Листая время

На запах снега выйти за сентябрь...
В миры тумана, сны о тёплом море...
Читать секреты, вязь морозной соли
На листьях, как в ладонях у тебя...

Оттенки чувства в строках закружить
С порывом ветра - выдохом осенним...
Искать дорогу в волнах беспредельных,
Держаться курса в явь сквозь миражи...

Идти на запах снега за тобой,
Листая время, странствий наших карты...
Пространство век за веком под луной
Любовью мерить меж "вчера" и "завтра"...

Мы вместе повторимся многократно
В тех точках, что отмечены судьбой...


Читать секреты / на листьях, как в ладонях / оттенки чувства
С порывом ветра / искать дорогу в волнах / держаться курса
Идти на запах снега / листая время
Пространство век за веком / любовью мерить


Рецензии
Здравствуй...

Читаю, как ты, конечно же, заметила всё подряд. Выбираю строки для своего "Кораблика", которые его немало украшают.
Из данного, например:
"Листая время... вязь морозной соли... Оттенки чувства в строках закружить...
Держаться курса в явь сквозь миражи..."

"Пространство век за веком под луной
Любовью мерить меж "вчера" и "завтра" - а чем мерить пространство под солнцем?

Алексей Алейников   03.12.2020 12:29     Заявить о нарушении
Некоторые рецензенты особо выделяют строки:
"Мы вместе повторимся многократно
В тех точках, что отмечены судьбой...". Странник пишет, что это "чудесные строки!!!". Позволю себе усомниться. Да, это как бы звучит... Любители мистики и эзотерики на такое ведутся. Но, на мой взгляд, это туманное вещее предсказание, которое можно трактовать как угодно. Мой, возможно, излишне рассудочный подход подсказывает, если уж "Держаться курса в явь сквозь миражи...", что повторения, тем более многократные, обычно скучны. И что это за точки, "отмеченные судьбой"?
И вообще, что такое Судьба? Многие наделяют её, как Вседержителя, субъектной предопределяющей силой. "...судьбой до звезд вознесенный" Вергилий. "Судьбой наложенные цепи Упали с рук моих" Е.Баратынский. Понимаю, удобно, плача над своей не задавщейся участью, всё свалить на Судьбу - "Судьба у тебя такая", а сам
неудачник будто и ни при чём. А по мне, Судьба это просто итог любой человеческой жизни в любой конкретный момент. "Что было, то, пройдя, стало судьбою" Борхес.
«…так же сложится судьба, Как из бревен деревянная изба» О.Чухонцев.
Судьба - это просто итог пережитого. Это не предопределение "точек", а лишь их пассивная констатация.
Но художественные достоинства этого стихотворения несомненны.
Спасибо за текст, при чтении которого получаешь истинное эстетическое наслаждение.


Алексей Алейников   03.12.2020 13:40   Заявить о нарушении
Разве ты ещё не нашёл своё мерило пространства по солнцем?)
Куда направляются "пассажиры" на твоём корабле? Зачем он им?

Катриника   05.12.2020 13:57   Заявить о нарушении
Здравствуй, Лёша!
Точки - условность, как и все остальное)

Катриника   05.12.2020 13:59   Заявить о нарушении
"Разве ты ещё не нашёл своё мерило пространства по солнцем?)" - личное пространство и под Солнцем, и под Луной, и под прочими небесными объектами измеряется потенциалом экспансии, строго индивидуальным. Движущими силами экспансии могут быть и любовь, и ненависть, и честолюбие, и всякие заморочки сознания - у каждого свои. И в этом плане Солнце Луны ничем не хуже. Любовь она Любовь и есть, солнечная или лунная - обе хороши и взаимно дополняют друг друга. Потому мне и кажется, что выделять Луну, в данном случае, неправомерно и обидно для Солнца.
Ну и зачем солнышко забижать?

"Пассажиры"на моём "Кораблике грешном" направляются куда и все, меня и тебя не исключая, - "В прах гостеприимных могил" Татьяна Хмельник.
"Кораблик" - это метафора любой человеческой жизни от истока до итога, от первых пелёнок и до могильных хором. Вот и ответ на вопрос "Зачем он им".
Понимаю, у тебя сейчас акме, и рановато тебе на эту тему заморачиваться. Но если вдруг захочешь узнать, как оно, когда акме позади, а некогда это и для тебя наступит, то загляни: http://stihi.ru/2018/06/03/9188

Алексей Алейников   05.12.2020 15:30   Заявить о нарушении
Луна в данном контексте определённо органичнее солнца) К тому же строки эти творимы именно лунной стороной сознания)

Катриника   05.12.2020 21:30   Заявить о нарушении
У тебя словно кроссворд - отгадай автора 3927) Я воспринимаю это как заключение под номером) И не понимаю, зачем собирать эти пазлы, которые так разноплановы энергетически, семантически, фонетически. Это как взять тысячи книг и читать из них по строчке, пусть и об одном и том же, пусть и совпадающих по теме-идее-смыслу. У меня не идёт подобное чтение, я люблю погружаться в поток энергетически органичный, самобытный, цельный. Какими бы мудрыми и прекрасными ни были цитаты, мне читать хочется не их, а автора, его тексты, его личный словарь миропонимания. И тем более здесь на стихи.ру, где слагаются новые мифы, где пишутся новые библии,творятся иные вселенные. Зачем составлять книгу из вырезанных пазлов иных систем.
Разве кормчий Корабля не нашёл свой язык?

Катриника   05.12.2020 21:56   Заявить о нарушении
"Луна в данном контексте..." - это всё "прихоти твоего восприятия" (классное словосочетание ты мне подкинула), которые столь же правомерны, как и чьи-то иные прихоти, и столь же мало убедительны. Они работают лишь при наличии индивидуальной симпатии к конкретному автору, если доброе к нему отношение важнее искомого смыслового посыла. В подавляющем большинстве случаев автор помимо потребности самовыразиться хотел бы ещё и что-то сказать потенциальному читателю. "строки эти творимы именно лунной стороной сознания" - моя несомненная к тебе симпатия в данном случае говорит: "Стоп. Далее последуют лишь новые "прихоти", "игра в бисер" ради игры, но не просветления".
И я прекращаю игру. Хочешь - считай, что выиграла.

Алексей Алейников   05.12.2020 22:32   Заявить о нарушении
Относительно "Кораблика" попозже обо всём напишу. Слишком это для меня важно, чтобы отписываться "лунной", "солнечной" или "сумеречной" стороной сознания.

Алексей Алейников   05.12.2020 22:34   Заявить о нарушении
Моя симпатия и доброе отношение к автору или собеседнику не мешает трезво и честно высказывать своё мнение, не играя, провоцируя и себя и его на рассмотрение вопроса с разных сторон, о которых, возможно, и не думалось. Так о какой победе речь?

Катриника   05.12.2020 22:44   Заявить о нарушении
Первые два вопроса, какие возникают у меня на тему для тебя "важного" текста:
- Почему "Кораблик"?
Почему так уменьшительно? Да ещё при наличии такого количества "пассажиров"?
- В чём его грешность? Чем он заведомо провинился? (как корабль назови...) То же самое, что океан нарекать грешным, или рояль

Катриника   05.12.2020 22:54   Заявить о нарушении
"Моя симпатия и доброе отношение... не мешает..." - вот видишь, какая ты молодец.
А мне, обычно, мешает. Но я всегда себя спрашиваю - оно того стоит? Если вопрос принципиальный, а оппонент неадекватный, отношение может измениться, что и бывало.

"Так о какой победе речь?" - в данном случае "победа" это такая же "условность", как "точки судьбы".

"Первые два вопроса..." - ну не могу я здесь комкать то, о чём подробнейшим образом написал в Предисловии. Если тебя ответы и в самом деле интересуют, то пожертвуй несколько минут на прочтение.

Алексей Алейников   06.12.2020 00:10   Заявить о нарушении
Я читала предисловие.
Видимо, так не связались у меня твои разъяснения с моими вопросами.
Ну, да и бог с ними, с прихотями восприятия)

Катриника   06.12.2020 00:20   Заявить о нарушении
Итак, о «Кораблике». Я думал, что в Предисловии достаточно подробно и понятно объяснился.
Полагал, что ты его прочла и радовался по этому поводу, но, очевидно, лишь заглянула. Потому и вопросы…
«У тебя словно кроссворд - отгадай автора 3927) Я воспринимаю это как заключение под номером» - нет, ничего не нужно отгадывать. Нужно лишь заглянуть в Каталог заимствований в конце романа. Ты ведь и сама многих своих вопрошающих рецензентов отсылаешь к Гуглу, а я к номеру в Каталоге. Номера – мера вынужденная. Их пришлось ввести потому, что иначе текст был бы чрезмерно загромождён Ф.И.О. авторами цитат. Номер же гораздо короче и не так сильно затрудняет чтение и восприятие текста. У тебя номер – 5282. Очень красивый. Но если хочешь, заменю. А без номеров получится плагиат.
«И не понимаю, зачем…» - прочла бы Предисловие… Иногда, знаешь ли, нужно сделать над собой усилие, если искренне желаешь в чём-то разобраться. Повторяться здесь не буду, но кое о чём сказать, пожалуй, следует.
Первая причина – это МОЯ, и ничья больше, игра в слова. Патентую. Никто до меня этого не делал.
Я играю, мне интересен и процесс, и результат. И пока я этим занят, я никому не причиняю зла.
И даже если этот текст никого более не заинтересует, даже если сочтут это разновидностью графоманства, что ж, буду графоманом-новатором.
Ты очень точно назвала это пазлом. Так оно и есть: из тысяч разнородных элементов создать единую картину – это и есть решение самого увлекательного ДЛЯ МЕНЯ пазла. И я его решил.
Дело не в том, мудры цитаты или нет, много ли в них художественных достоинств. Не это должен заценить потенциальный читатель. За этим нужно обращаться к Энциклопедиям афоризмов. Мой текст от подобных энциклопедий отличается тем, что каждая цитата расположена в определённой МНОЮ сюжетной и логической последовательности. Это не энциклопедия, а РОМАН, единственный в своём роде, но как все романы, имеющий свою повествовательную и смысловую структуру, объединяющие идеи и предлагаемые автором выводы.
«Разве кормчий Корабля не нашёл свой язык?» - я никоим образом не «кормчий», а обычный пассажир, с общей для всех участью. Но я кормчий используемых текстов. Да, они «разноплановы энергетически, семантически, фонетически», как неисчислимо разнообразны и их авторы. Но все они и сходны во многом и главном, и ЛГ является их общим детищем, их плотью, кровью, устремлениями, мечтами, надеждами, горестями, разочарованиями, свершениями и завершением участи. Зачем ЛГ свой, особый какой-то, язык? Он что с Марса свалился? Он – дитя эпохи и взрастившей его среды. И в его языке именно общее должно доминировать до той поры, пока он не решится на конфликт с тем, что его породило. Специфика этого текста как раз и заключается в том, что он является совокупным результатом усилий творцов, об этом никогда не помышлявших. Это результат воздействия на моё сознание огромного количества импульсов, исходящих от всего значимого для меня, что я нашёл в литературе. Я, по сути, лишь частично автор, а в основном составитель, компилятор, но всегда имевший перед собой определённую конечную цель. В цели и способе её достижения и заключается моё авторство.
«мне читать хочется не их (цитаты – А.А.), а автора, его тексты, его личный словарь миропонимания» - вот только частенько так бывает, что из многих страниц «автора» лишь несколько цитат читать и стоило, как и в «поэзиях» из многих строф, бывает, выделишь лишь пару строк.
«У меня не идёт подобное чтение» - и не могло идти. Ты ведь ранее и не читала ничего подобного. В «Кораблик» нужно вчитаться, почувствовать его сюжетное и идейное развитие, заинтересоваться судьбой ЛГ, а далее уже пойдёт. Но, разумеется, это моё пристастное суждение, разделять которое никто не обязан.
Впрочем, цепями к тексту никто не прикован. Романы нынче не в моде. Читателям более по вкусу миниатюры и афоризмы, «поэзии» - и то не длинные. Но мне до этого дела нет. Текст написан, хотя и корректируется почти ежедневно. Я доволен – сотворил нечто особенное, самовыразился.
Результатом не обольщаюсь, но надеюсь, что со временем это распробуют. А может и нет…
Поживём, сколько получится, - увидим.
P.S. «здесь на стихи.ру, где слагаются новые мифы, где пишутся новые библии,творятся иные вселенные» - ух ты… Это тоже лишь «условности», или ссылочки дашь?

Алексей Алейников   06.12.2020 01:47   Заявить о нарушении
Лёша, думаю, как один из "заключённых" на твой кораблик, у меня есть право высказать прихоти своего восприятия. Текст чрезмерно перегружен цитатами и номерами-отсылками в каталог. Пусть это и не фио авторов, а порядковый номер, нагроможденность и загруженность никуда не исчезает.
К тому же какому читателю захочется каждую минуту заглядывать в каталог. Легче тогда каталог и читать, не отвлекаясь никуда более.
Лично я читаю первые цитаты, далее ищу связку с текстом самого автора, и далее читаю уже только его, все остальные цитаты в большинстве своём проскальзывая и опуская, потому как они представляют для меня какофонию и уводят внимание от словаря самого автора. Если бы цитаты заимствовались у нескольких авторов и ненавязчиво были вплетены в канву произведения, они бы звучали иначе, и они бы звучали

Катриника   06.12.2020 13:30   Заявить о нарушении
"Все мы кораблики, каждый в свой срок отплывающие по реке времени
и исчезающие в океане Вечности"
ЛГ - кораблик, инструмент, сооруженный для преодоления пути по океану Вечности или все-таки кормчий?
Кораблик - это его жизнюшка грешная? Если да, то тогда кто он на этом судне? Если же кораблик это именно он, им творимый мир внутренний и внешний, то тогда почему эта ласкательная нежность (кораблик) к заведомо грешному. Снисхождение, жалость, что это?

Катриника   06.12.2020 13:47   Заявить о нарушении
Алексеев ковчег)
И пассажиров на нем более 5000)
Это путешествие по внутреннему океану смыслов, парадигм, памяти...
Ну, что же, в добрый путь!
У каждого на пути свои океаны)

Катриника   07.12.2020 01:16   Заявить о нарушении
"Алексеев ковчег" - одной условностью больше. Но без них никак.
Спасибо за доброе пожелание.
Постараюсь, насколько удастся не знаю, держать курс на маяки смыслов.

Алексей Алейников   07.12.2020 01:35   Заявить о нарушении
Чуть поправил я этот фрагмент нашего диалога.

«у меня есть право высказать…» - разумеется, и право это неотъемлемо. Зная тебя как квалифицированного читателя, я с интересом ожидал, как же ты это воспримешь. Тем более, что ты являешься, отчасти, и соавтором этого уникального текста. Избранное из твоих стихотворений немало его украсило, за что большое тебе спасибо.
«Текст чрезмерно перегружен цитатами и номерами-отсылками в каталог» - согласен.
С очевидностью не поспоришь. И я намерен долго ещё редактировать этот текст, а если удастся, то уснуть и не проснуться «за своим бесконечным романом» Борхес.
Мария Гри, при всём моём неоднозначном к ней отношении, подарила читателям просто шикарный афоризм: «Нет текста, который нельзя было бы украсить сокращением». И ты в переписке с одним из рецензентов заметила: «Трезвый взгляд на свои тексты со временем обостряется». И наступившее «обострение» неизбежно диктует правки. Должен сказать, что уже сейчас некоторые главы претерпели значительную «усушку и утруску». И это непременно будет продолжаться. Вначале идёшь на поводу естественной радости, находя в авторе каждой как бы уместной фразы если и не единомышленника, то хотя бы размышлявшего о том же, что и ты. И не важно, что жил он сотни лет назад. Ты как бы приглашаешь приглянувшиеся мысли в текст. Но не обязательно навсегда. Можешь найти фразу о том же, но более ёмкую по смыслу или эстетически более совершенную, и тогда её предшественница уходит. Но часто среди нужных фраз ты как бы среди друзей, и позволяешь им перекликаться и какими-то нюансами дополнять друг друга.
Текст не нашёл пока своего оптимального объёма, и я над этим постоянно работаю. Спросишь, не поторопился ли я с публикацией? Вопрос, если ты его задашь, хороший. Порой, что-то убрав или добавив, или поменяв какие-то фрагменты местами, я сожалею, что уже прочитавшие это место, прочли вариант менее удачный. Но, на мой взгляд, в основном текст уже готов. А поскольку он «гадкий утёнок» среди своих белых и пушистых сородичей, то привыкать к нему до нормального восприятия будут долго. А я уже не могу позволить времени просто так течь и не работать на главное моё детище.
С номерами дело сложнее. Я уже писал, что они – мера вынужденная, но, в общем-то, обычная.
Ты ведь, наверняка, почитывала тексты, не беллетристику, а что-нибудь публицистическое, историческое или философское. Они, обычно, полны цифИрек - указателей на сноски в конце текста. Данный текст лишь местами беллетристика, а в основном это роман исторически-публицистический и местами философский. Соответственно и читать его нужно не торопясь. Каталог можно вывести на дисплей параллельно основному тексту, а бегунок по нему перемещается со скоростью света.
Но, разумеется, это неудобство, от которого я пока не придумал, как избавиться. Многие, наверняка, по этой причине от чтения воздержатся. Что ж, к подобным издержкам я готов. Насильно читать никого не заставишь. Пока ещё роман не вошёл в учебные программы. Надеюсь, здесь ты улыбнёшься.
Думаю всё же, что и мой «гадкий утёнок» со временем найдёт своего пусть немногочисленного, но достойного читателя. Именно для него я старался, о нём мечтал, преодолевая «муки творчества». А нет, так нет. "Лучше писать для себя и потерять читателя, чем писать для читателя и потерять себя" Сирил Конноли.
Свои радость и удовольствие от составления текста я уже получил и продолжаю получать, перечитывая и правя его.
Допускаю, что это не твоё чтиво. Твоя сложившаяся система эстетических критериев его отторгает. Что ж, для меня одной печалькой больше. Но как ни значимо для меня твоё мнение, на тебе свет клином не сошёлся. Возможно, ты просто не вчиталась до того состояния, когда на номера уже и внимания не обращаешь, когда в жизненных перипетиях ЛГ, кульбитах и крушениях его Кораблика начинает угадываться Эпоха, рухнувшая в бездну. Возможно, помехой этому выпавшая тебе счастливая участь. Когда живёшь радостно, омрачать эту радость чтением унылых текстов не хочется, и это естественно. Возможно, я хотел от тебя слишком многого. А может, текст мой никуда не годится. Не стану ни на чём настаивать.
Но, ты уж меня извини, я всё равно люблю своего ребёночка-«гадкого утёночка».
И наконец…
- Почему "Кораблик"?
Почему так уменьшительно? Да ещё при наличии такого количества "пассажиров"?
Потому, прежде всего, что это цитата:
«Посмотри, мой ангел, в какой океан сырой
по реке времен уплывает кораблик грешный» Бахыт Кенжеев.
Повторюсь: это метафора любой человеческой жизни.
Все мы кораблики, каждый в свой срок отплывающие по реке времени
и исчезающие в океане Вечности. Уменьшительно, потому что автор реально оценивает масштабы своего плавсредства. У тебя это, возможно, круизный лайнер или непотопляемая яхта «а ля Абрамович». А у кого-то корыто или медный таз.
«такое количество пассажаров» - я не знаю, откуда оно у тебя взялось.
И на каждом кораблике только один пассажир.
«Кораблик - это его жизнюшка грешная? Если да, то тогда кто он на этом судне?» - грешник, пытающийся удержаться на плаву.
Да, именно «жизнюшка», «грешная», как и у всех, в той или иной степени.
«...а безгрешных не знает природа» Б.Окуджава.
Кто ЛГ на судне? А кто ты в своей жизни? - Объект-Субъект каких-то игр и взаимодействий с окружающим миром. Что-то ты сама пытаешься организовать. Иногда даже получается. И все вокруг аплодируют. А порой и ты объект чьих-то манипуляций, домогательств, посягательств, и это, полагаю, не лучшие для тебя времена.

С первых пелёнок
и до могильных хором
мы играем,
нами играют другие.
Играми заняты люди.

Играми в капитанов, матросов, поэтов, властителей мира… сама продолжи.

Вот, как-то так.

Алексей Алейников   07.12.2020 14:33   Заявить о нарушении
Играй самого себя, и будет тебе радость)

Катриника   07.12.2020 15:38   Заявить о нарушении
Часто ведь, чтобы сыграть себя, нужен партнёр...
И начинаются проблемы.

Алексей Алейников   07.12.2020 18:21   Заявить о нарушении
Вот, заметил, растёт число читателей, хоть и не много их, которые последовательно читают текст, глава за главой. Вероятно, они перестали обращать внимание на цифры.

Алексей Алейников   09.12.2020 18:22   Заявить о нарушении
Радости им и тебе

Катриника   10.12.2020 22:55   Заявить о нарушении
Спасибо. Пригодится.

Алексей Алейников   10.12.2020 23:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 58 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.