Только Родины ради... разговор Сергия Радонежского
Только Родины ради...
Он на лавке сидел и спокойно молчал
А по горнице из угла в угол
Перед ним князь Олег всё ходил, обличал,
Порой гневно, сердито и грубо.
«Да, пусть плачет Москва! Но сейчас мы сильней!
И явился за миром ты зря!
Не позволю обидеть рязанских людей!
Это наша сегодня заря!
Приезжали Мороз, Свибл, Семён Жеребец.
Много видел вельмож я у ног.
Но терпению всё ж наступает конец!
И я мира не дам всё равно!
А теперь и тебя вот прислали, монах.
Видно, верят в тебя москвичи!
Много горя Рязань повидала в веках.
Помолчи же, монах, помолчи!
Сколько раз прикрывала Рязань собой Русь,
Утопая в слезах и крови!
Сколько раз мы горели – считать не берусь!
Этот город достоин любви!
Ты помысли же, старец, взгляни на поля,
На наши цветущие нивы!
Сколь прекрасна, добра, плодовита земля!
Мужи храбры, а жены красивы!
Сколь упорен народ, что из пепла встаёт,
Поднимается снова и снова!
А теперь не татары – Москва к нам идёт,
Воевать с нами, грабить готова!
Приходилось ли видеть, игумен, тебе
(Это трудно постигнуть умом!),
Как твоей насмехаясь великой беде,
Москвичи разоряют твой дом?»
Сергий поднял глаза и ответил вдруг: «Да.
Москвичи разорили Ростов
И мой дом. Я был отроком малым тогда»
Олег вздрогнул от сказанных слов.
«Перебрались поэтому в Радонеж мы
Мой отец из великих бояр.
Приходилось тогда всё нам делать самим.
Отец сломлен был, болен и стар.
Корчевать пришлось лес, землю нашу пахать,
Дом рубить, шить и лапти плести,
Сеять, рыбу ловить, урожай убирать…
И с молитвою крест свой нести»
«Значит, вот ты каков! Здесь у нас на Оке
Стал смиренье великое славить.
И ударят вдруг если по правой щеке,
То и левую надо подставить?
Но у нас же с Москвой договор по любви
Заключён был в былые года.
Я, как братьям, им верил. Они же смогли
Всё забыть, растоптать навсегда.
И теперь на Рязань совершили набег
Не татары – московская рать.
Как тебя предаёт близкий твой человек,
Приходилось ли, старец, познать?»
Сергий поднял глаза и ответил вновь: «Да.
То мой старший любимый брат был,
Тот, кого я всегда все былые года
За отца и учителя чтил.
Я ушел из обители снова в леса,
Ничего не сказав никому.
Через годы опять я вернулся назад.
Алексий попросил. Потому.
Да и братия тоже соборно звала.
Брат же мой сам уйти порешил.
Я остаться молил, чтоб владыка все зла
Ссоре братьев не радостен был».
«Если ж я не таков? Если просто изгой?
И обида по жизни ведёт?»
«Нет, Христово крещенье принявши, любой,
Каждый русич свет в сердце несёт
Но не все это помнят. По то и грешат.
Только Божия искра в груди
Всё равно нас ведёт и даст вольно дышать
И увидеть, что свет впереди.
Не по слабости сил человеческих, нет,
Не из трусости, прямо скажу,
И не ради корысти уже много лет
Я московскому князю служу».
«А почто же?» – Олег удивлённо спросил
«Только ради родимой земли.
Только Родины ради. Дай, Господи, сил,
Чтобы вынести всё мы смогли!
При бескрайностях наших, при стужах зимы
Лишь в соборном согласье племён
Лишь при власти единой сильны будем мы
И пройдём через толщу времён.
«Аще царство на ся разделится, тогда
Все изгибнем и не устоим»
И завет этот помнить нам надо всегда
И потомкам оставить своим».
«Значит так: серебром Новгородской казны,
Униженьем великой Твери,
Мы Ростовом, Рязанскою кровью должны
Заплатить за единство земли?
Почему же столицей должна стать Москва?
А не Суздаль? Не Нижний? Не Тверь?
Не Рязань, наконец? Или то шаг назад?»
«Да, конечно, ты только поверь:
Если выиграешь ты вдруг эту войну,
То опять лет на двести разброд.
А потом собирать вновь придётся страну.
Только счастлив ли будет народ?
Искушение враг человечий тебе
Посылает вот этой войной.
То-то радость татарам и немцам, Литве,
Что сражаемся мы меж собой!»
«За единство должны заплатить мы ещё?
Значит, мнишь ты, что позже, в веках
Там величьем державы окупится всё?
И потомки нас вспомнят, монах?»
Сергий поднял глаза и ответил вновь: «Да.
Вижу Родину сильной, большой.
Вижу выход к морям, и как тянутся к нам
Много разных народов душой.
Через толщу времён я смотреть не берусь,
Но тебе обещаю: пока
Православие живо, жива будет Русь!
Будет это всё, князь, на века».
И расправив широкий свой пояс, Олег
Бросил шитые шелком концы,
Как обрывки обид на московский набег,
Как сомненья свои: «Да, отцы
Завещали беречь землю русскую нам.
И во имя грядущих времён,
Ты уверен, победу я просто отдам…
А потомки... не вспомнят имён…
Призываешь ты к этому, старец, сейчас?»
«То Господь призывает, не я!»
«Хорошо. Значит, пробил и мой звёздный час.
И зависит судьба от меня.
Если ж Русь через тысячу лет (как узнать?)
Распадётся вдруг снова, тогда
Обещаешь ли, старец, из гроба ты встать
И скрепить её вновь навсегда?»
«Обещаю, что Родины ради судьбы
На подвиги в далёких веках
Отречения подвиг и подвиг борьбы
Призывать будет даже мой прах»
И с Москвою Олег подписал вечный мир,
А ещё через несколько лет
На московской княжне он и сына женил,
Выполняя тем данный обет.
На фото икона Сергия Радонежского.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Через 2 года после Куликовской битвы татарский хан Тахтомыш вновь пошёл на Москву. Одержавшие победу русичи, никак не ждали нового нападения. Стоял июнь. Все воины княжеской дружины, да и многие бояре разъехались по своим деревням на сенокос и другие полевые работы. В Москве оставались лишь несколько бояр, да князь Дмитрий Донской, жена которого только что родила ему сына.
Получив известие о приближении Тахтомыша, Дмитрий бросился в Переяславль, в надежде хотя бы там собрать войско для отражения удара. Город и семью он оставил на митропролита. Но Тахтомыш шел слишком быстро. Митрополит с княгиней Евдокией, малыми детьми и боярами успел выехать из Москвы. В городе осталась одна чернь. Татары обманом и с помощью предательства вошли в Москву и сожгли её (сгорела и уникальная библиотека, собранная святителем Алексием). Узнав, что из Серпухова вышел с дружиной герой Куликовской битвы двоюродный брат Дмитрия Донского Владимир Андреевич, татары спешно покинули Москву и по дороге разорили всё Московское княжество, а многих людей угнали в плен.
Вернувшийся Дмитрий вынужден был отправить татарам своего старшего двенадцатилетнего сына (будущего Василия – I). Так в те времена было принято. Когда через год попытался вернуть сына на родину, то от Дмитрия потребовали дань очень большого размера. В разорённом княжестве и сожженной Москве собрать её не удалось. Дмитрий просил в долг, но не добился помощи и решил идти на Рязань (это княжество татары в этот раз не тронули, там был хороший урожай и много другого богатства).
Однако, несправедливая война с Рязанским княжеством не давала никакого результата. Она превратилась в партизанскую войну. Войска москвичей громили мелкими группами. И без того ослабленная Москва терпела одно поражение за другим. В конечном итоге Дмитрий сдался и стал просить мира с Рязанью. Но обозлённый Рязанский князь Олег не соглашался на заключение мира. Дмитрий отправлял к нему одно посольство за другим – всё безрезультатно. Тогда Дмитрий Донской обратился к прославленному уже немолодому игумену Троицкой обители Сергию Радонежскому. Сергий взял с Дмитрия клятву никогда больше не воевать с Рязанью. И после этого отправился к Олегу.
• На момент описываемых событий Дмитрию около 30 лет, Олегу – лет 40,
а Сергию уже больше 60.
• Василий Дмитриевич был в татарском плену до 16 лет. Затем бежал вместе со
своими слугами домой через Польшу, где и познакомился со своей будущей женой
Софьей.
Более подробно можно прочесть об этих событиях в книге Балашова "Похвала Сергию" или в житиях святых.
Свидетельство о публикации №109120300906