Звёздник

1. Господину Капитану Раку
   от Капитана Лося

Во первых строках молвлю слово
О том, что азЪ приложил длань
К восшествию мой друг суровый
На эту чуднейшую лань,
На парусник сей класса «Звёздный»,
Где на посудине серьёзной,
Что разработал Жорж Кюрри,
Баб знавший, как ни говори,
Уверен, Вам не будет в тягость
Идти или трудиться здесь,
Одолевая ветра спесь
И ощущая жизни радость.
Что может лучше, не шучу,
Быть, чем порыв - Эх прокачу!

В одном предмете цель и средство
Для проявлений мастерства.
-И в чём намёк, где дамам место?
Вопросом сложатся уста.
Разложим баб своих на суше
На милых жён и потаскушек.
У первых прочность и покой,
Как за гранитною стеной.
С другими интересней будет,
Непостоянен их каприз,
Того гляди и жди сюрприз.
Они остатки страсти будят.
Усталости как будто нет,
А вам уже немало лет!

Теперь, мой Друг, побеспокойся,
Тебе освоить предстоит
Тех и других такие свойства:
И стойкость, если зашквалит,
И не наскучит в управлении,
Бретелек много, видите ли...,
Но а об этом речь потом.
Посудина сея бортом
Положенная резким шквалом,
На корпус воду не берёт,
Чего не скажешь наперёд
То про “Дракона”, где немало
Хлопот вылазить на редан.
И это говорю я вам!

Воспринимал азЪ это дважды
И топ пластался на воде,
Но горизонт, хоть и неважно,
Сквозь оный топ был виден, где
Образованный батоксом
От ватерлинии на плоскость
До кокпита так дюйма три,
Но оставалось. Посмотри,
Имею мысль на эту тему,
Что парус нечего травить
И надо только проследить,
Не наплескалось бы безмерно.
Так пусть не ленится матрос
Отчерпывать корму и нос.

Потравишь парус, он заплещет
И в нём не обнаружишь лат.
Сквозь ткань пройти им будто легче,
Без мыла смыться норовят.
Напротив, латкарманы целы.
А мы движением умелым
Хорошем ветре и волне
Выходим на редан вполне.
И, двигаясь на полных курсах,
Не надо шкоты теребить -
Уваливать и приводить
Согласно правилам искусства.
До шкотЪ ли, что ни говори,
Тянуть их надо метра три!

КакЪ сказываетЪ Лев Успенский
Про знак Ъ в семнадцатомЪ году,
Матросы шли проспектомЪ Невским,
Позвякивая на ходу
МешкомЪ, заполненнымЪ литерой
Всех типографий, у которыхЪ
Изъяли из наборныхЪ кассЪ
Сей знакЪ. Видать рабочий классЪ,
В лице вождей яйцеголовыхЪ,
Не видел больше смысла в нёмЪ.
Как не найдёте буквы Ё
В наборахЪ ныненшнего слова,
Хотя в стране на этот разЪ
Не выходилЪ такой указЪ!

К баранам же поближе нашим.
Спинакер брать или не брать?
Не брать! И жизнь настанет краше,
Не будешь голову ломать
Вопросом – Ставить ли в горячке?
Хотя и оный есть в заначке.
Карман не тянет, ну а вдруг
Понадобится, старый друг.
Конструкцией сей яхты славной
Полюбоваться приглашу,
Как с ней бороться, опишу
По мере надобности плавно,
Поговорим о том, о сем,
Не скучно чтобы было всем.


2. Корпус и мачта

Советую не трогать корпус
Улучшить пробуя его.
Строгать то вовсе нету проку,
Пустое от порожнего.
Подвешивать за бульб не сложно
На время дней зимы морозной.
Свисают вниз корма и нос
Растягивая киля ось,
Побольше станут числа Фруда,
На ветре улучшая ход -
Длина подводная растёт.
А в слабый ветер и занудный,
Не знаешь гонку скрасить как,
Так тормозит эффект слегка.

Куски приличного размера
Обрезать можно с плавника,
Смотри на Правила Обмера,
Уменьшив площади бока
С водою соприкосновение.
В районе степса укрепление
Для мачты - карлингсы поставь.
В корму пролазить неспроста,
Придётся туго, я пролажу.
Худому ловкость не занять,
Конечностями четырьмя
Упрясь, протиснусь в щелку даже.
И это говорю я Вам,
Как Капитану Капитан.

На дюйм расширить пятперс надо,
Сняв палубу по сторонам.
На галсе есть изгиб изрядный,
Не потерять бы мачту Вам.
На футе от диаметрали
Два сосупса на помешали б.
Полезны могут быть они
Когда в глиссировании
У яхты, говорят, под днищем
Является воздушный слой
И яхта птицей над водой
Как бы взлетает на ветрище
Под Вашим управлением
И при матроса рвении.

Опрясь на топ и марку гика,
По центру мачты водрузив
Так, эдак пуд и четверть с лихом,
Посмотрим на её прогиб.
Нормальный, если десять дюймов,
На нашей мачте меньше будет.
Даёт свобода эта, знать,
Под парус мачту прострогать.
Шкаторины передней пузо
Точней замерив, сделать так,
Как на рисунке. Красота,
Когда идя под полным курсом,
Оно развесистое, Сэр,
Как Ваше будет, например.

Стрела прогиба впрямь зависит
От веса, что набрал матрос
И Вы, когда вдвоём крените,
Усердно напрягая торс.
Обратно пропорциональна
От средней сила ветра балльной.
Да что там лясы зря точить,
Не мне Вас этому учить.
Читая, смотрите на форму,
На с детства столь знакомую?
Куплет с «Онегина» крою,
В тени Гигантов не зазорно
Стоять, исследуя не раз
Прекрасный строй набора фраз.

А Вы попробуйте английским
Или немецким языком
Речь стихотворную замыслить,
Когда тяжёлой фразы ком
Позицией глаголов скован,
Когда фиксировано слово,
Смысл фразы в форму запихнуть
И в эту форму жизнь вдохнуть.
Сказуемых и подлежащих
Места шеренгою стоят
И намертво сомкнули ряд,
Не допуская мысль блестящей
Строкою рифмы осенить.
Как тошно, так тому и быть.

А как же Гёте, Шиллер, Байрон,
Вы спросите, и как Шекспир.
Старались классики исправно,
И их не позабудет мир.
А где последователь ныне?
Поэзий сборников отныне
В англоязычных странах нет
И  в песню там ушёл поэт.
Бегом, не соблюдая рифмы,
Почти что белым языком,
Плодов поэзии закон
Замылен музыкальным ритмом.
Поближе к делу перейдём
А то болтаем не о том.

3. Такелаж

На ванты нижние – нагрузка.
За ними нужен глаз да глаз.
За островом с названием “Русский”
Во Владике на гонке раз
И мачта из-за них терялась
Для верхних вант полегче малость.
Зажаты в краспицах они,
А топенанты краспиц, зри,
Свободно в краспицы заходят.
(Что, без бутылки не понять?)
Послушай не забавы для,
Куда и что и где выходит.
Чем глубже в лес, тем больше дров,
А дальше Ты  идти готов?

Настройка: основные ванты
Болтаются на дюймов пять,
В два раза меньше – топенанты,
А верхние на дюйм. Опять,
Смотреть от пятперса вдоль мачты,
Прогиб на лавировке, значит,
Под ветер будет дюйма два.
Настройка кончилась. Давай
Бакштаги смотрим, те меняют
От положения наклон
У мачты. Ленту под погон
К топримберсу ещё поставить
На сильный ветер – это раз,
И отвратить дурного сглаз.

Натянуты стоящей мачтой,
На лавировке же висят
Бакштаги верхние. При качке 
И ветре мачту защитят
Бакштаги нижние, удержат.
Их натяжение от ветра
Зависит и чем гуще он,
Тем больше выпускаешь, но
Машинки нет для их таскания.
Под краспицами ставим блок
От ползуна бакштага до
Блочка на шпоре, следом тянем
Под штагом на лебёдку. Встарь
На вантах там стояла таль.

Топ-штаг стандартною проводкой
К машинке правой через блок,
И к левой – галсовый, а вот ко
Средней стаксель-штаг идёт.
Проводка ж наша не такая:
Контркраспицу пересекая,
Контрштаг идёт через бычок
На мачте к носу через блок,
Где уж машинка караулит.
Объединим оттяжку-галс
Со штагом. В палубе для нас
Всегда готов галсовый угол.
Свободно в стаксель штаг продет,
Соплей пред парусами нет!

Мы посмотрели на стоячий,
Теперь бегучий такелаж
Рассмотрим кратко. Не иначе
Стал нудным вам о сём рассказ?
Наш гикашкот потоньше будет,
Ходить по блокам он не любит,
А стаксельшкот такой длины,
Чтобы ворочать им с кормы
Спинакерчик на свистодуе.
Стоит на гике грота-шкот
Под стопор и таким же вот
Булинь крепить, когда задует.
Работать трудно на свисту,
Зато в глазах своих расту.
 
Волна не совпадает с ветром?
На оба галса грот настрой,
За каждым поворотом следом
Не будешь дёргаться порой.
Топштаг набит, грот не опустишь -
Топ загнут, стопор не отпустит.
Натяг ослабить, привести,
Фал надо резко дёрнуть вниз.
Как корифей, учёный дока,
Внизу на мачте гротафал
На место закрепил, убрал
На топе шариковый стопор.
Кому противно – сгинет пусть.
Ну, Капитан, продолжим путь!

Оттяжка гика – вещь полезна
На курсах выше галфинда.
В Поволжье гик сломал небрежно,
Поставив тали не туда.
Обязан гик при лавировке,
Поскольку парус наш широкий,
Быть параллелен палубе.
Под низом воздух, как в трубе
Перетекает. Индуктивность,
Наук согласно, там растёт
И яхта к ветру не идёт.
Дыру меж палубой и гиком
Полезно телом закрывать
А, заодно, откренивать.
 
4. Паззл

Не так уж много нам осталось
Нас паруса ждут впереди.
Расслабиться бы не мешало
И к управлению перейти.
Затронем тему ка вначале.
У классиков, как изучали,
Блистает форма, мысль - ключом,
Теперь порою видим, что
Снарядов нет, порвали парус
И брюхо вспорото винтом,
Ассоциации зато.
Простим Поэту, я же каюсь.
Из кожи лезьте, нипочём
Не быть вам Первым скрипачом.

Находим дикий камень в поле,
Пусть это будет, скажем, мысль
Неведомая нам дотоле.
На нём из старой свалки мы
Забытых фраз и заготовок,
Обломков слышанного слова
Выкладываем чудный паззл,
Рассматривая каждый раз,
Что накалякали в ответе
Корявым, где-то, языком.
Творим мозаику легко,
Самодовольные, как дети.
Вот для чего нам голова -
Нанизывать на мысль слова!

Язык людей - душа народа.
Не только для общения нам
Его вложила мать-природа.
Досель единая страна
Своей культурой самобытной,
Веков историей омытой,
Дум, восходящих в старину,
Во всём обязана ему.
И наши недруги старались,
Осознавая или нет,
Его на протяжении лет
Чужими заменить словами,
Смещая смысл за годом год.
Убей язык – умрёт народ!

5. Парус

Хотя имеем три комплекта,
Хэ-бэ, каландр, да и лавсан,
Не нравятся они вообще то -
Вот что сказать за паруса.
Лавсан работал на Поволжье
Неплохо вроде бы. А что же
Каландр? Как будто бы тянул.
Сшит по заказу твоему
И чертежам моим, однако
По чьей то там оплошности,
Раскроен как матрасный тип.
Моя конструкция - насмарку.
А стаксель вроде ничего,
Проверь, как кипа шкот его.

Каландр нетрудно переделать
И швы прогладить утюгом.
Работа тонкая и дело
Угробить можно целиком.
Тянуть вдоль шва и нежно гладить,
Ход нитей правильно расправить.
Его шкаторина длинней,
Чем у лавсана, и верней
Для водружения на мачту,
Бакштаг в погоне подавать
И мачту следом продвигать,
Понадобится штаг короче.
Корпей о новых парусах,
Да не застрянь опять впросак.

6. Иероглиф

Рисунки следом добавляю
В аксанометрии, смотри,
И начерталку вспоминаю:
Сечения шарами призм.
Японец, мой один знакомый,
Проекций правильным законам
Согласно мог изобразить
Предмет без долгой вошкотни!
И думаю, что иероглиф,
Геометрический сигнал,
Которых тысячи он знал,
Его на это ум настроил.
Распознавание фигур
Наречено им на веку.

Но есть и реверс у медали.
С другой посмотрим стороны.
Где вы в Японии видали,
Что книгой те увлечены?
Да, книга есть - рисунок, комикс,
Что суть иероглиф наш знакомый.
Они смеются, в книгу зря,
Задумаются погодя,
В один присест её глотают,
Где чёрно-белым цветом лик
Героя скуден и безлик.
По мне там примитив витает.
Но слава богу, что у нас
В ходу нет комиксов, пока.

Продолжим начатую тему.
Иероглиф, как с ним ни возись,
Японцу не даёт поэму
Простым стихом изобразить.
Неоднозначны и похожи
Слова по смыслу – символ всё же.
Поэзия, конечно, есть,
Но до стихов им не долезть.
Корейцы век, как отказались,
И к алфавиту перешли
С объединением бы решить
Проблему, братьев б перегнали.
(А алфавит Японский есть –
Довесок слоговый, как взвесь!)

7. Как с ним бороться

Все двадцать семь квадратов ставишь,
Знай, паруса своё возьмут.
Их без трапеций не задавишь,
И это Вам я говорю.
Есть градус крена оптимальный,
Под двадцать пять и вертикально
Бортом к воде. Держите так
И круче ход на всех ветрах.
Коль гикашкот перебираешь,
То остро станешь на пути,
А тупо надо бы идти.
Ты с полных курсов к ветру ставишь.
Но если перешёл, свались
И снова к кромке подберись.

Для яхты лучшая настройка,
Чтобы висела на руле
Чей с направлением угол стойкий
Двенадцать градусов. В нуле
Считается маячит мачта,
Когда нок гика виснет точно
Над транцем. Мачту потаскать
По степсу, на машинку ставь
Линейку с номерным делением.
На шкотах стакселя, заметь,
Ты сберегаешь нервов сеть,
Поскольку видишь без сомнений
Всегда, везде, где тот стоит.
Моя система, чёрт возьми!

Тянуть необходимо стаксель
Пока его шкаторина
Прицелом к пузу грота мачты
Не будет как пришпорена.
У нас всегда он чуть перебран
И только чувствует по крену,
Не заполощется, хотя,
На кромке ветра находясь.
Подтягивать его до марки
Матросу нужно то всего.
И есть гарантия того,
Что всё на месте, без помарки.
На побережье встал вопрос,
Не перевёлся ли матрос?

Так вспомним господина Фруда
И изменяем дифферент
На нос на скорости и тут то
Приходит истины момент.
Длиннее будет и положе
Свес носовой, поверхность тоже
И в этом фокус. Дифферент
К корме сместим, уменьшив тем
Длину, что смочена водою.
На вольных ветрах, скоростях
Гидродинамику не всяк
Готов припоминать порою.
Сижу, на уровень гляжу,
Секрет мой личный, им горжусь!
 
8. Лавировка

Ползун стоит в диаметрали,
Слегка растравлен гикашкот,
Топштаг подобран, штаг потравлен,
Отпущен также стаксельшкот.
В корму смещённый, телом лихо
Наш экипаж, толпясь под гиком
И на подветренном борту,
Перекрывает тем дыру.
Швырять рулём на поворотах
Не надо, делать не спеша.
Ходить увалисто, держать
Руками оба стаксельшкота.
На шпиль подветренный закинь,
Когда проходишь левентик.

Нам это сильно помогает
Набрать по-новой нужный ход,
Не трепыхнётся, не болтает,
Когда закончен поворот.
На ветер ты идёшь, дружище -
По дроби стука ряби в днище
О скорости узнать легко.
Чем чаще звон, тем лучше ход.
А средний ветер все мы любим,
Когда на Звёзднике идём.
Что надо паруса на нём!
А не платочки у пасудин,
У модных яхт, что я встречал.
Их больше трётся о причал.

Твоя команда ветру рада,
Спокойно в кокпите сидит
Пусть полнится душа усладой,
Всё зримое - лишь водный вид.
Да не высовывают члены,
Воздушных масс поток течений
Коими ход не нарушать
Без лишней надобности. Яхта
Сама подстроится. Гляди,
На ветер круто не ходи,
Ведь баловством всё это пахнет.
Шкот гика не перебирай
И стаксель. Отдохнём давай!

Учёный, в дупель пьяный русский,
Японец рядом, пьяный в дым,
Ведут в отеле Сан-Франциско
Чужим английским речь на Ты.
-Большое вам от нас спасибо,
Звучит по-вашему красиво:
-Аригато Гадзяемас,
По-русски будет: Ё-тво-ма.
Как Ё-ту-во..., японец вт’орил.
Им надо вставить гласный знак,
Как в слове и МосОкОва,
Произносимом мягким тоном.
Наутро вспомнит ли он «мать»,
Вот интересно бы узнать?

9. Сильный ветер

Пятнадцать метров за секунду,
А рифов нет, но есть мозги
Пускай они крутится будут,
Не пыльно, что ни говори.
Оставишь как на средний ветер,
Полезет яхта к ветру, где ты
Захочешь увалить рулём,
Закренит сильно и на нём
Ты потеряешь эффективность,
Начнёт приподнимать корму,
А это роскошь, потому
Себя с матросом на картине
Увидишь: сели на ‘забор’,
Как кошки дохлые на борт.

Нет веса, лишь сопротивление,
Расстройство нервов  и народ
Звереет и готов в мгновенье
Разрушить то на чём идёт.
На хитрый ларчик, как известно
Есть просто ключик повсеместно.
Всего лишь нужно потравить
Нам гикашкот и отпустить
Ползун обратно по погону
Не дальше четверти длины
И, посмотрев со стороны,
Увидим взглядом отстранённым:
За грот тянущая длина
На метр уменьшилась сама.

Но перетравливать не надо,
А то, гляди, с руля сползёт
И яхта к ветру бы и рада,
Да не дождёшься, не пойдёт.
На сильном ветре стаксель в доску
Быть должен выбит без вопросов.
Когда идёшь на поворот
Подветренный бакштаг встаёт
На место туго, это значит,
Что перебит, конечно, штаг.
«Рамзаем» смазывай, но так
Погон не густо, а иначе
Насобираешь там песок,
Как мух на клеящий листок.

С волною сладишь непременно.
Товарищ гребень подойдёт,
Уваливаешь, с ростом крена,
Вылазит борт, им режешь свод
Волны, и сразу же приводишь,
С ударом впадину проходишь.
Как будто резинке руль,
На сколько хочет, повернул,
Ход оптимальный набираешь.
С барашком встречи избегай,
Уваливай, но меру знай.
Машина самая сухая,
Поскольку Звёздник в ветер прёт
Накренясь, задирая борт.

Наш профиль свеса совпадает
С изгибом впадины волны,
И если носом попадает
В неё, удары столь сильны,
Что корпус в волнах разбиваешь.
Когда ты мачту прострогаешь,
Настраиваться всё само
На всех ветрах начнёт оно.
Ползун таскать и стаксельшкоты
Придётся только. На свисту
На кромке ветра потанцуй
И это главное в расчёте
Достигнуть скорость под полста
Узлов настройкой запросто.

10. Слово

Опять хотел бы про японцев
Продолжить не единожды.
У них на флаге светит солнце
У нас – унылые дожди,
Которые, наполнив реки,
Дороги из варягов в греки
Обширных сумрачных равнин
Открыли, где народ един,
Из всех племён объединённый
Великим русским языком,
(Один язык – один закон)
Спаяли генотип слоёный.
Похожий внутренний процесс
Нарвёт в Америке абсцесс.

Нет мыслей безо слов опоры.
Не знают вовсе языка
Все эти маугли, которых
Находят в джунглях изредка.
На характернейшем примере
Осознаваем в полной мере
Первостепенный постулат -
Без языка не мыслей ряд,
А только образов мельканье.
Хотя большие в нас мозги,
Без речи мы что мелюзги,
Заботимся о пропитании,
Да свой быстрей размножить вид,
Стругая деток, сэ-ля-ви.

За словом мысль, за мыслью слово –
Так идеальный мир возник
Нематериальная основа,
Реален же как я и ты.
Бежит мураш по табуретке
И видит он прямую ветку.
Для нас абстрактный табурет
Есть приглашение на обед.
Мир идеальный - бесконечен,
В нём мест хватает для всего,
Что будет, вместится в него
И в то же время недалече,
Облегчив вновь открытый факт
Связать с известным просто так.

Ход мыслей только фон словесный
Железной логикой скреплён.
Неоднозначны, легковесны
Слова и вот уж спор рождён.
А в споре истина заблещет,
За ней другая и похлеще.
Речь зажигает яркий мир.
Да, было слово впереди,
Как сказано в святом писании!
Ребёнок, познавая свет,
За разговором ждёт ответ.
И ставит лошадь, следом сани.
А если бедный их запас,
То пусто в голове у нас.

Другие виды в чём отстали?
Что в людях больше чем у птах? -
Артикуляция в гортани,
Да речевой отдел в мозгах.
Без слова мир уныл и тесен
И люди а нём, как та же плесень.
Мартышкой быть бы до сих пор,
Но голод выгнал на простор.
И понеслось генотворение
По языковому пути,
Всю живность, силясь обойти,
Подмял. Сто тысяч, как мгновенье,
На фоне миллиардов  лет
От сотворения планет.

11. Галфинд

Эх, половинный ветер – галфинд,
Но самый неприятный курс.
И не быстрее, чем на галсах
При лавировке на ветру.
Поскольку стаксель мал, то виснет,
Приводится, что коромысло.
Держи внимание на руле,
Как рулевой на корабле.
В борьбе со злом, ты мачту в степсе
Вперёд продвинь и наклони,
Бакштаг в погоне передвинь.
Повиснет штаг и пузом стаксель
Становится. Теперь вздохнём,
Подумаем о том о сём.

Да разве ж с галфиндом морока?
На шкоты стакселя накинь
Добавочные пару блоков,
От них проводим шкептели
На утку в кокпит через блоки,
К вантпутенсам креплёных сбоку,
И угол стакселя внизу
Оттянут. Близко к конусу
Поверхность стаксель образует
И тяга стакселя растёт,
Грот обдувает, яхта прёт.
Балансировка лучше будет.
Оттяжка ставится на гик
На ветер, коли он не стих.

На слабый ветер всё свободно,
Бакштаги поданы вперёд,
Контр-штаг (или топ-штаг) подобран,
Спокойно нежится народ.
Ползун гик-шкота в середине
И яхта здесь на ровном киле
Под дифферентом на корму,
Усёк и вспомнил, почему?
На средний ветер, как и в слабый,
Но за бортом торчит матрос
И дифферент теперь на нос.
На сильном ветре – всё, как надо,
Оттяжка гика на упор
И оба сели на ’забор’.

12. Идея

Философ скажет про идею,
Чья сущность с разумом слилась,
Компьютерщик сравнит с моделью,
Что жить в мозгах освоилась.
И то, и то - лишь отраженье,
Струн наших чувств задетых пенье.
С людьми другими поделясь,
Своею мыслью не таясь,
Гляди, и создан общий разум,
Где всё известно обо всех,
Он заправляет без помех
Делами мира, видя разом
Всё то, что каждый видеть смог.
О боже мой, да это ж Бог!

Скажу вам больше, здесь и Дьявол.
И дел его - невпроворот,
Соблазн ловушками расставил,
Где искушается народ.
Две сущности неразделимы,
Борьба меж ними, но едины,
Частичкой каждого из нас
Являясь, ожидая час,
Душа сама себя проявит -
В чертоги к свету воспарит
Или у Дьявола сгорит,
Когда фортуна счёт предъявит.
Короткий или длинный век,
Но слаб по жизни человек.

Коммуникаций сеть раскинув,
Идея силу набрала,
Со временем под знак единый
Взяв в управление дела.
Дискуссии проходят ныне
-А может мыслить ли машина?
Наивно ставить так вопрос.
Давно с машиной симбиоз
У человека. Нет картины
Прогресса в чьей то голове,
Отнюдь, лишь винтик человек.
И, развиваясь непрерывно,
Система нам даёт понять,
Что нужно кнопки нажимать.

Рассказ мне помнится старинный:
Соединили на Земле
Все Э-Вэ-Эм в кулак единый.
Настал решительный момент.
Вопрос учёный задал верный:
-Всевышний есть ли во Вселенной?
И прогремела слова весть:
-Да, господа, теперь Он есть.
Пытаясь вырубить питание,
Герой наш бросился к пульту,
Но сбит разрядом на лету
Был дерзким людям в назидание.
Рассказ с большою бородой,
А сеть то ныне над тобой!

Совсем не надо двигать в Космос
И там солярисы искать.
Пытливым взглядом киньте просто
На Землю вниз, под облака.
И Океан из связей сшитых
Почувствуете, как разлитый
По разноцветным головам
Он мыслит и доступен нам,
Поскольку мы его частица.
А вот пришельца не понять.
Его со скрипом болтовня
В кошмарном сне могла присниться.
Да что там далеко ходить,
Постичь дельфина не смогли!

Обитель Господа на небе
Была высоком, но наук
Развития великолепие
Дало понять, что высоту
Он занимает в мире духа
И направляет сердце, руку
Людей на правые дела,
Поступки, мысли и слова.
Без человека было скушно
Парить идеей в небесах
Он создал нас и мы в гостях,
А Он у нас приём радушный
Узрел. Его по мере сил
Стараемся не подвести.

Рождение Миров – вот чудо,
Зачатие непорочное.
Проистекает Ниоткуда,
Неповторяемо Нигде.
Оно, в отличие от явлений,
Что изучают в повторении,
Случается единожды
Без всякой там на то нужды.
Но ожидают за хорами,
Как будто Господу и дел
Нет больше и его удел -
Возжжение огня во храме,
Где умиляется народ,
Встречая «чудо» каждый год.

13. Полные курсы

На фордевинде ходит плохо -
За полный курс сказать могу.
От стакселя нет вовсе прока,
Назад он выдут на ходу.
Качает сильно, без работы
Поток скользит по пузу грота,
Как против шерсти и, сходя,
Он тянет стаксель погодя
Назад и хода нет. На плоскость
Перпендикулярно ставить гик
К диаметрали, ли почти,
Оттяжка помогает просто.
На это краспицы нужны,
Но пузо вантаими не жми.

Ходить лишь только на бакштагах!
Колдунчик надо завести
И ветер вымпельный как надо
Нормальный угол к плоскости
Диаметрали образует,
И в грот и в стаксель лучше дует,
Ход резко возрастёт вполне.
Ходить же так и по волне!
От фордевинда отклонение
Такого курса градусов
Под двадцать будет, значит что?
В два раза больше угол зрения
На знак под ветром. Поворот,
Ещё галс, ты уж у ворот!

Чем больше ветер, то тем меньше
От этих действий будет толк,
Зато в толпе не ходишь спешной,
Не портят воздуха поток.
Гик хочет встать в диаметрали
На слабом ветре. Подпирает
Его матрос своей спиной,
И на корме наш рулевой.
Вперёд продвинут сколько можно
Бакштаг, потравлен стаксель-шкот,
Булинь подобран хорошо.
На средний ветер всё похоже.
Перо и бульб не поднимай,
Под плеск не спи и не зевай!

14. Сильный ветер, полный курс

Ученье всем даётся трудно,
Зато потом, как с высоты,
Букашек гнущих спину нудно
За длинный рубль, увидишь ты.
Всё, что когда-то изучалось,
Потом с лихвою возвращалось.
Идею, труд ли отдаёшь,
Судьба вдвойне вернёт ещё!
Дела любые не напрасны:
Добро откликнется добром,
На злое дело зло потом
Нависнет тучею ненастной.
Ещё немного потерпи,
Нас сильный ветер ждёт в пути.

На полном курсе сильный ветер,
Вот это да, вот это да!
В своей, под парусом, карете
Мы обгоняем поезда!
Бакштаг в ветру потравлен меньше,
Шкот стакселя могучей клешней
Вкрутую выбран. На краю
Ползун и гикашкот в строю.
Оттяжка до изнеможения
У гика сверх напряжена.
И вот что важно, старина,
Поскольку грот вперёд в движении
Напрягся, то за этот верх
На борт, на ветер клонит всех.

Поломка мачты неизбежна,
Когда на бешеном ходу
Углом коснётся волн небрежно
Поверхность стакселя. Как тут
Спинакерчик в волну упрётся
Одним концом, другим придётся
На стаксель двинуть сгоряча
Через квадратный метр в плечах
И мачты нет. Велосипедом
Ты ведь умеешь управлять?
Баланс при помощи руля
Найдёшь, к волне пристроясь следом.
Уваливай и приводись,
Рулём работать не ленись.

Подобран грот к диаметрали,
Так, к повороту фордевинд,
Пора, Бакштаги переставил,
Проводишь грот, тот норовит
На новом галсе хлопнуть дружно,
Шкот гика травишь осторожно,
Одерживай мгновение
Рулём от приведения.
На слабом ветре настающем
На фордевинде нет проблем.
Кто не дошёл, тот глух и нем,
Вот только гикашкот длиннющий
Корму обвить змеёй готов,
Как та резинка от трусов.

15. Утопия

Buoni venti da la poppa! (*)
Да, славно потрудились мы.
Прошли от бульба и до топа,
От свеса носа до кормы.
Теперь тебя я оставляю,
Дела другие ожидают
Меня а лазуревой дали,
Я покидаю корабли
И город с шумной суетою.
В глуби Саян избу срублю,
Иссякнуть мёд не даст рублю,
Тарелку спутника настрою,
Электрогенератор, снасть,
Ружьё. Рыбалка будет всласть.

С аборигенами придётся,
Конечно, дружбу завести -
Простым вниманием отзовётся,
Не будет места зависти.
Цивилизаций достижение
Подталкивает к разложению,
Но, также, дань людей уму
Для тех, кто знает что к чему.
Под шорох ветра старой ели
Продолжу размышлений нить
О сути Мира. Возомнил,
Что знаю винтики Вселенной.
Не надо ехать на Тибет
И там искать познаний свет.

Не утомляя ожиданьем,
С тобой неспешно поделюсь
Идеей смысла мирозданья.
Быть непонятным не боюсь.
Всему своё приходит время,
Уже нога стоит на стреме
Нестись путём игры ума,
Пока богаты закрома.
Тщеславные, успеют ахнуть
Те нищи духом из людей,
Трясясь над коробом идей,
Как злобным карликом зачахнут.
К нам озарение с тобой
Придёт ещё само собой!

16. Пространство

Первейшим свойством у Вселенной -
Её существования миг.
Нет никаких излишних звеньев,
А только те, что дать смогли
На миллиарды лет стабильность
Её развитию. Обильность
Же мировых констант и свойств
Лишь проявление основ
Единой формулы творения.
И это главный постулат.
Сказать точнее был бы рад,
Да спёрт канвой стихотворения.
Вид уравнений – вот вопрос?
До них наш дока не дорос.

И вероятность функций квантов,
Калейдоскоп частиц и сил,
И друз теорий элегантных,
В пространство–время погрузив,
Приходим к выводу, что каждый
Из атрибутов будет важным.
Как лишних нету среди них,
Так и не нужен лишний штрих.
И пусть для целостной картины
Чего то там недостаёт,
Но час и этого пробьёт
Науки в поисках рутинных.
С иным законом естества
Не смог бы Мир существовать!

Всё состоит лишь из Пространства,
Эфира, Вакуума ли,
Зажатом с дивным постоянством
В тисках из многомерных сил.
Выпячивает грыжа ткани
И вот кирпичик мирозданья,
Как на мембране лёгкий звон,
Как цуг волны, как солитон,
Стабилен сколько-то мгновений,
Частицей кажется порой,
То притворяется волной.
Знай, расширяясь от рожденья,
Мембрана плечи распрямит,
И Мир щелчком исчезнет вмиг.

17. Время

Я вижу, заинтересован,
И, разглагольствуя, тебя
Своей такой глубиной слова
Толкнул к большим раздумьям я
О сути дел вещей привычных,
Таких, как Время, что первичным
Без рассуждений признают,
Параметр Тэ и там и тут.
Постой, и в этом разберёмся.
Рассмотрим просто маятник.
К нему приладим храповик,
Который счётом и займётся.
Без оного он – колесо,
Где фазы на одно лицо.

Изюминка давно известна.
Причинность – вот где храповик
В ряду событий повсеместных,
Расставленных за мигом миг
Цепляем друг за другом миги
И Время превратится в фигу.
Наш Наблюдатель – Жизни часть,
В нём мигов этих толчея
К старению гнёт закономерно
Сопоставляя Мир себе,
В одном соку, в одном котле
Он варится со всей Вселенной.
Нет Времени - событий вязь
Мы шьём себе уподобясь!

Фотон родился в звёздной дали,
В глазу закончен путь его.
Событий точки рядом встали
И между ними – ничего
С его позиции, для нас же
Империи, и не однажды,
То гибли, то рождались вновь,
И люди проливали кровь.
Масштабу этому согласно,
Два акта в пьесе квант сыграл,
В антракте оставляя зал
На пару тысяч лет бесстрастно.
Отсчёт мы сами создаём,
Причины следствий видя в нём.

Поддерживает направление
Событий временную связь
Факт – неустойчивость движений,
Из возмущений становясь
За ограниченное время
Непредсказуемым мгновеньем.
Влияет атом на краю
Вселенной на судьбу Твою,
Как и на точки столкновений
Молекул газа, пряча след
За бесконечностью сует
И вся статистика Вселенной
Гласит, что Времени стрелу
Во вспять никак  не повернуть!

-------

В эфире весточка пропела:
Настанет день последний Света,
Когда научат микрочип
Воссоздавать себя, при этом
Чуть изменяя в нём ключи.
За эволюцией лишь дело... .
Да ладно, что там, надоело
Вас всякой ерундой томить,
Продолжим лучше водку пить
За тех, кто суету оставив,
На волнах духа воспарит
Из сумрака, в лучах зари
К иному берегу причалит.
Плесни-ка Друг ещё в стакан,
Мы не прощаемся, пока!

             Июль – сентябрь 2009

(*) Попутного ветра! (итал.)


Послесловие.

Капитан Лось погиб в зимних горах.
Записки его стали поэмой, в которой часть его  души.
Капитан Рак жив-здоров где-то, постарел, оставил парус.
«Звёздник» сгнил и сожжён.
Побережьем завладела финансовая структура под увеселения.
Парусный клуб прекратил существование.
Яхты разошлись по рукам, которые смогли заплатить.

Дьявол знает своё дело!

Текст с картинками можно посмотреть по ссылке:
http://samlib.ru/editors/t/terjaew_w_e/star.shtml


Рецензии
После похмелья, что случилось
от этой жуткой пьянки сей,
я не ушла, я - возвратилась,
и вновь прошу: "Ещё налей!.."
Мне кажется, с тобою, вроде
я пила водку на природе -
на лодке... яхте... иль барже... -
Ах, - то не помню я уже.
В меня придирчиво Природа
смотрела трезво свысока,
а я была пьяна слегка
от качки в море за полгода,
когда таскалась за тобой,
в надежде стать твоей женой...
- Кто я? - Да Муза бедная твоя!..

С улыбкою! Эта Онегинская строфа читается увлекательно? - Думаю, что да! А Вы не могли бы переложить поэму в подобный ракурс? ---
Вы здесь предоставили читателю 61(!) Онегинскую строфу, - 854 строки. К сожалению, лично мне собрать их в единый авторский замысел не удалось. Труд очень большой, - на 4 месяца, а Вам кажется, что он увенчался успехом? Сухопутный читатель ни хрена не разбирается в морской терминологии, в чём с головой потоплена вся Ваша работа! Объясните, пожалуйста, ради чего она?
--- С уважением!

Виктор Гусаров   04.03.2013 20:14     Заявить о нарушении
Для любителя паруса в первую очередь, конечно, Виктор.
С одной стороны, это дань уважения, дань памяти реальному персонажу – капитану Лосю. Технические подробности, отступления и манера изложения во многом принадлежит ему и я это старался выдерживать. С другой стороны возможности аналогии и стремление разбавить сухие детали изложения расширило круг затронутых тем до необозримой величины. Я не стал распыляться по мелким формам и сложил «кое-что о сути вещей» в одном месте. Музе принадлежит не только любовная тематика, но жизнь, наша деятельность гораздо шире и достойна быть в ней отражена. Не мне, конечно, судить удалось ли обьединить в единый замысел капитана Лося, его яхту и его мечтания.

В конце поэмы есть ссылка, где можно видеть картинки, принадлежащие руке капмтана Лося. Независимые читатели этого ресурса оценивают «Звёздник» выше всего моего остального, что , в лбщем-то, неожиданность. Значит у него всё-таки есть свой читатель. Интересно, какой был-бы рейтинг среди только поэм? Но этот показатель не выводится. Спасибо и Вам за ваш труд прочтения и замечательную строфу.
С уважением,

Владимир Теряев   06.03.2013 00:07   Заявить о нарушении
Благодарю, Владимир, за столь подробный ответ! Влез я в суждения, о коих никогда ни коим моментом в жизни не касался ни единым своим углом. Тематика моря для меня чужда. О чём хотел сказать к-н Лось, судить не мне, возможно, если выстроить картины его описаний в большое полотно, то там будет нечто интересное, но тем лишь только, кто "врубается" в построение смысла, изложенного спец.фразами и терминами. НО если эту поэму рассматривать читателю, понимающему толк в "писанине", то рейтинг этой поэме он присвоит НИКАКОЙ, дабы, поэмы попросту нет! Там нет сюжета, нет идеи, за которую можно уцепиться, чтоб с интересом читать до конца, нет замысла кроме нагромождения спец.терминов, нет отточенности стиля и рифмы,(что лично я всегда отмечаю у Пушкина, любуясь и наслаждаясь его строфой из "Онегина"). ---- Вот, пожалуй и всё, в завершении ответа.
--- С уважением!

Виктор Гусаров   06.03.2013 00:51   Заявить о нарушении
Между нами - вы точны. Вижу – нету пушкиных.
Тоже Вы огорчены? Может быть упущены?

Что же, Виктор, не ворчим, скажем – С Мартом солнечным!

Владимир Теряев   10.03.2013 13:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.