Итоги июля. Галина Щекина

Избранная десятка июля
________________________



ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА, "С покинутым пространством..."

http://stihi.ru/2010/06/21/37

ОЛЕГ ЛЮБОШЕНКО, "Рыба"

http://www.stihi.ru/2010/07/12/1718

НАТАН ХЛЕБНИК, "Владивосток"

http://www.stihi.ru/2010/07/01/4197

ЮЛИАНА СУРЕНОВА, "Жираф"

http://stihi.ru/2008/05/24/1924

ПЕТРОВИЧ ВЛАДИМИР, "Каска"

http://www.stihi.ru/2009/11/02/5805

НЕЛЮБИТЕЛЬ АБСЕНТА, "Корабельный сонет"

http://www.stihi.ru/2010/05/31/8327

ЕКАТЕРИНА НУРМАТОВА, "Вслед"

http://www.stihi.ru/2007/12/10/2238

КАТЯ ВОЛКОВА, "Хомячки"

http://stihi.ru/2007/11/04/1203

STERVA, "Встречать дождь"

http://stihi.ru/2010/07/01/2417

ЕКАТЕРИНА ПЕРЧЕНКОВА,  "почти Twin Peaks"

http://www.stihi.ru/2008/03/23/432


Америк не открою.  В литературе  привыкла искать настоящее, человеческое, простое. Оно  гнездится в содержательной  части, хотя  сюжетной  стороной  не исчерпывается. Поэтому не попадают в этот список произведения блестящие по форме, но игральные (рапунцель, инахходец, жестокий романец, о кошках, ослепительно Е, перевод с немоты). Люди так умеют играть со словом, что дух захватывает, но меня  это не захватывает. Потому  что  с ними не хочется жить. А с теми текстами, что отобрала, мне хочется жить дальше.
И особенно мне радостно, что  список  открыли стихи почти гражданской направленности. Знаю, что иной раз  человеку дороже  его трусы, чем родина, но  с теми, кто о родине  вспоминает  хотя бы  иногда, интересней.

Ирина Зиновьевна посвятила «С покинутым пространством...» человеку, отчего само  это пространство потеплело и наполнилось эхом невероятной  тоски. Вроде бы идет скучное   описание, перечисление – «фасады преломленные под толщей прозрачных лет как  камешки в  воде» и «площадь в пыльных изразцах шагов» - а читатель поневоле  вздыхает и задумывается, чем  так привязало это  покинутое  место и  кто  этот ЮЖ. Очеловечивание  произошло. Итак – описание, открытость, позитив. Да у  меня  этих покинутых  мест  знаете  сколько? Да и у каждого. Потому что степень обобщения достигнута, и описано неназываемое. Удача.

Уж никак не ожидала,  что родину  можно сравнить с рыбой. Олег Любошенко развел мистику и метафористику, а по сути, вышло, что родина утонула в отлившихся ей  слезах и он готов утонуть вместе с ней. Гражданское, однако, нежное  чувство. Он поневоле оглядывается на социум (с ее светлым – брось в  меня  камень – именем) но нет, от своего не отказывается.- «мы с тобой, рыба, одной крови». Описание, открытость, позитив. Автор зовет, я тоже иду…

Из того же ряда «Вадивосток» Натана  Хлебника. Гончая – это конечно образ многозначный, мне ближе контекст «та что гонит» куда  подальше. Естественно, что лексика воровская тут уместна, даже скупая и обрывистая ритмика хороша – несладкий  стих. Но мужественный. Царапает фраза «приветствуй мя», вернее было бы «приветствую» Но слова «земля/ которой я живу /которой я умру/и досыта наемся» почти молитвенные.  Описание, закрытость (не очень доступно), глубокий  позитив. Принимаю.

 Тема  покинутого пространства и человека настойчиво всплывает  в стихах  «Каска»  Петровича Владимира и «Вслед» Кати Нурматовой. Разные они, но очень перекликаются. Невидимая, не описанная, но  вездесущая смерть очень обостряет ощущение  жизни.  Песенная упрощенная форма  «Каски» придает стиху эпичность, народность, даже гражданственность – пусть бросят в меня  камень. Не удивлюсь, если услышу  этот стих (песню) в  исполнении военного оркестра им. Александрова (на мотив «Казачки»). Что не мешает быть  лирике – лирика пробивается сквозь гражданственность как земляника  через  ржу  каски.  «А в траве блуждают блики / Синевы синей зенит./То ли россыпь земляники,/То ли кровь на ней горит»

«Вслед» - напротив, мучительно-молчаливое размышление об ушедшем  человеке,  исповедальная форма очень тяжела, это попытка преодолеть горечь потери. Строго говоря, я и не  назвала бы это стихом, потому что текст неструктурированный, невыносимо длинный, (его бы сжать), дневниковый. Но теперь у нас  такое стихом называют, или верлибром, я тут доверяюсь номинатору и высоко оцениваю «вслед» именно по человеческой  значимости  «Посему рановато мне вон из кожи./Точке место в конце письма./Многое будет, моя хорошая, /Но я уже не схожу с ума…». И правильно. И это очень утешает. Открытость, искренность, движение от негатива к  позитиву.

Надо сказать,  что не случайно попали в список  стихи про жирафов и хомяков. Животных не люблю ни в  жизни, ни в стихах (мои извинения  любителям кошек), да и ладно бы, но есть исключения – «Жираф» Юлианы Суреновой как раз такой  случай. Здесь хорошо  работает иносказание, художественный прием, это самозащита, обозначение поэта. Фраза «Мне не выбиться в люди. Я просто останусь собой» означает глубочайшую верность себе и своим идеалам. Запомнилось – «А потом запотело стекло и под сердце стекло».
Второй невероятный  «животный» случай – «хомяки» Кати Волковой. Автор добивается того, что за хомяками встают люди с очень оптимистичной  жизненной  позицией, но это подано не в  лоб, а как-то шутливо и негрубо. Я давала стих разным людям – они искренне хохотали и заряжались веселой  энергией этого текста. Не только я. Улыбнуло – «Им диктует: «Смелей держись!»./Сила воли и вера в силы./ Хомячки надкусили жизнь,/
И она их ошеломила». Именно зоркость номинатора Ануки выделила  этот  стих особо и спасибо за это. Мощный  позитив.

  Тексты про хомячков и жирафов здесь – это особая форма отношений  с миром, это  показатель  гармонии.

Линия  сия  подхвачена  «последними романтиками»  среди поэтов – отношу  к ним «Корабельный сонет» Нелюбителя Абсента  и «Встречать дождь» Sterva.
Стих «Встречать дождь» захватывает контрастом – на фоне суетного и материального мальчика живописан портрет иного - с чаем в обитой кружке, по сути поэта-бессребренника. И даже не важно, «что не люблю»,  просто  закон  жизни диктует. Просто, классно и честно.  «Корабельный  сонет» - чертовски красивая лав стори, и даже наплевать, что это статика, в лиргероями ничего не происходит, кроме прощания, но веришь, что у тебя когда-нибудь будет так же хорошо, как и у них. Любовная коллизия отсутствует, слава богу,  дело не в ней, а в том, что  явление ценно сама по себе, это связь человека и  мира, здесь – леса.
 «Вот и всё: на прощание – пара минут./ Отражается лес в глубине твоих глаз/
Мы идём вдоль ручья, и плывут по нему/Отражения неба, деревьев и нас».
Да , все исчезает, но  и остается, это правда….

Законы той же неслышной,  но властной  гармонии толкнули меня и к «почти Twin Peaks» Екатерины Перченковаой. Форма такая плывущая меня  утомляет. Но содержание чарует. Отстраненные и почти ленивые, но остроумные  рассуждения о мальчиках и девочках - это опять же нащупывание  равновесия в мире. И даже если что не так, несправедливо, то все равно это данность. Вот как хитро получилось – даже  если ты недоволен, то все равно будешь доволен. Выходит,  данные  авторы, желая или нет, показали мне очень гармоничную картину  мира, в которой  боль-печаль растворяется в сущей красоте. Это ли не праздник духа! А  стебаться будем  после.


Галина Щекина. Воронеж - Сочи - Вологда


Рецензии
Хоть и с опозданием, хочу поблагодарить Вас, Галина, за столь высокую оценку моего стихотворения. Про, по вашим словам, "почти гражданскую направленность", честно говоря, не думала, но - пожалуй, хорошо, если так :)

.

Благодарю еще раз редакторов и всех читателей, особенно, конечно, тех, кто отметил мой стих в народном голосовании, а еще отдельно - Сергея Фаустова - за высказанное мнение - оно хоть вроде бы и "отрицательное", но мне понравилось. спасибо!

Ирина Зиновьевна   20.08.2010 14:25     Заявить о нарушении
Высокая потому, что видимо совпало что-то главное... А ради этого подчас и читаешь океан стихов, в котором можно утонуть. Поэтому рада буду если и вы читнете что-то. Ответное эхо, оно еще дороже.

Галина Щекина   23.08.2010 15:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.