Чеслав Милош. Маэстро

         Мою музыку все назвают ангельской.
         Когда её слушает князь,
         его замкнутый лик светлеет.
         и, кажется,с нищим в тот миг он поделился бы властью.
         У придворной дамы веер в руках замирает.
         Не будит прикосновенье к атласу мыслей нескромных и милых,
         но чуждых,когда как над бездной под атласом стынут колени.

         Каждый слышал в соборе мою "Missa Solemnis".
         Я голоса девиц хора Святой Цецилии
         превратил в инструмент, который нас возвышает               
         над тем, что мы есть. Я умею отвлечь от всего
         мужей и женщин.
                Они в дымке нефа стоят,возвращаясь
        к утрам детства, когда ранний холод росы,
         крик и эхо в горАх были истиной мира.

         Я мог бы
         как садовник стоять при закате солнца,
         опираясь на посох,
         под сенью взращённого мною огромного дерева.

         Я не растратил года хрупкой юной надежды.
         Оглядываю сотворённое.
                Там, в вышине, ласточка
         скользнёт и снова вернётся своим, наискось, полётом.
         У колодца шаги послышатся, но люди будут лругие.
         Плуги запашут лес. И только флейта и скрипки
         будут звучать так, как я им приказал.

         Никто не знает, чем я платил. Смешные люди! Они считают,
         что всё достаётся мне даром. Нас луч насквозь пробивает,
         а им этот луч нужен - он у них вызывает восторг,
         или верят они в обычную сказку - однажды, в тени под ольхою,
         явился пред нами демон, совершенно чёрный.
         Комариным укусом  выдавил две капли крови
         и сделал оттиск на воске аметистовым перстнем.

         Неизменна музыка сфер небес и планет.
         Но минута памяти остается непокорённой
         и возвращается ночью.
                Кто держит факел
         над тем, что было давно и видится наяву?

         Жалеть теперь бесполезно о каждом утраченном часе
         прошедшей долгой жизни. Какие шедевры
         самые великолепные, окупят удары сердца
         живого существа, и кому достаточно будет
         сознанье того, что его творенья будет жить вечно?

         Когда седое и старое под шалью с кружевами
         пальцы опускает в воду кропильницы костёла,
         мне кажется, что она - одна из них. Те же пихты
         шумят и мелкая рябь меняет облик озера.

         Однако. я очень люблю своё призвание.
         И если бы в прошлое можно было вернуться,
         выбрал тогда бы я честность? Не могу отгадать.
         Линиям судеб наших неведомо, хочет ли Бог,
         чтобы мы погубили душу, ибо только так
         может наш дар стать мощным и совершенным.

        Ангельские голоса! Прежде, чем вспомнишь о Милости,
        будь осторожен, чтоб не подвести ни других, ни себя.
        Только то, что возникло во зле моём -
        только оно настоящим было.
               
                Монтгерон, 1959 г.






















         


Рецензии
Глеб, тороплюсь на поезд. Вот поправки:
1) МОЮ "Missa Solemnis".
2) выбрал ТОГДА бы я честность? Не могу отгадать ("ли бы" рядом плохо звучит).
Спасибо.

С уважением,

Роман Рудица   10.12.2008 14:13     Заявить о нарушении
Роман,Давненько Вы не появлялись. За поправки спасибо. По поводу произведения - тут Вам карты в руки. К стыду своему, я в музыке профан,
уровень - "нравится - не нравится", честно говоря не знаю автора, не говоря уж о произведении. Первым конечно, приходит в голову Бах, но это могут быть и другие великие немцы, они все писали храмовую музыку.
Просветите невежу, а то как-то неудобно.
Жду.

А не сочтёте ли Вы за труд рассказать о себе,(общие сведения),
о своей ...ну назовём это работой. Вы концертмейстер, служите в оркестре, солист или что-то ещё?
Пишете ли Вы музыку? Ну, и прочее, по желанию
Мне это очень интересно.

Глеб.

Глеб Ходорковский   10.12.2008 18:33   Заявить о нарушении
Ценность поправки ещё в том,, что обращаешь внимание на то, что скрипит в твоих ушах,а со стороны заметны и другие шорохи. Ещё раз спасибо, за то, что не только внимательно вчитываетесь, но и не менее внимательно вслушиваетесь.
Глеб.

Глеб Ходорковский   10.12.2008 18:42   Заявить о нарушении
Прежде всего прошу прощения за то, что по своей дурной привычке встреваю в разговор.
Глеб, Роман Рудица - широко известен в узких кругах как один из наиболее перспективных молодых композиторов Санкт-Петербурга. Он окончил Петербургскую консерваторию по классу С.М.Слонимского и консерваторскую аспирантуру. Уже во время обучения в консерватории, куда Роман поступил в 17 лет (для композиторского факультета это рекорд), он был известен как прекрасный пианист и клавесинист. Впоследствии он успешно гастролировал (о его московских выступлениях есть материалы в и-нете), зарекомендовав себя одним из лучших отечественных исполнителей французской клавесинной музыки эпохи Людовика XIV (Шамбоньер, Д'Англебер, Луи Куперен). Сверх того, Роман - известный музыковед и музыкальный критик, к мнению которого прислушиваются профи самого высокого ранга. Кое-какие из его статей легко разыскать в и-нете.
Еще раз извините,

Евстасия   15.12.2008 02:37   Заявить о нарушении
Евстасия, благодарю сердечно! Тронут очень. Когда и как Вы всё это успели раскопать при Вашей занятости?
Глеб, возможный прототип ЛГ стихотворения - Бетховен.
Ещё одна поправка, которую упустил в спешке:

"Не будит прикосновенье к атласу мыслей нескромных и милых,
но чуждых, ТОГДА как над бездной под атласом стынут колени".

С уважением,

Роман Рудица   15.12.2008 10:57   Заявить о нарушении
Роман, не за что совершенно! Если бы Вы знали, какие легенды о Вас гуляют по Питеру!:)
...Да, - Брукнера в "Записи ненастного дня" Евгения Туганова не слышу совсем, хотя могу представить, почему Вы о нем вспомнили. Кстати, как Вам тамошняя реализация корня-квадратного-из-пяти-плюс-единица-все-дробь-два? Ну разве не чудо? И хоть бы слово кто сказал... Я этот "поворот винта" просто слышу, физически ощущаю!

Евстасия   15.12.2008 12:37   Заявить о нарушении
И какие?:-)

Роман Рудица   16.12.2008 15:05   Заявить о нарушении
О, ну... например, знаменитые ноты, свалившиеся на клавиатуру на вступительном экзамене по сольфеджио, и Р.Р., безошибочно назвавший все звуки до единого, стоя спиной к роялю:)))
А серьезно - самые авторитетные музыканты вспоминают ре-минорную сюиту Д'Англебера в Вашем исполнении с таким выражением глаз...

Евстасия   16.12.2008 21:14   Заявить о нарушении
Я не знал, что это ноты прыгают. Подумал, что для определения на слух дали отрывок из Коуэлла, и от испуга всё назвал:-)
За Д'Англебера сердечно и многократно благодарю!

Роман Рудица   22.12.2008 16:13   Заявить о нарушении


Дорогие мои Роман и Евстафия! К сожалению, был слух, сейчас он меня спасает при переводах.

О модерновых знал по польскому (путеводителю, что ли) - однажды развлекался тем, что с серьёзным видом видом, ради хохмы вещал нескольким старшекурсницам музыкальной школы об атональной музыке, Берге, Брукнере, Хиндемите, Пуленке свалив туда же Стравинского и Бриттена, не имея при этом ни малейшего представления ни об одном звуке этой музыки. Это был конец пятидесятых.
От встречи с преподавателями благоразумно уклонился.
Вы, наверно, Роман знаете, что у отца Вашего учителя,Михаила Слонимского,одного из "Серапионовых братьев", был родной брат, Антони Слонимский, известный польский поэт. У меня, среди прочих, есть, кажется, три его стихотворения.
Уважаемая Евстасия, спасибо зп довольно объёмную информацию, на которую сам Роман вряд ли бы решился.
Сейчас и нахватанного не помню, остались только фамилии.
Кроме обычного классического набора Бах, Вивальди, Бетховен,австрийцы и т.д. русско-советское от Глинки до Губайдулиной.
В филармонии - изредка, большей частью на пластинках и по ящику.

Препутался порядок строчек, перепечатывать, извините, не буду - устал.

Будьте здоровы и благополучны, удачи.
Глеб

Глеб Ходорковский   07.01.2009 17:04   Заявить о нарушении