Путешествие в страну ритма и метра. Глава 3. Пеоны

                Во 2-ю главу о Ямбе : http://www.stihi.ru/2011/11/16/2346

А  сегодня, друзья мои, мы, минуя трёхсложники, переходим сразу к четырёхсложникам, так называемым, ПЕОНАМ.

Предупреждаю! Кому станет очень скучно, может пропустить этот материал и дождаться главы о трёхсложниках. Пропуск ПЕОНОВ ему не повредит. Он потом вернётся к ним, возмужавшим и зрелым (перед Логаэдами).

Ну, а кто решился прорубиться со мной сквозь чащу пеонов к свету, ВПЕРЁД!!!!

Итак, не путайте ПЕОНЫ с цветами (они, кстати, пишутся через "и" - пИоны) и бедными аргентинскими крестьянами, которых тоже так называют. Помните у Бродского?:

 "В ночной тиши под сенью девственного леса
Хуарес, действуя как двигатель прогресса,
забывшим начисто, как выглядят два песо,
ПЕОНАМ новые винтовки выдает."

Так почему мы сразу, минуя трёхсложники, перешли к этим «диковинным» зверям  - ПЕОНАМ? Да потому что, как мы позже увидим, они являются ближайшими родственники ЯМБА и ХОРЕЯ. В том месте, где мы называли ХОРЕЙ пляшущим, а ЯМБ поющимся (во второй главе), я об этом упоминал. И пока эти стопы (ЯМБ и ХОРЕЙ) свежи у нас в памяти, мы изучим ПЕОНЫ.

Четырёхсложные стопы, именуемые пеонами,  выглядят так:

1-й пеон:   1ооо
2-й пеон:   о1оо
3-й пеон:   оо1о
4-й пеон:   ооо1

Это чистые пеоны. Не правда ли, они на что-то очень похожи?
Но об этом позже. А пока будем считать, что на свете существуют чистые ПЕОНЫ.

Приведу примеры таких ПЕОНОВ, которые сам на досуге и придумал. Естественно, чепуха несусветная, но это именно для того, чтобы вы поняли, что чистых ПЕОНОВ в природе быть не может. Да это никому и не нужно. Кстати, что такое ЧИСТЫЕ ПЕОНЫ? Очевидно, это строки, состоящие из многосложных слов, без союзов и предлогов, так как они  неминуемо породят дополнительные ударения, и ПЕОН перестанет быть чистым.

Итак, примеры чистых ПЕОНОВ:

                1-й ПЕОН:

ВАрежки промОкли,
1ооо  1о
ШАнежки засОхли,
1ооо  1о
ДЕдушки оглОхли,
1ооо  1о
БАбушки усОхли.
1ооо  1о

ЛАмпочка потУхла,
1ооо  1о
КОзочка протУхла.
1ооо  1о
ПрОволочка лОпнула,
1ооо  1оо
ФОрточку захлОпнула.
1ооо  1оо

Как видим, он всего только двухстопный, но чистый, чище не бывает, и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ ОКОНЧАНИЕМ в последних двух строчках (в остальных - женская). Помните, я о нём упоминал во второй главе?  Дактилическое окончание  или дактилическая рифма, это ДВА безударных слога на конце строки. Почему оно так называется? К этому мы вернёмся в главе о трёхсложниках.

                2-й ПЕОН:

ПрилИчные профЕссии,
о1оо  о1оо
РазлИчные конфЕсии.
о1оо  о1оо

Вот и всё что удалось придумать. Очень мало в русском языке четырёхсложных слов с ударением на втором слоге. Снова 2-й ПЕОН у нас двухстопный и с ДАКТИЛИЧЕСКИМ окончанием.

                3-й ПЕОН:

А эту картинку даже можно назвать «Ярмарка»:

ЗавопИли балагАны,
оо1о  оо1о
ЗастучАли в барабАны
оо1о  оо1о
ЗавизжАли поросЯта,
оо1о  оо1о
РаскудАхтались курЯта
оо1о  оо1о

Неплохо, верно? Окончания, как видим, ЖЕНСКИЕ.

                4-й ПЕОН:

ЭлектростАнции гудУТ –
ооо1  ооо1
ЦивилизАцию  блюдУт.
ооо1  ооо1

Такой вот, извините, бред с МУЖСКИМ окончанием.

Как видим, абсолютно чистые ПЕОНЫ имеют скорее теоретическое значение.

Естественно, что задавшись целью написать чистый пеон и подбирая для этого специально многосложные слова ничего путного придумать нельзя. А вот если не ставить себе такой цели, то он очень даже легко сочинится, ни с того, ни с сего. Просто не надо обращать внимания на СВЕРХСХЕМНЫЕ ударения, лишь бы они не порождали распада ударений.

Вот вам пример из Марины Скворцовой (нестихирного автора)
(Пардон, ребята, сведения устарели (с 2018 года Марина с нами на Стихире и её страничка "Марина Скворцова 2") Милости прошу к ней в гости!):

От порОга до окОшка,
+о1о  +о1о
СтаринОю хорошА,
оо1о  оо1                - абс. чистый 3-й пеон
РасстилАется дорОжка –
оо1о  оо1о                - абс. чистый 3-й пеон
СамоткАная  душА
оо1о  оо1                - абс. чистый 3-й пеон

Детских плАтьиц   лоскутОчки,
+о1о  оо1о
Хоть и вЫцвели давнО,
++1о  оо1
ПролегАя плотной стрОчкой,
оо1о  +о1о
ОбразУют полотнО.
оо1о  оо1                - абс. чистый 3-й пеон

Думаю, никто не объявит вышеприведённые строки бессмыслицей или искусственным примером. И слабые ударения тут связаны в основном с предлогами и союзами, за исключением слов "платьиц" и "плотной". А периодически здесь встречаются и абсолютно чистые пеоны (я их обозначил). Ниже мы увидим, откуда берётся 3-й ПЕОН.

Но если мы поняли, что чистых ЯМБА и ХОРЕЯ в природе нет – они обильно приправлены ПИРРИХИЯМИ и СПОНДЕЯМИ, то, тем более, в природе не существует чистых ПЕОНОВ. Они могут быть приправлены слабыми ударениями. Но вот пропущенных ИКТОВ в них точно не может быть. Тогда ПЕОН точно сломается.

Помните песня такая была?: «Песню нельзя сочинить. Песни рождаются сами». Перефразируя, скажу:  «ПЕОНЫ нельзя сочинить – ПЕОНЫ рождаются сами». Как это происходит? А вот так: Человек спокойно себе пишет ямбом или хореем (пятистопным, шестистопным и т.д.), а у него получается пеон, да ещё какой.  А у Марины Скворцовой  из четырёхстопного хорея  3-й ПЕОН вышел. Как же он рождается, и из чего?
Для решения этого вопроса присмотримся к них повнимательнее.

На что они похожи?  Подумаем.

                Ну да, конечно!

1-й пеон:   1о оо = ХОРЕЙ + ПИРРИХИЙ
2-й пеон:   о1 оо = ЯМБ + ПИРРИХИЙ
3-й пеон:   оо 1о  = ПИРРИХИЙ + ХОРЕЙ
4-й пеон:   оо о1 =  ПИРРИХИЙ + ЯМБ

То есть, встретив в строке ЯМБА или ХОРЕЯ ПИРРИХИЙ, мы сразу можем сказать себе, что встретили стопу ПЕОНА.

Вы спросите: так зачем же огород городить? Давайте забудем про ЯМБЫ и ХОРЕИ и будем всё считать пеонами.  Не всё так просто.  И вот почему.
Ведь стихи пишутся иногда очень короткими строчками, а иногда — архидлинными.  У меня есть пример одностопного ЯМБА и даже односложника (каждая строка состоит из одного ударного слога – сплошь икты). Любопытно? Ну смотрите:

Кол
гол,
сук
сух,
сруб
груб,
Вес –
Пресс.

И в рифму, и со смыслом.

И не такие бессмысленные, как «чистые» сконструированные ПЕОНЫ.

Ну, при желании и эти строки можно объявить и одностопным первым ПЕОНОМ с мужским окончанием, и одностопным ХОРЕЕМ с мужским окончанием, и даже (забегая вперёд) одностопным ДАКТИЛЕМ с мужским окончанием. Словом, любой стопой у которой первый слог ударный. Нет?

А есть у некоторых авторов строки по 15 и более слогов, то есть по 7-8 и более двухсложных стоп и в этом всё дело.

Чем отличается длинная строка от короткой? И что такое строка средней длины? Вопрос не праздный. Дело в том, что более 4-х иктов в стихотворной строке мы не можем нормально воспринимать. Она становится монотонной и скучной или «долбящей мозг».
2 икта в строке – слишком быстрый, скачущий темп, но именно он и может в полной мере обнажить характер двухсложников и трёхсложников, тем более, но о них в следующей главе.

Начнём с примеров, примитивных и глупых до безобразия:

Двухстопный ямб:

Я шёл, ты шёл
+1 +1
И гриб нашёл
+1 о1

Никому в голову не придёт в подобный стишок вставить многосложное слово, а значит здесь могут быть спондеи, но не может быть пиррихиев.

Трёхстопный хорей

Я ходил по пню
1о 1о 1
В этом всех виню
1о 1о 1

То же самое – пиррихиев нет и быть не может.

Четырёхстопный ямб – это уже «Евгений Онегин», конечно, но в данном случае "Зимнее утро", а ритм любимый пушкинский:

Пора красавица проснись
о1 о1 о0 о1
Открой сомкнуты негой взоры
о1 о1 о1 о1 о
Навстречу северной Авроры
о1 о1 о0 о1 о
Звездою севера явись
о1 о1 о0 о1

Пиррихий в первой строке и в третьей. В одной и той же позиции. Ритмическая картина рифмующихся строк одинакова. И никаких неудобств это не создаёт. И в 4-й строке он тоже есть и в той же позиции. Это уже средняя длина. ПИРРИХИИ возможны, но их расположение в строке не критично и, в общем-то, может быть любым, хотя приветствуется повторяемость ритмической схемы хотя бы в рифмующихся строках.

И вот пошли сонеты – ПЯТИСТОПНЫЙ ЯМБ. И это уже некоторый «перебор» по длине. Как я сказал выше, это уже почти длиннострочный стих. Здесь ПИРРИХИИ могут встречаться довольно часто и располагаться как угодно, а значит, в их расположении  должен быть какой-то закон. Или нет?

Проиллюстрируем примером:

БиблЕйской зАповедью взЯв оснОвы,
о1  о1  о0  о1  о1  о

Немного непонятная строка. Автор хотел сказать «Взяв за основу библейские заповеди»
Но дело даже не в этом, а в том, что если пиррихий имеется в строке пятистопного ЯМБА,  он должен следовать сразу за первой стопой, порождая 2-й пеон в начале строки ямба. Ведь хочется прочесть, следуя ритмическому чувству:

БиблЕйской заповЕдью взЯв оснОвы,
о1  о0  о1  о1  о1  о

Придумаем другую строку:

БиблЕйский проповЕдник дАл оснОвы,
     о1  о0  о1  о1  о1  о

Совсем иначе слушается строка ритмически, ведь так? Потому что если уж появился в пятистопном ямбе пеон, он должен стоять на первом месте. Строка начнётся с длинной стопы и закончится короткой (это обычный закон логаэдов - строк состоящих из стоп разной длины, но об этом речь ещё не скоро пойдёт). Причём, заметили? В строке стало 4 ИКТА. Она перестала быть длинной.

А дальше - больше:

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми. В данном случае, слово "дал". Такова судьба большинства односложных слов:

БиблЕйский проповЕдник дал оснОвы,
      о1оо  о1о+  о1о               2й ПЕОН (женское окончание)

Естественно, теперь понятно, что пиррихий во второй стопе порождает Второй пеон и никуда от него не деться. И остальная часть строки начинает слушаться как второй пеон - некоторые ударения становятся слабыми.

А теперь без изобретений. Теперь истинная поэзия. Пятистопный ямб может трансформироваться в прекрасный трёхстопный 2-й ПЕОН. Алёна Симоненко (г.Омск):

…осИнника трепЕщущая дрОжь,
о1оо   о1оо   о1
над пАданцами крУжит рОй осИный…
+1оо   о1о+  о1  о

Не правда ли, прекрасно?

На территории логаэдов мы к этому ещё вернёмся, а пока запомним, что в пятистопном ямбе ПИРРИХИИ, а иначе ПЕОНЫ (и всегда 2-е) возникают часто помимо нашей воли. А ещё какие-нибудь варианты возможны? Пожалуй, нет. Попробуйте предложить.

А в четырёхстопном (даже) хорее могут возникнуть "попутные" третьи пеоны. Например:

Чтоб впросак не попадали,
1о 1+ 0о 1о
Нужно знать нам многое.
1о 1+ 1о о
Манят красотою дали -
1о 0о 1о 1 о
Насладись дорогою.
0о 1о 1о о

Это из стихотворения Ларисы Преображенской "Страна чудес": http://www.stihi.ru/2011/09/25/3013

Интересный пример? По мне, так ОЧЕНЬ!

Обратим внимание сначала на то, что нас интересует - ПЕОНЫ, возникшие помимо воли автора, который честно писан четырёхстопным ХОРЕЕМ. В первой строке третья стопа является ПИРИИХИЕМ, а в третьей - вторая стопа является ПИРРИХИЕМ. Поэтому дойдя до третьей строки мы (по закону ожидания) прочтём так:

Манят крАсотою дАли -
1о 1о 0о 1 о

чтобы пиррихий оказался на том же месте, что и в первой строке, так как эти две строчки рифмуются и их ритмический рисунок должен быть одинаковым.

Надо привести их ритмический рисунок к одинаковому виду. Очевидно, что первая строка построена единственно возможным способом. А вот в третьей порядок слов может быть легко изменён без ущерба для качества стиха:

КрасотОю манят дАли
0о 1о +о 1о               

Получаем почти чистый 3-й ПЕОН

И переписываем исходный пример так:

Чтоб впросак не попадали,
+о1+ оо1о
Нужно знать нам многое.
1о 1+ 1о о
КрасотОю манят дАли
оо1о +о1о         
Насладись дорогою.
0о 1о 1о о

В первой и третьей строках - 3-й ПЕОН двухстопный. Не так ли?

А что ещё интересного в этом коротеньком стишке? Правильно! Дактилические окончания в чётных строках, возникшие из-за того, что в последней половине стопы ХОРЕЯ отсутствует ИКТ. И как назвать такую стопу? Название ПОЛУ-ПИРРИХИЙ уже занято. Однако отсутствие ЭТОГО ПОСЛЕДНЕГО ИКТА дела не портит, напротив придаёт некий шарм.

И ещё следовало бы обратить внимание на четвёртую строку. В ней всего два ИКТА (как в ПЕОНЕ), но они расположены слишком близко друг от друга поэтому эту строку я бы мог толковать как ЛОГАЭД = (АНАПЕСТ + 2-й ПЕОН) Но об этом в следующей главе.

В шестистопном же ЯМБЕ и ХОРЕЕ, уже слишком много иктов – 6, и наша психика быстренько выделяет из них 3 главных и превращает их в трёхстопные ПЕОНЫ. Без вариантов! ХОРЕЙ при этом превращается во 1-й или 3-й ПЕОН, а ЯМБ – во 2-й или 4-й ПЕОН.

Вот и в стихе Марины Скворцовой, с которого мы начали ("Самотканая дорожка"), 3-й ПЕОН - производная ХОРЕЯ.

А вот пример трёхстопного 4-го ПЕОНА, который родился у Николая Рубцова из ЯМБА, естественно:

Размытый пУть и вдоль кривЫе тополЯ
о+о1   ++о1   ооо1
Я слышал нЕба звук – былА пора отлЁта
++о1   о+о1   о+о1  о
И вот я встАл и тихо вЫшел за ворОта
+++1   о+о1  о+о1   о
Туда, где прОстирались жЁлтые полЯ.
о++1    ооо1  ооо1 

Тот факт, что в ПЕОНЕ в два раза меньше ИКТОВ, чем в соответствующих ЯМБЕ и ХОРЕЕ не отменяет общих требований к ударениям, в том числе слабым. Излишне говорить, что пропущенных ИКТОВ в ПЕОНАХ быть не может. А распад ударения в пеонах угрожает невнимательным  поэтам точно также, как и в исходных ЯМБЕ и ХОРЕЕ. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что, так как распад получается у слабых ударений, то и называться он будет не распадом, а «полу-распадом» ударений. С этим термином мы не раз встретимся, говоря о трёхсложниках.

Три стопы для ПЕОНА это вполне нормально. Если кто-то приведёт мне пример четырёхстопного пеона, с удовольствием приму и отмечу роль такого читателя. Но мы до сих пор не говорили о том, что размер может быть неравномерным, т.е. стоп может быть неравное количество в строках. В общем случае одинаковое количество стоп должно быть у рифмующихся строк, но бывает, что последняя строчка строфы искусственно укорачивается.

А вот совершенно поразительный пример 4-го ПЕОНА Михаила Щербакова, где идёт последовательное удлинение строки:

Нет, я не жАлуюсь, я в прИнципе привЫк бы и к томУ, что мир бывАет невнимАтельным и чЁрствым,
     +++1                оо+1             ооо1                ++о1            ++о1                ооо1            оо+1              о      7 стоп
Что благорОдным образцАм он соотвЕтствует не шИбко или трЕбованьям вЫсшим отвечАет не вполнЕ.
     +оо1                ооо1              +оо1                оо+1            о+о1                ооо1            ооо1              о+о1    8 стоп
Чёрт с нИм!
     +1                ямб
Не отвечАет, и чёрт с нИм!
     +оо1      о++1                2 стопы            
Но почемУ в таком колИчестве, во всЯком переУлке, изначАльно бесконЕчено - и как рАз по отношЕнию ко мнЕ?
      +оо1                о+о1             оо+1                ооо1           ооо1               ооо1             о++1                +оо1            оо+1          9 стоп

Ну, нарастание количества стоп 7-8-9 я комментировать не буду, но лишь обращу Ваше внимание на то, что в последней строке 36(!!!!) слогов. Представьте себе 18-стопный ямб!!!! Даже 9-ти стопный пеон себе невозможно представить, но ведь вот же он – существует.
И ни одного распада ударений!!! Впрочем, во всём творчестве Михаила Щербакова мне пока ни разу не удалось найти ни распада, ни полу-распада ударения.

Но как, говорил Воланд: «Дорогой Бегемот! Мы тут заболтались, а публика заскучала»

Пора подводить черту под пеонами.

Итак, главное, что я хотел сказать. Безусловно, это всё сильно сложнее ЯМБА и ХОРЕЯ, но и встречается не так часто. За исключением пятистопного ЯМБА, который всегда чреват 2-м ПЕОНОМ, из-за чего сонеты стихирных авторов, порой, невозможно читать не сбиваясь с ритма. И следует очень внимательно следить в "пятистопноямбовых" сонетах за применением многосложных слов, которые чреваты появлением ПИРРИХИЕВ, а значит ПЕОНОВ, которые, в свою очередь, не всегда стройно и гармонично вписываются в ЯМБИЧЕСКУЮ строку.

Да! Сегодня я своих читателей утомил. Тех, кто смог дочитать до конца.

Как говорится: «Кто дослушал, молодец!»

Ничего, друзья, на территории трёхсложников будет веселее и интереснее и, возможно, понятнее. А теперь, как всегда, контрольные вопросы:

1) Что такое ПЕОН?
2) Какие бывают ПЕОНЫ и чем отличаются друг от друга?
3) Как ПЕОНЫ соотносятся с ЯМБОМ и ХОРЕЕМ?
4) Какие ПЕОНЫ получаются из ЯМБА, а какие из ХОРЕЯ?    
5) Сколько ИКТОВ в строке считать нормой?
6) Может ли существовать 6-ти и более -стопные ХОРЕЙ и ЯМБ?
7) На каком месте в строке пятистопного ЯМБА может располагаться ПИРРИХИЙ (ПЕОН), иначе каким ПЕОНОМ чреват пятистопный ЯМБ?

                Глава 3-а. И снова пеоны: http://www.stihi.ru/2012/02/02/3335


Рецензии
Юрий Петрович, раз уж позволили обращаться, то помогите.Прицепилась к этому стихо. _ выбросить жалко, человека обидеть тоже, а что делать -не знаю. Ни под один размер не подходит, мне так кажется.На свою силлабо-тонику переписала - пропадает этот народный колорит.

Интересно ведёт ветер /-/-/-/-
Себя в окнах с января: /-/-/-/
То ли стонет, то ли воет, /-/-/-/-
То ль баюкает тебя. /-/-/-/
Природы звуки чУдны, -/-/-/-
Хоть и страшны порой. -/-/-/
Он, кто-то, этот сильный,-/-/-/-
К нам просится домой. -/-/-/
Налетает с яростью, /-/-/-/
Створку вырвать рад, /-/-/
Невидимая сила - -/-/-/-
Какой в тебе заряд?!... -/-/-/
Ворчит, свистит, играя -/-/-/-
Та вьюга за окном, -/-/-/
Тепло нам выдувая, -/-/-/-
Но веселя притом.. -/-/-/ Если идти за авторской интонацией, то вроде и звучит...НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЮ!

Ну и свою правку ( только ритм, слова почти сохранила)
[17.01.2024 22:32] Светлана Файнберг (Точилова): Мой размерчик 10 -9 стоп.
Песни ветра январского нудны:
Толи стонет, баюкает толь?
Запеванья природы так чудны,
Но страшны, и опасны порой.

Кто-то сильный так яростно рвётся,
На домашнее наше тепло,
Створку вырвет, ему так неймется,
А не вырвет – считай повезло.

И ворчит, и свистит, и играет,
Толи песни поет, толь рычит.
Это вьюга кружит, завывает,
А устанет – сугробом лежит.

Светлана Файнберг   03.03.2024 03:07     Заявить о нарушении
Мне нравится Ваша интерпретация, только в первом катрене отсутствует рифма 1-3.
Почему?

Семинар Юрия Петровича   02.03.2024 21:28   Заявить о нарушении
Рифму поправила, спасибо.А вот с тоникой что делать?
Природы звуки чУдны, -/-/-/-
Хоть и страшнЫ порой. -/-/-/
Он, кто-то, этот сильный,-/-/-/-
К нам просится домой. -/-/-/

Светлана Файнберг   03.03.2024 03:00   Заявить о нарушении
С какой тоникой?

Семинар Юрия Петровича   03.03.2024 21:22   Заявить о нарушении
Меня интересует размер стиха и правильно проставленные ударения. Тут не дольник, не тактовик, ни акцентный стих, а читается нормально, если не обращать внимания на неправильные ударения."Простучите" его по своему - для меня будет учебным пособием.

ТОНИ́ЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕ́НИЕ (от греч. tonos — напряжение, ударение) — стихосложение, основанное на равенстве стихов по числу ударений, при этом количество безударных слогов между ударными может быть разным.

Светлана Файнберг   04.03.2024 05:59   Заявить о нарушении
Вы ничего не путаете?
Впрочем, наверное нет.
Разберусь. Давно не занимался этим вопросом.
Сонетами все больше занимаюсь.

Семинар Юрия Петровича   04.03.2024 21:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 44 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.