Тесей - Ариадне

В смертельном мраке лабиринта,
Где даже направлений нет,
Где, проблуждав немало лет
И подчиняясь лишь инстинктам,

Почтишь за счастье умудриться
Найти заброшенный скелет
И, крикнув, услыхать в ответ
Безумный рев быка-убийцы,

Твой меч оттягивает мне
Своим приятным весом руку.
Благословляю мир за скуку,
Ведь в этой грешной тишине

Проглядывает твой портрет,
Как драгоценный клад сквозь воды,
Как бесконечный пируэт
Любимой нами несвободы,

Неприукрашенной природы
Сияет чистый силуэт.


Рецензии
Очень красиво, мелодично. Но есть несколько неясных для меня моментов.

"Твой меч оттягивает мне
Своим приятным весом руку." этот меч принадлежит тому портрету, что позже проглядывает?

Непонятен оборот "любимой нами несвободы".

Портрет и природы чистый силуэт - это одно и то же, или разные ..люди, персонажи?
И, кстати, получается "в этой грешной тишине" (слух) "проглядывает твой портрет" (зрение).

Тут не хватает резкого перехода, как мне кажется. Как я читаю: Тесей бродил в мрачном лабиринте, но при этом у него в руках уже есть спасительный меч и надежда (она же портрет) появилась, точнее, уже есть какое-то время. Потому что вначале идут деепричастные обороты, не указывающие на время, потом "почтишь найти" настоящее (или будущее сослагательное), "оттягивает (настоящее) "проглядывает" (настоящее) "сияет" (настоящее). ТО есть складывается впечатление, что ничего не происходит, нет динамики, описывается статичное состояние.
Смотри, если сделать

"Благословляю мир за скуку,
Ведь в этой грешной тишине

Вдруг появился твой портрет,"

Но тогда непонятно, откуда меч взялся раньше портрета. :(

Ух, Объясни сначала задумку.

Анна Романовская   30.09.2010 22:05     Заявить о нарушении
Благодаря тебе я теперь люблю редактировать стихи не меньше, чем писать начерно :) Всегда есть не только с чем поспорить, но и с чем согласиться.

Думаю, надо начать с мифа о Минотавре. У него есть много вариантов. Нам известен самый поздний, где Минотавр получеловек-полубык, рожденный от царя Миноса и коровы, а Тесей смог выбраться из Лабиринта благодаря клубку ниток, который дала ему Ариадна (или клубку и мечу, наверное).

А вот самый древний и близкий к реальности говорит, что Ариадна дала Тесею только меч. Тесей и пара верных ему (даже влюбленных в него, я бы сказал ;) юношей, притворились жертвами, которых регулярно скармливали Минотавру (обычному такому бычку). Так как они были жертвами, оружия у них не было, и вот Ариадна дала ему меч, а из лабиринта он выбрался с помощью юношей. Но самое интересное - в вариации этого мифа, где найти выход ему помогла Ариадна, вошедшая в лабиринт в короне, подаренной ей Афродитой и выкованной Гефестом. Сияние этой короны было заметно в темноте Лабиринта, и Тесей без труда вышел на свет. (нашел навскидку только фразу в статье "Тесей" в Википедии: "Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. По версии, спасся из лабиринта благодаря сиянию, излучаемому венцом Ариадны [Псевдо-Эратосфен. Катастеризмы 5; Гигин. Астрономия II 5, 1]. Венец потом, кстати, стал созвездием.

Стих адресован Ариадне, это, я думаю, понятно. Меч - её, потому что она его подарила. Ее проглядывающий портрет - это то изобраение человека, который постепенно вырисовывается, когда идешь из темноты на свет. Сначала человека не видно, все слепит.

По драматургии так: сначала безвременное описание лабиринта, он был таким и до Тесея, и во время его подвига. Так сказать, мизансцена. Это до слов "быка-убийцы". Потом убийство Минотавра - ерундовая вещь, не стоящая описания, потому что испытание - Лабиринт, а не какой-то там бык (Тесей еще юношей убил голыми руками Кроммионскую свинью, а это почти то же самое). Убийство Минотавра отмечается изменением рифмы: до него - напряженное ЖММЖ, после - спокойное МЖЖМ (м - мужская рифма, ж - женская). А потом - спокойный путь из Лабиринта на свет с окровавленным мечом в руке; причем чем ближе, тем яснее различима Ариадна, но ее лицо и тело - это она, а силуэт вокруг нее - чистая женственность и любовь, который уже не только ее. Тут я не могу точнее объяснить. Хм... Действие действительно не описывается. А оно нужно?

"Любимая нами несвобода" - это отношения Ариадны и Тесея. Они ведь были зависимы друг от друга, верно? Но им это нравилось.

С тишиной и портретом я действительно крупно промахнулся. Надо как-то исправить. И "ненакрашенная природа". Разве Тесей бы так сказал? Он же древний грек. "Неприукрашенной природы", "И незапачканной природы", "Твоей естественной природы"?..

Круглый Лев   02.10.2010 21:24   Заявить о нарушении
Любить редактировать стихи? Да ты извращенец )) Это ж тяжко, как резать по живому...

Спасибо за ликбез. Я была в курсе только позднего варианта мифа.
Влюбленные в него юноши, как мило.

Да, в общем я и подумала, что стих адресован Ариадне. Только имхо Ариадны в нем как-то мало. Ее тут с микроскопом надо искать.

Действие может и не нужно. Но должна быть какая-то точка перелома, пик, место силы… не знаю, как объяснить. Не вижу преломления. И от этого стихо проскальзывает, как песок сквозь пальцы, не задерживаясь. Возможно, если поменять, усилить финал – будет лучше.

«И ненакрашенной природы
Сияет чистый силуэт.»
Все же никак не пойму, причем здесь природа. Если у тебя проглядывает силуэт Ариадны, что уже есть больше чем женщина, что есть сама Любовь…. То там и должна быть любовь, а не природа. Природа – это акт размножения, а не любовь.

Анна Романовская   04.10.2010 10:30   Заявить о нарушении
Не переделал? Ленишься, да? :(

Анна Романовская   10.10.2010 01:53   Заявить о нарушении
Тяжко резать по живому. Принял решение, что изменю как минимум предпоследнюю строчку, и вставлю после второй строфы место перелома. Наверное, все же бой с Минотавром надо вставить, но тогда вся вторая половина "поедет". А Аридну я добавлять не буду. Понятия не имею, как ее изобразить, чтобы было достойно ее.

Круглый Лев   10.10.2010 17:00   Заявить о нарушении
А, и еще тишина-портрет. Видимо, придется подбирать новую сквозную рифму вместо "портрет-пируэт-силуэт".

Круглый Лев   10.10.2010 17:06   Заявить о нарушении
Попробуй. Ты ничего не теряешь. Старый вариант ведь никуда не денется, даже если напишешь еще один. Если второй будет хуже - откатишь. Знаешь, почему тяжело? Когда только начинаешь писать стих, он бурлит в тебе, как шампанское в бутылке, которую потрясли, и рвется наружу. В процессе правок, вписываний его в форму и т.д. - ты уже ощущаешь его как груз, который давит, и, приближаясь к финалу, ты мечтаешь избавиться от него. Начать переделывать стих - значит взвалить только что скинутую тяжесть снова на плечи. По крайне мере у меня так.

Анна Романовская   11.10.2010 12:10   Заявить о нарушении
Мне кажется, проще заменить место с тишиной, чем переделывать "портрет-силуэт-пируэт". Тогда вообще вся задумка развалится. Да и не нужно минотавра добавлять. Может, больше эмоций в финале добавить, и получится у тебя "место силы"?

Анна Романовская   11.10.2010 12:13   Заявить о нарушении
Эх, трудно эмоции изображать. Тем более, у меня с этим плохо. Попробовал сегодня переделать, такой бред получается, показать стыдно :-[

Круглый Лев   12.10.2010 00:00   Заявить о нарушении
неприукрашенной природы?

Анна Романовская   22.11.2011 22:54   Заявить о нарушении
Да, пожалуй :)

Круглый Лев   23.11.2011 23:54   Заявить о нарушении