Артисты клянутся зрителю честно служить!

               
                Посвящается Виктору Мирошниченко -
                заслуженному артисту России,
                доценту кафедры актёрского мастерства
                Кемеровского Университета Культуры

           *     *     *
Потрясена, прости!
О Ангелах пишу, о тех,
Кого Ты в мир послал –
На сцену жизни вывел.

Зал рукоплещет, твой успех.
За ним – Великий Образ виден,
И труд души твоей неопалимой!

Прошу, Трубач, вновь повтори,
Слова Священной клятвы,
Что у рампы ученики твои
Произносили…

Их записать не все успела я,
А в них, – Твоя Божественная сила
И Вечная - Великая Любовь Твоя!

Ты в мир – во тьму Любовь несёшь,
Себя в огне в веках сжигая.
Театр, сцена – голгофа и распятие,
Жизнь, крест, колокола и кровь…

Артист великий  –  Виктор -
П О Б Е Д И Т Е Л Ь!
Божественную ты несёшь Любовь,
Голосам  Ангелов  поклонники  внимают!..      

            *     *     *               
15 сентября премьера «Трёхгрошовой оперы» Бертольта Брехта началась с необычного ритуала. В день 65-летия Кемеровского театра драмы впервые на сцене проходило посвящение студентов-выпускников института искусств и культуры в артисты. На сцену выходит старшее поколение артистов театра в тёмных, спадающих до пола дантовских мантиях.
— 65 лет мы открываем свои сердца, чтобы поделиться с вами теплом нашей души, — звучит голос заслуженного артиста России Виктора Мирошниченко. — Все эти годы театр жил одной жизнью с вами, наши дорогие зрители. Идут годы, приходит новое поколение зрителей и новое поколение актёров.
— В этом году, — торжественно говорит ведущий, — в нашу труппу влились сразу девять молодых актёров, выращенные в стенах нашего института. Все они уже прошли «боевое крещение» в первых гастролях. Этот сезон для них — тоже первый.
Зал долго аплодирует. Зрители улыбаются.
— Прошу любить и жаловать!
И по мановению руки ведущего на сцену выходят посвящаемые — шесть девушек и три парня. Женя Санина, Наташа Амзинская, Таня Гончар, Олеся Шилякова, Жанна Прокопенко, Наташа Соловей, Дима Брагин, Саша Емельянов и Дима Макаров — перепелёнутые в белые одежды, перевязанные, как новорожденные, розовыми и голубыми ленточками и… с сосками во рту.
— Готовы ли вы, — вопрошает Мирошниченко, — взвалить на свои плечи тяжкое бремя профессии актёрской?
— Всегда готовы! — радостно отвечают юные посвящаемые, освобождаясь от сосок.
— Тогда вам придётся пройти трёхкратное испытание перед лицом всего честного народа — наших зрителей. Начнём!
Вспыхивают бенгальские огни, дым валит из-под сцены, как из преисподней.
— Горяч дар актёрской игры! Палит он жгучим пламенем ваши души. Пройдите же сквозь огонь рампы театральной!
Посвящаемые спускаются в «преисподнюю» — и с визгом, возгласами, под «адскую» музыку выпрыгивают обратно на сцену, уже без пелёнок, стряхивая «пепел» прошлых детских одеяний.
Восторженные возгласы, аплодисменты, смех.
— Не всё в актёрской жизни тепло и горячо, — продолжает Мирошниченко. — Встречается и другое — например, ледяное молчание зрительного зала. Как пройти сквозь холодные туманы непонимания, как выдержать ледяные брызги?.. Искупаем же мы вас теперь в ледяной купели!
И вся актёрская труппа поливает «новорожденных» водой театральной купели.
— Многое дано умелым. Трижды многое осилит талантливый. И никто не ведает, что чем дальше вперёд он вырывается, тем большая опасность его стережёт. Имя ей — слава актёрская. Пусть же не оглушат вас сирены медных звонкоголосых труб!
Раздаётся трубная музыка. Зрители вступают в игру, аплодируют, кричат: «Браво! Браво! Молодцы! Молодцы!» Это третье испытание посвящаемым, которое они так же блестяще выдерживают.
— Вступая сегодня в великое актёрское братство, примите же в память об этом дне священную частицу этой сцены как образ театра, вашим ставшего, и помазание гримом как знак причастности к актёрской профессии!
И заслуженный артист России Борис Мостовой одаривает каждого актёрскими талисманами, надевая на шею «кусочек сцены» (в виде досточки), а его коллеги красят юные лица гримом.
— Скрепите же свершившийся акт торжественной клятвой актёрской! Все, кто примкнул к славному братству актёров, все, кто вдохнул эту пыль театральных подмостков, клянитесь чашей познания мерить свой день календарный…
— Клянёмся!
— …зрителю честно служить, как себе, без оглядки…
— …образ нести, режиссурою мудрою данный…
— …не растерять себя в сплетнях ехидных и лживых…
— …вместе навек, пусть театр не даёт нам расстаться! Вместе навеки!
— Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
Даже если клятвы скрепляются на небесах, то проверяются они здесь — на сцене. Как же сыграли юные посвящённые свой первый спектакль на большой сцене? На мой взгляд, они не только не потерялись в компании известных актёров, но и внесли в «Трёхгрошовую оперу» задор, обаяние молодости, а девушки — ещё и облагородившую спектакль прелесть юности, чистоту, женственность.
В антракте юные актрисы говорили мне, что клятвы дают не каждый день, что это бывает один-единственный раз в жизни. И проникает в самые глубины души.
— Это настолько захватывает, — сказала Таня Гончар, — что мы сами даже не ожидали, какое это произведёт на нас впечатление. Что будут и чувства, и слёзы. И этот занавес будешь держать и чувствовать его знаменем, которое целуешь!

17 сентября 1998 года            Очерк опубликован в областной газете "Кузнецкий край"


Рецензии