Петербургская весна наступила в феврале

Петербургская весна
             наступила в феврале,
Повтор осенних луж
             на серый – високосный,
День выпал из календаря,
             распался на столе,
Подборкой серых стен –
             искомой папиросы.

Петербургская весна
           снег вдохнула пустотой,
Смытых газонов,
              ничего не предвкушая,
Нарушенная тишина
              не прятала покой
За бывшей белизной,
                не убирая.

Петербургская весна
              не имеет поколений,
Каждый год воспоминаний
              остаётся одиноким,
        Петербургская, а нами
              остаются только тени –
Непонимания цветами
              Тает лёд,
                Остаётся время.
                29.02. – 01.03.2000г


Рецензии
Под этим нравящимся мне импрессионистским настроением,и как всегда у Вас,полным неясных смыслов-позвольте разместить мои критические замечания по Ваше работе"Психолингвистика поэтики".
Добрый день,Андрей!
Вот я Вас собралась покритиковать-прочтите,и честно ответьте мне: после моих откровений-общение продолжится?Где-то это и тест:по душе ли Вам дискуссионность-или Вы сверхчувствительны к критике и несогласию,как это свойственно художникам в высокой степени?Но ведь Вы и теоретик.
Я прочла главу из Вашей книги «Психолингвистика поэтики»,которую Вы рекомендовали другой читательнице.Вам бы надо было и мне дать ссылку:ведь в ней-данной главе- речь идет не столько о развитии поэта,сколько литературного критика.А я Вам уже говорила,что считаю литературно-критические статьи и литературоведческие эссе-одним из граней своего пера.Журналисты-часто народ разбрасывающийся и увлекающийся, с пятого на десятое.Но,наверное,это генетически-врожденное свойство натуры,одна из тех черт индивидуального склада,которое и приводит в эту профессию.У меня ,во всяком случае,этот выбор был обусловлен именно широтой интересов,невозможностью выбора одного-единственного узкого профиля,и,- литературностью в широком смысле. На журналистов специально стали учить сравнительно недавно,открывая журфаки и отделения,а так это профессия традиционно объединяет людей самых разных по образованию,жизненному опыту и тд. Известный журналист-известинец Д.Аграновский писал в книге об искусстве журналистике,что лично он считает излишним специальные журфаки-поскольку выпускники с дипломами журналиста далеко уступают людям других образований и профессий,ибо дипломированному журналисту»не за что ухватить журналистику».
И еще много времени должно пройти,прежде чем они обретут себя в этой профессии.
Тогда как полученное образование в иных сферах,предшествовавшие занятия-вот то,что дает тому,кто почувствовал необходимость взяться за перо-пищу,темы,материал,одним словом-что сказать читателю своего.
А техничность письма-дело а)в значительной мере,конечно,тоже врожденное-способность к словесному выражению и б)работа -как и все на свете.
Главреды это тоже понимают.Одна из них ,еще не пройдя собеседования со мной при устройстве в одну крупную газету-специально отметила,что нежурнулистское образование как раз предпочтительней ,чем те ,что приходят с дипломом жур.отделения филфака и даже журфаков-а связать несколько слов в приличный текст-не в состоянии.
Лит.критика-это часть более журнализма,чем строгой лингвистики,профлитературы.Уже потому что -входит в обычную тематику газет и журналов,как общего содержания,так и специализированной периодики.

В Вашей работе,о которой речь,есть немало наблюдений и советов по толковой критике чужих произведений.Не могу сказать,что согласна решительно со всем.Например,в п.2 Вы выделяете капслюком те черты произведения,которые полагаете недостатаками-на них,как на недостатки и должен по Вашему суждению указывать критик-рецензент.
Это:1)применение штампованной речи(«гордо реять»);
2) назывность(называние или обозначение своих чувств-»мне страшно»,»я люблю» и тд);
3)архаика;(устаревшие слова,»три штиля»Ломоносова,»»Один лишь Бог на небе»)
4)пафосность.

Теперь мои суждения по Вашему «списку плохих слов».

Мне представляется,что если поэт станет одергивать себя на каждом шагу-как и критик-поэта,выслеживая в текстах наличие пп.1-4(и еще многих других)-от вдохновения и свободы пера поэта,как и искусства литературного критика-мало что останется.

На мой взгляд,суть не в том,чтобы вздрагивать при наличии в тексте архаичного слова,оборота речи;не в том чтобы сказать»я люблю» и «мне страшно»;и не в том,чтобы о флаге сказать»реять»; И не в пафосности,как выражении полноты и силы чувств,например,гражданских.В наше время очень боятся этой пафосности-ударяясь в другую крайность:намеренную заниженность образности и строя чувств.

Суть в том,о чем говорил в длинном интереснейшем интервью Самуил Яковлевич Маршак,а он был большой знаток мировой поэзии,переводчик английской классики.Красной нитью через всю беседу проходило:»слово в строю».Кажется,и само интервью получило это название,отыщу заново,прочту,подумаю над размышлениями Мастера.
Если слово обрело свое место в строю,решает свою задачу,органично и неразрывно с общим строем произведения и со сверхзадачей художника,то не суть важно:архаичное это слово,пафосное,даже штампованное и назывное.Это диалектика слова,ее алхимия.А Вы предлагаете краткую памятку поэту и критику с «неправильными словами»-так облегчающими -и так обедняющими труд художника и азарт критика.Все становится слишком просто и неинтересно.

О пафосности. Вы точно заметили,что пафосность лежит в основании русской и,еще более добавлю,русской и разнонациональной советской поэзии.Совершенно верно.Но означает ли преобладание высокого штиля и революционного пафоса советской литературы-ее ущербность на сто процентов,отсутствие достойных произведений именно в этом стиле?
Однажды я публично поспорила об этом с известным художником-абстракционистом ,насмехавшимся над живописью соцреализма(все халтура).
Может ли то,что по Вашему же замечанию лежит в основании целой культуры значительного исторического периода и нации на этом этапе своей истории-быть целиком халтурным и ангажированным?Или пафос советской литературы все же был «словом в строю»-выполняло не только соцзаказ властей ,но и потребность коллективного сознания и бессознательного именно в таком Искусстве Большого Стиля?Фильмы Александрова с великой неувядающей музыкой И.Дунаевского и немеркнущими образами Любови Орловой, и др.Искусство эпохи реинкарнации византийства -как предельно-экспрессивное выражение эпохи и ее преобладающего тона и устремлений.Слово в строю-здесь сверхпафосное!Но такова была и сверхзадача художественного гения Времени.Здесь слово «гений»я употребляю в аутентичном смысле:»дух».Дух Времени.

Надеюсь,что моя откровенность не вызовет в Вас негативных эмоций,и наше общение продолжится.Мне по душе именно дискуссионность,если и Вам-то проблем по этой части,думаю,быть не должно.
Удачи.

Зера Черкесова 2   17.01.2012 13:39     Заявить о нарушении
А ведь это полезно!
Чтобы иногда тебя так окатывали их ушата холодной водой!
(А то в проруби в святой обители, куда ездил на праздник Крещения Господня, я искупаться не решился, так вот тут дома в Интернете меня такое и поджидало!)
Что вижу самого главного!: если вы Зера увидели в моей книге такую - без обид - хрень, а вы человек несомненно умный, то ведь другие и ещё чего почище увидят!!!
Н-да... В некоторых своих работах по теории художественной литературы я указывал, что художественное произведение состоит из того, что вложил автор и того, что увидел читатель. Оказывается к научной литературе относится тоже самое!
Полезно-полезно, а то воспарил на крыльях тщеславия - мол уже и в готовящихся кандидатских опираются на книгу, и вообще классические литературоведы спорить боятся..., а оказывается, что я создал список "плохих слов".
Зера где он там? Самому стало интересно - надо перечитать.
Ну да ладно, ирония разрушительна, поэтому полезна бывает в очень ограниченных дозах.
Глава "О Критиках и критике" начинается, со слов: важнейшее условие при этом таково: рецензия, написанная критиком, должна развивать и самого критика...
Зера, всё, что писал дальше следует рассматривать исключительно с этой точки зрения. Критикуя критиков я писал, что ни в коем случае нельзя заниматься вылавливанием неточностей.
А что же тогда работа с пафосом и штампами? (отдельно о штампах здесь: http://www.proza.ru/2011/12/16/809)
Важнейшее - штамп - это образ устоявшийся образ созданный другим автором и без обыгрыша этот образ отшлёт читателя к тому, что было написано ТЕМ автором, а не новым, применившим его, т.о. передачи авторского понимания, прочувствования не произойдет.
Что такое обыгрыш - ну например указанная вами сверх пафосность..., а подробнее, наверно, в других главах...
Зера, я вижу вас серьёзна заинтересовала моя работа, пришлите мне на e-mael куда вам её выслать.
Полагаю даже от вашей публичной критики пользы для неё будет больше чем от ссылок на неё же в узкоспециализированных изданиях научных альманахов или авторефератов диссертаций.
Думаю вы просто не разобрались...
впрочем, помните наш диспут о советском поэте, когда я вам продемонстрировал, что он-таки вырос из Петрарки?
Прочтёте и поговорим в духе такого же рефрейминга.
Книга небольшая, написана как краткое методическое пособие.

Андрей Локиев   20.01.2012 23:31   Заявить о нарушении