Из книги каменная ограда мартина нага
КАМЕННАЯ ОГРАДА
Дневниковые записи под сенью Квелбелского дуба: новая лирическая полупроза(1989 - 1990)
СИГНАЛЫ ТОЧНОГО ВРЕМЕНИ
(ноябрь – декабрь 1989)
ПРЕЛЮДИЯ (ассоциации). Назад к Баху… Смычок разума… Квелбелский дуб… Сцепление…
Ясень и колос Эдварда Мунка… Экватор… Строка Пастернака… Журчанье ручьев… Космическая музыка… От Шопена к Баху: вечное время…
12.11.89
БЕЛЛЕ АХМАДУЛИНОЙ. Белла, ты кто? Звезда или душа? Ты весь мир вобрала в себя одну. Или проще: ты стала самой собой.
Властвовать и расти. При чем тут годы, века? Цветы и пули? Белла, ты всех нас возьмешь в свой мир…
А небо стоит отвесно, словно дубы Квелдсбела.
Наша жизнь – это наше последнее слово, Белла.
(Белле Ахмадулиной, когда пришла весть о присуждении ей
Государственной премии 1989 года)
12.11.89
ШОПЕН. Чувства, разум, настрой…Руки коснутся клавиш –
И ты целый мир подчиниться себе заставишь.
Залив. Квелдсбелский дуб на скалистом склоне.
Аве, бухточка Найга!
«Четверка», навес, причал. Найг – моя Одиссея.
Белый дом в Желязовой Воле – Шопен.
Ствол дуба шероховат, как стих Пастернака.
Вся жизнь: от доброго знака к доброму знаку.
(Пока Эмиль играет Этюд №1 C-dur, opus 10)
19.11.89
БЕЛЛЕ АХМАДУЛИНОЙ Утоление жажды. Встреч наших память, Белла.
Небо вечных идей над тобой голубело
В центре вселенной. Хрупкость – и революция.
Крылья стихов с болью о бурю бьются.
Аура шероховатых икон над тобою, Белла.
Ты пахнешь березами или дубами Квелдсбела.
25.11.89
УЕДИНЕНИЕ Я улетел от вас – города, цитадели славы,
От милого Осло, Белграда, Москвы, Варшавы.
Я прибился к Утсире, где дни почти одинаковы -
И вечный шум, словно в огромной раковине.
Но мир – со мной. Он стоит, опершись на утес. Ветер играет в буре.
Застывшая музыка. Только ли об архитектуре?
24.11.89
РЕВОЛЮЦИЯ. Это там, где разум восстал. Пейзажи Юхана Даля…
Романтик? И нет – и да. Жизнь как роман. Не будь это неуклюже, я бы сказал: романщик.
24.12.89
Я МНОГОЕ БРОСИЛ? Да, многое, очень. Родное, привычное, изначальное.
Но дело было не в том, чтобы бросить, а чтобы найти другое.
Я думаю о Тургеневе, Маяковском, Шопене, Пастернаке, Шиллере, о многих других. Почти святые, они были в миру чужестранцы.
Обнимитесь, миллионы!
24.12.89
ЗРЕЛИЩЕ 1989. В сочельник – диалог жизни и смерти. Чаушеску – Елена и Николае. «В жестокой борьбе…»
Телевизионная драма. Он казнен, она казнена. Рождение свободы? Замещение должности? Или торжество здравого смысла?
Диалектика Гамлета и Христа.
Что это? Средневековье? «Благая война»?
25.12.89
ANNO 1989. Они не скажут правды о самих себе. Но «правду» о других – это они охотно.
25.12.89
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ. Расти в пространстве и времени. Квелбелские дубы как тайна.
Века… Царство ночи… Бухта Найга… Леонардо да Винчи…
Составляющие земли и жизни. То, из чего мы созданы. Наслоенья, слои.
31.12.89
БРАТСКОЕ ДЕРЕВО. Ты – свидетель веков, превозмогший годы и раны. Томление. Ритмы Рюфюльке словно дыхание ветра.
Дуб – вековой и безвозрастный. Революция годичных колец! В холод и жару его дело – расти. Он близок мне, как Вергеланн.
Дерево и вера! Кора на ощупь как хлебная корка. Надежда – святое имя. Брат мой, квелдсбелский дуб…
5.1.90
ПРОТИВ СТРАХА. Самый большой грех – бояться! Мужествуя - преображаешь себя и других. Страшась - перестаешь познавать мир.
Превозмоги страх – перерасти – как Михаил Булгаков – стань квелдсбелским дубом…
18.1.90
ДУБ КАК ДНЕВНИК. Дневник дуб, вверяюсь тебе. Давай прочтем Пастернака: «Сестра моя жизнь. И сегодня в разливе…»
У квелдсбелского дуба – листок из крови. И синий, иссиня-синий Идсё-фьорд. Вкус Бога.
Вести дневник: все оттенки чувств, присущие войне и миру.
26.1.90
БЕЛЛА – МОНА ЛИЗА (БЕЛЛЕ АХМАДУЛИНОЙ). Милая, милая Белла, большой русский поэт и береза. Крона и корни – две составляющие народа.
Слово на ощупь шероховато, словно кора каравая… Нам есть что терять. Будем вместе превозмогать гибель и ненависть.
Ты ветвишься в очаровании, Белла, лицом возрастая к свету. Ты похожа на мону Лизу.
28.1.90
ДИАЛОГ С ЖИЗНЬЮ. О, вечный квелдсбелский дуб. Диалог с тобой, брат Алеша. Дуб-Достоевский.
Ты – тайна жизни, моя тайна. Ты – гамлетовский критерий, выбор, воплощенный в дереве.
Стоять в любую погоду у Найга. Квелбелский дуб во плоти.
10.2.90
ИКОНА. Послушай – гениальность потом. Вначале любовь. Вот где заложена революция жизни.
Любовь – прежде счастья, прежде горя. В этом царстве свободы - шероховатая берёста.
Ты узнаешь высшее напряжение. Это и есть революция – превратиться в простую берёсту.
15.3.90
СТРАХ, ПОРОДИВШИЙ ЮМОР. Поговорим о Гоголе. Но о каком?
Был он бродягой, загадкой, гением, «новичком».
Поведал о смерти. Мир покорил игрою.
Дал место всем – чудовищу и герою.
Страх и трепет – твоя великая школа.
Страхом своим ты мог разить, как копьём.
Шероховатый твой юмор судьбой твоей стал, Никола.
21.3.90
РОМАН-ПЕРЕСТРОЙКА. Жизнь – это что? Жемчужина или роман?
Вот что я вам скажу: роман под названьем «Пан».
Ах, вечный лейтенант… Глан, Глан!
Не твоя ли жизнь – теория революция?
В верности и в изменах – наперекор принятому?
Роман-перестройка. Наперекор, наперекор…
3.4.90
EXEGI MONUMENTUM
Так ли это трагично – ещё на год постареть?
Раны – отметины жизни. Ты будешь в потомках зреть.
Если ты держишь слово и в мыслях чист,
Если ты дар свой не предал, - ты свеж, как лист.
Это в книгах и на небесах стоит:
Долголетье дубов тебе предстоит.
13.5.90
Я – ЕДИНСТВЕННЫЙ
Я единственный, кто каждый день и теперь поёт «Интернационал»!
По этой причине должен (обязан) ли я зачеркнуть для мира свой голос?
26.5.90
ЛИЦОМ К ЛИЦУ. Когда к Богу придут революционеры земли,
Спросит Бог: «А десять заветов моих – блюли?»
Перестройка. Мир, единимый словом одним.
Словно раскинул ветви дуб над шаром земным.
Революция в душах. Сладость в соке древес.
Всем нам стоять лицом к лицу с Владыкой Небес.
(Размышляя о «Росмерсхольме»)
7.9.90
(С норвежского)
Свидетельство о публикации №110081001240