Подборка. Костанайский Ковчег

___________________________________ Дамы и господа, судари и сударыни!__________________________________

=========================== В рамках проекта «Судовой журнал. Гости Ковчега» =======================

вашему вниманию предлагается ПОДБОРКА АВТОРОВ КОСТАНАЙСКОГО ЛИТО "КОВЧЕГ",
членом которого является автор Ноева Ковчега Анатолий Корниенко

===================== "ИЗ ДОБЫТИЙНОСТИ БЫТИЙНОЙ, В ПРЕДБЫТИИ У БЫТИЯ" ===================


Одним из литературных центров Казахстана является город Костанай, которому в этом году исполнилось 130 лет.
Творческий лидер поэтов Костаная – Владимир Растёгин.
Он организовал литературное объединения, которое называется «Ковчег».
При «Ковчеге» под руководством В. Растёгина функционирует и творческая студия «Крылья».
С 1997 года выпускается литературно-художественный журнала «Берега», выпущено 88 номеров.
Электронный адрес журнала: berega@mail.kz
Ежегодно проводят «Открытый поэтический конкурс им. А. Коштенко,
в котором участвуют казахстанцы, а так же поэты из России, Украины, Германии и других стран.

Подборку стихов представляет А. Корниенко (А. Лизари), который является единственным человеком, плавающим в двух Ковчегах одновременно! Столкнёмся бортами, Ковчеги!



1. СЕРГЕЙ ШЕВЧЕНКО "ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ"

И в добытийности бытийной,
в предбытии у бытия,
мы носим все костюм спортивный
сквозь эфемерности стиляг.

Засален каждый павший волос,
и в перхоть вырастает гриб –
не существует первообраз
у Гераклитовой реки.

Как сладко опоздать на поезд
во сне озёрном, как карась,
лелеять внутреннюю морось,
глядеть на внутреннюю мразь.

И сквозь этажность космогоний
спускаться в ад без этажей,
оставить весь природный гонор
на хаотичности вещей.

Чтоб в добытийности бытийной,
в предбытии без бытия
заштопать порванный ботинок,
слежать монашеский тюфяк.


"СПИНОЗА"

Я верю в бронхиальную менору,
табачным дымом полня небосвод
альвеолярный. Боги – это норы
среди других оставленных пустот.

Но Бог един и неделим как кашель,
как приступ ипохондрии. Декарт
и тот глядел бы, словно на бумажник,
на мой сверхдоказательный поп-арт.

Я верю в кровоток и диафрагму,
в картонную коробку, где паук
ждёт жертв, в кору земли и магму,
в тюльпаны, одуванчики и лук.

Всё это Бог. Он лабиринтен. Я же
не заблудился, сколько не искал
забвенья. Парки моют пряжу,
Харон снимает мерки для лекал.


2. АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИКОВ "БЕЗ ЗЕМЛИ"

Казалось бы, уже привык,
что в мышцах царствует усталость,
когда идёшь в обычный стык
с сознаньем, что опять восстало.

Разбавленный рассветом шум
машин гудящего потока
тебе заменит парашют
в глуши небесного далёка.

Оттуда ярче шар Земли
рисуется в среде вращений,
и растворяется злой лик
проблем, похожих на Кощея.

Ты заряжаешь пистолет
метафоры пустым патроном
и ощущаешь, как в стволе
он превращается в адронный

коллайдер твоего «Где я?»,
но сердце прыгнуло в окошко
и потускневшая Земля
расплылась тенью чёрной кошки…


"ФАЛЬШИВОЕ ЗЕРКАЛО"

Я кричал что-то вслед самому же себе уходящему
и ладонями рвал на полоски фальшивое зеркало,
светофоры казались столбами потери незрячими,
но винить в этот день было стыдно, тем более некого.

Переспел солнца плод в жёлтых красках пейзажа осеннего,
ожидания стыл чёрный кофе без кубиков сахара.
Подоконник опять приютил душу корня растения,
что нуждается в листьях, потом чтобы стать нежной сакурой.

Если ты не забудешь её поливать, вдохновение
светло-красным оттенком наполнит увядшую комнату,
и, быть может, наступит момент долгожданный прозрения,
и закрутится бешено стрелка  заветного компаса.

Где её остановишь, сама выбирай без раздумия,
важно, чтобы решение
                было хоть капельку истинным,
и тогда по фальшивому зеркалу мягкими пулями
месть раз выстрелит взглядом, в тебе отражающим искренность.

               
3. ТАТЬЯНА КОВАЛЬСКАЯ

У заплеванных подъездов
Есть свое гостеприимство.
Улетая в неизвестность
Их терпимость позаимствуй.

Изрисуй на память стены,
Напиши чужое имя.
Не ищи ему замену
И не путайся с другими…

Брось окурок сигареты
На бетонные ступени.
Слышишь, там, за стенкой где-то
Разговаривают тени.

Их нарочитая бедность
Как упрек пустым квартирам.
У заплеванных подъездов
Есть своя идея мира.

***

Чувства растрачены. Боль и тоска –
Все, что на память осталось…
Мир – из песка. Я сама из песка.
Видел, как я рассыпалась?

Видел, как я, промочив под дождем
Странное, рыхлое тело,
Вся целиком утекла в водоем,
Словно того и хотела.

Пресной омыты песчинки водой –
Кто я теперь? Забываешь?
Тело – песчинки. Что было душой
Только теперь не узнаешь…


4.  ВЛАДИМИР РАССТЁГИН   

Всего-то надо объясненье,
чтоб взгляд был знаком в другоряд,
а дружба, как заклад без денег,
когда не понят - говорят.

По направленью, в одиночку,
идти к холодным полюсам
не значит ли, поставить точку,
ослепнуть в белизне глазам.

Мы ностальгируем по будням
о выходном, что не пришёл,
уверявши, раз смертны люди,
так каждый сам себе большой.

И каждый в одиночку тужит,
рутиной горькую пия,
а одиноким быть за дружбу,
равно, как злату не сиять.

Мы, к сожалению, не птицы,
нам стаей не встаёт заря.
Всего-то надо - объясниться
хотя б, о том не говоря.

***         

Десть инкунабулы, -  как тля ей
прикосновенья. Хуже трат
в пыли библиотек гуляет
околоречевой разврат.

Скудеют старческие плечи,
они не подлинны без дел,
в проулках злых противоречий
и Фауст, верно б, поседел.

Труды, что отдадут младенцам
от их самовлюблённых пра-,
пристрастием не тронут сердце,
когда судьбу слепит игра.

Поэзия, мы жизнью платим,
нам ветер не щекочет нос,
за радость не полушки ради,
за боль шипов венка из роз.

Ты, зашифрованная Богом,
ведёшь в ненастья, в неуют,
где этой речью, шифром-слогом
нам с неба ангелы поют.


5. ЕЛЕНА ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ "В ДОЖДЬ"

Пятые сутки за окнами вальс Офелий
в глянцевом небе, как на ледяном паркете.
Тёмные травы плывут над её постелью,
тёмные волосы стелятся тонкой сетью.

В белых, как ночь, лесах, под седьмой водою
холод посмертных снов не тревожит память.
На берега, колеблемые луною,
лодки ложатся влажными животами.

Тает туман, и тают её одежды.
Души цветов кружат над речной травою…
И понимаешь, как невозможна нежность
в белых лесах под ледяной луною.

***

Время  отмерено. Движется  год   к  нулю,
в точку  бессмертия, и в  ледяной   абсолют,
и  неотвязна та тихая  поступь  снега.
Сквозь  пелену  умолчанья,  куда  же  нам  плыть?
Призрачней той паутинки  земная  нить.
Не  закрепить  её…  в  промежутке  неба

Только  лелеять всем сердцем  хрустальный  звон,
только  смотреть, как он дышит -  живой  огонь,
тот, что  родился  во  тьме  и  живёт  поныне
в  яблоке  света, в  его  ледяном  клубке.
Мальчик  фарфоровый  с  дудочкою  в  руке
спит  под  стеклянным  пологом  на  камине.

Снежный  узор  продышал  и  к  стеклу  приник
золотоглазый, крылатый  его  двойник.
Видится  ли  наяву  или  только  снится:
серые  сумерки, красноголовый  чад,
снег, закипающий  над  желтизной  оград…
Вяжется  время. Мелькают  стальные  спицы.

Если  бессмертье  имеет  над  нами  власть,
кто  согласится  клубок  ледяной  допрясть?
Чем  неустаннее  труд, тем  сосуд  бездонней.
Круговращенье  света  всесильно, но
тает  в  руках тех проворных  веретено,
не  изменив неземной  теплоты  ладоней.


6. МАРАТ КАПАШЕВ

Королевы твои постарели давно,
В винный камень твоё превратилось вино.

Уши ватой застлала тебе тишина
И небывшая снится ночами вина.

И тоскуя, тоскуя о чём-то своём,
Среди ночи во сне льёшь ты слёзы ручьём.

Жизнь прошла, как проходит гремящий состав,
Полустанок врасплох среди ночи застав.

И опять тишина, тишина, тишина…
Жить не страшно, тем более - смерть не страшна.

***

Всех  снов холодные носы
В ладонь мне тыкались устало,
Качались лунные весы,
Горели свечи вполнакала.

Звезда мигала мне с небес,
По льду из тьмы стучала рыба,
Весь в белом хлороформе, лес
Шептал невнятно мне : " Спасибо "

И плавилась моя душа,
И слёзы орошали очи.
Молчала вечность, не дыша,
И бой часов, средину ночи

Пробив, отнюдь не умолкал
И музыка не умолкала
Судьбы неведомых лекал
Познать значение алкала

Моя душа из серебра -
Визжали по небу полозья.
И ночь, строга и недобра,
Свисала с неба звёздной гроздью.


6. ЕЛЕНА ДУБОГРЕЙ

Дом построен. А жизнь – не в счет.
В забытьи. Ты разбудишь, может.
Неудавшийся мой полет –
Безбилетный – в две ночи прожит.
Неудавшийся твой побег
Испугает. На вкус – как слабость.
Обескрыленный. Ждешь побед.
В тёмных комнатах спит усталость.

..а в висках - безотчетный, мерный -
Обнаженный, как нерв, как блажь -
Приступ выжженной в пепел встречи,
Где ты снова меня предашь..

***

Не ищи меня, беглую за полночь.
Я – за линией красных флажков твоих.
А найдёшь – я не пойманной - навзничь.
Возвращайся. Питаясь теплом других,
Выдыхай моё имя исподволь.
Я – была. Не считай за малость.
У меня, неприкаянный, выкрав боль,
Мне оставил тоску и ярость
Затухающим в горле выстрелом.
Скорый шаг – за флажками. Унять
                нельзя.
Из-под сердца – Нежданная. Приступом.
Откровением. Испарина. Я – не я:
Не с тобой. Не к тебе. Хриплой мятой
Стонет сгорбленный вечер – куда веду?
…Мы на разных концах закатов
В унисон станем выть.
На одну Луну… 


7. СВЕТЛАНА ПОСОХОВА "ВОСКРЕШЕНИЕ"

Мой путь лежит в холодное теченье
претёмных вод неведомой реки,
чтоб утопить к утру свои мученья.
Уж на востоке рдеют огоньки.

Обнимет ил собой босые ноги.
Собьёт дыханье тяжестью воды.
Надолго берег тихий и пологий
не сохранит в песке мои следы.

Сомкнётся холод мира надо мною,
когда уйду в пучину, не дыша,
и разойдётся слабою волною
к береговым владеньям камыша.

Застынет мир. Светлеющее небо
разрежет лёгкой тенью стрекоза,
когда в рассвет уставятся - пусть слепо –
кувшинок мелких жёлтые глаза.

Но, только смоет боль мою водою,
я вместе с солнцем поднимусь над ней,
на новый берег снова молодою
я выйду, став свободней и сильней.


7. ИРИНА БАКУМЕНКО "УЧИШЬ МЕНЯ ЛЕТАТЬ"

Учишь меня летать. А сам-то умеешь?
Небо, кажись, не шибко от нас далеко.
Может, рискнёшь? Дай Бог, не сломаешь шею.
Смейся, мальчишка, лишь с виду всё так легко.
Где твои крылья, спрошу, как спросил великий,
Бог с ними, с крыльями, может, хоть парашют?
Сам не взлетишь, так влезай на мосты и прыгай.
В воду. Тебя оттуда хотя б спасут.
Учишь меня летать. Так летай – то смелость,
Если в лопатках к низу не тянет груз.
Я же – не чайка Джонатан (хоть хотелось!).
Я же хотя бы плавать слегка научусь…

* * *

Уйду. В апрель. Под солнце. Тихим шагом.
Без страха размыкая нежность рук.
Сочтя свободу – бесконечным благом
В сравнении с конечностью разлук.
Ты принесёшь с утра мне в дом букеты
Росинками украшенных цветов.
Где их нашёл ты, ведь ещё до лета
Так много дней, улыбок, сказок, снов…
Ты чудо. Ты родной. Но к сожаленью
Напрасно ждёшь, напрасно звонишь в дверь.
Я так хочу букетов ожерельем
Украсить дом. Но я ушла в апрель.


8. ВИКТОРИЯ ЧЕПОВСКАЯ

Розовой фиалкой на окне
этим утром нежно улыбнусь.
Окна распахни своей весне,
первый дождик пусть развеет грусть.

И фиалка с каплями дождя
слёзы свои вытрет неспеша,
Лишь печаль нечаянно крадя,
ты поймёшь, что ранена душа.

Ветер, задевая белый тюль,
вдруг влетел, фиалка на полу.
Я приеду в жаркий твой июль,
чтоб сказать тебе одно: «люблю».

"МОЙ САД"

С криком журавлиным
опустел мой сад.
Над столом старинным
огоньки горят.
Тайной показалась
грусть в лихих словах.
Осень отражалась
и в его глазах.
Путь открытый, длинный,
я забылась сном:
храм стоит пустынный
с золотым крестом.
Нити серебрились,
превращались в град.
Слезы льдом скатились,
опустел мой сад.


9. НАТАЛЬЯ ЧЕПОВСКАЯ

Издалека доносятся нам звуки,
в них танец, песня и переполох,
наверняка нужны святые муки,
стук сердца и невинный чей-то вздох.

Воспоминанья – крик былой надежды,
запреты – от рождения в крови;
неповторим мираж, и он, как прежде,
лишь символ в ожидании любви.

***

Между нами тени ночи,
свет луны в небесной мгле,
тусклый свет её пророчит
встречу тайную во сне.

Только долго время длится,
я не жду уже зарю,
и мелькают тихо лица,
лишь одно средь них ищу.

И в разлуке так свободно
я глотаю серый дым
и желаю, чтоб сегодня
не остался ты один.


10 АНАТОЛИЙ КОРНИЕНКО

Был ясен день
и небо ёмко
и воздух, сжавшись
словно тень,
сбежавшая к полудню
звонко
звенел и дребезжал,
хотел
рассыпаться
как колокольчик
по листьям кленов
по пруду
и по скрипучему
мосту,
зачем то
забегал вперед,
меня толкал в водоворот
оживших чувств,
а мысли-осы
лениво пили их нектар,
и все всплывали,
как вопросы:
какой подарок,
я ведь стар.
Восторг ходил
на тонких ножках
по бликам
солнечных лучей,
он был свободен
и ничей,
сам по себе -
потомок кошки
лакал возникшей мысли
смех
и радовался больше всех.

        ***

                «В пустынной комнате моей
                лишь зубья книг да тени-гости
                из внешнего…»
                В. Растёгин ( К  немым небесам)

Из внешнего лишь тени-гости…
часы в беспамятстве стене
на шею бросились. Их бой стих
когда, ещё дрожа во мне,
маяча и стеная, лезло
разбитое на сотни брызг
пустое время. Из подъезда
как пушки выстрел - это вдрызг
разбило сон. От света лезвий,
сползавший в подсознанье страх,
упал на дно - ему полезней
в забвенье быть. Под струи встав,
себя припоминало тело 
вчерашним терпким, но приятным,
а на губах горчил несмело
сквозь душ горячий, тела лень
и сквозь шершавость щётки мятной
в глаза глазуньи глянув -  день,
из внешнего лишь…

__________________________
*** Всего в подборке 10 авторов. Большая просьба после разбора указать авторов понравившихся стихов, первый или второй стих автора или оба.


Рецензии
Ну, попробую и я сказать пару слов...

1. Сергей Шевченко.
не могу сказать, что это мое. Но уважение вызывает - просто Рилька какая-то :)))
Второй стих так просто понравился. Странная смесь совершенно абстрактных понятий с совершенно конкретными предметами - это, видимо, в некоторой степени визитная карточка автора...
Хотя большинство метафор не убеждают. Их не видишь, они - из головы. Это, конечно, красиво сказано, что Бог неделим, как кашель, но не очень представимо...

2. Александр Колесников
Честно говоря, мне не очень. Очень много, на мой взгляд, случайных слов, необязательных образов. Сказалось что-то такое, а есть ли в этом смысл, неважно. Потенциал есть, но единственная точная метафора, к сожалению - "метафоры пустым патроном"
Могу и ошибаться, впрочем

3. Татьяна Ковальская
Очень потенциальные стихи. Интересные образы. И про заплеванные подъехды, и про странное, рыхлое тело (хотя во втором случае у меня возникает какое-то дежа-вю). Не хватает отточенности. Эти интересные образы сочетаются со слабыми, бессильными строками - и впечатление портится. В общем, их можно и нужно дорабатывать - и может получиться хорошо

4. Владимир Расстёгин
Интересные стихи, но не "мои". Я привык читать с голоса - а они плохо читаются. Мысль есть, образы - тоже, но нет звука, синтаксиса, наполненности...

5. Елена Преображенская
Вне всяких сомнений - лучшие стихи в подборке. Потому что это действительно поэзия.

6. Марат Капашев
Ничего, но чувствуется некоторая вторичность. Пока самостоятельного языка нет. Первый стих напомнил Блока
Я сегодня не помню, что было вчера,
По утрам забываю свои вечера,
В белый день забываю огни,
По ночам забываю дни.

Но все ночи и дни наплывают на нас
Перед смертью, в торжественный час.
И тогда — в духоте, в тесноте
Слишком больно мечтать
О былой красоте
И не мочь:
Хочешь встать —
И ночь.

Во втором - много интересного, но частично архаичного по форме и аллогичного по содержанию.
В общем, красиво, но бессодержательно.
Но отдельные места точные и интересные, и чувство русского языка у автора есть, а это может быть, главное...
Поменьше бы слез и очей..:)

7. Елена Дубогрей
Любовная лирика. Не люблю любовную лирику :)
Впрочем, здесь чувствуется попытка говорить по-своему. И местами весьма интересно

8. Светлана Посохова.
Ну, красиво. Но вторично и, поскольку форма достаточно традициона, огрехи владения языком сразу бросаются в глаза. Видно, что форма владеет автором, а не автор формой.

9. Ирина Бакуменко
Любопытно, да. Но не выходит за рамки личного переживания. И я ненавижу звОнит!!! Ненавижу!!! )

10. Виктория и Наталья Чеповские
Стихи Натальи мне понравились больше, хотя пока тоже достаточно вторичны. Много необязательных слов.

11. Анатолий Корниенко.
ну, пожалуй, в своих оценках присоединюсь к Алёне :)

Александр Спарбер   22.09.2009 11:49     Заявить о нарушении
Спасибо Александр. Это важно не для меня, для ребят.
Всё-таки варимся в своём соку, хотя амбиций у нас хватает.

Анар Лизари   22.09.2009 14:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.