Ступени 5-10 покаяние, память смерти...

Шаг пятый – попечительное покаянье.

Помыслим, братья, самоотверженье
Мирского попеченья о себе,
И в устремлении к душевной чистоте,
Покаявшись, возобновим крещенье.

Грех утаенный затемняет душу,
И голос совести слабеет от грехов;
Нарыв духовный, что давно запущен,
Врачует лишь обилие трудов.
Восплачем о деяниях лукавых,
Почтем себя достойным всех скорбей,
И в покаяньи до последних дней
Очистим душу от трудов неправых.
Не ужаснемся, видя каждый день,
Греховное паденье человека,
Лишь в двери милосердия сильней
Стучаться будем до скончанья века!
Помыслим, братья, страшный день суда,
Увидим смертный час перед глазами;
Какими Господу предстанем пред очами,
Какой ответ дадим Ему тогда?
Исправим жизнь раскаяньем греха,
В благих делах обрящем примиренье;
На страшное судилище Христа
Предстанем с чистой совестью смиренья.

И помните: силён восставить Бог
Любого грешника в сердечном покаяньи,
И чистое души исповеданье
Всего на свете выше ставит Он!

 * * *

Ступень шестая – это память смерти.

Час смертный скрыт от нас,
Завесою незримой отделена последняя черта,
И краткой жизни миг исповедимый
Без воли Божией не узрим никогда…
Так чудным образом устроено спасенье
Всех душ земных от навыков греха;
Неведома нам мера Провиденья,
Неведом срок и жизни естества.
Чтоб приходили к чаше покаянья
Не на исходе жизненных дорог,
Дан Богом дар: грехов исповеданья,
Спасающий, нас смертных, от оков.
Естественно бояться во грехах
Внезапно умереть без покаянья,
А с бренным телом муки расставанья
Бояться – это против естества.
Час смертный научает нас трезвиться
И телу послаблений не давать,
И размышлять: как сможем мы явиться,
С какой душой перед Христом предстать?
Воспомним, что сказал Апостол Павел:
«Мне еже жить и умереть – Христос»,
И в этом слове жизни суть прославил,
Загадок смерти, разрешив вопрос.

Верх совершенства – пожеланье смерти,
Чтоб, разрешившись, обрести Христа,
Се есть удел для истинно безгрешных,
Святого Духа действий высота!
Для нас же, грешных, высшая отрада-
О смерти память в сердце обрести,
Чтоб от греховной жизни отойти,
Где совесть чистая - воистину награда.

Потщимся, братья, в сердце утвердить
О смерти мысль без времени и срока,
И страхом Божьим душу сохранить
От пагубы греха и от порока!

 * * *

Седьмая степень - благотворный плач.

Трепещет грешник Страшного суда,
Воображая свой исход из мира,
В сердечном сокрушеньи о грехах
Он зрит: над головой его – секира!
Сознанье немощи рождает скорби вздох,
И думы смерти к вечности уводят,
Каков он будет жизненный итог
Путей, что всех на суд к Христу приводят?
Смиренно сознавая сонм преград,
Что заслоняют высоту небесну,
Он молит Господа: «Очисти от неправд,
Пошли мне, Боже, слезы умиленья!..»

Святые слезы – Божья благодать!
Духовное души преображенье;
Они способны сердце утешать,
Изглаживая скорби прегрешенья!
Восплачем, братья, о грехах своих,
Прольем, смиренно слезы утешенья,
И с верой, и надеждой на прощенья
Владыку будем искренне молить.

 * * *

Восьмая степень – кротость и безгневие.

Скорбящая душа слезами гасит пламень,
Что возжигают ярость или гнев;
И слово вспыльчивое твердое, как камень,
Не вызывает пагубный ответ.
Уста глаголят от избытка сердца,
Слова – летучие посланники души,
Но если сказаны с оттенком раздраженья,
Причиной могут стать большой беды.
Гнев – это вихрь возмущенья в сердце,
Желанье ярости обидчику отмстить;
И разума слепое помраченье,
Способное распять или убить.
…Безгневие ж, как хрупкий мотылек,
Не чувствует досады и обиды;
Яд похвалы, бесчестий желчь не видит,
В смиреной кротости, взирая на цветок.

Потрудимся ж, чтоб обуздать язык,
Хранение устам своим положим,
Чтобы великий пламень не возник
Из искры слов, что удержать не сможем.
Кто верит истинно в учение Христа,
Суд над обидчиком оставит воле Бога,
Не станет самосуд творить в делах,
Не изречет болезненного слова!
А будет терпеливо выносить
Бесчестие, хвалу и униженье;
И чашу горькую смиренно с честью пить,
Не помышляя гнева раздраженье.
Он постепенно будет достигать
Молчанья помыслов, что возмущают душу,
И благодати, словом не нарушив,
В бесчестии беспечным пребывать.

И, наконец, в трудах взойдет туда,
Где тишина души неколебима,
Где поношения звучат, как похвала,
И стрелы гневные, что мечет сатана,
Не повредят гармонии незримой!

Как исчезает тьма с приходом света,
Так и смирение врачует гнев души,
И сердцем кроткие, в наследство примут землю,
Поправши гнев учением любви!
А посему помолимся усердно:
«Прости, мне Господи, несдержанность мою,
Желанье досадить и раздраженье,
Слепую ярость, гнев, вражду, отмщенье
Предай смиренному и кроткому огню!»

 * * *

Девятый шаг – памятозлобие.

Случится страшный день в земной судьбе народов
И каждому воздастся по делам,
Но как несчастен тот, в чьем сердце гнев и злоба,
Он преступил завет, завещанный отцам:
« Да солнце не зайдет во гневе вашем!»
И ближнего иль брата своего
Скорее поспешим во всем простить его,
Чтоб Божий гнев не пал на души наши.
Ужасно сердце в коем скрыта злоба,
Шипящая, смертельною змеёй,
Оно родит отравленное слово
И ум разит безумною стрелой.

Памятозлобие – пред Богом преступленье,
Тяжелая и пагубная страсть
И чтобы в прегрешение не впасть,
Покаемся и встанем на моленье;
Простим сердечно душ несовершенство,
Обиду слов и грешные дела,
Чтоб к Царству Бога от пути спасенья,
Погибель гнева нас не увела.

 * * *


Десятый шаг – злословье, клевета.

От ненависти, злобы и греха
Рождаются вторичные пороки:
Подруга ложных слухов - клевета
И осужденье ближнего – злословье.

Ум рассудительный и правый замечает
Все добродетели, которыми Творец
Бесхитростную душу украшает,
Вручая ей бессмертия венец!
Но слеп безумец. В праздной суете
Поступки ближнего на скорый суд приносит,
И самочинный приговор выносит
В глухой и мрачной сердца пустоте.
О, если бы, несчастный, он прозрел,
Сорвал с души покров самолюбивый,
И жизнь свою греховную узрел,
Поступков злых и слов невозвратимых!
Как одержимый ненавистью злой
Ученье порицал и добродетель,
И оскорблял обидной клеветой
Души невинной тихую обитель.
То ни о чем помыслить бы не смел,
Как только о грехах своих безумных,
И даже если б сотню лет имел,
То не успел оплакать груз бездумный
Потоком слез, изшедшим из очей…

Учтем же, братья, к мудрости своей:
Нам видно человека согрешенье,
Но скрыто покаяние его,
И, может быть, в сердечном обращенье
Он получил прощение Того,
Кто вправе суд творить над грешным веком
И немощным ничтожным человеком.

Иуда был среди учеников,
Которых Иисус призвал к служенью,
Разбойника ж распяли со Христом,
Но вот в одно незримое мгновенье
Раскаянье спасает одного
И грешником низводит в ад другого.

Чтоб нам избегнуть участи второго,
Запомним твердо, что судить других-
Бесстыдно похищать суд правды Божий,
И осуждать поступки мы не можем,
Не зная промысла Божественной руки.

Запечатлеем заповедь Христа:
«Да не судите и не будете судимы!»,
И пусть почаще говорят сердца
Ефрема Сирина священную молитву:
«Владыко дней моих, дух праздности унылой,
Любоначалия - змеи сокрытой сей
И празднословия не дай душе моей!
Но дай мне зреть, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрием мне душу оживи!»


Рецензии
Виктор, замечательно, удивительно!!! Так и есть! Очень хорошо написанно!
Но... только хотелось бы, для удобства чтения, чтоб были ступени отдельно опубликованы. Поклон Вам.

Алена Павловская   25.03.2007 17:13     Заявить о нарушении
А я почему-то подумал, что так легче будет читателям ориентироваться.
По-Вашему так хуже и лучше отдельно?
С уважением за визит!

Виктор Тищенко   26.03.2007 23:19   Заявить о нарушении
Я думаю все-таки отдельно надо. Мне было бы легче читать. Потому что все требует осмысления, тема то какая! А я читала и боялась пропустить что-либо, немного отвлекло большое кол-во текста. С уважением.

Алена Павловская   27.03.2007 00:27   Заявить о нарушении