Вислава Шимборска. Портрет по памяти

      Wislawa Szymborska

PORTRET Z PAMIECI

Wszystko na pozor sie zgadza.
Ksztalt glowy, rysy twarzy, wzrost, sylwetka.
Jednak nie jest podobny.
Moze nie w takiej pozie?
W innym kolorycie?
Moze bardziej z profilu,
jakby sie za czyms ogladal?
Gdyby cos trzymal w rekach?
Ksiazke wlasna? Cudza?
Mape? Lornetke? Kolowrotek wedki?
I niechby co innego mial na sobie?
Wrzesniowy mundur*? Obozowy pasiak?
Wiatrowke z tamtej szafy?
Albo – jak w drodze do drugiego brzegu –
po kostki, po kolana, po pas, po szyje
juz zanurzony? Nagi?
I gdyby domalowac mu tu jakies tlo?
Na przyklad lake jeszcze nie skoszona?
Szuwary? Brzozy? Piekne chmurne niebo?
Moze brakuje kogos obok niego?
Z kim spieral sie? Zartowal?
Gral w karty? Popijal?
Ktos z rodziny? Przyjaciol?
Kilka kobiet? Jedna?
Moze stojacy w oknie?
Wychodzacy z bramy?
Z psem przybleda u nogi?
W solidarnym tlumie?
Nie, nie, to na nic.
Powinien byc sam,
jak niektorym przystalo.
I chyba nie tak poufale, z bliska?
Dalej? I jeszcze dalej?
W najzupelniejszej juz glebi obrazu?
Skad, gdyby nawet wolal,
nie doszedlby glos?
A co na pierwszym planie?
Ach, cokolwiek.
I tylko pod warunkiem, ze bedzie to ptak
przelatujacy wlasnie.

(Krakow, 2009.)


         *   *   *


         ПОРТРЕТ ПО ПАМЯТИ.

   Сходится всё как будто:
   Форма головы, черты лица,силуэт, рост.
   И всё-таки не похож.
   Быть может, поза не та?
   В другом цвете?
   Быть может лучше бы в профиль -
   обернулся за чем-то.
   Как будто держал что-то.
   Книгу свою? Чужую?
   Бинокль?Ворот удочки? Карту?  (Коловорот?)
   Или как-то одет по-другому?
   Сентябрьский*) мундир или  лагерная роба?    (Пасяк из КаЦета?)
   Плащ из того шкафа?
   Или - словно в пути на другой берег -
   по щиколотку, по колени, по пояс, по шею
   уже погрузившись? Нагой?
   А если пририсовать к нему какой-нибудь фон?
   К примеру, некошеный луг?
   Берёзы? Камыш? Красивое небо в тучах?
   Кого-нибудь возле него?
   С кем он спорил, шутил?
   Выпивал? И играл в карты?
   Из родственников? Или друзей?
   И женщин сколько? Одна?
   Выходя из ворот?
   Или стОя в окне?
   С псом-приблудой у ног?
   В солидарной толпе?
   Нет,
   это всё не так.
   Он должен быть сам,
   как некоторым пристало.
   И не так фамильярно, слишком впритык, близко?
   Дальше? Ещё дальше?
   В самой далёкой глубине картины?
   Где?Откуда даже и крик не слышен?
   А что же на первом плане?
   Ах, что угодно.
   При одном условии - чтобы это была птица,
   пролетевшая в это время.


Рецензии