Художник

               

Полотно еще свежее – краски
Не засохли еще, пишет кисть…
У мольберта, с лицом – серой маской,
(Нет, скорее – измятым, как лист)
Замер  бледный художник – артист…


Днем в театре служил – декоратор, –
Ночью дома картины писал,
Даже часа впустую не тратил.
Только холст его – чистым стоял,
Он эскизы пока рисовал…


На спектакле однажды, в кулисах,
Он случайно увидел ее…
Познакомился с юной актрисой,
И подумав: – Вот счастье мое –
Он всем сердцем влюбился в нее.


Он страдал и любил ее роли,
И хотел, чтоб была она с ним…
Не хватало ни силы, ни воли,
Был порыв этот необъясним.
И однажды он всё прояснил:


– Я тебя нарисую.  Позволишь?
Если нет - напишу твой портрет.
Все, что хочешь …Все то, что изволишь,
Дам  тебе… Мне уже много лет…
Целовать буду каждый твой след.


Но она его – не замечала
И, случалось, смеялась над ним:
– Интересней  мужчин я встречала,
Ты же – просто художник. Ты – мим.
И не буду я рядом с таким.

И на сцене она так блистала,
Что поклонников – целый был рой.
А художник (каких не встречала)
За нее заступался порой,
Когда думали: шлюха – не роль.

И однажды, когда были слезы,
Когда изгнан такой был «герой»,
Стали явью все смелые грезы;
И она прошептала: – Ты мой!
Не бросай и всегда будь со мной.

Полюбить тебя я постараюсь
Я устала от славы, от них…
Просто музой  я стать попытаюсь,
Чтоб меня рисовал, не других,
Зла не помни, и мыслей дурных.

Может быть, тебе сделала больно? –
Ненарочно! Прости…Извини…
Я не буду той, прежней. Довольно!
Виновата.  Но ты – не вини.
И с души моей тяжесть сними…

Он картины писал, и играла
Словно в жизни она свою роль…
Нет, не шлюхой, а музою стала.
Он шептал ей: – Я просто Король!
Прикоснуться к тебе мне позволь…

Он ее рисовал в разных позах,
И портреты, и вовсе нагой.
Рисовал  деву юную с розой – 
И не чувствовал пол под ногой…
Рядом с ней – мир увидел другой.

Афродита…Венера…Царица…
И взлетает вновь кисть над холстом,
Ее глаз свет небесный струится,
Он не ведал, что будет потом.
И исхлестан был страсти прутом.

Они этого – оба желали,
Не жалели о том, что стряслось.
Ведь такой они страстью пылали,
Что сдержаться им – не удалось
И … в постели проснуться пришлось.

Он, раздетый, стоял у картины
Вдруг заметил: погасли глаза.
Из ее глаз наивно-невинных,
Вдруг скатилась  по краске слеза.
За окном – бушевала гроза…

Он заплакал и понял: напрасно
Свою музу – он сделал женой.
Себя чувствовал – просто ужасно,
Застилало глаза пеленой:
Нет ее… Здесь другая со мной.

… Полотно еще  свежее. Краски
Подсыхали уже на холсте.
У мольберта, забыв ночь и ласки,
Не успев прикоснуться к мечте,
Проклинали они ночи те.


Оба поняли: было не нужно
Эту страсть – взять и бросить в постель.
Лучше б Музой была, ему дружной,
В ярких красках (быть может – пастель
Стала мягче бы)… Но не постель.


12.08.2011


Рецензии
Художник, поэт, музыкант - может быть (а часто и должен им быть) артистом. А это значит, что он владеет искусством перевоплощения. Он должен, взяв образ, суметь его раскрыть. Должен, представив себя героем, понять суть персонажа. Должен, превзойдя понимание разумом, говорить со зрителем и тронуть его душу.
Мое вступление я отношу не к тексту, об этом ниже, а о том, в каком состоянии был Автор, когда писал это стихотворение. Я не знаю в какой степени оно личное и возможно не хочу знать, потому порой сокровенное делает процесс необратимым. Поэтому я лучше хладнокровно о сути повествования, своих мыслях и чувствах, порой сумбурно, но искренне.
Итак, что мы видим – историю бесспорно влюблённого в молодую девушку, сложившегося человека, таланта, терзаемого сомнениями и поисками, и увидевшим в юной прелести свою музу. И с другой стороны приму обласканную вниманием и находящуюся на подъёме. Она не замечает художника и отвергает его предложение. Я думаю, что здесь произошло то непонимание, которое часто случается между людьми в самом предмете. Художник не думал о любви в момент, он просто нашёл, то чего ему не хватало в жизни, ту последнюю каплю красоты и грации, которая позволит ему быть собой и перенести красоту на полотно. Девушка же, наоборот, видела в нём исключительно влюблённого мужчину, и ей совершенно было безразлично его творчество.
Вот такая долгая, возможно ни один год прелюдия к тому, что произошло в дальнейшем. А произошло то, что и произошло - крах надежд, падение звезды и суровая правда жизни, когда ты становишься никому не нужен, отработанным материалом и твоя судьба бывает просто сломана, а душа втоптана в грязь. И вот тогда то, тогда как пелось в песне «начинаешь ценить свободу и сильнее любить своих ближних». И девушка стала общаться с художником и исполнилась его мечта, его муза была с ним и помогла ему творить! А она нашла того, кто её принял такой какой она есть на самом деле. Но, а вот дальше то и произошло самое страшное. Совместная постель с вдохновением (такой образ придумал автор) – это то, что может навсегда уничтожить в творце желание творить. Потому как, мне даже сложно сформулировать словами то разочарование, которое испытывает человек искусства, да и вообще человек, когда то во что он верил и тот, кого он боготворил, становится досягаем и оказывается зачастую не тем или самым обычным, земным. И нет уже больше музы и мир становится другим без неё и после таких моментов, возможно, не будет желание создавать и падёт вера в свои и высшие силы, в красоту искусства и её божественность. А ведь она крайне необходима!
Да, не боги горшки обжигают, но как важно, чтобы Боги всё-таки были! Чтобы существовало что-то там, что двигает нас вперёд, ввысь, заставляет творить. Ведь не хочется чтобы это было разочарование в мире. Прекрасны полотна созданные в депрессии, приковывает к месту музыка из глубин мрака , завораживает игра актёра, который смертельно больным выходит на сцену. Но есть и должно быть искусство света, счастья и радости! Ибо это и есть одно их главных его задач – нести нам красоту и делать нас лучше. Но как тонка грань и как легко сорваться в пропасть. И опасность возрастает вдвойне и утрата тяжелее в пять раз, когда причиной этого становится прикосновение к самому сокровенному, то о чём мечтаешь. Ужасно, когда понимаешь, что ты сам разрушил свой мир и исправить уже ничего невозможно…
Уже само название «Художник» заставило меня задуматься о стихотворении и том, что же может быть после названия. Вы не поверите, но я, увидя название вчера вечером, отложил прочтение стихотворения до утра. Я прочёл другие, но не это. Потому, что я почувствовал, что с этим стихотворением будет не всё гладко. И так оно и оказалось. «Художник» - жёсткое, прямолинейное не прикрытое аллегориями или символизмом произведение. Здесь не будет пафосной риторики или художественных символов. Всё называется своими именами. И если ты не готов это принимать, не понимаешь, то тебе никогда не быть ни Музой, ни Художником. Я благодарен автору за это стихотворение и за то, что оно меня подвинуло на эти рассуждения, пусть и такие же чёткие и может резкие.
Возвращаясь к словам в начале моего обзора, я скажу, что хотел бы, чтобы Автор в момент создания этого произведения был Актёром, блистательно вжившимся в роль или лучше даже просто обывателем с обычными земными человеческими желаниями и чувствами. И вовсе не хочу, чтобы он был Художником. Не знаю, чего здесь больше пережитой правды или таланта ведомого Музой, но думаю, что лучше об этом никому никогда не говорить. Потому как практически все люди сталкиваются с тем, что было описано здесь популярно и доходчиво, но не все видят и слышат или просто не хотят в этом признаваться. Об этом не всем надо знать.
Вызов брошен…

Профессионал1   20.08.2011 13:38     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное за столь развернутую рецензию... Даже не знаю, что можно сказать, что можно добавить к такому детальному анализу моего сочинения...
Знаете, Ваша позиция, Ваше мнение и Ваше умение ТАК глубоко заглянуть в мои мысли - просто поражают. Еще немного - и я начну Вас бояться :)
Вы очень напоминаете мне моего старшего Брата. Он так же детально и скрупулезно, раскладывая все по полочкам, пишет мне свои отзывы. (правда, на мою личную почту)...
Что же касается сочинения... Да. Я хотел сказать о Том, что заставляет нас творить. Заставляет не - сидеть сложа руки и стонать. Заставляет и ПОМОГАЕТ что-то делать. Я хотел сказать о Том, - что мы должны ценить.
О Том, что так легко потерять... Так легко убить, уничтожить нашим скучным и однообразным бытом. Нашими мелкими ежедневными проблемами.
Иногда, смотришь на окружающий мир и понимаешь:скучно все как-то и серо.
Наверное, с таким настроением и в таком состоянии я и написал о Художнике. У Него была Цель. Были Желание и Стремление, которые вдохновляли его и питали. И когда Он получил Желаемое, достиг своей Цели, - Он вдруг осознал, что не к чему больше стремиться...
И это, именно это, убило его Талант. Убило в нем Художника и Творца.
Он стал таким же, как все...
Еще раз, большое Вам Спасибо.

Василий Габер   22.08.2011 18:10   Заявить о нарушении