Андрей Сизых. Подборка

ЕВХАРИСТИЯ
А слезы капают, как над Байкалом дождь –
Холодные и чистые секунды.
Мне это кажется или – природе ложь
И всяческое ханжество подсудны?

В ней, торжество творится не спеша,
И горе медленно накапливает силы,
Как будто бы боясь ускорить шаг,
Но всем и вся видны ее посылы.

Она равна тому, что в нас самих –
Тождественна над озером погода
Переживаньям сущностей земных,
Но только истинного, искреннего рода.

Когда и сверху слезы упадут,
Холодные безмолвные мельканья,
В течении каких-нибудь секунд,
Закрасят небо серыми мелками.

И буду я, как истинная твердь,
Встречать разволновавшиеся воды,
В их глубине, пытаясь разглядеть,
Всех высших правд недрогнувшие своды.


НОЧЬ В КВАДРАТЕ

Дранкой крытая кровля. Над нею – “летучая мышь” –
Великан на ходулях зажег керосинную лампу.
В главных ролях созвездья, слепящие будто с афиш,
На Квадрате Малевича, вдетом в оконную рамку.

Поднимаешь глаза и читаешь судьбу по слогам –
У всесильных астрологов времени, явный избыток.
Но, молиться не тянет оптическим древним богам,
Как не молятся кату – дежурному в камере пыток.

Вероятней всего, будешь ждать, что всосет водосток
Сладкий черный бальзам не уснувшей тоски по бессмертью,
В миг, когда воспалится похмельной болезнью восток
И ударит тебя по глазам электрической плетью.


***

Вот, пришло мое время собрать урожай из камней.
Пораскидано вволю – на тысячу верст бездорожье.
Почему не жилось неуемному прежде скромней?
Лишь теперь понимаешь, насколько все стоит дороже
Для разбитых коленных суставов и содранных стоп,
Волдырями покрытых ладоней и шеи согбенной.
Не испачкал чернилами я столько чистых листов,
Сколько надо убрать за собой валунов из вселенной.

Есть святые, кому самоцветы дарила судьба.
Награждала рубинами и аметистовой друзой.
А за мной, оставались лишь острые скалы стыда,
Да тупые булыжники зла, непосильной обузой.
Что мое, то мое – не отнять, не унять, не избыть.
Не Сизиф, но фамилии, чем-то до боли похожи.
Камни надо сложить наподобие крепкой избы,
Чтобы мог отдохнуть в ней любой человек перехожий.




***

Забредёшь в незнакомый город, а там
Шесть домов, да лабаз с колокольней,
Заколоченный клуб, недостроенный храм
И торговля горилкой подпольной.
Хочешь, спойся с другими, женись на вдове,
Поселись с ней в одном из бараков,
Веселись, набираясь вином до бровей.
А не хочешь, так бей вурдалаков,
Ведьм пожги или еретиков.
Приглядись – их здесь будет с десяток.
Не жалея детей, матерей, стариков –
Выбивай злые души из пяток.
А ещё, можно снова пророком не стать
И прослыть городским идиотом,
Подвизавшимся сирых любовью спасать
И достраивать храм по субботам.


ПРОКЛЯТИЕ ИТАКИ

и такая Итака, когда море так серо
и безлюдно – не видно судов и пловцов,
разве может быть домом героям Гомера?
если черное небо и брызги в лицо,
разве может сюда возвратиться философ,
к этим мрачным камням под холодным дождем?
Пенелопа, ты – осень в стране альбатросов,
распрощайся с надеждой на встречу с вождем
хитроумных данайцев, с надеждой на лето –
позабудь, как пропавшую юность свою.
ветры к плачам твоим сочинили либретто
а снега похоронную песню споют.

***

Таксисты времени, трамваи неудач,
Извозчики надежды бестолковой.
Где ты, любовь? Свидание назначь
В какой-нибудь кафешке незнакомой.
Мы будем слушать чёрно-белый джаз
Салфетки, кофе, сахара и ложки,
А за окном – на уличной обложке
Откроет вечер разноцветный газ.
Вдохнём его, отравимся, умрём
И оживём. Потом, не признавая
Наличия такси или трамвая,
По лабиринту города пойдём.
Невиданные нами прежде сны
Запляшут в геометрии квартала.
Их тайны, мы друг другу объясним,
Пока вдвоём, во что бы то ни стало.


***

Под журчанье мирных вод курзала,
По старинному как белый свет клише,
Рукавички прочные связала
Мойра древняя натруженной душе.

И душа, испив стакан нарзана,
Сделав выдох и приободряясь,
Натянула на руки вязанье
И опять душить меня взялась.




ЖЕНЩИНА БЕЗ НАЗВАНИЯ

В этой женщине странной и светлой, в самой тайне ее глубины,
Сумасшедшие носятся ветры сладких грез и сознанья вины.
Вроде все на поверхности, зримо, но нельзя ни понять, ни объять
Сути той, что скрывает не ширма, а зеркал серебристая гладь.
Отражаясь с восторгом в искомом, заблудиться в нем скоро легко
И, бездонной поддавшись истоме, погружаешься так глубоко,
Что не в силах вернуться обратно, безвозвратно теряясь в ее
Воплощениях тысячекратных, в океанах без дна и краев
(называемых сладкими снами), в колдовстве голосов золотых,
Где Сирена она и Цунами, ударяющий взрывом под дых.

Для беспомощных, столь бесполезных – возвратиться из плена потуг,
Не помощник вам друг – даже трезвый и спасительной логики круг.


СОН АРГОНАВТА

Заглядевшись в искристое море дня,
Возжелав найти там звезду морскую,
В хрустале с «Игристым», ногами дна
Не достать (как неба рукой) рискую.
И тоскую, уткнувшись лицом в песок
Золотого омута Ойкумены,
Что пролился мимо и пересох
Звездопадом жалобных откровений.
В мировой системе учета цифр,
В бесконечной тьме величин и чисел,
Налетев на созданный мной же риф,
Я лимит своих грез и надежд превысил.
Не собрав останков, лежу и жду:
Чем же кончится вечный сон аргонавта?
Продолжая, глазами, искать звезду
В белом золоте рун, в книге млечного тракта.


Рецензии
Я всегда подолгу собираюсь с мыслями и впечатлениями, чтобы написать что-то о подборке. И чем интереснее мне автор, и чем больше симпатия к человеку, тем труднее начать. Так и в этот раз - уж все сроки прошли, и я уже столько раз принималась за эту рецензию, но всё как-то не складывалось. Но сегодня я сделаю это обязательно.

Я не буду говорить здесь о пунтуации - во-первых, все уже сказали, а во-вторых и сама я уже об этом говорила, и знает автор об этом прекрасно, что теперь делать? Можно, конечно, в каждом стихе поправить, но это только по личной просьбе Андрея. Мне читать мешает - даёт себя знать проф.образование. Но содержание, мелодика, образный ряд, философскафя подоплека творчества в данном случае гораздо важнее.

Не буду я говорить и о том, сильнее или слабее стихи в этой подборке чем другие стихи Андрея Сизых, прочитанные мной раньше или позже этой подборки. Не буду, потому как в этом нет смысла - представлены эти стихи, и именно их я и читаю, о них и складываю мнение. Практически с первого прочтения пришла к выводу, что читать эти стихи подряд не нужно - и не потому, что они все одинаковые, а как раз наоборот - потому что они слишком разные, и никак нельзя сливать их в общий поток. Можно - складывать в оду горку камнями, но каждое - это отдельный камень, своей породы и своей формы.

Понравилось стихотворение "Ночь в квадрате" - затягивающая образность. "Вот пришло моё время" - удивительно близкое мне стихотворение, и почему-то кажется - что это главный камень в подборке, наибошлее личный и личностный для автора. Замечательная звукопись ( сышите - посыпались камушки-то) в Итаке. "Таксисты времени" - возможно, слишком простое для Андрея стихотворение, но мне по душе, хотя рифма бестолковой-незнакомой, мягко говоря, удивила. "Женщина без названия" - тот случай, когда длинная строка не раздражает и не создает впечатления затянутости-натянутости, отсутствия четкого образа и слова - нет, здесь всё хорошо, всё на месте. Нравится мне это стихо, а зеркала как противопоставление и в то же время один из видов ширмы - запомню. И, наконец, "Сон аргонавта" - красивый камень в этой горке, полудрагоценный, полупрозрачный на просвет. Может быть, несколько искусственное стихотворение, но красивое.

В целом, после прочтения этой подборки, у меня остается желание почитать этого автора еще - чтобы в чем-то разобраться, утвердиться, разочароваться, да бог его знает, что еще. Просто хочется читать. Я бы сказала, что это не мало.

Юлия Белохвостова   22.07.2009 13:28     Заявить о нарушении
Если честно, Юля, то, уже не ожидал таких объемных рецензий, возможно, была вероятность, что кто-то, еще оставит короткое замечание...
Тем сильнее благодарность за ваши, потраченные на меня, силы и время!

А теперь, Юля, если позволите, я подведу финальную черту под обсуждением
своим небольшим выступлением :))
На самом деле, ваша рецензия, очень важна сама по себе. Она замкнула цепочку мнений, которые, в основном, отражают все существующие на Стихире
возможности восприятия чужих стихов разными людьми - сочиняющими/пишущими личностями, открывая тем самым, подноготную самих рецензентов.
Критика - это обоюдоострый предмет, который может поранить, как критикуемого, так и самого критика. Она способна показать, на каком уровне восприятия поэтического материала находится, как автор, так и критик, взявшийся за разбор. Мы можем разглядеть различия в уровне критикующих персон:
1)Юноша без ориентиров, не знающий, где Юг, а где Север;
2)Продвинутый ученик, хорошо заучивший урок, но недопонявший его сути; 3)Талантливый, но сузивший, лично для себя, горизонты возможного, сочинитель; 4)Учитель, со стайкой адептов и учеников, не желающий понять, что он гениальный учитель, что ученики, уходя от него в свободное плаванье, только подтверждают это, а не изменяют ему;
5)Застывший, закостеневший, потерявший надежды пожилой составитель параграфов, считающий себя поэтом;
6)Непризнанный гений, выдающий замечательные по своей парадоксальности потоки сознания, которые, почему-то, никто не хочет признавать поэзией;
7)Пишущий ( на грани гениальности) с ошибками, по-настоящему поэтические вещи, но сжигающий себя в поисках мифического врага, поэт-затворник;
8)Образованная, остро схватывающая цепким глазом, перспективная, но мешающая раскрыться своему таланту в полную силу разными административно-хозяйственными вопросами и политическими играми, небезосновательно амбициозная поэтесса.
9)И, наконец - поэт, художник, состоявшийся и набирающий силу годовых колец и коньячной крепости, с прекрасным поэтическим слухом, отличающим истинную поэзию от лживой версификации (коей у всех у нас в достатке), поиск от метания, чувство от "чувства меры" - которого в поэзии быть не может, а может быть оно, только в стихотворном конструирование.
Это и есть современная Стихира – живое зеркало поэтического, да и литературного процесса – мира в котором продолжает жить настоящая поэзия, появляются отличные поэты – с большой буквы и в полном соответствии с понятием. И, как оказалось,
у поэзии все больше становится сторонников/читателей/слушателей –
это подтвердил состоявшийся в Иркутске 9-й международный фестиваль поэзии.
Подробнее о фестивале, здесь:
http://sizykh.livejournal.com/
И, краткое З.Ы.- З.Ы.

Свежий пример заносчивости, по-самсоновски надменной и отвратительной, до мании величия приподнятого самомнения. На днях продемонстрировала мне некая г-жа Москалева:
http://stihi.ru/addnotes.html?2009/07/12/3543

Какой бы чулок - синий или зеленый, на себя не надела эта невоспитанная, хамоватая особа , как бы не кичилась своими глубинными философскими познаниями, знаниями языков или биографий великих поэтов, это не делает ее – ни лучшим ( в плане душевного устройства) человеком, ни талантливым художником и поэтом. Поэзия отличается от философии, примерно так же, как геология от гинекологии, хотя, на первый взгляд вроде бы и там, и там, чего-то ищут.
Стихи, у девушки оказались ничтожными, не только по содержанию - логике, той же философской составляющей (кстати, философия в стихе, желательно, должна быть проста и понятна для читателя - житейская каждодневная, а не книжная), образности и законченности произведений, но и по совершенно элементарным ученическим параметрам. Страшно претенциозные вещички, с прямым эпигонством и подражанием великим поэтам в названиях , в любимых персонажах и т.д. При этом, леди, походя, как плевками, бросается презрительными фразочками, так будто она уже на олимпе поэзии заняла место под ручку с Бродским и Лосевым ( они любили щегольнуть своими умениями – имели право).

В заключение, еще пару слов, о поэтах и поэзии:
Поэты могут вдыхать в себя все что угодно - от запаха фекалий, до аромата роз и жасмина, но выдыхать, они обязаны один продукт - поэтический озон и, чтобы чистый и честный и, чтобы кружилась голова, и хотелось дышать - полной грудью.

Еще раз, всем - большое спасибо!

Андрей Сизых   22.07.2009 16:17   Заявить о нарушении
сколько слов. боже мой сколько слов. бесконечные слова. бесконечные споры. величайшее изобретение Бога - человеческий язык без костей и вечный двигатель. сначала было слово. потом слоа. потомо словечки. потом словопусечки. потом словофилософизмы. потом словопоэтистизмы. и так далее и так далее

никто из перечисленных поэтом Сизых не имеет перспективы, деградирует, особенно из п.9. единственно кто имеет перспективу, это тот который одновременно:

а)просто не думает как он бежит а просто наслаждается от ощущения того что он делает и

б) он не "б", он просто уважает себя и поэтому говорит остальным то что он видит в них. все просто. все очень просто. без всяких градаций.

он может не иметь таланта и останется графоманом. он может иметь талант и вот только тогда станет поэтом. потому что талант от бога. а то что перечислено - от человека.

Авин.

Белочка Моя   22.07.2009 17:48   Заявить о нарушении
и если вы сможете быть постоянно в этих пунктах а) и б) то у вас получится:

Сидели люди
Пел просто Галич
О том, что будет
Полно сидалищ
Как бы поэтов
Из Интернета
Сидели люди
И ждали света
Сидел и Сталин
Прищурив веко
Под пледом в клетку
Скакала рядом
Без двух поэтка
Сидел Медведев
С велосипедом
Летали люди
Из гамма-бетта
И из пожарищ
Несли котлеты
И ели люди
Все ждали света
В стране советов
Его пытали
Ножом и прибылью
И на гитаре
Под барбикью
Играли это:
«в траве сидели».

Ввели поэтов…

Белочка Моя   22.07.2009 17:53   Заявить о нарушении
а если еще короче сказать то пишите так, мой вам совет: сядьте. выдохните как перед стаканом водки. напишите. встаньте и больше это не трогайте. удовольствие лишь в этом. а не в конструировании и шлифовке на токарном станке. или так: сядьте. выдохните. встаньте и погуляйте. потом напишете. все очень просто поэт Сизых и поэтесса Белохвостова.

Белочка Моя   22.07.2009 18:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.