Чеслав Милош. Из цикла Голоса бедных людей. По пов
когда ночь и грохочущий паводок хлынут с гор.
Горе тому, кто желая подняться над противоречиями
твердит: вода - это зло, и огонь - тоже зло, а прекрасно только небо.
Несчастны народы, которые в мыслях решаются на полушаг,
но зато не знают границ, проливая кровь.
*
Меланхоличные, по-доброму мыслящие, стыдливые
среди смерти они распялят шатёр трухлявых своих безделушек
и покажут нам мистерию со святым Фомой Аквинским
и Маритеном - он будет нести полу его плаща,
появится и макака Бердяев, переодетая архимандритом,
современную историю вам представит толпа дьяволов,
а шарлатан-директор, гордясь чудесами своими,
вздохнёт с облегченьем, спокойно - считая, что мир спасён.
И будет потом правительство - ни правое, ни левое
и будут потом пополам - образование и реформы,
полусвобода, полугнёт и полусамоотверженность,
чтобы было над чем стонать разочарованным поэтам.
Страна золотой середины! Покорное человечество!
О. благородные, разрешите - только один вопрос:
безгневной мудрости та же цена, что и гневу безумному -
то-есть - ни гроша.
Подражая французам, вы берёте всё, кроме гнева,
Подражая британцам, вы берёте всё, кроме гнева,
чтобы мог спокойно спать СлавянИн
под пчелиный гул на пасеке в полдень.
А когда нужно будет что-нибудь сделать
ответят: конечно,обязательно, всё это нужно сделать.
но: primo,
но: sekundo,
но: tertio.
так что лучше пусть всё останется так, как было.
Философы это называют словом distinguo.
Жалкое зрелище - этот плач на рекАх вавилонских -
интеллигенты, в упавших портках возрождающие средневековье
нАново - так пьяндыга, обожравшись, валится нА пол,
и схватившись за скатерть, сбрасывет на себя
всё - и лежит под надкушенным каплуном-Абеляром,
политый соусом Аристотеля,
и постепенно
широкой лужей
растекается красное вино.
Не знаю, был ли Чеслав Милош "практикующим" католиком.
Эта вещь - не юморная пушкинская "Гавриилиада", а гневная саркастическая сатира на католическую интеллигенцию, ушедшую в средневековую мистику во время фашистской оккупации.
С брезгливостью Милош говорит об их благостном мире будущего, который выродился ныне
в доходящую до абсурда толерантность и политкорректность - О "мудрости без гнева", и кончает стихотворение широко разлитым вином - пророческим прообразом крови.
Свидетельство о публикации №108122702200