Новороссийск

Какая тесная страна!
Какая странная планида...
Ещё тепла была струна,
ещё не сдвинулась Луна,
а я уже рассказам гида
внимал: «Вот здесь была Колхида,
страна чудесного руна!..»

И всё смешалось – явь и сон.
То горячась, то холодея,
я мыслил: «Здесь жила Медея,
которую увёз Ясон.
Богов следил за ними сонм...»
Какая странная идея!
Кавказ, Колхида… Хватит! Где я?

Я – в море. Ветр берёт разгон,
и гул его подобен мессе.
С таким же гулом падал «мессер»
и гас с шипеньем, как дракон
(куда там байкам о Лох-Нессе!),
а там, на берегу другом,
в далёкой солнечной Одессе
я жил в столетии ином...

Но здесь слова – всего лишь чад;
в ответ гора не скажет: «Ух ты!»
и окольцованные бухты
так равнодушно промолчат;
и с берега не промычат
бурёнушки с глазами Будды.
Всё безответно здесь – как будто
слова бессмысленно звучат...

Ещё не брезжила заря,
Ещё метель боролась с ливнем,
И стёкла, вспышками горя,
Сливались в паутину линий;
Проулки, улицы булинем
Сплетались, словно говоря:

«Какая тесная страна!
Какая странная планида...»


Рецензии
Здравствуйте!
Мне бы хотелось номинировать это стихотворение на конкурс БЛК http://www.stihi.ru/avtor/great1

Во-первых, с Вашего согласия, а во-вторых, меня несколько мелочей здесь не устраивают. Как бы Вы отнеслись к таким поправкам:

"ещё не сдвинулась Луна" - хорошо бы луну написать с маленькой буквы;

"Я – в море. Ветр берёт разгон" Дело даже не в усечённом "ветр", просто фонетически ветр-берёт грубо и вязко, может лучше заменить на шторм?

"и гас с шипеньем, как дракон" - драконы гаснут с шипеньем? мне показалось сравнение неточным, может лучше придать шипенью эпитет и уйти от сомнительного образа? т.е. мессер падал с шипеньем...

"чад-в-ответ" - тоже фонетически смазано;
"а там, на берегу другом,
в далёкой солнечной Одессе
я жил в столетии ином..."

у меня напрашивается усиление вроде:

"я - там, на берегу другом,
в далёкой солнечной Одессе,
в тысячелетии ином..."

другом - ином, кстати, совсем не кстати ((

Павел Самсонов   11.12.2009 10:32     Заявить о нарушении
Павел, спасибо за письмо и за замечания! Если представите на конкурс, буду только благодарен. Скажу честно, согласен далеко не со всем, но, к сожалению, в настоящий момент совершенно не имею ни сил, ни возможности ответить подробно и объяснить свою позицию... если подождёте пару дней, будет здорово, если нет - ну ладно, пусть ваши правки внесут сумятицу в работу литературных археологов, которые, надеюсь, наткнутся на наши имена в окаменевшем информационном потоке былого...

Иван Сергеевич Денисенко   11.12.2009 21:31   Заявить о нарушении
Это не правки, а мысли по ходу, править сам я не буду.
3 дня подожду.

Павел Самсонов   12.12.2009 00:32   Заявить о нарушении
Не надо никаких правок. Я номинирую и без них.

Павел Самсонов   14.12.2009 21:44   Заявить о нарушении
Павел, спасибо за номинирование.
Ещё вчера, на работе, вкратце набросал ответ по вашим предложениям-замечаниям. Независимо от номинирования – не пропадать же написанному! Так что – выкладываю:

1. "ещё не сдвинулась Луна" - хорошо бы луну написать с маленькой буквы;

- Не совсем понял, почему так будет хорошо. По-моему, это то же самое, что спорить о галошах и калошах. Мне приятнее так – с заглавной.

2. "Я – в море. Ветр берёт разгон" Дело даже не в усечённом "ветр", просто фонетически ветр-берёт грубо и вязко, может лучше заменить на шторм?

- Да, фонетически не блеск, согласен. Но со штормом, по-моему, будет хуже – шторм не берёт разгон, для него надо искать какие-то другие характеристики. Лучше оставить как есть. Предложения здесь короткие, рубленые, хлёсткие, как порывы ветра – по-моему, в данном случае трудночитаемость не настолько страшна...

3. "и гас с шипеньем, как дракон" - драконы гаснут с шипеньем? мне показалось сравнение неточным, может лучше придать шипенью эпитет и уйти от сомнительного образа? т.е. мессер падал с шипеньем...

- Да, в моём представлении драконы гаснут именно с шипеньем, как раскалённая железяка, упавшая в воду. Конечно, то, что драконы гаснут с шипением – не есть общепризнанный факт, но ведь поэзия для того и нужна, чтобы преломлять общеизвестное через призму личного.
Примите это не просто как образ, но как сборную абстракцию, в которой чёрный железный ящер совершенно легко может мутировать в фашистский самолёт – и наоборот.

4. "чад-в-ответ" - тоже фонетически смазано;

- Почему смазано? Это вообще разные строчки, и между ними надо делать небольшую паузу...

5. "а там, на берегу другом,
в далёкой солнечной Одессе
я жил в столетии ином..."

у меня напрашивается усиление вроде:

"я - там, на берегу другом,
в далёкой солнечной Одессе,
в тысячелетии ином..."

другом - ином, кстати, совсем не кстати ((

- Нет, я не там, в Одессе, я здесь, в Новороссийске. Это принципиально. Одесса здесь вообще появляется как бы между делом, вскользь.
А по поводу рифмы – в другом стихотворении я бы себе такого не позволил, а вот здесь почувствовал, что можно. Скажу больше: думаю, при выбранной форме я мог бы дерзко срифмовать и кровь с любовью, и мороз с берёзами, поскольку в такой архитектуре стиха главным критерием становится ритм, а не рифма. В четверостишии – нельзя, там спрос серьёзнее, рифма «другом – ином» - полное некомильфо. А здесь – можно.
В общем и целом – лучше всё оставить так, как есть – что, собственно, вы и сделали!
Иван

Иван Сергеевич Денисенко   15.12.2009 19:34   Заявить о нарушении