Регина Соболева. Бесполезный и хаотический обзор

Недавно я подумала о небольшой несправедливости. Почему прозаические книги рецензируют чаще поэтических? Более того – прозаические обзоры существуют, а поэтические – нет. Несправедливость эту надо изничтожить! – сказала себе я. И вот – передо мною пять совершенно разных книг совершенно разных поэтов, необязательно тех, кого я люблю или кого истово ненавижу. Обзор будет краток, весел и субъективен. Все обиды и обидки отдельных личностей буду считать проявлением единичного идиотизма этих самых личностей. А теперь – вперед, в мир русской изящной и неизящной поэзии!

АНДРЕЙ РОДИОНОВ «Портрет с натуры» (Екатеринбург, 2005)

Книга вышла в серии «УльтраПоэзия», чем изрядно меня повеселила. Ну, в самом деле, что значит – ультра? Нечто, находящееся за пределами по количественным или качественным признакам. Но за пределами чего? Классики? Авангарда? Массовой поэзии? Поэзии элитарной? Или – сразу за пределами всех известных категорий и систем измерений? Но тогда чем же все-таки является поэзия Андрея Родионова? Криком в пустоте, в вакууме, в котором, как известно, звука нет. Другого ответа, я, как ни билась, не смогла получить. На одном из фестивалей современной поэзии мне довелось услышать и увидеть Родионова, так сказать, натурально. Мало было бы сказать, что он меня не впечатлил. Он был мне противен. Натянуто пафосно и ненатурально Андрей Родионов махал руками, плевался в аудиторию и нес какой-то бред. Однообразно, матерно не к месту, безо всяких ритмических мер, без более-менее интересных рифм. Он как будто биологически выделял из себя слова, словно бы писал натуралистический роман… но зачем? «Чтобы по-новому увидеть и заново смыслом наполнить похожую на вагину тупиковую улицу было можно»? На свете очень мало поэтов, которые с первого взгляда и однозначно мне не нравятся. Но Родионов стал исключением и тут. Ультра в натуральную величину. Как говорится, - нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Какова натура, таков и портрет. А если натура неинтересна, разве громкое разухабистое исполнение ее исправит? Книга Андрея Родионова «Портрет с натуры» - это уже не городской рэпачок, которым он так гордился до 2005 года, это – надписи на заборе с грамматическими и лирическими пробелами. Красоту в этом авторе мне увидеть не удалось. Но дело за вами, мой дорогой читатель.

ПАВЕЛ ЛОГИНОВ «Письмо, отправленное в бутылке» (Санкт-Петербург, 2008)

В книге Павла Логинова двести с лишним страниц, но ни на одной из них я не обнаружила ни единого осмысленного произведения. Говорят, есть на свете безумцы, живущие у моря, пишущие на листках всякий бред и потом закупоривающие его по бутылкам, предающие их волнам. Этаким способом они избавляются от своего безумия, выговаривая его в бескрайность воды. Может быть, Павел Логинов со своей претенциозной толстой книжкой в твердой обложке хотел сказать то же самое? Диагноз – графомания? Стихи Павла Логинова слишком длины и уже одним этим наталкивают на определенные мысли. Если поэту есть что сказать, он не будет размазывать мысль по листам, он скажет это (хотя есть и исключения, конечно). Но автору в данном случае именно что нечего сказать. Ни одной свежей мысли, метафоры, образа, слова, звука. Стихи эти задыхаются в стекле не всегда изящной формы и грамотной техники и не всегда удачного подбора слов. Вот, например, из «Новых римских писем» (что уже само по себе – подражание подражанию, при том плохое): «Стар я, Постум, я просто старый дурень спать улегся – ворочаюсь от страха вдруг приедешь лишь для того чтоб в урну ссыпать пару горстей сухого праха». Шикарные строки, правда? И как-то жалко даже в таком соседстве вспоминать Горация и Бродского. Павел Логинов – это что-то из разряда скучнейших эпигонов, кое-чему научившихся в литературных студиях, но своего громкого яркого голоса так и не обретших.

СЕРГЕЙ ГАНДЛЕВСКИЙ «Опыты в стихах» (Москва, 2009)

Эта книга Сергея Гандлевского – одна из моих любимых. На сегодняшний день я перечитала ее уже три раза. И все мне кажется, что этого чертовски мало. Гандлевского я тоже слушала вживую. Но насколько разным был эффект. Если Родинов мне претил, ТО Гандлевский сразу показался глотком свежего воздуха среди любителей современной не в меру ультра- поэзией. Этот поэт, конечно же, безупречно техничен. Не зря книга его названа именно «Опыты в стихах», выдавая любовь автора к экспериментам со словом (но не с формой), со звуком. Все же, иногда кажется, что Гандлевский не вполне серьезно или слишком серьезно относится к поэзии, отчего в некоторых местах он либо слишком сух, либо слишком проницателен. Мысль в изящной строке течет ненатужно ненапряжно легко и тихо спокойно, как в полноводной реке, при этом читатель, сам того не замечая, начинает размышлять вместе с автором в тех же самых выражениях, аккуратно подводимый к нужному направлению. Нельзя не любить стихи этого мастера. Он, если и не очень харизматичен, иногда почти скучен, то медитативен и наполнен смыслом до краев. Все так узнаваемо, так живо, например, в этом стихотворении: «Хабибуллин выглядывает из окна поделиться избыточным опытом, крикнуть – спору нет, память мучает, но и она умирает – и к этому можно привыкнуть».

АНТОЛОГИЯ ПОЭЗИИ ВОЛОГОДСКОГО КРАЯ «Чудь» (Вологда, 2010)

Вологодская книга-скандал попала мне в руки потому, что и мои стихи были там испоганены. Не то чтобы я предъявляла претензии, но чувство, конечно, было неприятное… с моей-то любовью к порядку. Объяснюсь. Еще в 2009 году у вологодского графомана Валерия Синицына созрела мысль проспонсировать издание сборника стихотворений современных вологодских авторов с собой в том числе. Он обратился к группе весьма активных в Вологде литераторов, и процесс пошел. Организаторы собирали согласия от авторов и тексты, корректировали все, что могли, Валерий Синицын же договаривался с издательством и работал с версткой и дизайном книги. В какой-то момент организаторов оттерли от их обязанностей. И Валерий Синицын практически в одиночку издал «Чудь», обзывая тем самым всех участников проекта «чудью белоглазой» или чем-то еще крепче. Ужасное название, ужасное оформление, ужасная верстка. Кое-где заголовки стихотворений слились с самими стихами, кое-где были выброшены из произведений целые куски, а авторы, отказавшиеся от участия в сборники, мистическим образом появились на страницах его. Недовольны были все. Бывшие организаторы издания книги стали усиленно от нее открещиваться, но тираж уже был получен, Синицына уже отругали, а толку – чуть… или чудь, уж как вам будет угодно. Я же не могу безоговорочно говорить, что книга однозначно плоха. Она плоха, но она собрала под одной обложкой много интересного, того, что в обычной обстановке вместе не появилось бы никогда. Это действительно антология и память о том, какие существуют разные и по-разному прекрасные или по-разному ужасные поэты на вологодской земле. Тираж – 2000 экземпляров. Возможно, этого заспиртованного уродца вы еще сможете лицезреть где-нибудь в вологодских библиотеках или на руках у обозленных вологодских авторов.

НАТА СУЧКОВА «Лирический герой» (Москва, 2010)

В отличие от всех вышеописанных понтовых книг, «Лирический герой» выпущен просто, издательством «Воймега» в серии однотипных книг «Приближение»,  с тонкой обложкой и не менее тонкой душой. Прелесть стихотворений-поэм Наты Сучковой я уже разбирала. Но не грех будет повториться, ее произведения полны соком жизни, яркими детальками, карамельками и шрамами, облаками и молочно-пряничными запахами. Ее стихи можно не только прочитать, но и понюхать, потрогать, погладить. Они свежи, и кажется, что их писали совершенно разные люди. Будто собрали все самое лучшее у нескольких молодых поэтов, да и втиснули в одну книжку. Но нет. Все это – Ната Сучкова, которая с одинаковой легкостью становится то маленькой девочкой, то неловким юношей, то эмоциональной девушкой, то облаком над московской улицей… В стихах этих так много рилькевской новой вещности, того, что Михаил Эпштейн назвал «метафорическим реализмом» через выписывание тонких деталей. Поверхностное вещи ведет к собственной ее составляющей, к «вещи-в-себе». Как из завитков составляется дорогое шитье или изящная литая ограда. В этих стихах нет крика и надрывности, все всегда хорошо и спокойно, как на домашней видеосъемке. Будто б в обычности – все. Поэзия Наты Сучковой – это поиск спрятанного отражения на обратной стороне зеркала. Некий позитивистский импрессионизм, напоминающий иногда поток сознания, наталкивает на мысль о неосознанном шифре, на который толкает поэта простота жизни. Все стремится к усложнению или к упрощению? И какая теория верна? Для меня стихи Наты Сучковой – это нечто, чем можно наслаждаться, пытаясь понять суть. «В городе Богом данном, у самого синего Черного, как на диване продавленном, скрючившись на песке, Павел лежит и курит, слова из себя вычеркивая, и полоса на шее его начинает краснеть».

6 июня прошел очередной день рождения Александра Сергеевича Пушкина, поэта и писателя, которого невозможно не читать русскому человеку (учителя не позволят). Он сделал нашу теперь уже классическую поэзию такой, какой мы привыкли ее видеть, предвосхитил русский реализм в своей чудесной прозе. Это был человек безусловного таланта и гения. Пройдет еще двести лет, а о нем по-прежнему будут говорить с придыханием, и по-прежнему «современные» поэты будут говорить, что А.С. Пушкин их любимый автор. Сравнение Пушкина с другими поэтами чаще всего бывает не в пользу последних (за редкими исключениями, о да!). Так может, вот он – намек. Может, все же стоит прислушаться к нему? А, поэты?


Рецензии
мне кажется, что переход на личности авторов - не лучший вариант рецензирования КНИГИ. История знает тому массу примеров - хоть Лермонтова взять. Премерзкий и злобный был человек. Однако это не мешает признавать его гений уже почти два столетия и рассматривать его творчество, находя все более и более интересного в его ЛИЧНОСТИ и ТВОРЧЕСТВЕ.
По прочтении таких рецензий - пусть то ругательных, пусть то хвалебных - не интересно взять ни одну из описанных(если, конечно, так можно сказать) книг. Ни сильных, ни слабых сторон авторов и их произведений реально не показано - исключительно субъективная оценка и личные претензии, не дающая читателю представления об обзираемом.
Кстати, о Пушкине. Он конечно, великий писатель и "наше все", - стоит Белинского почитать. Но кроме этого "вся" есть немало авторов, не менее достойных и внесших вклад в развитие литературы гораздо более значимый, нежели Александр Сергеевич. Я говорю и о поэтах пушкинского круга, и о Лермонтове, и о Серебряном веке... Равняться на Пушкина - равняться на вершину, дальше которой - обрыв.

Крылатый Ёжик   26.02.2013 19:35     Заявить о нарушении
Лермонтов - "премерзкий и злобный был человек"?! Знаком что ли был с автором лично, что так уверенно формулируешь?!

Иван Шепета   16.03.2017 16:56   Заявить о нарушении
такого мнения о нем было большинство его современников. Очень сложный и колючий характер

Крылатый Ёжик   16.03.2017 17:31   Заявить о нарушении
Такое мнение обосновывается на мнении нескольких мало что понимающих в жизни идиоток. Ни один сколько-нибудь умный и достойный человек таких свидетельств не оставил. Я вот, например, прочитав ваш пассаж считаю, что вы недоумок. На самом деле это, скорей всего, не так. Вы уж точно с таким мнением не согласитесь. Просто есть глупая привычка формулировать, не додумав.

Иван Шепета   17.03.2017 01:41   Заявить о нарушении
Иван, вам однозначно следует почитать что-нибудь о Лермонтове, кроме википедии и школьного учебника. И еще есть смысл поучиться читать, вернее - понимать прочитанное. Целиком, а не два слова из всего высказывания (текста). Может быть, тогда с вами и будет смысл говорить о литературе. А пока ваш уровень знаний и манера изъяснятся интересны быть не могут никому, кроме вас самого. Успехов вам в вашем нелегком деле...

Крылатый Ёжик   17.03.2017 08:24   Заявить о нарушении
Крылатый Ёжик, я прочитал о Лермонтове ВСЁ, что было когда-то напечатано. И знаю откуда ноги растут у мнения о дурном характере Лермонтова. Пофамильно. И прежде, чем спорить с человеком имя человеческое приобретите. Я с Вами не дискутирую, я Вас просто одёрнул как человека тиражирующего оскорбляющую меня ложь.

Иван Шепета   17.03.2017 17:46   Заявить о нарушении
вы удивительный человек! Прочитать ВСЕ о Лермонтове - это надо не один век прожить.) И мне почему-то казалось, что человек, любящий и уважающий Лермонтова и его творчество, не способен опускаться до базарной брани. Вы ведь тем унизили отнюдь не меня. Ёжик - он хвилозофическая личность, его обидеть невозможно. А если бы вы то же сказали в адрес реального человека, то могли бы быть судимы по административной статье. Очень жаль, что столь выдающийся лермонтовед таких элементарных вещей не понимает

Крылатый Ёжик   17.03.2017 19:07   Заявить о нарушении
Бескрылый ёжик, ты ещё и юрист никакой, оказывается. Проконсультируйся любопытства ради, можно ли меня привлечь к административной ответственности за содеянное, если бы ты был не ёжик, а уважаемый человек? Три из трёх скажут "Нет!", хоть миллион рублей им предложи. И любой филолог тебе скажет, что сформулировал я безукоризненно. А у тебя и в стихах всё приблизительно, и в суждениях. А туда же - на гения замахиваешься.

Иван Шепета   18.03.2017 11:38   Заявить о нарушении
Ну что вы, что вы, Иван, я на вас не замахиваюсь. Даже приблизительно.
Мне просто интересна зоопсихология.
Спасибо за занятный диалог, он для меня был очень полезен.

Крылатый Ёжик   18.03.2017 13:10   Заявить о нарушении
Ёжик, не передёргивай. Ты замахнулся на Лермонтова.

Иван Шепета   18.03.2017 14:40   Заявить о нарушении
). Я замахнулся только на подход Регины Соболевой к критике.

Крылатый Ёжик   18.03.2017 19:01   Заявить о нарушении
Запомни, несчастный: гений и "премерзкий, злобный человек" - вещи несовместные. Это аксиома. Постарайся в будущем избегать таких ляпов.

Иван Шепета   19.03.2017 03:58   Заявить о нарушении
порекомендуйте то же Регине Соболевой. А гений и злодейство - вполне совместимы). Надо понимать, что нельзя быть хорошим одновременно для всех в общечеловеческом плане. И гениальность от того меньше не становится. А начианать критическое выступление с демонстрации авторской предвзятости и необъяснимой личной неприязни - значит показать необъективность и надуманность последующих суждений. Критик должен уметь понимать, о чем он будет судить (в первую очередь художественные способы и творческий метод) , а не оценивать - нравится-не нравится.

Крылатый Ёжик   19.03.2017 07:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.