Ночь за ночью

Сколько историй
Старый сверчок рассказал
Из за камина...


Рецензии
Лен, думаю, это будет интересно не только тебе, но и твоим читателям-соавторам по перекличке ☺. Материал (в сокращении) - с семинара Центра сравнительного изучений культур Востока и Запада. Автор - Елена Дьяконова.

Трехстишия хайку (всего в 17 слогов) произошли из японских классических пятистиший танка, или вака в 31 слог посредством еще одного жанра, а именно «связанных строф» – рэнга.

Постепенно трехстишия, входившие в состав рэнга, приобрели самостоятельное значение и стали функционировать как произведения нового поэтического жанра хайку, а жанр рэнга со временем сошел со сцены, совершенно потеряв самостоятельное значение. <...> Крупнейший поэт хайку и лучший теоретик и историк жанра рубежа ХIХ –ХХ в. Масаока Сики (1867-1902) полагал, что жанр рэнга сыграл свою формообразующую жанр хайку роль и прекратил свое существование с выходом в свет сборника Сокана «Собрание Собачьей горы Цукуба» (Ину цукуба сю, 1523 г.), антологии шуточных хайку – хайкай. Юмор, шутка, подзадоривание были на первых порах теми конструктивными элементами, которые вдохнули новые силы в угасающий жанр, поэтому самые ранние трехстишия хайкай носят исключительно шутливый характер.

Первые шуточные трехстишия появляются уже в ХII в., раздел трехстиший есть в антологии Сэндзай вака сю: («Тысячелетнем собрании японских песен», около 1188), составленной Фудзивара Сюндзэй (1114-1204). До этого еще в антологиях Манъёсю и Кокин вака сю отмечены стихи танка, написанные двумя авторами, первые три строфы ками-но ку (5-7-5) писал один поэт, а вторые две строфы симо-но ку (7-7) – другой, в чем отразилось китайское влияние. Еще в поэзии эпохи Шести династий (Лючао) (IX-XI вв.) были известны групповые стихотворения ляньзцзюй.
Появление нового жанра

У именитых поэтов распространился обычай бросать на прощанье после поэтических встреч и состязаний стихотворную шутку в 17 слогов – хайкай. Свое наиболее яркое воплощение новый жанр получил в собрании Синсэн ину Цукуба сю: (ксилографическое издание 1615г.) («Заново отобранное Собачье собрание [горы] Цукуба»), составленном Ямадазки Со:кан (род.1464 или 1465 гг.); в него вошли 562 куплета (463 цурэку - 2-строфные и 102 хокку - 3-трехстрофные). Позже хокку (т.е. начальные три строфы рэнга в 17 слогов, стоящие при инверсионном порядке рэнга на втором месте) отделились от «цепочек» рэнга, приобрели самостоятельное значение и серьезный характер. Шуточные хокку ушли в прошлое с появлением на литературной сцене лучшего поэта жанра Мацуо Басё (1644-1694), хокку превратился в самостоятельный серьезный жанр и занял наряду с вака главенствующее место в японской поэзии и в творчестве таких поэтов, как Ёса Бусон (1716-1783), Кобаяси Исса (1763-1827).

Термин хайку выдвинул в конце Х1Х – начале ХХ в.четвертый великий поэт и теоретик хайку Масаока Сики, предпринявший попытку реформировать традиционный жанр. В ХУП-ХУШ вв. на поэзию хайку оказала влияние дзэн-буддийская «эстетика недосказанности», понуждающая читателя и слушателя участвовать в акте творения. Эффект недосказанности достигался, например, грамматически (тайгэндомэ), так одно из интонационно-синтаксических средств хайку – последняя строчка заканчивается неспрягаемой частью речи, а предикативная часть высказывания опускается.
В поэзии хайку большую роль сыграли сформулированные Басё в форме бесед с учениками и записанные ими эстетические принципы саби («печаль») и ваби («простота», «опрощение»), каруми («легкость»), ториавасэ («сочетаемость предметов»), фуэй рюко («вечное, неизменное и текущее, нынешнее»).

<...>
Повторение тем вака в поэзии хайку не должно вводить в заблуждение наблюдателей, кроме формальной особенности – непременного прсутствия в стихотворении сезонного слова киго, в хайку неизменно проникнуто духом хайку (хайъи), облеченный в соответствующие слова (хайгон). Один из учеников Басё Хаттори Рансэцу (1654-1707) записал за учителем (сам Басё ничего не записывал, устное слово было более значимо, чем письменное) его суждение о различии вака и хайку. Он приводил такие примеры: тема «дерево ивы под легким весенним дождиком» принадлежит миру вака или рэнга, а тема «ворона бросается на змею на заболоченном поле» – это несомненно тема хайку.

В самом общем виде можно утверждать, что именно такое различие в темах и их словесном воплощении существует: природа, представленная в хайку, ближе к повседневности, заурядности, вместе с тем она более гротескна, парадоксальна. Природа в хайку не должна быть понята, узнана и описана, а некоторым образом «схвачена» в определенный момент существования, «застигнута», так сказать, на месте непосредственным опытным путем. Поэтому прямое наблюдение, нахождение непосредственно на сцене, где разворачиваются события, необычайно высоко ценилось в искусстве хайку. Писать хайку следует, по словам одного поэта, так, словно мечом разрубают дыню.

К проблеме генезиса жанра хайку русская японистика почти не обращалась, данная работа – лишь первые шаги на этом пути, сравнение же двух главных жанров традиционной японской поэзии, существующих и в наши дни, тема для будущих исследователей.

Любовь Терехова   21.12.2010 02:12     Заявить о нарушении
И о рэнга - от специалиста (преподаватель Гуманитарного университета, кафедра культур востока, отделение японоведение Дьяконова )☺

Рэнга – цепочка трехстиший и двустиший (17 слогов и 14 слогов), иногда бесконечно длинная до сотни и более строк, построенных по одному метрическому закону, когда просодической единицей является строфа, состоящая из группы в пять и группы в семь слогов (5-7-5 и 7-7) в строке. Пятистишие делилось на две части: «верхнюю» ками-но ку по 5-7-5 слогов в строке и «нижнюю» симо-но ку по 7-7 слогов в строке. Эти части соединялись в последовательности трех- и двустиший, которые должны были создаваться на заданную тему, семантически им полагалось быть связанными. Существовали и рэнга с инверсионным построением строф – сначала двухстишие, затем трехстишие.

Часто рэнга сочинялись экспромтом на встречах поэтов, которые могли длиться днями. Все трехстишия и двухстишия (часто написанные разными авторами по принципу переклички) связаны общей темой, но не имеют общего сюжета. Каждое из них, представляющее собой самостоятельное произведения на тему любви, разлуки, одиночества, вписанные в пейзажную картину, может без ущерба для его смысла вычленено из общего контекста стихотворения (примеры такой формы известны в восточной поэзии, например, цепочки панутнов, исполнявшиеся двумя полухориями, в малайской поэзии). Но в то же время каждый стих связан с предыдущим и последующим стихами: это как бы цепь слабовыраженных вопросов и ответов, где в каждом последующем трехстишии или двустишии ценен поворот темы, неожиданная трактовка слова. Жанр рэнга возник в ХП в. как приятная забава, литературная игра, затем развился в изощренное серьезное искусство со множеством сложных правил.

В конце ХШ в. в историческом памятнике «Нынешнее зерцало» (Има кагами), в котором описано рождение этого жанра, появился термин кусари рэнга «стихотворные цепочки». В зависимости от длины такие «цепочки» носили названия: танрэнга («короткие рэнга»), касэн («тридцать шесть строф» по названию «тридцать шесть гениев японской поэзии» - сандзюроккасэн), хякуин («стострофные») и др. «Цепочки» могли сочиняться несколькими людьми, превращаясь в своеобразный диалог, в котором должно было возникнуть особое художественное единство. Необходимо было ориентироваться только на предшествующий куплет. В зависимости от того, сколько человек принимали участие в создании «цепочки» они подразделялись на докугин («один человек»), рё:гин («двое») и сангин («трое»). Существовал канон тем (дай) для сочинения рэнга: луна, цветы, ветер. Между отдельными стихами нужно было поддерживать особого рода непрямую связь. Наиболее ценились рэнга школы Микохидари, в которую входил, например, лучший поэт Фудзивара Тэйка ( 1162-1241). Рэнга делились также и на «имеющих душу» (усин рэнга), т.е. серьезные, и шуточные, «не имеющих души» (мусин рэнга).

Первый большой сборник рэнга - это составленная Нидзё Ёсимото и Кю:сэй (1284?-1378?) антология Цукуба сю: (“Собрание [горы] Цукуба”, 1357). В ХУ в.стали говорить о “Семи мудрецах рэнга”, так назвал их известнейший поэт Соги Синкэй (1406-1475), одному из мудрецов, принадлежит теоретический трактат о рэнга Сасамэгото (“Шепот”, 1488), в котором он разъяснил смысл основных эстетических категорий. Лучшей в истории жанра японские критики считают Синсэн Цукуба сю: (”Вновь составленное собрание [горы] Цукуба”).)

Искуссво сложения рэнга состоит не только в создании совершенных стоф, но и в искусстве контрапункта и композиции всей цепочки в целом, чтобы тема играла и переливалсь всеми красками с соблюдением правил и канонов и вместе с тем оригинально, как ни у кого, нигде не противореча гармонии целого.

Цепочки рэнга сочинялись экспромтом на поэтических собраниях, когда два или более поэта выбирали одну из канонических тем и сочиняли по очереди трехстишия и двустишия . В цепочках рэнга могли найти относительно более полное выражение приемы, разработанные в поэзии вака (энго, едзё) и т.д. поскольку большой объем рэнга в целом и сохранение в то же время стихотворной формы танка и многих ее свойств позволял просматривать развертывание набора ассоциаций на сравнительно более широком материале.

Подобный поэтический диалог восходит к песням-перекличкам из антологии Манъёсю (мондо). Постепенно трехстишия, входившие в состав рэнга, приобрели самостоятельное значение и стали функционировать как произведения нового поэтического жанра хайку, а жанр рэнга со временем сошел со сцены, совершенно потеряв самостоятельное значение. Уже в ХVI в. жанр рэнга фактически перестал существовать.

Любовь Терехова   21.12.2010 02:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Любава! О хайку - бесконечно приятно и интересно узнавать что-то новое! Рэнга - вообще, редко затрагиваемая тема. Отдельная огромная благодарность тебе - за щедрость и желание поделиться с миром тем новым, что есть у тебя!
Спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Елена Акифьева Савенкова   21.12.2010 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.