Духи

               I

Семь духов нам дано от сотворенья –
Семь жизни человеческой основ.
У каждого – свое предназначенье
И отражение своих миров.

Дух первый – жизни дух. Его значенье
Принизить трудно, и, без лишних слов –
На нем все зиждется, в нем смысл рожденья,
И в нем лежит основа всех основ.

А не было б его, то в человеке
Была б бесчувственная плоть вовеки.
Но жизни дух, как ангел во плоти,

Когда войдет в безжизненное тело.
Другие духи примутся за дело,
В самих себе нетрудно их найти.

              II

В самих себе нетрудно их найти,
Тех духов, что привносят в жизнь сознанье.
Ты их почувствуешь в своей груди
В отчаянье и в счастье, и в страданье.

Второй – дух зрения, ему вести,
И из него исходят все желанья.
Весь мир лежит на жизненном пути.
Он – самый первый на пути познанья.

Чтоб не был человек по жизни глух,
Вдыхается дух третий – слуха дух.
Ему дано взять на себя ученье

И научить во всем людей добру,
Отвергнув зло, чтоб были по нутру
Им все дела благие от рожденья.

              III

В них все дела благие от рожденья,
Когда людей ведет по жизни свет.
Четвертый дух, что даст нам наслажденья, –
Дух обоняния, как роз букет.

А пятый дух, из коего прозренья,
А также знания исходит свет –
Дух речи, что не вводит в заблужденья
И оставляет в жизни важный след.

И внемлем мы словам, тем заповедным,
Что говорят нам голосом победным,
Что зарождают истину в груди.

И если их не забывают в жизни,
То в самый тяжкий час, ты только свистни,
Они готовы души нам спасти.

              IV

Они готовы души нам спасти:
Слова добра, прошедшие сознанье.
Нам надобно по жизни их нести
Сквозь все лишения и все страданья.

А чтоб хватило сил всю жизнь идти,
Дух вкуса дан, шестой. Ему признанье,
Что мы едим и пьем на том пути.
И сила зиждется на нем в молчанье,

Ведь пища и питье – основа сил.
А чтоб сказать, что в жизни победил,
Помимо сил недостает стремленья.

Но путь тернист. На нем добро, а зло,
Расставив сети, нас завлечь могло,
Чтоб нами овладеть без сожаленья.

               V

Чтоб нами овладеть без сожаленья
И испытать, кто и на что готов,
Дан дух седьмой – дух плотского общенья,
Деторожденья дух. И сбор грехов

Из коего пойдет без промедленья,
Лишь разумом поймешь значенья слов.
Все от любви к минутам наслажденья,
Что увлекают нас в мир  грез и снов.

Но этот дух порою неразумен,
Он может быть порой еще безумен
И, как слепого, в пропасть увести,

Сведя совсем с начертанной дороги.
Но только вспоминаем мы о Боге,
Соблазнов духи ждут нас на пути.

               VI
   
Соблазнов духи ждут нас на пути,
Чтоб заманить в расставленные сети.
Едва ль кому удастся их пройти,
Не повстречав на этом белом свете.

И первый дух на грешном том пути,
Что чувства все сплетает, словно плети,
Что может нас совсем с ума свести,
И бесы с ним за все дела в ответе –

То блуда дух. Он в нашем естестве,
Над разумом не прочь быть в торжестве.
Не Бога то, а дьявола творенья –

Тот мир грехов, где правит всем порок.
Соблазнов духи там дают урок,
Их тоже семь – основ грехопаденья.

              VII

Их тоже семь – основ грехопаденья:
Вот ненасытности желудка дух,
Вот дух борьбы, не знающий сраженья,
Что в печени и в желчи, как испуг.

А вот четвертый дух – дух угожденья
И ворожбы: ласкать словами слух,
Чтоб нравиться, и жить без убежденья,
И льстить, надеясь, что не будет глух,

Кто лестью упивается и властью.
Дух пятый, что приводит нас к несчастью,
Чтоб похваляться и не снизойти –

Гордыни дух. С ним мы – превыше Бога.
Но то – грехи презренного подлога,
Они стремятся в души к нам войти.

              VIII

Они стремятся в души к нам войти:
Пороки, что приносят нам мученья.
Шестой – дух лжи, поможет вверх взойти,
Скрывать дела, представив измышленья.

То дух губительный, с ним не шути.
А дух седьмой, с которым нет смиренья –
Несправедливости. С ним ощути
Грабеж и воровство для услажденья.

И духам он содействует другим,
Когда творится зло, и рядом с ним
Всей подлости надежная охрана.

Но как же быть, когда не станет сил
Вести борьбу, а ты соблазн вкусил?
Есть дух восьмой – дух призраков, тумана…

              IX

Есть дух восьмой – дух призраков, тумана.
Он есть дух сна, и отражает он    
Наш мир и признаки его изъяна,
И помешательства ума закон.

В нем наше естество и музыка органа,
И образ смерти, словно Рубикон,
И в вечности прострелянная рана –
То наша жизнь, а, может, только сон.

И этот дух, приверженец покоя,
Вдохнет однажды что-то колдовское,
И разум помутится от дурмана.

И превратится жизнь в кромешный ад,
И мысль придет, возможно, невпопад:
Он есть дух сна, соблазнов и обмана.

               X

Он есть дух сна, соблазнов и обмана,
В нем изначально царствует покой.
Но лишь коснется дьявола-смутьяна,
Как вдруг становится он сам не свой.

И вот тогда, как то жерлО вулкана,
Манить нас будут с дьявольской тоской
Пороки вечные – самообмана
Наследники, впитавшие душой

Грехи. И бытия отображенье
Греховным станет, и надежд крушенье
Закономерным будет потому.

Но разумом понять все невозможно,
Когда ему внушают мысли ложно
И если кто уводит ум во тьму.   

               XI

И если кто уводит ум во тьму,   
Продаст кто душу, дьяволу в угоду,
Возможно, он и обретет суму,
Но тот час же утратит он свободу.

И будет жизнь, подобная ярму.
И сделку с дьяволом сведут к разброду
Душа и разум, совесть, как чуму,
Дадут на растерзание народу.

И десять заповедей, враз поправ,
Начнут искать, кто виноват, кто прав,
Но к покаянию ведет дорога.

Тот, кто соблазном в жизни был пленен
И мог бы быть когда-нибудь прощен,
Бежит от истины, закона Бога.

              XII

Бежит от истины, закона Бога,
Кто в жизни грешен и нечист душой.
То полбеды, когда душа убога,
Беда, коль в жизни разумом такой.

Покаяться б душе, не ждать итога
Суда, что свыше будет дан Судьей.
Но разум, что не может без подлога,
Всем помыслом готов вершить разбой.

А истина рождается не в споре,
Она, как Бог, дается априори.
И властолюбец, жаждущий чертога,

Желая истину иметь свою,
Стремится непременно быть в раю.
Вкусив соблазн, он не найдет порога…

              XIII

Вкусив соблазн, он не найдет порога      
Любви, творящей с нами чудеса,
Кто, не покаявшись, бранил и Бога,
И ангелов, их слыша голоса.

Так как же быть, когда в глазах тревога?
Кому же верить?  Разве в небеса.
Нам надо жить и надо так немного,
Пока на камень не найдет коса.

Тогда поймешь, что правды нет без боя,
Ведь правда – мысль наедине с собою.
Всевышний видит все, и потому

Карает Он, к заблудшему взывая.
Прозревший покорен, плоды вкушая
Спасенья, что даровано ему.

              XIV

Спасенье, что даровано ему,
Прозревшему в пути, – залог прощенья.
И мысли спрятав, словно под чалму
Восточной красоты венец творенья,

Мы доверяем полностью уму
И интуиции, когда сомненья.
Тогда и ложь нам больше ни к чему,
Есть цель, и к ней все помыслы, стремленья.

В нас жизнь и смерть витают с духом сна,
Соблазном искушает Сатана.
Но жизнь – борьба, и в ней без промедленья

И Бог, и дьявол нас хотят призвать.
Чтоб истину за жизнь свою познать,
Семь духов нам дано от сотворенья. 

               XV

Семь духов нам дано от сотворенья, 
В самих себе нетрудно их найти.
В них все дела благие от рожденья,
Они готовы души нам спасти.

Чтоб нами овладеть без сожаленья,
Соблазнов духи ждут нас на пути.
Их тоже семь – основ грехопаденья,
Они стремятся в души к нам войти.

Есть дух восьмой – дух призраков, тумана.
Он есть дух сна, соблазнов и обмана.
И если кто уводит ум во тьму,
   
Бежит от истины, закона Бога,
Вкусив соблазн, он не найдет порога
Спасенья, что даровано ему.      


Рецензии
Добрый вечер, Владимир!
Очень интересный венок сонетов! Семь духов! В каждом ли из нас их можно отыскать?
Скорее основы грехопаденья найти проще.
С теплом.

Агата Кристи 3   04.10.2015 21:38     Заявить о нарушении
Добрый день!
Спасибо, что не забываете. Мне кажется, что в начале пути все находятся в одинаковом положении. Вряд ли младенца можно назвать грешным. И каждому дано право выбрать свой путь познания, путь к свету. И каждый выбирает свой путь, только он не всегда ведет к свету.
Первые семь духов от Бога, вторые семь - от дьявола. И каждый выбирает свой путь осознанно. Наверное, трудно найти безгрешного человека, но важно, как человек относится к греху. Один человек переживает, молится, очищает свою душу от скверны, хочет стать лучше, а другой - выкупает свои грехи и считает, что заплатив (пусть и в храме), может снова грешить.
К сожалению, и Вы правы, тенденция грехопадения сохраняется, а это - путь в пропасть, но это уже нечто, о чем говорить не хочется, да и бесполезно... Нечто - это ведь дерьмо, которое на плаву, поэтому и тенденция соответствующая.
Так что берегите себя и не забивайте голову всякой ерундой. Слушайте свое сердце и живите по совести.
Счастья Вам и удачи. И улыбайтесь чаще, ведь жизнь прекрасна!


Владимир Тристан   06.10.2015 17:38   Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир!

Агата Кристи 3   06.10.2015 21:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.