Прогулка595 Стихиряне о видах местных рецензий

(по следам "Прогулки 471")

Более года назад (как летит время! вроде недавно было) получили мы письмецо. А в нём – вопрос молодого поэта Владимира:
- Скажите, пожалуйста, что такое рецензия? и для чего она?
Мы попросили стихирян внести ясность и помочь новичку сориентироваться в стихирном море.
О том, что такое рецензия на стихире, размышлял 41 ЧЕЛОВЕК.

***

Перечитав все ответы, мы решили сделать некое их обобщение.

1. «Мнение народное» склоняется к тому, что в преобладающем большинстве случаев стихирная рецензия – это повод пообщаться, поговорить – иногда о чём угодно, иногда - о теме, которой посвящено стихотворение, но не о самом стихотворении (то есть о его художественных особенностях и проч.).

Эта позиция чётко сформулирована ДОЧЕРЬЮ НЬЁРДА:

«Ну разумеется, дорогие Паскали, на стихире рецензия - любезно предоставленная администрацией возможность пообщаться. :-)) Поиграть, подружить, поспорить, поругаться, если приспичит. Научиться чему-то. Мы же в большинстве здесь дилетанты. Настоящие рецензии писать довольно сложно и не каждому по зубам. Согласитесь, без этой возможности высказываться сайт не был бы столь многолюдным, пестрым и  ИНТЕРЕСНЫМ».

ЭММА ГОЛЬД считает:

«Не было бы споров и недопонимания, если бы программисты "Стихи.ру" вместо слова "рецензия" использовали слово "впечатление" или "отклик". Но мы же хотим все по-настоящему, по литературному)))».

Добавим к этому ОТ СЕБЯ, что стремление к тому, чтоб всё было «по-настоящему», часто приводит к ужасающим последствиям: дилетант вдруг, любуясь собою, начинает разносить в пух и прах хорошие стихи, недоступные его уму и сердцу. Получается по Гоголю: прочитал пять-шесть книг и оттого несколько вольнодумен)))


МАРИНА ШАПИРО называет свои рецензии «откликами» и делит их на жанры: отклик-совет, -общение, -критика, но всегда доброжелательная. Вот Маринин стихотворный отклик:

* * *
Моя простая, без претензий, лира,
Попав на тучные поля стихиры,
От окружающих чудес шизеет,
Крадётся хищно — ищет ротозея,
Которому не жаль шикарным франтом
Крутить пред ней плащом — своим талантом.
Она не устаёт — беда такая,
Всё бродит там и день, и ночь читая,
Мулетой* рецок справа вьёт и слева —
И… на рогах стиха взлетает тело.
Рыдает сердце, сталь познав кинжала,
Одна строка в испуге убежала…
Ночной кордон стихира выставляет,
Несётся стон от края и до края,
Сквозит рассвет цветами горьких лилий…
Спасенья нет — кого-то там убили.
Я виновата — я её просила
Умерить пыл, но не хватает силы.
Вкусивши раз блаженство жаркой схватки,
Не хочет больше игр салки-прятки —
Ей подавай корриду и фламенко,
Теперь уж не устроит летка-енка.
Стремится слиться в страстном стихо-танце
С чужим стихом, вдвоём, протуберанцем
Взлететь к чужим неведомым высотам,
Проникнуть в мир чужой, познать — а что там?

ПЛОХО ИЛИ ХОРОШО, что рецензии как жанра нет? Некоторые из нас сожалеют об утрате рецензией своего значения. ГАЛИНА ВОРОНЕНКО:

«Для пишущего человека необходимо мнение другого пишущего человека, мнение честное, откровенное, желательно с безжалостным разбором ошибок, если таковые имеются, очень желательно со ссылками на конкретные примеры или источники, помогающие исправить ошибки, или разобраться в том, чего еще не знаешь. Я жду таких рецензий. И частенько получаю по заслугам, чему радуюсь искренне и тороплюсь всегда исправить ошибки и получить необходимые знания.
… У всякого свои цели и задачи. Захочешь - найдёшь то, что тебе нужно. Здесь есть и критики, и различные конкурсные площадки, и школы, и очень много по-настоящему хороших и талантливых поэтов».


2. Стихиряне отметили ещё один вид стихирных рецензий. О них хорошо сказал АНДРЕЙ ОБОЛОНЧИК:

"Я ща Тебя так похвалю, что Ты мне ну просто обязан будешь ласково ответить"
"Каждый выбирает по себе...".

ЛЕРА ШЕР пишет о подобных «откликах»:

 «Вы ведь тоже натыкались, я думаю, на "рецензии" типа "Ах, какое стихо! Потрясающе!"))))) Я когда-то обнаружила на одной страничке, что разрыв между такими "рецензиями" - 1-2 минуты. Думаете, за такое время можно прочитать, осмыслить и оценить прочитанное?»

Способом междусобойного поднятия рейтинга называет такие рецензии СЕРГЕЙ ШЕНДО.


3. Третий  вид стихирных рецензий читатели назвали лирическими откликами: это когда пишется стихотворение по мотивам (либо на тему) прочитанного, по ассоциации с ним.

Есть на сайте и собственно рецензии - но их, как уже говорилось выше, мало.

***
Интересные мысли о рецензиях как способе существования на стихире высказал ДМИТРИЙ КАРПОВИЧ:

Я люблю "поумничать", но за излишние пространные рассуждения здесь, на Стихире, можно и по башке получить. Коснусь одного аспекта...Рецензии - это единственный и надёжный способ найти свою поэтическую нишу: найти ту часть (страту, партию) людей из огромного множества, с которыми завязываются устойчивые связи, более или менее стабильные взаимоотношения на определённом временном отрезке. Это очень важно - вступить в свою партию; на Стихире беспартийных нет! Понятно, что страты пульсируют в ту или иную сторону, но в целом они относительно стабильны. Нашёл свой островок - суши портянки, закуривай, хлебай из котелка! Ты для кого-то стал своим, и для тебя кто-то стал почти родственником. Врагу не пожелаю - бродить шатуном между людными островками, выпячивая никому не нужную псевдосамостоятельность.

***
Потрясающий обстоятельностью и многогранностью ответ дал  АНАТОЛИЙ СЕРГЕЙЧУК:

Начав читать, я думал: это – шутка:
Спросить вдруг авторов, - Что пишете Вы тут?
Но, повинуясь голосу рассудка,
Я продолжал, и через пять минут
Стал завораживаться таинством процесса,
Как группа образованных людей
Терзает с неподдельным интересом
Вопрос бесспорный в ясности своей:
- ЧТО ЕСТЬ РЕЦЕНЗИЯ? ЗАЧЕМ НУЖНА ОНА?
И чем она для каждого ценна? -
Нелепей, разве что, определенье
Просить поэта дать стихотворенью.

Я размышлял по каждому ответу:
Где в тщательно подобранных словах
Старались осторожные поэты
Скрыть, что у всех вертелось на устах.
Понятно, от классической трактовки
Рецензия в «Стихи.ру» далека,
Как томагавк от снайперской винтовки
(С учётом дальнобойности стрелка).
Из прочих – чаще слышалось:
«В общении -
Смысл выраженья собственного мненья»;
Пореже чуть:
«Разбор и обсужденье»;
Припомнил кто-то перевод «ревью»,
Родив обеспокоенность в строю,
Потребовали некие особы
Их не травили б рецензенты чтобы,
А жили, не грозя других житью.
О клановости вскользь поговорили:
В том смысле, что с друзьями каждый в силе
Удерживать позицию свою.

Ни алчности, ни славы, ни корысти
Не слышалось в художественном свисте
И тот, кто тут о рейтинге спросил,
Казалось, был меж ангелов бескрыл.
А, между тем, простите ворчуна,
Но у рецензий твёрдая цена,
И в каждом, их штампующем горстями,
Осведомлённость в том, увы, видна.
Понятно всем, - Общение с друзьями
Публиковать не нужно со стихами,
И, чтобы обсудить вчерашний пир,
Нужды нет выносить свой трёп в эфир.
Поэтому, друзья, не обессудьте,
Но хоть с собою Вы честнее будьте,
Чтоб, соблюсти пытаясь этикет,
Не называть обеднею обед.

Раз определена за слово плата,
То святость слов уже не так уж свята.
И в этом корень многих-многих бед:
Чтоб не задеть случайно адресата,
Тут пишут, чтоб писали им в ответ.
- Елей и патоку, уж ладно, - лить не нужно,
Но правду – оставляйте при себе:
Должны поэты мирно жить и дружно
Не мысля о какой-нибудь борьбе.
Как пациентов скорбного приюта
От них самих их надо защищать,
А если что не нравится кому-то,
То – вовремя укладывать в кровать.

Сформировалось вдруг мировоззренье,
Что резких слов пугается поэт,
Мол, - нервный, и пусть лучше мелет бред,
Чем слышит неприятные сужденья.
И млеют от бессмысленных похвал
Здесь тысячи обычных сумасшедших,
Фальшивую известность приобретших,
Но жизнь сменяв на пошлый карнавал.
И будто бы благопристойный вид,
Кончается читательской зевотой,
Что, кто не «местный» вряд ли объяснит,
Чем не похож поэт на идиота.

Конечно, каждый волен сам решать, -
Какой судья труду его под стать,
И где для критики приемлемая мера,
Но лично я считать за благодать
Не буду «деликатность» лицемера.
И для меня реЦЕНЗия всегда
Стоит в родстве с общественной ЦЕНЗурой,
Где каждый вправе высказаться, - Да.
- Здесь есть, что приобщить к литературе, -
А при прикосновении к халтуре
Макнуть «творца» в чернильницу стыда.

PS. Уважаемые авторы и рецензенты. Я высказываю своё мнение в чём-то с чрезмерной страстностью, но всегда с пониманием того, что никакую критику, да и никакую идею, в принципе, нельзя вопринимать без определённой доли иронии. (...)С улыбкой и с безусловным уважением ко всем, несмотря на обманчивую резкость некоторых эпитетов.

***
А тут как бы иллюстрация на тему – «Переписка под одним стихом» на стр. автора УМЕНЯИМЯНЕТУЭТОПРАВОПОЭТА. http://www.stihi.ru/comments.html?2009/09/29/3455

***
Паскали благодарят всех стихирян, откликнувшихся на просьбу поразмышлять о стихирной рецензии.
Всем – вдохновения, умной и обоснованной критики,  побольше рецензий хороших и разных!)))


Рецензии
Думала я думала - что же такое я-то пишу, вместо рецензий (да ещё много так) и ни фига не поняла.
Скорее всего для меня "рецензия" тутошняя - это просто типа почты. Для общения. Согласитесь, Паскальчики, на сайтах знакомств общаться ужасно скучно (я пробовала). Там редко кто может написать со смыслом и без орфографических ошибок, от которых все, имеющиеся в наличии, волосы дыбом встают.
А тут народ грамотный (большинство). Интересный. Никто тебе не напишет "приветчоделаишь".
В общем - я тут утоляю жажду общения. Такого, которого мне в реальной жизни очень не хватает. А без "рецензий" это было бы невозможно.

Елена Лерак Маркелова   10.12.2010 12:47     Заявить о нарушении
Да, наверное, большинство так. Кроме крутых звездей, выясняющих, кто из них звездей)))

Два Паскаля   11.12.2010 08:01   Заявить о нарушении
А чего выяснять-то? Канешна я - солнушка. :))))))

Елена Лерак Маркелова   11.12.2010 09:49   Заявить о нарушении
Ой, девочки! (а Паскали-то кто?) Ну как прАвы! не могла пройти мимо - так хорошо беседуете... Ну просто со всем согласнаЯ (а ко мне тоже вмешиваются, да ещё бывает и пошляки...
А Паскалям - эта добавочка вместо рецки (чо повторятся-то) - простишь? М.

Марианна Лебедева   24.04.2011 15:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.