Рецензия на -Деревенская светлая Русь- Е. Ларской
1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.
В связи с этим хочу заявить, что требования некоторых авторов об обязательном получении их согласия на полное или частичное использование их произведений в моих рецензиях незаконны, так как у меня нет цели получения какой-либо коммерческой выгоды, а преследуется исключительно культурная цель.
Рецензия на стих «Деревенская светлая Русь» Елены Ларской
Деревенская светлая Русь
Елена Ларская
Край берёзовый, волюшка вольная,
Деревенская светлая Русь,
Перезвоны твои колокольные,
Навевают печальную грусть.
Здесь свобода - раздолья заветные,
Испокон и во веки веков
Люди были простые, приветные,
В дивном крае берёз и снегов.
Как гуляли здесь свадьбы не бедные
По народному - улицей всей!
Были семьи всегда многодетные -
Шесть и восемь и десять детей!
И влюблялись и сватали девушек,
И работали за четверых!
Не ленились выращивать хлебушек
На просторах бескрайних, родных!
Ох, головушки были бедовые -
Свист удалый и влёт сизари!
Хороводы водили весёлые
Под гармошку до самой зари!
Ах деревня, ты Русь деревянная!
Лишь тобою во все времена
Прирастала страна православная,
А теперь?...Никому не нужна!
Отцвела, облетела черёмуха,
Тишина в одичавших садах...
А по избам ни скрипа, ни шороха -
Запустенье, кручина и прах...
Нищета - чёрный ворон над сёлами,
Отчего вам такая юдоль?
И вечерней порой, невесёлою,
Всё труднее скрывать свою боль...
И гармонь переливами звонкими
Не звучит - только ветхость и грусть,
Жизнь свою доживает хатёнками,
Раскатившись по брёвнышку Русь...
http://www.stihi.ru/2010/10/02/7816
Деревня, русская деревня! Что значит для каждого из нас это слово «Деревня»? У каждого свои воспоминания из детства. У бабушки в деревне – это просто красота неописуемая: речка, в лес по грибы и ягоды, запах скошенного сена, прокатиться верхом на старой лошадке, покормить Бурёнку только, что сорванной травой, всего просто невозможно пересказать! А бабушкины пироги – это же объедение, да ещё с парным молоком! А про варенье можно не говорить – это вне всяких эмоций! А дедушка, от которого пахло крепкими папиросами! Вечером на завалинке слушая его рассказы о боевой молодости или байки из деревенской жизни, сам проживаешь за него всю нелёгкую жизнь.
Но вернёмся из детства в нашу жестокую реальность.
Читая, это стихотворение – перед глазами проносится история Русской Деревни, с далёких времён и до наших дней. Русь, Россия жива до тех пор, пока жива Деревня. В самые тяжёлые для России времена на защиту Родины вставали простые деревенские мужики. Могут возразить: А как же Город? Рабочие и интеллигенция? Да ведь город – это разросшаяся деревня, и рабочие в недавнем прошлом или сами родом из деревни или их ближайшие родственники.
Здесь свобода - раздолья заветные,
Испокон и во веки веков
Люди были простые, приветные,
В дивном крае берёз и снегов.
Очень точно показано:
«Испокон и во веки веков
Люди были простые, приветные,
В дивном крае берёз и снегов.»
В деревне гостей встречали радушно. Гостю самое лучше место, все разносолы из погребка на стол. Хозяева будут спать на полу, уступив гостям свою кровать.
Да, жизнь в деревне нелёгкая. Каждый день нужно работать – и в поле, и в огороде, и по дому, и за скотиной ухаживать, запастись дровами, подправить забор, всего не перечислить. Но не только работать и отдыхать могли в деревне широко, с душой!
Как гуляли здесь свадьбы не бедные
По народному - улицей всей!
Свадьбы гуляли всей деревней, всем селом и обычно осенью, после сбора урожая, когда всего было вдоволь. В этом характерная черта деревенской жизни – всё делать сообща, быть вместе и в радости и в беде. Ведь, всякое случается. Бывает, дом сгорит, тогда всей деревней погорельцам за несколько дней новый дом отстроят.
И семьи были многодетные «Шесть и восемь и десять детей!» И даже больше десяти детей. Это сейчас в городских семьях один ребёнок, реже два. А три ребёнка – это уже многодетная семья! Ведь, много детей – это, как ни прагматично звучит, рабочие руки. Потому что жизнь в деревне это каждодневный тяжёлый труд:
«Не ленились выращивать хлебушек
На просторах бескрайних, родных!»
Да и в старости, чтоб было кому ухаживать за родителями. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках…
Ох, головушки были бедовые -
Свист удалый и влёт сизари!
Хороводы водили весёлые
Под гармошку до самой зари!
И хороводы водили и через костёр на Ивана Купалу прыгали. И «одинокая гармонь по ночам девушкам спать не давала».
Ах деревня, ты Русь деревянная!
Лишь тобою во все времена
Прирастала страна православная,
А теперь?...Никому не нужна!
Как точно сказано! Только на деревне держалась Русь-Россия и деревней прирастала. (Здесь бы после слов «Прирастала страна православная» поставить восклицательный знак, а так получается вопросительное предложение. А вопрос – «А теперь?» относится уже к нашему времени.)
«А теперь?» Теперь деревни стали бесперспективными, Россия держится на сырьевых ресурсах и прирастает газово-нефтяной трубой! Деревни пустеют, сады брошены. Молодёжь давно подалась в город, к благам цивилизации. В деревнях остались одни старики да старухи.
Нищета - чёрный ворон над сёлами,
Отчего вам такая юдоль?
И вечерней порой, невесёлою,
Всё труднее скрывать свою боль...
И пока «чёрный ворон над сёлами» вьётся и не только нищетой, но и жутким призраком ВТО. Вступлением во Всемирную Торговую Организацию Россия окончательно добьёт умирающую деревню!
И гармонь переливами звонкими
Не звучит - только ветхость и грусть,
Жизнь свою доживает хатёнками,
Раскатившись по брёвнышку Русь...
Неужели такую долю определил российской деревне Господь Бог? Чтобы она, русская деревня, развалилась, раскатилась по брёвнышкам? Так и хочется спросить: А Русские ли вы, господа руководители и министры в правительстве, промышленники и банкиры? На чью мельницу воду льёте? Почему российские деньги работают за границей, развивают американскую экономику? Почему эти деньги не вкладываются в российскую деревню? Пусть умирает русская деревня, а затем и Россия умрёт?
Небольшие замечания: слегка подкачали рифмы «бедовые-весёлые», «деревянная-православная» и «черёмуха-шороха», хотя при почти полном созвучии это незаметно (и не повлияло на итоговую оценку). И о «хатёнке». Словарь Ожегова: ХА;ТА, -ы, ж. На Украине, в Белоруссии, на юге России: крестьянский дом. уменьш. – ХАТКА, пренебр. – ХАТЁНКА. Словарь Ефремовой: ХАТА, Крестьянский дом - бревенчатый или мазанка - в украинской или южнорусской деревне. (Моё сугубо личное мнение, ни в коем случае не навязываю его автору: слово «избёнка» было бы более уместно)
Вывод: очень хорошее стихотворение, хорошо сюжетно выстроено, с эмоциональной кульминацией, с логической концовкой и на очень актуальную тему.
С уважением Ваш Добрый Практик Стихоанализа.
Свидетельство о публикации №111040906531
Острый Комар Храпов Владимир Вик 17.08.2013 22:22 Заявить о нарушении
Добрый Практик Стихоанализа 18.08.2013 00:04 Заявить о нарушении
Острый Комар Храпов Владимир Вик 18.08.2013 11:53 Заявить о нарушении