Аэлита

       АЭЛИТА.

       Червонные краски заката
       стекают,
       редеют
       и гаснут.
       Темнеет осенний вечер
       мерцая блёстками звёзд…
       - Ты слышишь меня,
       Аэлита,
       печальная марсианка?
       Ты помнишь меня?
       - Слышу, любимый.
       Слышу и помню.
       …это было давно,
       как в любимой затерянной книге.-
       бой часов,
       поцелуи
       и хлопьями –
       мокрый снег.
       Улицы
       и переулки
       кладбища,
       города мёртвых.
       …Лизиазира… Лизиазира…
       Память моей любви.
       Где и когда это было?
       На Земле?
       Или на Марсе?
       Я только помню
       ч т о было,
       не могу и боюсь забыть.
       - Ты так далеко,
       Аэлита,
       чуть слышен твой лёгкий голос.
       Тишина темнеет,
       чернеет…
       - Аэлита,
       Ты слышишь меня?

       - Слышу, любимый, слышу…
       
       Над зарослями парильеты
       восходит солнце
       и снова заходит –
       маленький жёлтый диск.
       Фобос и Деймос
       не могут догнать друг друга.
       Так давно –
       я уже не помню
       сколько
       Я кружусь в пространстве времён…
       
       
       - Аэлита!
       Аэлита!
       Я не тот,
       кто дал тебе хао.
       Не со мной в кружевах парильеты
       ты была…
       - Не надо, любимый.
       Это глупо, горько и больно.
       Нет…
       Глаза твои,
       руки,
       губы –
       это было
       было и будет -
       мокрый снег,
       фонари ночные,
       сумрак улиц,
       тепло плеча.
       Как миры бесконечное счастье,
       Боль сомненья
       и ласка шальная,
       Губы в губы,
       ладони в ладони,
       Ты – Любовь.
       Ты – Человек.
       - Ты придешь ко мне,
       Аэлита?
       Мягко манит бездонная нежность.
       - Или я…
       Подожди, Аэлита…
       - Нет, любимый,
       мне ждать нельзя.
       …В тёмных просторах Вселенной
       кружатся наши планеты.
       Так близко –
       и так далёко,
       рядом –
       и не достать.
       Люди и марсиане,
       время и расстоянье,
       мысли,
       дела,
       и поступки
       нас разделяют.
       Прощай!

       - Ты не хочешь меня,
       Аэлита?
       Почему?
       Ты же любишь меня!

       - Я…
       Ненавижу тебя, любимый,
       ненавижу,
       нельзя,
       не надо,
       не могу, любимый.
       Забудь обо мне.
       Ты звал меня,
       мой любимый,
       не могла я не отозваться,
       но я разобью свою уллу,
       исчезну,
       как искра в ночи…
       Но только…
       Любимый!
       Любимый!
       Не забывай Аэлиту!
       Пусть будет, что будет.
       …Поздно…
       Прощай,
       мой любимый!
       Прощай…
       - Ты слышишь меня,
       Аэлита?
       Отзовись,
       моя голубая,
       моя песня,
       нежность,
       тревога,
       Мне так много нужно сказать!
       Ты печаль моя,
       Аэлита,
       Ты мечта моя,
       Аэлита,
       Моя радость, любовь и счастье -
       Без тебя я так одинок!
       ...Моя выдуманная,
       живая,
       приходившая в дымке рассвета,
       в сумрак вечера,
       в полдень,
       в полночь –
       Отзовись!
       Отзовись!
       Отзовись!
       Где ты?!
       … Звёзды мерцают сонно.
       Гасит эхо лунного света
       Легкий вздох марсианской уллы.
       
       Ночь вступает в свои права.
       
                1951 - 1953

     


Рецензии
Настолько романтично, красиво и печально, что сложно подобрать слова, способные полностью выразить всю гамму впечатлений...
Ваша "Аэлита" просто завораживает, погружает в меланхолично-приятный транс... Впервые прочитал ещё два месяца назад, но с тех пор часто мысленно возвращался к этому стихотворению, поразившему своей особенной атмосферой, рождающейся из гармоничного слияния искренней лиричности с изумительной фантасмагорией...
Настолько своеобразно, что даже бессмысленно с чем-то сравнивать. Хотя, некоторые ассоциации всё же возникают. Во-первых, с признанными эталонами любовной лирики "Аннабель-Ли" и "Улялюм" Эдгара По, именно по завораживающей атмосфере. Но ваше творение выразительнее, притягательнее, просто лучше. Во-вторых, с главой "Вспоминая Сири" из романа Дэна Симмонса "Гиперион" - по впечатляюще космичной лиричности и, опять же, по той атмосфере, когда именно своей душой ощущаешь чувства влюблённых, то пульсирующие со всесокрущающей силой, то замирающие между двумя мирами.
Вообще, основная сила произведения - в поразительной мелодике, вызывающей одновременно умиротворение и возбуждение, побуждающей и к отстранённой релаксации, и к активному сопереживанию.
Формальное отсутствие рифмы, столь свойственное верлибру, остаётся незамеченным - её функции берут на себя гладкость слога и потрясающая музыкальность.
Вы словами сумели создать столь неповторимый, пугающий своей фантастичной реальностью особый мир, который не хочется покидать, а если и покинешь, то постоянно тянет возвращаться в него вновь и вновь.
Непризнанный шедевр истинно талантливого автора...

Моё искреннее восхищение.

Андре Нуар   13.07.2011 10:20     Заявить о нарушении

Спасибо, Андре,за вдумчивый и столь лестный отзыв.
Всё-таки, я считаю, что моя "Аэлита" не сравнима с "Аннабель Ли"и "Улялюм"гениального Эдгара По.
Я не знаю английского, но мой покойный друг читал мне эти стихи по-английски, по моей просьбе, чтобы воспринять их на слух. (и великолепно их перевёл, но к сожалению переводы пропали).
А в остальном - был предмет, кому это адресовывалось, была молодость
(стихам больше сорока лет),алексейтолстовские образы легко перекраивались и переплавлялись в личное, всё писалось на одном дыхании.

Глеб Ходорковский   05.10.2008 16:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.