сквозной груди
на пески растрачивая пену
зарываясь в землю по колено
выходи из моря выходи

забывай о прошлом забывай
о тебе не помнит синева
что тебя извергла бог с тобою
прорастай корнями в неживое
забывай о прошлом забывай

порождай себя же порождай
собирай телесный урожай
воздавай вселенной по крупинке
изживайся в кровь и фотоснимки
порождай себя же порождай

роговей от ветра роговей
делайся древесней и древней
обретай покой с потерей речи
забывай наречье человечье
роговей от ветра роговей

возвращайся к морю возвращай
морю море засыпай прощай
непрощёных
сквозь тебя течёт
время
не замедлить мерный счёт
возвращайся к морю
море ждёт

Кажется, не вполне характерный стих для Саши. Но это интересно, да.
Такой наговор, шептание почти. Но, если честно, некоторые ее другие стихи мне нравятся больше. Здесь почему-то этот повторяющийся прием немного действует на нервы, что ли…. Кроме того – ничего не могу с собой поделать – в голове моментально возникает: улетай, туча, улетай ))

7. СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ «Время за полночь, но не могу заснуть»
http://stihi.ru/2012/10/09/2162  отборочный тур БЛК

Время за полночь, но не могу заснуть,
и снова - мысли яснее, зрение лучше.
Ещё совсем немного, ещё чуть-чуть и
я начну рисовать, как Босх, говорить, как Тютчев.

Начнут совмещаться плоскости дел и слов,
поймает себя за хвост древнейший из искусителей,
чухонь приготовит тюрю, узбеки плов,
и сядут, и будет речь их сочной и убедительной.

И будет в стаканах радоваться вино,
лоза его осенью прошлой перецелована,
рассветное солнце в язык его вплетено и
вкусом прошедшего и предвкушением нового.

И будет эхо, зови его не зови,
в горах теряться, прятаться на равнинах,
когда расцветут, как маки, слова любви,
когда расцветут и... К этим словам с повинной

приходят все остальные слова, из них
размер и рифма взлететь заставляют стаю
таких, что сядут на руку, и будет стих.
Да будет стих ! - я снова не засыпаю...

Говорят, что это уже дурной тон – писать стихи о «вдохновении», о творчестве. Я так не считаю. Что может быть интереснее процесса творчества? Только смерть ))
Стих очень здорово ловит этот момент. Он вкусный, этот стих, его можно пощупать. И дактилические, извините, клаузулы только украшают его, как вишенки на торте. Еще говорят, что слишком много «и» в стихе – тоже плохо. А здесь они засунуты даже там, где это совсем не требуется для рифмы, и, что удивительно, работают! Работают, создавая ощущение петель при вязании, когда переходишь к следующему ряду – потому что важно не упустить вот это ночное состояние.
Я не плакал, но удовольствие получил. Убедительно.

8. ВАДИМ ЛИАНДРЕС «Девочка с косою»
http://www.stihi.ru/2011/07/16/976  отборочный тур БЛК

Родилась я ангелом неземной красы, но
для земных Евангелий Папа жаждал Сына.

Злая, нежеланная девочка с косою,
так и прожила бы я, не узнав, что стою,
но за тягу к завтракам на небесной кухне
наградили фартуком: "Выноси - протухнет.
Будем манной потчевать, ты - вперед ногами.
Выноси находчиво, чтоб коса на камень."

За стандарты качества не дают медаль, но
убираю начисто, уношу фатально.
Сотни циклов пройдены, прошлое тускнеет.
Слабых да юродивых я кладу теснее.
Ну, а тех, кто с плясками “держит нос по ветру”,
награждаю царски я - шанкром, оспой, лепрой.
Уж с моим-то норовом участь незавидна.
Как же это здорово, что меня не видно!
Стройная, саженная, beauty, sexy, juicy...
Что же отражения в их глазах стыжусь я?

Интересный стих по образу и хорошо сделанный. Рифмы нетривиальные, хотя вот здесь дважды повторять один и тот же прием с рифмой на «но» я бы не стал. Но это мелочь. Другое дело, что мне этот текст показался слишком головным – и потому оставил меня равнодушным. Пардон )

9. ЛЕРА КЛЕВЕРОВА «Не держи его»
http://www.stihi.ru/2012/12/13/4203  отборочный тур БЛК

Не держи её, не держи, ту, что вязнет в тебе по пояс,
Всё же странная штука жизнь, не живёшь, а читаешь повесть
Про него, про неё, про них и финал, да чему дивиться:
Пышно, горько, хорош жених, а невеста совсем девица.
Феромоны сплотили их, случай дал им добро на случку,
Мозг не понял команды «влип, угораздило ж, в эту сучку».
И невесте ещё б клепать нежной лирики байт в минуту,
Но любовь до того слепа, что ей в сумерках мнится утро.
А, когда отступает ночь: выдыхаются феромоны,
Распускаются нити снов, утихают разряды молний,
Он глядит на неё в упор, взглядом тёмен, тоской задушен
И не помнит, с каких же пор, он отдал ей ребро и душу.

Любопытно. Такой взгляд со стороны. Действительно – читаешь повесть.
Но, честно говоря, мне этот стих понравился меньше большинства остальных. То ли мне это просто неинтересно, то ли какие-то слова не те….

10. ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «О нас и о том, кто...»
http://www.stihi.ru/2012/10/11/5362  отборочный тур БЛК
есть в октябре такое... из ряда вон.
будто бы кто-то чуткий следит за нами:
ветер гоняет в салки с сухой листвой,
тот, кто не дремлет, давно приготовил сани,

выгнал на выгул в небо табун коней –
кони подмяли кроны, затмили солнце.
время считать цыплят. тот, кому видней,
пересчитал вперёд и теперь смеётся.

знаешь, давай не будем готовить впрок
замшевых слов, обетов шелкОво-складных.
этот октябрь – распутье ветров, дорог –
в небе сошёлся клином, а нам туда, где

листья и ветер сникнут, уснут в тиши.
и, потеряв интерес, позабыв затею,
тот, кто придумал осень и нашу жизнь,
выдохнув тьму, предаст межсезонье тленью.

глянешь в окно, а там опадает свет:
мёртвые осы сны навевать остались.
тот, кто поднять не хочет набрякших век,
дай пережить нам эту твою усталость.

Хороший стих. Хотя мне самыми сильными кажутся ровно два места: начало (кто-то чуткий следит за нами – это точно сказано и интригует) и финал про опадающий свет и мертвых ос. Потому что это зримые образы. Остальное тоже вполне неплохо, но несколько умозрительно. И я прошу прощения за некорректность, но, возможно, стих читался бы лучше, если я до него не читал стих Светы Ширанковой «Тот, который меня придумал».

11. ЕВГЕНИЯ КОСТЮКОВА «родина»
http://www.stihi.ru/2013/01/01/1820  отборочный тур БЛК

-1-

высоко – слову низкому не достать,
далеко, но на этом свете,
существует домишко сто двадцать пять –
в нём тоскуют двухъярусная кровать,
домовой и тайник в паркете.

нет причины – помчаться сейчас туда,
где плетёт паук-завсегдатай
подвесные посёлки да города,
на крылечке горит светлячков слюда,
чик-чирикает призрак сада…

но когда в электричке услышу "дед",
мальчуган мне уступит место  –
я рвану в ту обитель, где смерти нет.
распахнётся тайник, излучая свет,
из него улыбнётся детство.

-2-

страхами нарисованы,
речью невыразимы:
волки среди ракит,
папин ремень и клоуны
(виделись мне под гримом
клыки).

добрая фея (бабушка)
чудо пекла под песни
(где-то фырчал винил)
и ворковала радужно: 
"скоро христос воскреснет!"
дом был.

дедушка вечно с марками,
словно с детьми, возился,
кактусы разводил.
даже вороны каркали
(в нашем дворе) красиво.
мир был.

родина – неприметная,
родина – не с плакатов,
родина – без камней,
родина – что не предана –
ладно горит лампадой
во мне.

Как верно заметил Зиновкин, стихи-воспоминания о детстве – беспроигрышный вариант. В этом лонге я таковых обнаружил три. И этот стих, конечно, тоже не оставляет равнодушным. Начало напомнило Вертинского: там, за долами, за рощами,/ и на все края одна/ деревушка есть в Орловщине / и избушка в три окна
Есть очень узнаваемые и точные места. Но, на мой взгляд, стихотворение несколько портит излишняя дидактичность и прямолинейность, особенно в финале.
Есть и некоторые непонятки – например, упомянутый «дед» в электричке – то ли ЛГ дед, то ли само слово вызывает у него воспоминание. Как-то это путает.
Еще не совсем понятно, почему родина была без камней. Деревня потому что? Или без камней за пазухой? ))

12. АЛЕКСАНДР РА 2 «Все к лучшему»
http://www.stihi.ru/2013/01/06/7042  отборочный тур БЛК

А если я – умру (читай: дурак),
меня оденут в праздничный наряд,
и скажет речь мой друг мой брат мой враг,
в которой будет всё, что говорят,
что я – такой, сякой и был таков,
других таких поищешь – не найдёшь,
и будет из небесных тайников
идти на землю тихий мокрый дождь.
И станет мир – пускай на полчаса –
хоть чуточку прозрачней и добрей,
какого-нибудь первого числа
в холодном, но прекрасном декабре.
И думать будут люди: вот же чёрт,
за что его от нас (читай: от них)?
И кто-то эти мысли облечёт
в десятки тысяч самых лучших книг.
Вот видишь, всё случается к добру,
так было, есть и, верно, будет впредь.
И если я для этого умру,
то можно иногда и умереть.

Мне понравилось. Забавно, но этот стих тоже возвращает в детство, потому что подобные мысли и образы именно для него характерны. Смерть, да, но смерть как бы понарошку ))
И вот эта фраза очаровала:
и будет из небесных тайников
идти на землю тихий мокрый дождь.
Казалось бы, должно быть наоборот: каким еще может быть дождь, окромя как мокрым? А вот поди ж ты – в контексте стиха вдруг этот прилагак начинает работать в нужную сторону…
Не совсем я понял (читай: дурак). Хотя… может быть

13. ВАЛЕРИЙ ПОЛАНД «Который день река и облака-2»
http://www.stihi.ru/2012/12/25/2140  отборочный тур БЛК

который день река и облака,
катамаран, шиверы и пороги,
и смотрят на меня речные боги,
а я впервые в роли поплавка

прокладываю северный маршрут,
отмеченный на старой карте где-то,
где эхо не имеет право вето
и посылает, если позовут...

но не понять заросшим берегам
немного облысевшего нахала,
что молится заоблачным богам,
чтоб у речных сегодня не клевало.

Этот вариант мне нравится больше предыдущего, который я читал на ЛФР. Стало стройнее и цельнее. И вообще – написало легко и убедительно. Последняя строфа  почти афористична.
Правда, про эхо можно было сказать понятнее, мне кажется. Я немного запутался ))
И, кажется мне, правильнее «не имеет права» а не право

14. АЛЕКСАНДР ША «Вне времени»
http://www.stihi.ru/2012/11/26/4607  отборочный тур БЛК

Ты твердила, что времени больше нет,
мылась мертвой водой из ненастной лейки,
жизнь хрустела, как сочный тугой ранет
на зубах подколодной змейки.

Я ныряю, зажмурясь, в паучий лес,
холодок грибной, комариный зуммер.
На огни нечестивых горючих месс
путь держу, обезумев, -

ибо нет тебя больше ни тут, ни там,
лишь трехглавые псы разевают пасти,
и пластается ливень out of time
горькой водой ненастий.

Стих эмоциональный и наполненный образами. Но не всегда, мне кажется, эти образы и метафоры работают в одну сторону.
«жизнь хрустела, как сочный тугой ранет
на зубах подколодной змейки.»
Подумав, это можно понять, тем более, что возникают разные аллюзии – от змея-искусителя до Настеньки из Морозко ))
Но лично я змей, которые едят яблоки, не видел. Змеи-яйцееды есть, знаю. А вот о ранетоедах даже не слышал. Потому зрительно этот образ воспринимается как карикатурный или мультяшный. Не уверен, что автор этого добивался.
И не нравится «обезумев». Зачем называть? Вы напишите так, чтоб это было понятно, но не называя )))

15.ВАЛЕРИЙ ИСАЯНЦ «Армянский набросок»
http://www.stihi.ru/2011/05/07/3917  отборочный тур БЛК

Истина неизменна. Здешние камни учат людей говорить о ней. Остановившись в любой точке, здесь ждёшь пророчества.

Кош. Пока я ждал, из глинобитного переулка хваткий ветер вывел за пурпурный подол царственную деву Анахит. Осанка считана с эчмиадзинской Богоматери, размашистый шаг – с ангела Благовещения. Анахит – кассирша кошского гастронома. Я мог бы купить у неё только Арарат.

Автомобильный сигнал. Какой ангел вострубил? Шофёр – сутулый добрый армянин лет пятидесяти. Едем знакомиться с древней столицей Армении Армавиром. Давно едем. Останавливаемся в каждом селении у памятника герою-воину. Я давно понимаю, что мы кружим, что громадный чёрствый пирог плоскогорья, оплот эпического величия, только он может быть Армавиром. Настаиваю: едем туда!

Приехали. Глубина моего изумления соразмерна высоте его величия. Синий кусковой эфир глыбится в лёгких, окрыляя. И вот мне, никогда ещё не смевшему так высоко быть – Арарат. Смотрю на него сквозь бескрайнюю эфирную линзу. Он – всюду. Я – нигде. Некуда падать?!

Терновник сцепился со ржавой колючей проволокой. Пограничье. Подслеповатый хачкар поймал меня в перекрестье зрачка. Пожалел. Отпустил. Уползаю под Хорвирап переживать ночь в одной из бесчисленных пор Арагаца. Толстые персидские соловьи и тощие греческие немедля заметают слабый след, оставленный в эфире моей ничтожной молитвой.

Буи джуи Мулиён ояд хаме.

Зиновкин прав – эфира слишком много. Но это мелочь. Текст действительно очень яркий, неожиданный. Местами своими поворотами «я мог бы купить у нее только Арарат» напоминает то ли Бабеля, то ли Олешу… Здорово
Но все же, извините, это проза. Хорошая, но проза. Потому, признавая достоинства текста, в свой шорт я включать его не буду. Уж извините.

16. ОБЫЧНЫЙ ПРОХОЖИЙ «кружит…»
http://www.stihi.ru/2012/12/10/4197 номинатор Ирина Зиновьевна

кружит надо мной вертолет
перемалывает полдень

а мельница вдали
летит неподвижно

секунды падают в беспорядке
без раньше и позже
как снег слабого сна
чье содержание свобода
и тишина
прерываемая далеким тиком
лопастей сердца

Это интересно. Правда, интересно. Я почитал еще несколько стихов этого автора, и мне показалось, что все они о неком измененном состоянии сознания или, точнее, восприятия. Знаете, бывает так – смотришь на что-то – и все как-то неуловимо меняется. И будто ты выходишь из собственного тела и смотришь на себя со стороны, и сам становишься частью пейзажа. И каждое твое движение пальца становится гигантским, и время сливается с пространством…

17. ТАТЬЯНА ВЛ ДЕМИНА «О феромонах»
http://www.stihi.ru/2011/09/10/8449  номинатор Виноградова Евленья

Доблестный хозяин мастерской,
Пёрышкин Володя, телемастер,
Трудится в каморке день-деньской,
Ждёт благополучия и счастья.

В цоколе, среди облезлых стен,
(На гвозде - кашне и полушубок)
Он шансонит что-то про Ирэн
Голосом срывающимся грубым.

Чтоб клопы вокруг нажрались в хлам
Да и просто так, для настроенья,
Пшикает прилежно по углам
Дихлофосом с запахом сирени.

А в соседней комнате сидит
Ирка, разбитная обувщица,
Нюхает сиреневый иприт
И мечтает с Вовой обручиться.

Стих был бы самым обыкновенным, но его делает интересным элемент абсурда, такая лёгкая сумасшедчинка… И почему-то вспомнился «Мелкий бес» Соллогуба )

18. ВАСИЛЕНКО КСАНА «Моя малина в прошлом»
http://www.stihi.ru/2012/02/01/7256 номинатор Виноградова Евленья

...моя малина в прошлом. В прошлом
Игрушки, ленточки и прошвы
Ручной работы, бабкин нрав,
Латынь и «русский» горьких трав.

...«молочный» мальчик едет, едет
на вороном велосипеде,
а на багажнике бидон –
железный витязь, князь Гвидон...

...ах, докторица, докторина!
Какая чудная ангина
Была в то время у меня!

...с ковра ушастых оленят
уводит на ночь олениха,
в лесу настенном тихо-тихо...
и допивает молоко
луна из чашки...

Далеко,
за ватной степью одеяла
родная Ба малину мяла
и разбавляла кипятком...

Поймал себя на том, что уже который день повторяю: «ах, докторица, докторина, какая чудная ангина»
Слушайте, а ведь замечательный стих. И ведь практически ничего нового автор не открывает, и собрано все это из отдельных кусочков….
Но как здорово составляется картинка, как все это становится живо и перед глазами! Прям выскакивает из текста.

19. ОЛЬГА АЛЁШИНА «Бумажный голубь»
http://www.stihi.ru/2012/02/04/10439 квота Главной редакции

Памяти Кати Силиной...

Бумажный голубь
в пепельнице горит.
В голубе королёк,
а в корольке – колибри.
Сердце его – подстрочник,
капельный алфавит.
Жаль, саундтрек проигран.

Экран царапай –
вдруг, да и надорвёшь
скользкую высоту…
С той стороны – помехи.
Вздор сквозняка, и пульса
карликовая ложь
вместо огня и смеха.

Гримасы детства,
тлеющее: «держись…»
Сорванный перелёт –
по адресам на выбор.
Видишь ли, это жертва –
лёгкая, словно жизнь.
Снежного неба титры.

Выше – на синей кухне,
в сумерках городских,
от сквозняков немея,
карлик с лицом убийцы
складывает листки…
– Ровно ли?
– Как посмеет!

Интересно, да. Но то ли я дурак, то ли еще что, но что-то слишком большие усилия мне нужно потратить, чтобы зацепиться за текст. Не вижу я его.

20. АЛЕКСАНДР КОКОВИХИН «Цыганка»
http://www.stihi.ru/2013/01/05/3688 номинатор Александр Молочников

Отвали от меня, цыганка!
А не то нагадаю сам.
Сколько медленных полустанков
протечёт по твоим усам...
Сколько кашля в елецкой "Приме"
насчитает казённый дом...
Все дороги туда. Не в Рим же.
Не очухаешься потом.
Будет брать тебя каждый прыщик
из конвойных и палачей.
А король твой червивый сыщет
хохотушку погорячей.
Твой сынок, твой угонщик ловкий,
в пьяной драке поймает нож...
Отвали от меня, чертовка!
Напророчу - не разгребёшь.

Убедительный, отлично сделанный стих. И совершенно в нем нет ничего фашистского. Скорее наоборот – есть сочувствие в этой цыганке, да и ко всему цыганскому роду, смешанное с сочувствием к самому себе….
Стих построен как бы от обратного, мне кажется. По зеркальному принципу.

21. ГЕВОРК «Не сон, не явь»
http://www.stihi.ru/2010/05/18/8417 номинатор Владислав Сергеев

на звезду смотреть опасно -
взгляд туманится тоской...
мама, почитай мне сказку:
"шел олень на водопой..."
шел олень - златые рожки...
буря кроет небо мглой...
а война лишь понарошку
и чечен совсем не злой...
и старуху не убило,
и аул всего лишь спит...
месяц в небе как кадило...
наш блокпост со всеми квит...
квит и я, хоть плачь, хоть смейся...
мама, слышишь, я не сплю...
словно крюк, на небе месяц,
хоть накидывай петлю...

Страшный стих.  Вот ведь – ничего впрямую не рассказывается, а все ясно. Простой прием – цитаты, а как работает. По этому стиху можно повесть написать – про мальчика, только что закончившего школу…

22. ВЛАД ЮЖАКОВ «Белочка»
http://www.stihi.ru/2012/08/16/6480 номинатор Владислав Сергеев

И было утро воскресенья.
И большинство людей спало,
Когда растрепанный Есенин
Протер помятое табло,

Налил в стакан две сотки водки,
Испил, промолвил слово «****ь»,
И в кружевной косоворотке
Пошел на улицу гулять.

Вокруг кудрявились березы,
Порхали птички в небесах,
Но наворачивались слезы
В поэта искренних глазах:

«Россия, милая, доколе
Нам пить пивко, а не «Клико»?
Когда ж ты, мать твою, на волю
Шагнешь свободно и легко?!».

И слезы скорби утирая,
Он нацарапал на стене:
«Даешь свободу Pussy Riot!
Позор зарвавшейся гэбне!»,

Но вдруг застыл, разбит и жалок.
И поразился: «Эк меня
Неслабо белочка прижала…
Придет же в голову херня…».

Ну, это здорово. Не знаю пока, включу ли этот стих в свой шорт, но приятно иногда и такие стихи почитать. Широко написано. И смешно, и грустно.

23. ПАВЕЛ САБИН «Безбожник»
http://www.stihi.ru/2013/01/03/10394 номинатор Сергей Пагын

Время вышло, чтоб в сумерках лечь,
Тени дня уползли в пустоту. 
Старикова бессвязная речь
Адресована небу, коту, 
   
Холодам, сковородке, дровам,
Душам тех, что господствуют в снах.
Угасая, подобно словам,
Угольки обращаются в прах.

А когда красный солнечный гвоздь
Остывает в небесном зрачке,
К старику возвращается злость,
Собирается кукиш в руке:

«Вот тебе» - говорит он наверх,
«Это вам» - обращается вниз,
Облака, посчитав - это грех, 
Заслоняют закатную высь. 

Он смеётся: «Ещё поживём,
Надо мной не получите власть»,
После долго сидит за столом
Не решаясь в бездумье упасть.

Над деревней, над вышней тоской,
Тянет звук за собой самолёт. 
Человек, получивший покой, 
Ничего ниоткуда не ждёт…

Что ещё: тишина и кровать,
Стены, крыша – ему повезло,   
Оттого так легко доживать,
Оттого день прожить тяжело.

Помню это стих с Кубка. Интересно по смыслу, но мне в этом стихе не хватает речи…

24. ЯН БРУШТЕЙН «В одичавшем саду»
http://www.stihi.ru/2012/08/22/8449 номинатор Сергей Пагын

Снова яблони тяжко плодами больны,
Снова трогают землю ветвями.
И заметно, что лист отдаёт без борьбы
Эту почву, забытую нами.

В одичавшем саду хорошо помереть
В будний день, предположим что в среду.
И, уже растворившись почти что на треть,
Закатиться под вечер к соседу.

И немного поесть, и немного попить,
И спросить самогона с калиной...
И найти, и срастить поврежденную нить
Жизни, ставшей негаданно длинной.

И блаженно смотреть, как текут искони
Стаи птиц, расчертивших полкрая.
Привалиться спиной к деревянной стене
И дышать, ничего не желая.

За что я люблю стихи Яна – так это за то, что даже в самых грустных из них, повествующих о болезни, старости и смерти, - присутствует неукротимая витальность. Прана просто прёт ))
Вот и здесь. Кажется, уже первая строка – снова яблони тяжко плодами больны – ну, плохо совсем, если даже плодоношение воспринимается как болезнь. И все равно в ней чувствуется энергия.
В одичавшем саду хорошо помереть – помереть, да, но ведь хорошо! ))
Ничего не желая, но дышать. Все-таки дышать.
И, конечно, изобилие энергичных глаголов. Какая там смерть, когда «закатиться»
Единственное место, вызывающее некоторые сомнения  -
И немного поесть, и немного попить,
И спросить самогона с калиной...
Спрашивается: а что пил ЛГ до того? Кефир? ))
Хотя, конечно, можно представить, что сначала да, компот, а потом чувствует – не то, надо самогончику дерябнуть ))
Но, кажется мне, можно было это четче обозначить, что ли….

25. СЕРГЕЙ ШИРЧКОВ «Замки»
http://www.stihi.ru/2013/01/03/5624  номинатор Клавдия Смирягина Дмитриева

Он отравлен бензолом,
он ночью блюёт в Оку
и красуется швами в грязи и монтажной пене.
Этот город не слышит, как я прихожу к замку
и зачем-то считаю
сосчитанные ступени.
А замок с перепуга почти матерится: «щёлк!»
/надо новый поставить, да мешкаю вот лет сто уж/,
в этом долбаном мире теней и небритых щёк
можно жить, только если
дежурит знакомый сторож.
В южной комнате полночь, и люстра висит, как мышь;
из игрушечной кухни навстречу идёт стряпуха,
в недобитом кувшине томится рогоз-камыш,
начинённый стихами…
стихами белее пуха.
Здесь не то чтобы сказка, но воздух не ядовит,
и не то чтобы воля, но выбор не так уж важен.
Оклемавшийся город за шторами рот кривит,
насосавшись лекарства
из тёплых замочных скважин.

Этот стих мне понравился еще на Кубке. Пример того, как из обыденной жизни, из вечернего прихода домой можно сотворить какую-то другую реальность.
в этом долбаном мире теней и небритых щёк
можно жить, только если
дежурит знакомый сторож.
Отличная фраза, почти афоризм. Только мне не очень нравится словечко «долбаный». Не потому что грубое – просто я не очень люблю оценочные эпитеты. Да и стало это уже общим местом – что мир долбаный ))

26. ЕКАТЕРИНА СИМОНОВА «Ты умираешь, точнее...»
http://stihi.ru/2013/01/03/8197  номинатор Егор Мирный

Ты умираешь, точнее, просто перестаёшь звать
 Акробаток, спускающихся вниз на атласных шнурах,
 Беленьких девочек в газовых платьях сна,
 Разбивающих ананасные кольца льда.

 Они висят над тобой, раскачиваются, дрожат,
 Хрустальные шарики небесных люстр,
 Они улыбаются, глядят без чувств,
 И невидимые зрители вместе с тобой в темноте глядят

 На эти балетные туфельки с вощёным носком,
 Юбки, крутящиеся, как серсо,
 Круглые рты – нежные буквы «о»,
 Растягивающие твою жизнь, как аккордеон,

 Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, имена легче, чем беличий мех,
 И ты замираешь, прислушиваешься, сам вытягиваешься вверх,
 Вытаскиваешь белые ленты из их волос,
 Опустошённый, как коробка из-под папирос.

Можно по-разному, наверно, относиться к этому тексту. Но он мне нравится как раз тем, что тот мир, который создается, абсолютно зрим и целен. Несколько эстетский, но почему бы и нет? Почему-то мне все это напоминает фильмы Феллини – его цирковые парады-алле персонажей…

27. РУСЛАН КОМАДЕЙ «Провожать свою смерть...»
http://stihi.ru/2013/01/03/8214 номинатор Егор Мирный

Провожать свою смерть в Тагиле,
 что ты, господибожемой.
 Мои щёки темны от пыли,
 как от накипи ледяной.

 Вьётся флаг нефтяного ветра –
 это чёрный язык земли.
 И у каждого километра
 в кости вставлены костыли.

 Шлют синхронную фонограмму:
 «аве Морзе». Мороз – внутри,
 и обратная панорама,
 и фанерные фонари.

 На свои чаевые деньги,
 заколоченные вчера,
 Город, вставший на четвереньки,
 квасит лажу из топора.

 Кипячёные тагильчане
 Опускают бумагу в чай.
 И кричат по ночам: «Начальник,
 свет над нами не выключай!»

Тоже очень интересный стих. Не все мне в нем понятно, признаюсь, но образ создается, безусловно. Само словоупотребление, начиная от господибожемой, задает точное настроение и интонацию, как раз определяемые этим словом.  Но, повторюсь, не все места мне понятны.

28. STERVA «Мадонны не становятся новей»
http://www.stihi.ru/2012/03/22/3651 номинатор Александр Молочников

Провинция. Носить её как крест,
Вынашивать под сердцем колокольным,
Когда судьба заснежена на срез,
Когда строка бледна и малохольна.
 
Здесь выбор не лишает тишины,
Распарывая город на абзацы,
В которых все слова обнажены,
Чтоб бесконечно быть, а не казаться
Ещё родней.
[Да некуда родней!]
 
Распишешься следами через скверик,
У памяти в желанной западне,
Когда знобит и хочется их сверить,
Любимых женщин, встретить и держать
За пальцы, каждой пьян и благодарен,
Когда весна на грани мятежа,
Который обостряется с годами.
 
Мадонны не становятся новей,
За слоем слой - их возраст мило замер.
И аисты приносят сыновей
С невыносимо синими глазами
 
[В цвет высоты, всё больше с ней родня],
Перед рожденьем выбранных из сотен,
Почти твоих. Так хочется поднять
На руки.
И остаться.
В эпизоде.

Хороший стих, да. Наверное )
Отдельные места чудо как хороши. Например, про сыновей с невыносимо синими глазами – здесь еще аллитерация здорово работает, помимо прочего.
Или «каждой пьян и благодарен»
Но у моего восприятия есть недостаток – я не люблю умозрительных метафор. Например, я не могу себе представить заснеженную на срез судьбу.
И вообще – вот возьмем первую строфу. Носить провинцию как крест – представимо. Вынашивать под сердцем колокольным – несколько пышно, но идет в тот же образ креста…
Но дальше – про судьбу и про строку. Нет, может, это и хорошо, но у меня восприятие сразу клинит. Я не могу связать в один образ первые две строчки со вторыми.  Наверное, этой мой недостаток, но стих остался для меня полузакрытым.

29. КОТ СРЕДНЕЙ ПУШИСТОСТИ «дом – яблоки»
http://www.stihi.ru/2012/12/17/7725  номинатор Клавдия Смирягина Дмитриева

На берегу пожарного пруда,
где яблони горели белым цветом,
стоял тот дом. Ещё весной, на лето,
впервые привезли меня туда.

Дом начинался с «красного» крыльца,
хотя и был окрашен в бело-синий,
и дверь открыть – едва хватало силы,
но подстегнули шуточки отца.

Я, пятилетний городской пижон,
в отглаженном костюмчике матросском,
столкнулся с псом меня повыше ростом
и был облизан, смят и поражён.

Пока родные накрывали стол,
мы потихоньку с псом ушли на речку,
где нас и отыскали поздно вечером,
и по заслугам вставили пистон.

Светила белым яблоком луна,
я засыпал на пряном сеновале
и шкурой ощущал, что наставали
прекрасные иные времена.

Третий стих о детстве. Нравится, безусловно. Прекрасный финал, окунающий…
Второе значение выражения «вставить пистон» - это трудности тех, кому приходит в голову. В данном контексте воспринимается однозначно. Точно сказано, кстати.
Конечно, чтобы стих этот играл по-настоящему, его нужно читать в цикле, частью которого он является. Но и отдельно хорош.
Чуть-чуть меня смущают два места. Первое «еще весной, на лето» - даже не знаю, почему ))
Второе - и дверь открыть – едва хватало силы,
но подстегнули шуточки отца.
Едва хватало – как-то не вполне по-русски. Правильнее было бы «едва хватило» - но тогда вторая строка не работает.
Мне кажется, здесь было бы лучше сказать «мне не хватало силы»

30. СГУЩЁНКА НЯМ «Выпадет снег, будто колокол треснет»
http://www.stihi.ru/2012/03/31/5556  номинатор  Ирина Зиновьевна

Выпадет снег, будто колокол треснет,
Будто младенца найдут у порога.
Станешь замёрзшей, проснувшейся в кресле,
Глянешь в окно - всё живое, продрогло.

Станешь водить по стеклу, по живому
Пальцами, как по лицу человека -
Ночь, тишины расступившийся омут...
Стать бы, прикинуться - некому, некем.

Да. Это интересно. Начало – просто мандельштамовского калибра.  Такую метафору Олеша поместил бы на почетное место в своей лавке.
Да и дальше по крайней мере необычно. У автора очень интересная, несколько косноязычная манера вообще (и в других стихах тоже, кажется). Здесь даже не анаколуфы, а, знаете, вот ведет человек дневник – но времени мало. И он записывает туда только ключевые слова – чтобы не забыть и, возможно, потом записать подробно. Примерно такое ощущение.
Немного не нравится изобилие слова станешь и стать – на такой маленький текст. Хотя, возможно, это вполне умышленно.


Теперь осталось самое трудное – выбрать десятку. У меня набирается примерно 13-15. Придется чем-то жертвовать. Ну, пусть будут эти:

1. АЛЕКСАНДР КРУПИНИН  «и шумели деревья»
http://www.stihi.ru/2007/09/04/1125  отборочный тур БЛК

2. СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ «Время за полночь, но не могу заснуть»
http://stihi.ru/2012/10/09/2162  отборочный тур БЛК

3. ОБЫЧНЫЙ ПРОХОЖИЙ «кружит…»
http://www.stihi.ru/2012/12/10/4197 номинатор Ирина Зиновьевна

4. ВАСИЛЕНКО КСАНА «Моя малина в прошлом»
http://www.stihi.ru/2012/02/01/7256 номинатор Виноградова Евленья

5. ГЕВОРК «Не сон, не явь»
http://www.stihi.ru/2010/05/18/8417 номинатор Владислав Сергеев

6. ЯН БРУШТЕЙН «В одичавшем саду»
http://www.stihi.ru/2012/08/22/8449 номинатор Сергей Пагын

7. СЕРГЕЙ ШИРЧКОВ «Замки»
http://www.stihi.ru/2013/01/03/5624  номинатор Клавдия Смирягина Дмитриева

8. ЕКАТЕРИНА СИМОНОВА «Ты умираешь, точнее...»
http://stihi.ru/2013/01/03/8197  номинатор Егор Мирный

9. АЛЕКСАНДР РА 2 «Все к лучшему»
http://www.stihi.ru/2013/01/06/7042  отборочный тур БЛК

10. СГУЩЁНКА НЯМ «Выпадет снег, будто колокол треснет»
http://www.stihi.ru/2012/03/31/5556  номинатор  Ирина Зиновьевна


Рецензии
Спасибо, Александр! ...чай мы с соседом Валентином пили сначала, со смородиновым листом, он меня после сердечного приступа отхаживал... Ну, а потом уже - лечебного самогончика!)))))

Ян Бруштейн   18.05.2013 12:07     Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.