Праведность и Благодать -27- Дао Дэ Цзин

27.

Умеющий ступать следов не оставляет.
Кому есть что сказать, спокойно говорит.
Умеющий считать без помощи считает.
Кто может закрывать, тот двери затворит.

Коль надо завязать, завяжет без верёвки;
Коль есть кого спасать, спасёт без лишних слов –
Помочь умеет мудрый без навыков, сноровки
Спокойным просвещением до зрелости умов.

Кто праведный – добро доносит до недобрых.
Недобрые для мудрого – опора для добра.
Коль гонят мудреца, коль есть с опорой ссоры –
Достатка нет разумности, а та, что есть, слепа.


06.11.2008


следующее -  http://www.stihi.ru/2010/06/02/2263

содержание - http://www.stihi.ru/avtor/vaskobelev&book=17

предыдущее - http://www.stihi.ru/2010/05/31/4775


Рецензии
Прочно завязанные узлы интереснее распутывать.
Для себя называю дао 27 - Дао "глубокого просвещения". И, наверное, не зря философ отмечает, что это "наиболее важно и глубоко".

Вика Кир   16.02.2011 20:57     Заявить о нарушении
27 джан я ещё не распутал… Есть варианты третьей строфы…

Вячеслав Скобелев   21.02.2011 22:27   Заявить о нарушении
Если в этом варианте не будет в последней строке "то" - "тех" - "та", обязательно меняйте. А вот понятие "опоры" получилось весьма логичным и его трогать жалко.... Трудно, трудно, трудно!

Вика Кир   22.02.2011 21:26   Заявить о нарушении
Вика, мне тоже жалко убирать "опору"... (
Образнее "Недобрые для мудрого как почва для добра" и далее в этом же ключе, но что-то теряется... Тайм-аут оказался маловат, отложу-ка ещё на какое-то время...

Вячеслав Скобелев   22.02.2011 23:58   Заявить о нарушении
:(
Спустя ~1,5 года...
:)
Ну, вот пока так :
...
Коль гонят мудреца, коль есть с опорой ссоры –
Достатка нет разумности, а та, что есть, слепа.

Вячеслав Скобелев   08.09.2012 03:46   Заявить о нарушении
Рада была, Вячеслав, получить эту ремарку! Вторя Белинскому, который правда о древних книгах так сказал, но современно и по мыслям моим: "Нет ничего приятнее, как созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим"....
Моё искреннее убеждение, что такая концовка более логична, оправданнее, опорнее...
А вот по одному слову второго четверостишия размышляю уже двое суток!
Тождественно ли ГЛУБОКОЕ просвещение СПОКОЙНОМУ? А вообще-то возможно ли спокойно просвещать? Глубокая тайна, важно... Нет, именно слово глубокое здесь уместнее, не кажется Вам?
(В этой связи интересно посмотреть на Дао 65, которое я опять же называю для себя "законом глубочайшего дэ". Но как применяется в реалиях сегодняшнего времени!!!!)

Вика Кир   10.09.2012 23:09   Заявить о нарушении
«…более логична, оправданнее, опорнее...»
Спасибо, Вика! Теперь и сам удивляюсь :) , как я раньше-то не сообразил…

«…возможно ли спокойно просвещать?»
Считаю спокойное просвещение самым эффективным способом просвещения без угрозы нарушения
равновесия обучаемого. Правда, таким способом просвещения владеют исключительно
ГЛУБОКО просвещённые, знающие, чувствующие. По нашей жизни, соглашусь, это встречается
до невозможности редко, но в принципе – возможно. И некоторым везёт. ГЛУБОКОЕ – сильное слово,
но для самого процесса обучения мудрецом, на мой взгляд, уместнее СПОКОЙНОЕ (на этом и
акцентировался). А при зрелом уме (лучше – и душе) уже каждый сам сможет углубляться
по своему усмотрению.

В Дао 65, думаю, речь идёт о важности естественного, соответствующему человеку знания в отличие от знания поспешного, поверхностного…
Лао Цзы не был политиком. Политические вставки встречаются и в других чжанах.
Мне нужно время, чтобы точнее сформулировать своё виденье…

Вячеслав Скобелев   11.09.2012 03:03   Заявить о нарушении
правка: соответствующему... -> соответствующего...

Вячеслав Скобелев   11.09.2012 11:31   Заявить о нарушении
Позиция принимается...
Будете работать над 65 Дао,
непременно возвратитесь к
анализу "глубокое" - "глубочайшее"...
Хорошего времени!
:)!

Вика Кир   11.09.2012 14:15   Заявить о нарушении