Туда, где Бог, Судьба и Ветер

Ян Бруштейн. Красные деревья. Стихи. М.: Библиотека «Единая книга», 2009.
Искусствовед, художественный критик, журналист, художник... К этим и множеству еще других ипостасей творческой личности ивановца Яна Бруштейна в качестве одной из главных - сегодня это несомненно - следует добавлять: поэт. Талантливый, яркий, своеобразный.
Не побоюсь назвать вышедшую недавно книгу Бруштейна «Красные деревья» хитом поэтического сезона-2009, и далеко не только в региональном масштабе. Упоминаемые в издательском предисловии к ней такие имена, как Федор Тютчев, Иннокентий Анненский, Юрий Левитанский, Давид Самойлов, Юрий Кузнецов, Иван Елагин, разумеется, не есть утверждение конгениальности автора «Красных деревьев» и этих великолепных мастеров. Но контуры школы, очерченные, на мой взгляд, совершенно справедливо, говорят сами за себя.
Лично я добавил бы сюда еще одно имя. Оно по-особому дорого мне, ибо нигде, кроме как в стихах этого великого одессита, умершего в подмосковном Кунцеве - трагический парадокс! - от астмы, мне за всю мою жизнь не дышалось так вольно, просторно, легко. Я говорю об Эдуарде Багрицком. Страницы «Красных деревьев» нежданно (и, как мне думалось, уже - несбыточно) вернули эту радостную, озоновую распахнутость дыхания.
Почти обеими руками подписываюсь под словами предисловия к книге: «Наиболее ценные качества в манере предлагаемого автора - простота, прозрачность и одновременно романтическая приподнятость. Именно романтическая приподнятость, а не гражданский пафос, чуждый Яну. Нет ничего нарочитого, натужного...»
И все же - «почти обеими». Поскольку дальше, через запятую, у критика следует - «непрожитого». Очень неточный, опасный даже термин. Поэты ведь не листки автобиографических анкет заполняют! Именно об этом ясно пишет сам автор в предуведомлении к разделу «Мифы и легенды моего мира»:
«Каждый из нас, наряду с реальным местом, назначенным ему судьбой и случаем, имеет право бывать в пространстве своих фантазий. Эти миры, эти планеты - разные... Кому-то они мешают, даже раздражают. Такие перевоспитываются и становятся картонными макетами себя. Кто-то уходит туда навсегда, и добрые врачи отправляют его в место, которое один знакомый талантливый шизик называл Пристанищем. Остальные просто живут с этим, иногда становясь поэтами».
Естественно, что этот внутренний мир («потайная планета») юного Яна был поначалу «пустой и бесцветный», «и только потом, - говорит поэт, - я заселил и разукрасил его, как хотел».
Так что вовсе не случаен в книге раздел «Стихи юного Яна». От 14 до 20 его лет. И до чего же интересно следить, как постепенно «заселяется» мир души человеческой, формируясь в ту «планету», которая и есть сборник Бруштейна «Красные деревья».
Три стихии братски обнялись в них.
Твердь земли - с ее то добрыми, то страшными реалиями («А дедушка скажет «Лехаим»...», «Из Кинешмы в Юрьевец», «Дворовый романс», «Саше», «Мой прадед», «Точу ножи!», «Сухари», «Погром», «Хлеб», «Амур, 1968», «Названья нет»).
Текучие воды - с их манящими, зыбкими, бродяжьими пространствами («Стихи сыну», «Последний пират», «Дом-корабль», «Прощальная песня моремана»).
Вольные ветры - открыто ли, подспудно ли, но дающие крылатую парусность строке, ритмике, сюжетам и всей книге в целом («Коктебель», «Воспоминания о Марьиной роще», «Шестьдесят пятый», «...А женщина плыла, летела...», «Сумасброд», «Белый ветер», «О поэте, стихах и птицах», «Душа и тело», «Птицы»).
Особенно органично сливаются эти стихии в ключевом стихотворении сборника - «Миф о красных деревьях». Но Боже мой, как же непрост и мучителен оказывается путь этих упрямых сказочных растений к простору и воле!
«...К реке спустились красные деревья, / К воде припали красные деревья... / Навстречу вышла целая деревня / И предъявила древние права: / На то они на свете - дровосеки, / Зимой хотят тепла и скот, и семьи, / И вот срубили красные деревья / На красные прекрасные дрова. // Кораблики из них строгали дети, / И, у огня играя, грелись дети, / И в том, что нет чудес на белом свете, / Не видели особенной беды. / А корабли куда-то плыли сами, / Бумажными мотая парусами, / И вздрагивали красными бортами, / Достигнувшие все-таки воды».
Поистине, как предрекал Багрицкий:
«Кто услышал раковины пенье, / Бросит берег - и уйдет в туман; / Даст ему простор и вдохновенье / Окруженный ветром океан... // Кто увидел дым голубоватый, / Подымающийся над водой, / Тот пойдет дорогою проклятой, / Звонкою дорогою морской...»
Заметьте: главный мостик от реальности к чуду в бруштейновском «Мифе...» прокладывают дети, даже и не задумываясь о том, есть на свете чудеса, или нет. А чего им мудрствовать над этим? - они в них просто живут. И тем самым эти чудеса сотворяют.
«Не делайте слона из мухи!» - сказали нам. Мы не послушались. / Надели шапочки газетные и обручились с колдовством. / И, предугадывая слухи, мы видели: слоновьи уши / Локаторами ловят ветры, заполонившие наш дом» («Смешная грустная невозможная случившаяся история»).   
В их мире нет места лиху, как нет его в сердечке маленького дракона, который «жил с тоской в глазах», «изо всех щенячьих сил» не желая принимать родовой «Закон клыка, огня и зла в природе» («Последний дракон»). И они отчаянно сострадательны ко всему живому:
«Вся эта история приключилась, / Потому что на лицах прекрасных коней / Сбруя топорщилась, болью сочилась, / И я не мог примириться с ней...» («Красивые и свободные»).
Только кто этот «я» в последней строке цитаты? Да это же сам автор открывает нам свое лицо - нисколько не стыдясь такой его драгоценной, отважной и редчайшей в наши дни детскости. Ею только истинные поэты и наделены - в любом деле и в любом возрасте. И хлопает в ладоши Александр Сергеевич: «Ай, Пушкин! Ай да сукин сын!»; и кочетом кричит по утрам генералиссимус Суворов; и безмятежно, назло всем Сальери, шалит Моцарт. Не поленитесь, отыщите маленький рассказец Валентина Катаева «Бездельник Эдуард» - вы поймете, о чем я хочу сказать.
«Если б молодость знала, если б старость могла...» / Говорим мы устало, выгорая дотла. / Никуда же не деться: уходя по кривой, / Мы спасаемся в детстве, мы впадаем в него» («Этюды для Юлии»).
И есть еще одна стихия, объединяющая в «Красных деревьях» все остальные, - стихия свободного полета. Еще в свои 17 лет Ян написал - конечно, о себе: «Как трудно выпускать шасси, / Имея сердце птицы»  («Самолет»). А гораздо позже - только ли о своем сыне: «Он приспособлен для полета, / И радости тугая нота / В соленом воздухе дрожит» («Стихи сыну»)? Даже ангелы у него ему под стать: «В небе смеются надо мной / Два пацана с нечесаными головами <...> Чумазые, / Растрепанные, / Веселые / И счастливые» («Ангелы»). А это - из цикла «Этюды для Юлии», немножко печальное: «У веселого поэта и у желтого листа / Есть причина для полета, если завтра пустота». И еще более грустное, но романтично-упрямое:
«Я вырываю из земли мои вцепившиеся корни. / Давно уплыли корабли, давно пропал мой старый кормчий. // ...Я боль мою перемогу, забью окно, задраю двери. / Назло и другу, и врагу я покидаю этот берег. // ...Рублю швартовы, пусть потом / Пропьют друзья, оплачут дети... / И уплывет мой старый дом / Туда, где Бог, Судьба и Ветер» («Дом-корабль»).   
...Настоящие стихи тем и стихи, что каждый из нас, подобно вольно бродящему по полям мохнатому псу, ищет там, исцеляя свою душу, какую-то только ему ведомую и нужную былинку. Так что не судите строго и рецензента за его, субъективный, конечно, поиск. Побродите в поэтических лугах Яна Бруштейна: они щедры и распахнуты для всех, и целебного разнотравья в них хватит на каждого...

Виктор Соколов, газета «Рабочий край»


Рецензии
Дорогой Ян, срочно отвечаю. Проверила сегодня почту - она работает у меня через пароль, захожу туда редко, все не могу настроить - увидела Ваше письмо с вопросом, что подошло, а что нет. Но мне ничего другого от Вас не приходило! Может, вложение не присоединилось? Отправьте, пожалуйста, еще раз. Или Вы отправили на почту отца? Летнее время, он тоже не включает компьютер... Я вечером спрошу у него. martish@spnet.ru - я отвечу сразу. как получу.Вечером посмотрю. Простите меня, хорошо?

Наталья Мартишина   10.07.2012 14:47     Заявить о нарушении
Нет проблем, видимо - глюки сети, бывает. Отослал еще раз.

Ян Бруштейн   10.07.2012 20:31   Заявить о нарушении
Наталья, почему-то письма с картинками на ваш адрес на spnet.ru не проходят, идёт блокировка. Видимо, сервер думает, что это спам. Есть ли у Вас почта на обычных почтовых серверах?

Ян Бруштейн   10.07.2012 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.