Поэма отражений

Так наблюдать: вот - лист, вот — срез
луны; свет медленнее звука
цикады; только до-диез
пустырником качнулось у излуки
под шаг; так дважды, трижды
медленнее в воду; Бах – на  кувшинке
и плотва — в осоке;
чередование прилива и оттока
остудит ступни между
тобой и берегом другим, когда заминка
в движении – возможность вторить
себе, услышать, зачерпнув воды,
дрожит ввлторной
комар, раскачивая воздух.. След и след
по кромке — замок из песка;
здесь холодом кольнет
осенняя звезда комет;
так близостью легка,
чтоб вырыть гавань и построить башни,
оставить выход и назначить цену
художеству, что новым и вчерашнем
знакомо в неизбежных переменах
прасодии, архитектонике и камне
не во главе, а сбоку как оплывы
песчаных капель. Что здесь дом веками,
когда склоняешь суффикс -ива, ыва
и невесомость пьешь из родника?
И что решать как лунные разливы
соперничают с гранями мелка
в продленьи фразы, в закорючке ноты,
в строении округи? ты здесь что-то,
что, может, ближе падающих капель,
спины намокшей, хлюпающих кед;
так в мешковине вспоротого неба
дыханью равен голубой отсвет.
Так день забыть — в верблюжьем одеяле,
в глазах прикрытых одолеет мелочь
тепла, так лист в своем оскале
назойливее зелени омелы
и тополиной дымки — тут кружа
он падает на берег: мне – корабль
и в вечер луговые кружева
тумана будут парусом; пора
к границе хрупкой моря и снегов,
где кончилась эпоха, и воронка
осыпалась: дно – клочья облаков
да рифмы парные, да строчные колонки
набора вольного среди корней сухих,
трав прошлогодних и плодов незрелых
дичка. И среди дней моих
эпитеты в склоненье неумелом
разбились за глагол — куда бежать,
когда не можешь в ожиданья знать
второго слова — мочь или хотеть?
Да разве что на улицах кричать,
да отстоять в снегах и у морей отпеть
последнее десятилетье.
Просто так
ты дважды, трижды — повторяя быль,
но все — фонарь луны, и все — впросак
и впрок, да холодит заплыв,
пока перебираешь, что и как
в метафоре с желаемым разрыв.
Так отступать.
Вот черточка, еще.
Углем ли, мелом? Не порезать пальцы,
когда напишешь — больше не при чем
ни в финнских сумерках,
ни в тьме числа тринадцать.
Скорее, памятью. Зарубка на косяк,
висок – к замку: этаж ли этот выше?
Нет, просто середина октября
теплом холмопесчаным дышит
в час паутинный.
Дальше – тень и дань
чешуйчатокрылатых сосен,
и каждая — мне продолженье в осень,
вращенье затаившихся полян
от шороха плаща, и луч – в глаза
слепит, что птичьи тянешь шею,
привычный забывается запас
слов многомерных, разве "е", "я"
в иголках на плече, но просто "л" –
начало  смысла и конец цитаты,
когда не можешь спрашивать:
куда ты?
а в долгом повторении не смел
продолжить выдох; странно отвернуться,
когда минута — и начнется тема,
но так блаженна легкая симема,
в которой отражения сойдутся
тропинок — облака едва-едва
коснуться крон и в легкости небесной
уйдут и обозначится, что местность
за ними в неизвестность уплыла,
представив карнавальность одеянья
тумана, видно, скоро снег,
и мы ему в прощенье и деяньях –
струна  тугая; год — за три; побег
к очередям вокзальным.
Здесь стоять,
чтоб дырочки компостера считать
и как пылинка тихо проскользнет…
Ты выйдешь на пустующий перрон,
без разницы — учитель иль Пьеро,
поднимешь воротник пальто
и будешь ждать придуманный вагон
на двух себя. Но все сильнее стук,
но параллельные сошлись —
не виден луг,
а тень раскачивающихся проводов
вверх-вниз: прибой тебя окатит
водой пересоленою годов –
расчитаны гипотегуза, катет,
паденья угол, угол отраженья,
прощания — еще мгновенье,
и желтый лист остался на асфальте.
Случайности совпали. Ближе, дальше?
Темнее небо. Сентябрьский горек дым
в оврагах. И с обрыва стройность башни
заметнее; так под стеклом храним
пустяк, пейзаж какой-то: на скале
аляповатый замок, два куста
терновника, зеркалье синих вод
и на обратной стороне листа
какие-то слова – кто  разберет?
Не важно это. Ты спешишь подлеском
и на на гору; еще минуты две
и в дом войдешь.
Все спят, скребется мышь,
скрип половицы. Только разглядишь,
что где-то далеко она во сне.
Так – откатилось: черный виноград
сквозное солнце впитывает, реже —
заботливые помыслы; стократ
прозрачнее лоза, соленей нежность,
что собирать пожитки и идти
на поезд, до отъезда — вечность;
не сетуя на быстротечный
день, что путь не знаем Млечный
как виноград мерцающий в горсти.
Чем мы виновны в избранном пути?
Ты спишь. И отдаленный гул
возможного – вернуться, не вернуться? – сентябрьским снегом в марте обернул
сады; под крышу птицы жмутся
на графике нечеткой: тушь, пастель –
мыслитель и художник был шутник –
и у порога хрупкий куст приник:
дай Бог свисток бы сделать, что свирель.
И тонкость линий: черно-белый рай
уверен в праве не слышать и не знать,
но дверь откроется — к щеке смогу прижать
твою ладонь: письма предел, и край
ночных хождений – глаз не открывать
от белых стен, неловких мизансцен;
другой отсчет согласия цикад
и свет оконный на траве взамен
всех выяснений: прав иль виноват.
Зацепка слова, заусенцы звуков
в прибрежном плеске уровняли ночь
с внезапным стуком, одиноким слухом,
что жить – невмочь;
так лезвием Оккама —
трест ветки, шелест камыша
и что споткнулся в темноте о камень,
который раз решать,
подчеркивать отрывочность, несвязность,
что брезжат в глубине: кому-то ведом
смысл плещущего бязью
рассвета, который в пять
почти случайно солнцем
застынет на горе,
перебирая четки изб и в сонной
реке омывшись, осмотрев
колонны сосен,
золотую пыль
осыпет на чебрец и на ковыль —
запахнет ладаном , и стриж полет прервет,
чья тень по крыше крестиком мелькнет,
наискосок срезая пустоту
так, что семантика с размером не в ладу;
вот только слышишь как зовет пастух
коров на выгон, ждуших у ворот.
Так в продолженье тела — медный гул,
сливающийся с отблеском огня:
ты голову едва лишь повернул,
как нет тебя, как нет меня
у колонад лесов; среди корней
след муравьиный, гусениц тропа
и, затаив дыхание, по ней
ты можешь отступать
в песчаные холмы, скалистый грунт,
что ступни до крови и пот — ручьем,
что голову уже не повернуть,
согнувшись, и что ты – потом
как Ханаан, смываемый дождем –
здесь след в оплывшей глине, и на дне –
лист  опаленный: строчками прожилки
ветвятся, истончаясь на кайме
кусочка синевы, что над развилкой
пути мерцает именем в стихе
начальном; разве что войти,
не замечая, есть или оставлен,
ведь сумерки остались позади,
разбитые горшки в отвале,
и теплятся ночные огоньки
дыханием испуга; разве ждать,
когда другие в слабости уснут.
Ты нам прости, к Тебе опять приду,
хотя и петухам еще кричать,
и постовым еще смотреть, стоять
и что-то там делить, хотя мы тут
в недолгих паузах вопроса, что в песке
исчезнул ящеркой и уксусною каплей:
кривую линию и губы на замке
переводить, примеривая дактиль.
И — топоток прохожих: влево-вправо,
то маятник, то мокрый снег к карнизу,
то повторение, то новую репризу
мне проговаривает дверь картаво,
когда и выход-вход почти одно:
короткий путь от кухни к коридору –
за слабое творожное тепло
не отрицают высоты простора
от полдня до полуночи; тогда
ты стрелку сдвинешь, сможешь завести
будильник и пораньше встать,
тогда окажется, что время не в горсти,
а первое чтоб слово разобрать,
и зачерпнуть в колодце, где на дне
мне не спастись от иудейских солнц,
но кто-то там вспомянет обо мне
и отзовется: “Ach, mein liber Sohn”,
а я отвечу: “Du bist milde Gott”
как будто повторяя переход
от старых храмов к брошенным камням
и петушиным крикам по утрам...
Но так на день, на два. Потом – закат,
дыхание в затылок вечеров,
и света убывание следят
глаза, проходят сны без снов,
что можно нанизать усталый ряд
предметов, черт, обрывки старых фраз —
в тягучей тишине не разобрать:
шаги ли, шум иль голоса сейчас,
а может так – усталость, тихий дом,
все позади, к кому, куда спешить,
ведь огоньки как медные гроши
тускнеют от храненья на потом,
где простота не хуже воровства:
тебе на день, и мне на хлеб и соль,
и постигать, что на добро и зло
не хватит ни любви, ни торжества...
Ну, это так — телега, колесо.
Взахлеб — на речь, на точку и на титул,
на линию летящего клубка,
на бормотании, в молчании разлитом,
когда смеркается и кружка молока
почти главой прочитанной забыта –
что город бел в исчезнувших полях:
державинские явства знаешь — слитно,
раздельно — натыкаешься впотьмах
на стул и шкаф,
на знак постели дикой
холодных простыней и теплого угла:
здесь Дант тебе — первоначальным ликом
и пузырится Англии земля;
здесь свет зажегся — лампа одноглазо
ощупала углы, что ж Одиссей
так обмануть, хоть именем и назван,
но не призвать ни зверя, ни людей
на помощь, лишь тираж листов условных, печатных, да формат, крупнее — буквы
фамилий – и любовь лежит бескровно,
что – можно не предупреждая стуком
войти и оглянуться: было, нет?
из книг – названия, на письма – отвернуться;
но бледно-желтый выключаешь свет:
так прошлое с грядущим и сойдутся
на лунном пятачке; на новый лист
стараешься крючечки и пометки
скорее занести – не смыслом чист,
а линии не различаешь клеток,
где тишина безбрежна на вопрос:
что так сплетешь из черно-белых ниток?
ни луч, ни сеть, а сердце под откос
копною сенной, всем огням открытой.
Тогда – ни звука. Низкий потолок –
почти на выдох. Но глаза закроешь:
как мозг назойливей чем утренний звонок,
что даром назван именем героя;
что лампочка как перезревший плод
на вкус сравнения, на ритм иных размеров забыта – чашу время припасет,
чей подлинник пергаментный утерян
и исчезая, тень отцовская мелькнет,
которой сын едва ли и поверит,
и отвернется —  хаос, бред, бедлам,
не стоит жертв венок в воде текущей;
так на полу сгорает пополам
согнутый лист, на свет отпущен
как лодочка в другие берега,
где царственные бабочки взлетают,
стоп-кадром замирают и названья
теряются в корнях на век, на два,
пока не спотыкаясь и стремглав,
его отыщешь – совпадет признанье
с пыльцой на пальцах,
где, закрыв тетрадь,
едва коснется дерево восхода
и ослепит, внезапно вспоминать
начнешь о снеге у Гомера – годы
сомкнулись через сколько-то на -цать
на крымской пристани в конце исхода,
и как ночевку, что застряла в марле,
ты сможешь осторожно их собрать
и выпустить в окно в ответ на: “Par le
vous france?”, и не узнать, и не сравнить,
хоть стройность та и ритм почти прибоя
и ясно-одинокое, что двое
так совпадают на квартал и жить
и на крыло засушенное на —
подумать "память", чьи аллеи глянцевиты,
полит асфальт, подстрижены газоны,
и ты среди сомнением увита,
увенчана предгрозовым озоном,
растворена во мгле открытой;
нет, ближе на усталость, беспризорность,
на тихий голос, на иной ответ,
на краткий миг, когда листы бледнеют
и затянувшись сигаретой, – с  нею
остались буквы. Не припомнить черт.
И может бабочка, и может Пинелопа
сплетет узор — тень узкую поймать
у век тяжелых майского потопа
лучей, сирени, шорохов, гудков
и беспросыпных коридоров, если знать,
что возвращение – горсть теплых колосков
растертых и дерущих горло,
но так, что не водой запить, а чуть слеза,
когда вошел иль нищим или вором,
скользит к губе; уже не рассказать,
а опуститься тихо у притвора,
чуть сжав ладонь: сквозь пальцы свет сыпучий
дробится о цемент на пыль и части
существования, где наизусть разучен
трактат о бренности земного счастья,
что остается, час передохнув,
погладить пса, спросить воды в дорогу
и выпить как усталость и тревогу,
и не пытаться прошлое вернуть,
когда и так сирены долго пели,
и кружева старательно плели,
когда и так вернуться не успели
на солнцем выжженный клочок земли,
вот только посох да мелодия свирели
опять сюда случайно завели.


Скорее в путь, собрав суму и голос –
осколок амфоры и стебель тростника, –
туда на Делос иль в микенский полис
поближе к морю, клекоту орла,
где нет людей и бабочек, и даже
забудешь скуку узнаванья, что легла
полдневной тенью краткой, словно стражи
у входа в лагерь: дела нет? иди, пока...
на троеточие; на гласный волчьей стаи,
спускаясь торопливо в первый круг
и с каждым шагом, если умирая,
то окружен стигийским лесом рук
ни помощи, мольбы или участья,
а знаком погребенных в пепле тел
на заднике чернильного ненастья,
чью скорлупу росток не одолел,
но в азбуке - и зеленее глаза,
и чище улиц быстрых южных гроз,
в чьих трещинах припоминаешь сразу,
что с воздухом, огнем, водою рос
в степи понтийской; дальше на столетья
от "Аз" и "есмь", где скерцио цикад
срывается в почти что трепет речи,
почти ответ, что ты – не виноват,
невольно удивляясь, что Он рядом,
почти что ты и где предлог знаком,
что мучается слух весенним садом
и пчелы – увядающим цветком
в пыли обочины –
до темноты ночной,
когда разъят от голоса до звезд,
до подорожника, согретого спиной,
когда в луче: зачем и что ты рос?
терпенье тела, шедшего по глине
и на гору, когда вдруг разошлись
земля и небо, сшитых кровью линий,
звенящих как завет: не оглянись.
Так связь порвалась: с дальними огнями
слабее сердце – почему, куда?
с душой не разобраться и с грехами,
и круг какой, когда такая тьма
и алфавит забыт; приляжешь тихо,
забыв вопросник, разломив батон,
и стремя страха с первородным игом
затянут, словно омут в долгий сон,
где чья-то тень склонится над тобою
как целлофановый дрожащий анемон.
И здесь исход — то в ухо белены,
то сталь меж ребер, то картошка с луком,
селедкой ржавой, то сопряжены
Иерусалим с Афинами и скука
с любовью – нет зазоров и различий:
пергамент кончен, на песке прибоя
не контуры сражений — опыт личен
и позабыт – на север путь изгоям,
где холодом задернут монолог,
порвались четки и рука слабеет,
когда в пространство белое меж строк
ты вписываешь имя Галатеи;
ах, сколько выдумки, ночей и вдохновенья,
гранитной крошки брошено к ногам!
ах, сколько лет! но пригодился веник
из можжевельника с терпеньем пополам.
И следом так: телега, колесо,
ряд факельный, стон шелестящей жажды,
и имя милое с землей сопряжено,
в которую не возвратиться дважды,
когда усталый тихо гаснет мозг,
и ступиц скрип, и стук доски дубовой
не отчуждение – его ты превозмог, –
а что спектакль не начнется снова,
чтоб отступить – ловить усталый взгляд
и тень прозрачную рыжеющих ресниц,
бегущую в ложбинку наугад
ключицы и боясь сорваться вниз.
К тебе спешить так через век и век,
нести фиалки нежной лепестки
как смысл прорастающего вверх
касания немеющей руки,
и в страхе, что с признанием моим
тебе не свет, а поздний долгий час
прислушиваться к шорохам ночным
и не надеясь, что прикроют нас,
так промолчу и сохраню пунктир
дождливых окон, что уводят в лес,
где корни, ветви, верх, а может низ,
тень прошлого иль будущего срез
в полоску черноземную слились
дороги в осень — в ней почти исчез
осинный лист, прозрачный как ладонь,
глубоким вздохом медленно к земле
летящий в серой петербургской тьме,
в осколки превратящейся чуть тронь...
И ты на взгорье: изумрудна даль
в штриховке елей, в бисере берез
и солнечный блистающий кристал,
теплом заливший меловой откос
и ослепивший зеркалом озер, –
у входа камень – только прикоснись,
как золотою лестницей в шатер
войдешь и обнаружишь страх и смысл
всех троеточий... я тебя люблю
в крови, запекшейся на розовом мизинце,
в нелепых ожиданиях за полночь
и в туфельках, вторгающихся в принцип
жить где-то так: торжественно и полно,
пока спокойно дверь не претворю
на позднюю октябрьскую зарю,
утрате равной — тщетно вспоминать
события, предметы, сон дневной,
был случай или в клеточку тетрадь
иль нота в такт — осталось за стеной
сутулой, за медлительностью губ,
за трепетом, оплаченным двойной
ценою: красной медью труб
и новенькой избушкой лубяной
в заезжем городке, что первой буквой
двусмысленен и будничною фразой,
как с чьей-то помощью... приоткрывая скуку
знакомого и неизбежность сразу
так тяготивших встреч, хоть их конечность
предсказана – оглядываться трудно:
мольба украдкой, ветренность и верность
остались в примечании под утро,
где солнца не было — степной рассвет сквозил
санями траурными, сценой из времен
тргедии, и дырочкой чернил
как небом отраженным наделен.
Он остается. На лице снежинка
тает и прокладывает след
неизгладимый – неизменно имя
крошится льдами вдоль прибоя лет
немых, что губы покрывает иней
сомнения наедине — ответ
утерян, но не стоит и менять,
когда сказать, скорее потерять
две параллели в ветхом слове "нет",
чья перекладина не выше головы
и тоньше тени – в щели серой "ы"
смотреть на паутинные углы,
бумагу проверяя на разрыв,
поля разглаживая смятые – у них
одно старанье: одолеть безмолвье
на полках в два ряда стоящих книг,
уставших от трудов своих воловьих,
что может точка, крестик или штрих
одно для ранних сумерек условье –
последнюю из алфавита в первый ряд
событий из любви и вспоминаний,
но это – электрический разряд,
ушко игольное и волокно страданий
наряда шутовского в пятнах белых,
что штопать, что стирать — промозгло, сыро:
апрель на двор, где сани отскрипели
вдоль тишины темнеющей России.
Мне отойти - лазурней небо в луже,
неколебима твердь в кусочках щебня,
захлебываясь кашлем - вновь простужен -
и вздрагивая месяцем в ущербе,
когда – на шаг, то в сторону, назад
иль развернуться – все равно войти
в оттаявший и греющийся сад
в Великую Субботу,  до шести.

 

 1991-92 Харьков


Рецензии
Валерий, скажу, что читал несколько раз, сначала частями, в последний одну треть прочёл вслух). Ничего подобного не встречал. А самому даже в голову не приходило. Начать писать поэму, на мой взгляд, это всегда попробовать свои силы на большом фронте, потому что на одном минутном порыве вдохновения масштабное произведение не создать. Это труд, который вполне может оказаться неблагодарным, чего доброго, для самого себя. С другой стороны, опытный, зрелый автор просто обязан проверить себя на этом поприще, каким бы не оказался результат. Думаю, Вы пошли едва ли не по самому трудному пути, рискуя не дойти до его окончания. Путь совершенно не популярный и не коммерческий), без яркого сюжета, давления эмоций, понятный лишь тонким знатокам литературы. Для меня, рядового читателя, не владеющего познаниями стихосложения, Ваша поэма, в некотором роде, является импровизацией ума, испытанием опыта и мастерства автора, беспрестанное соперничество строк написанных с изложением будущего материала. Это бесчисленное количество погружений в созданную реальность с целью расширить прелелы её границ. В этой абстракции всё довольно последовательно и точно, я уж молчу о заданном неторопливом ритме, с которого противопоказано сбиться). Чем больше читал я это произведение,-тем больше оно мне нравилось, становилось более доступным. Это как после популярной музыки хочется послушать джаз, а потом поставить симфонию). Во всяком случае, знаю точно, что прочту Ваш труд не однажды, испытывая в том некую потребность... И кстати, эта поэма точно Ваша!) С первой строки узнал уже знакомый почерк) / Всего хорошего!

Коля Невидимкин 4   20.01.2018 14:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Николай. Да, писал долго и много раз переделывал. Про расширение границ... Была такая мысль через исторические и литературные ассоциации пытаться создать некое расширенное пространство. Как получилось... Потом написал цикл "Начатки естества" как бы в продолжение попытки, но уже на библейской и религиозной основе.

Валерий Буланников   20.01.2018 17:06   Заявить о нарушении
Как всё серьёзно у Вас.. но это во всём заметно. Я никогда таким не был, и теперь уж ...))

Коля Невидимкин 4   20.01.2018 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.