Зимнее

Иероглифы зим никогда не прочтут словари...
На загадочном зимнем тебе лишь со мной говорить,
постигая язычество сердца и певчего снега...

Окликает зима по забытым давно именам...
Отражаясь друг в друге, отрадно себя вспоминать
там, где падает медленно белая музыка с неба...

За изнанкою речи легко истончается слух,
можно всем существом ощущать как рождается звук,
плыть в тантрическом танце зимы первобытною нотой...

Иероглиф любви — рук скрещение, судеб, дорог,
кисти шёлковый путь за пределом озвученных строк...

На таинственном зимнем тебе я поведаю — кто ты...


Рецензии
Здравствуй…
Не первое твое стихотворение, в котором явственна любовь к тому, чем зима действительно хороша. Конечно, зиму любят многие, но тебе удаётся очень своеобразно описать своё состояние, мысли и чувства от пребывания «там, где падает медленно белая музыка с неба...». Верю, что ты освоила «таинственный зимний» язык в такой степени, что можешь даже рассказывать на нём сказки, «поведать - кто ты» и многое другое.
Поэтический язык в значительно большей степени, чем обычная речь, многозначен и исполнен смысла, который может восприниматься неоднозначно. Два читателя не прочтут одинаково одну и ту же строку. И я что-то могу воспринимать не так, как тобой задумано. В частности, в данном случае, сомнение у меня вызывает первая строка: «Иероглифы зим никогда не прочтут словари...». Словари, на мой взгляд, не субъекты, а объекты чтения, и сами ничего не читают.

Особое спасибо тебе за строку: «Иероглиф любви — рук скрещение, судеб, дорог…». Прежде всего, это красивый, точный и ёмкий по смыслу образ. А ещё она окончательно убедила меня в правомерности сомнений относительно строки Пастернака в «Зимней ночи» («Свеча горела…»): «На озаренный потолок Ложились тени, Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья». Именно «Судьбы скрещенья» отторгало моё восприятие. Скрещенье – всегда чего-то с чем-то. Если речь о Судьбе, то «скреститься» она может с другой Судьбой. И тогда правильнее было бы написать «Судеб скрещенья». Тем более, и по смыслу всего стихотворения в описываемый момент «скрещивались» судьбы, и не только, двух людей.

Спасибо.

Алексей Алейников   04.11.2020 11:44     Заявить о нарушении
Здравствуй!
Я позволяю словарям быть читающими, как и зиме окликающей по именам)
Одно из чудесных свойств поэзии - перешептывание мира (со всеми его образами и смыслами) в изначальную податливость и всевозможность...
Зачем мне слово без позволения ему быть мной, быть космосом и быть ничем)

Катриника   04.11.2020 01:47   Заявить о нарушении
"Я позволяю... всевозможность...".
Где-то попадалось, что и Господь не может сделать несуществующим то, что уже случилось. Выходит, и он не может позволить себе "всевозможность", хотя это и синоним "всемогущества", одного из его атрибутов. Но что тебе до этого... Ты - сказочница, и если нужно, невозможный ковёр-самолёт появится в нужный момент и доставит тебя куда нужно.
Слово является тобой, мной, космосом, чем угодно и без нашего позволения. Только в нём всё это и начинает существовать, когда найдёшь нужные слова. Ковёр-самолёт, волшебная палочка, читающие словари, "белая музыка","всевозможность" существуют в слове, но попробуй, найди это в жизни. "Всевозможность" - зыбкая почва из миражей и фантомов. Но бывает, что именно это нужнее всего.

Алексей Алейников   04.11.2020 06:01   Заявить о нарушении
Без нашего позволения слову вообще необязательно быть, бытие не нуждается в слове.
Реальность не нуждается в языке, это потребность человека впихнуть жизнь и непостижимость её в некую систему координат, дабы приблизиться к объяснению мира, себя, бога...
Попробуй написать текучее стихотворение или растущее и разветвляющееся. Попробуй выйти за пределы слова и его семантики

Катриника   04.11.2020 15:27   Заявить о нарушении
"бытие не нуждается в слове" - согласен, но лишь до того, как составляющей частью бытия стал человек. А с ним оно уже нуждается по крайней мере в одном слове - "бытие". И пошло-поехало: микроскопическая по масштабам Вселенной часть бытия со времён Адама с помощью слов-названий-обозначений пытается "впихнуть жизнь и непостижимость её в некую систему координат". Это "впихивание" называется познание - увлекательнейшее занятие-игра, которая прекратится лишь с исчезновением человеческого рода. В процессе познания, а поэты здесь опережают всех, постоянно приходится выходить "за пределы слова и его семантики". Для меня это означает поиск новых слов или их сочетаний лучше, точнее, ближе к истине описывающих реальность. И ты тоже, "позволяя словарям быть читающими", и во всех подобных случаях, выходишь "за пределы слова и его семантики".
Конечно, "текучее стихотворение" я не напишу. И ни кто другой. Как и горизонта никто не достигнет, сколько усилий не прилагай. Но этот абсолютный предел из мира идей Платона процесс познания и словотворчества не остановит. Всегда будут существовать чудаки пытающиеся "впихнуть жизнь" в координаты своего мировосприятия. И реальность в этом нуждается, поскольку они сами часть реальности, возможно даже для них самая важная.

Я бесконечной Вселенной исходная точка.
Я драгоценная суть мировой толчеи.
Я безграничного мира творец, судия и граница.
Сердца последний удар - мира последняя дрожь.

Алексей Алейников   04.11.2020 18:35   Заявить о нарушении
Текучее стихотворение легко пишет река... или солнечный свет, разливающийся по комнате... или горы, волнами ласкающие горизонт... или мастер чайной церемонии гун фу ча)
Я слышу эти стихи
Реальность одного воспринимающего не обязательно тождественна реальности другого воспринимающего

Катриника   05.11.2020 02:22   Заявить о нарушении
"Реальность одного воспринимающего не обязательно тождественна реальности другого воспринимающего" - более того, к счастью, они никоим образом не могут быть тождественны. Это два различных мира, два космоса. Этим мы друг другу и интересны.

Алексей Алейников   05.11.2020 06:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.